Конспект классного часа, посвященный Великой победе.
классный час (9 класс) на тему

Романова Ирина Александровна

Рассказ о роли жителей Шатковского района в военное время, о Тани Савичевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mou_shatkovskaya_oosh.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс методических разработок

«Великой Победе посвящается…»

                                         

Номинация №2

Методическая разработка для 5-9 классов

«Победа любой ценой»

                                          (для проведения классных часов)

Автор: Романова Ирина Александровна

Место работы: МОУ Шатковская ООШ

Нижегородской области

Должность: учитель английского языка

Шатки 2015г.

Цели – воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к историческому прошлому своего народа, пробуждать интерес к своим историческим корням.

Задачи:

способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому, ее настоящему. Поддерживать инициативу и творчество учащихся.

Воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным ценностям своей семьи, Родины. Стимулировать у детей нравственные мотивы поведения. Укреплять связь поколений в семье.

Воспитывать культуру дискуссии диалога. Развивать умение публичного выступления.

 

Форма проведения – групповая творческая мастерская.

Подготовительная работа к классному часу:

Сбор информации: кто из родных и близких людей участвовал в ВОВ, кем приходится вам, как звали, остался жив или погиб, где воевал, или находился в тылу, какие награды имеет и т. п.

 

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы: бумага, ручки, клубок красных ниток.

Оформление класса: рисунки детей, посвященные Дню Победы.

Музыкальное оформление: песни «Таня» о Тане Савичевой, «Малая Родина», «Священная война».

Ход мероприятия.

   В начале классного часа звучит голос Ю. Б. Левитана о начале войны. (слайд №1)

Внимание говорит Москва! Говорит Москва! Заявление Советского правительства! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну! Атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города Киев, Севастополь, Аунер и другие.

(слайд №2)

Учитель: Именно такими словами жители нашей страны узнали о начале Великой Отечественной войны. Тогда еще никто не понимал и не осознавал, насколько долгой и кровопролитной она окажется.

 Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и  богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов.

Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы. В обращении фашистского командования к солдатам Восточного фронта в 1941 г. говорилось: “У тебя нет сердца и нервов… Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…Мы столько сделали, что, ели мы не победим нас уничтожат самих”.

Над советским народом нависла страшная угроза истребления и порабощения. Решался вопрос о жизни и смерти. Это было суровое испытание. В первые часы войны правительство обратилось к армии и народу с призывом встать на защиту Родины, подняться всем на Великую Отечественную войну против фашистских поработителей. Сталин обратился к советскому народу и первыми слова его обращения были: «Братья и сестры...» Как и ранее в великую годину требовалось объединение всего народа. Обращение заканчивалось словами: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!”

Небывалый патриотический подъем охватил всех советских людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, просили отправить их на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.

 Гитлеровские генералы рассчитывали закончить войну с Советским  Союзом за восемь недель, но этот план “молниеносной войны” провалился. (слайд №3)

   Войной был охвачен каждый населенный пункт Советского Союза. Наш район не стал исключением. Давайте вместе с вами совершим заочное путешествие по памятным местам р. п. Шатки. Первая наша остановка будет на мемориале «Никто не забыт, ничто не забыто». Здесь на настенных плитах написаны имена погибших. Каждый может найти среди них своего родственника. А что вы знаете о своих прабабушках и прадедушках, которые жили и воевали в тот период? (слайд №4)

Ученики:

Выходят несколько человек с фотографиями своих родственников и рассказывают: как зовут, кем приходится, где воевал, какие медали получал, самые интересные факты из их жизни ( пример одного рассказа).

                                       Абдалин Михаил Яковлевич.

  • Родился 1 декабря 1924 года. Проживал в селе Архангельском Шатковского района. Во время войны был призван из 10 класса Шатковской средней школы в армию, в Ленинградский пехотный центр.
  • Окончив училище в 1943 году в звании лейтенант, ушёл на фронт, вместе со всем училищем, под Воронеж. Был направлен во 2-й Белорусский фронт командиром пулемётного взвода.
  • Потом под городом Магелёвом был тяжело ранен и направлен на лечение в город Иркутск. С августа 1944 -1946 (война с Японией) служил в Бурятии в городе Баргузине. Домой был демобилизован в 1946 году.
  • В 1947 году стал работать учителем Архангельской семилетней школы, закончив Арзамасский  пединститут,  работал военруком до 1984 года. (слайд №5)

Ученики читают стихотворение о войне шатковского поэта Агафонова Василия Петровича.

