Сплочение классного коллектива через игры на уроках физкультуры
методическая разработка по физкультуре (8 класс)
Предварительный просмотр:
Сплочение классного коллектива через игры на уроке физической культуры
Философская основа: от «Я» к «Мы»
Цель — создать ситуации, где успех зависит не от индивидуальной звездности, а от слаженности, взаимопомощи и общения. Акцент смещается с «кто выиграл» на «как мы справились вместе».
Ключевые принципы для учителя:
- Позитивная атмосфера: Нулевая терпимость к насмешкам. Ошибка игрока — повод для команды его поддержать и найти решение.
- Ротация ролей: Лидеры и тихони должны меняться местами. Сегодняшний капитан завтра может быть судьей или стратегом.
- Обсуждение и рефлексия: После игры выделите 3-5 минут на вопросы: «Что помогло нам сделать это хорошо?», «С какими трудностями столкнулись?», «Как поддержали друг друга?».
- Акцент на процессе, а не результате: Хвалите за красивую передачу, за то, что подняли упавшего, за слаженность, а не только за забитый гол.
Категории игр для сплочения (от простого к сложному):
1. Игры-«ледоколы» и на взаимодействие (начало урока, младшие классы)
- «Паутина»: Класс встает в круг. Учитель держит клубок ниток. Называет имя и бросает клубок тому, кто держит конец нити. Так продолжается, пока все не окажутся частью «паутины». Можно потом аккуратно «смотать» ее обратно.
- «Перестройка по...»: Задача — молча, без разговоров, быстро построиться по росту, по дате рождения, по первой букве имени. Развивает невербальное общение и внимание друг к другу.
- «Счет до N»: Задача всему классу с закрытыми глазами (или не глядя друг на друга) досчитать до числа, равного количеству игроков. Если два человека называют цифру одновременно — счет начинается заново. Требует огромной чувствительности к группе.
2. Кооперативные игры (где общий противник — не другая команда, а задача)
- «Круг вызовов»: Вся команда (или класс) стоит в кругу, взявшись за руки. Задача — передать по кругу обруч (хула-хуп), не расцепляя рук.
- «Всем стоять!»: Класс делится на несколько команд (6-8 человек). Задача — всей команде встать на небольшую платформу (гимнастическую скамейку, мат) и удержаться на ней 10 секунд, не касаясь пола. Платформу можно уменьшать.
- «Переправа по кочкам»: У команды 5-6 «кочек» (листов картона). Задача — всей команде переправиться через «зал-реку», наступая только на кочки, которые можно передвигать. Условие — если кто-то коснулся пола, команда возвращается или получает штраф.
3. Командные игры с измененными правилами (акцент на пас и поддержку)
- Баскетбол/пионербол/футбол с обязательным пасом:
- Правило: Засчитывается гол (очко), если перед ним мяч коснулся всех игроков команды (или 3-4 конкретных).
- Эффект: Заставляет искать самых слабых/незаметных игроков и вовлекать их в игру.
- «Вышибалы объединяющие»: Играют две команды. Если игрок выбит, он идет не на скамейку запасных, а в зону противника за его линию. Чтобы вернуться, его должна выручить его же команда, поймав мяч с лета и перекинув ему точно в руки. Это стимулирует команду помогать даже «выбывшим».
- Эстафеты на общий результат:
- Не «кто быстрее», а «уложимся ли мы, как класс, в 5 минут?». Время фиксируется для всего класса, проходящего эстафету.
- Эстафета «Вслепую»: Часть команды с завязанными глазами, а их товарищи голосом направляют их.
Структура урока, нацеленного на сплочение:
- Вводная часть (разминка): Использовать игры-«ледоколы» («Перестройка», «Паутина»).
- Основная часть: Сначала — 1-2 кооперативные игры («Круг вызовов», «Переправа»). Затем — командную игру с измененными правилами (пионербол с обязательным пасом).
- Заключительная часть (восстановление + рефлексия):
- Легкая ходьба в кругу.
- Вопросы для обсуждения: «Чего сегодня добились вместе, чего не смогли бы по одному?», «Кто тебе сегодня помог или кого поддержал ты?», «Что чувствовали, когда команда действовала слаженно?».
- Завершить ритуалом: общее командное «Спасибо!» или хлопок в ладоши в кругу.
Важные предупреждения:
- Избегайте: Игр на выбывание (они оставляют слабых и медлительных не у дел), излишнего акцента на соревнование между постоянными командами (формирует враждебность).
- Учитывайте физические возможности: Адаптируйте правила для детей с ОВЗ или низким уровнем подготовки. Важно, чтобы каждый чувствовал свою нужность.
- Меняйте состав команд: Используйте жребий, случайные числа, цвета, чтобы дети взаимодействовали со всеми одноклассниками, а не только с друзьями.
Вывод: Физкультура через кооперативные игры учит детей не просто бегать и прыгать, а доверять, поддерживать, общаться и достигать целей вместе. Это инвестиция не только в здоровье, но и в здоровый социальный климат класса на все остальные уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. ...
Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения
Статья из опыта работы классного руководителя МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко Аллы Евгеньевны...
СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА – ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НАЧАЛЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКА
Презентация опыта работы классного руководителя...

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»
Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...
Игры на знакомство и сплочение классного коллектива
Данный материал подходит для выезных семинаров, классых часов в 5 классе....
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»
Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....