               ВОЙНА

Старуха-смерть не понимала:

Он молодой, немолодой —

По одному нас выбирала

И уводила за собой.

На месте стынущей воронки

Теперь цветку не зацветать.

И вот на сына похоронку

Седая получала мать.

Снаряд сильнее грома ухал.

Горела роща и жнивье...

Не понимала смерть-старуха,

Но понимали мы её.

Нам лишь бы Родина стояла,

Нам лишь бы ей не умереть.

Не верьте, смерть не выбирала,

Мы сами выбирали смерть.

Учитель: В те времена тяжело было всем, но больнее и тяжелее всего было смотреть на умирающих детей. Наш поселок навеки  связан с именем одной ленинградской девочки по имени Таня Савичева. И следующая наша остановка у могилы Тани Савичевой.

                                                        (слайд №6)

Рассказ ученика:

   В августе 1942 года шатковцам выпала еще одна  непростая миссия: на станцию Шатки прибыл поезд со 140 воспитанниками Детского дома №148 города Ленинграда. Открылись двери вагонов, и в них показались бледные, худые ребячьи лица, костыли, марлевые повязки. Дети были так слабы, что не могли сами спуститься из вагонов, их выносили на руках. Когда весть о прибытии в Шатки из Ленинграда больных от голода детей разнеслась по району, со всех окрестных сел и деревень шли и ехали люди с продуктами. Все хотели помочь детям.

    Всех прибывших детей отправили в село Красный Бор, где к этому времени были созданы необходимые условия для их выздоровления, жизни и учебы. Шатковская земля для них стала вторым домом. Детей окружали вниманием и заботой, обеспечили хорошим питанием и медицинским обслуживанием. Ленинградцы выздоровели, учились в школе, а после войны разъехались к родителям и родным. Большинство из них вернулось в родной Ленинград. Только одна девочка, а именно Таня Савичева, не смогла побороть болезнь, вызванную голодом. Она умерла 1 июля 1944 года в Шатковской больнице и похоронена на местном кладбище. Она вела дневник, который был обвинительным документом на Нюрнбергском процессе над фашистами.

   В память о Тане в Шатках установлен мемориальный комплекс «Тане Савичевой и детям войны посвящается», который установлен около Шатковской школы №1.

 Наши земляки прославили имя этой девочки в стихах, на которые впоследствии была наложена музыка и получилось трагическое произведение под названием «Таня». Стихи В. Винидиктовой, музыка мордовского композитора Сергея Терханова, исполняет ансамбль учителей ДМШ «Дивертисмент». (слайд №7)

(прослушивание и обсуждение песни).

Учитель:  В послевоенные годы поселок посещают известные люди России. В 1976 году в Шатки приезжала Эдита Станиславовна Пьеха. Она посетила могилу своей землячки Тани, и, растроганная тем, как бережно хранят шатковцы память о девочке, поклялась посвятить песню. Впоследствии, во второй свой визит в Шатки в 1978 году Эдита Пьеха действительно привезла песню, написанную молдавским композитором Дога, и впервые ее исполнила в Шатках.

В мае 1981 года приезжала сестра Тани Савичевой Нина Николаевна на открытие памятника в гранитной нише бронзовый бюст девочки.

  В июле 1986 года Шатки посетил лауреат Ленинской и Государственной премий, народный артист СССР, депутат Верховного Совета СССР Кирилл Юрьевич Лавров. Он поделился своими впечатлениями с корреспондентом районной газеты: «Я нахожусь сейчас под впечатлением замечательного мемориала, могилы Тани Савичевой, которые мы посмотрели, и вспоминаю первые годы войны, когда я тоже был вывезен из Ленинграда мальчишкой в Кировскую область. Я никогда не забуду этих лет. И то, с какой  любовью сохраняется в Шатках могила и память о Тане Савичевой, свидетельствует о том, что она не забыта. И как у нас, на Пискаревском кладбище, здесь на мемориале написано: «Никто не забыт, ничто не забыто». (слайд №8)

Учитель: Во время войны была еще одна категория людей, без которых победа не была бы возможной тоже. Это труженики тыла. Порой из последних сил выполняя свою работу, они мечтали о том, что скоро все закончится. Следующая наша остановка – труженики тыла, живущие до сих пор. (слайд №9)

Ученики: из воспоминаний тружеников нашей области:

     Ираида Григорьевна Михалицына «В тылу тоже был фронт, с той разницей, что здесь не стреляли. Те же суровые требования, та же военная дисциплина. Район ежегодно сдавал государству 12 000 тонн зерна. Убирали все до зернышка, ничего не оставляя в поле. Работали все без выходных, без отпусков. Лишь для вдов была одна скорбная привилегия: получив похоронку, они могли на два-три дня остаться дома. Когда я, вручая извещение о гибели мужа, женщины отвечали, что им хватит и нескольких часов, а потом опять на работу.

       Ираида Михайловна Козлова:

«Трудно было: голод, холод, бессонные ночи. Однажды ночью просыпается мой сын и говорит6 «Мама, зажги лампу!» Встаю, зажигаю, а он под кровать лезет, под стулья, под столы заглядывает. Спрашиваю: «Что потерял, сынок?» А он мне в ответ: «Папа сейчас здесь был, по голове меня погладил, потрогай волосы, еще теплые». Как было объяснить малышу, что отец погиб на фронте и больше никогда не вернется и не погладит его по голове?»

Учитель: О героизме русского народа можно говорить бесконечно. Но Нынешний год для нас особый – в мае мы будем отмечать 70-летие великой победы

    Мы обязаны сохранить в наших сердцах память о Великой отечественной войне и передать ее современному поколению. О подвиге, который совершили наши деды и отцы. О борьбе с собой и врагом. О силе, сплоченности, долге каждого защищать. Необходимо говорить о нашей общей истории государства и людей, отдавших жизнь на благо родной страны. Историю надо преподавать, учить, ее нужно знать! Память выражает себя в суждениях и знаниях. Именно память не позволяет опускаться ниже той нравственной отметки, которой очерчены горькие и героические годы в истории нашего государства. Память о доблести и чести наших предков должна свято и неотступно жить в сердце каждого человека. Мы должны помнить подвиг каждого ветерана. Память о войне – нравственная память о героизме и мужестве русского народа.  Вечная благодарность за отданный Родине долг погибшим и ныне живущим. Спасибо за победу!

Ученик читает стихотворение о победе, написанное шатковским автором  Винидиктовой Валентиной Павловной. (слайд №10)

                            День Победы в России

Плещет май буйной силой

И цветет, и поет:

Над Великой Россией

День Победы встает.

                                Праздник воинской чести

                                И побед и потерь.

                                Жаль, что нет с нами вместе

                                Самых близких теперь.

Земляков нынче славим,

Что повергли врага,

Свою роспись оставив

На рейхстаге тогда.

                                Вспоминаем с любовью

                                Тех, кто жизнь так ценил

                                И горячею кровью

                                Стяг Победы полил.

Цвет полотнища яркий

Будет дорог всегда.

И звезды отблеск жаркий

Не погасят года.

                                Славной музыкой жизни

                                Он звучит там и тут

                                В уголочке России,

                                Что Шатками зовут.

Плещет май буйной силой

И цветет, и поет:

Вам, герои России,

Гимн слагает народ.

                                Плещет май буйной силой

                                И цветет, и поет:

                                День Победы а России

                                Величает народ.

Учитель: Последняя наша остановка «Через века». На первой парте лежит ватман и клубок красных ниток. Так вот в конце нашего мероприятия мне хочется, чтобы соединились мысленно с тем временем и никогда не забывали, какой ценой нам досталась эта победа. Для этого вам надо оторвать кусочек нитки и повязать себе на руку. Она будет вас мысленно связывать с тем периодом нашей истории на ватмане оставить слова благодарности всех воевавшим. (Во время данной работы звучит песня «Малая Родина» на стихи шатковского поэта Винидиктовой В. П.) (слайд №11)

                                                     Литература:

1. «Земля шатковская» Карпенко В. Ф. и другие, г. Арзамас, «Арзамасская типография», 2004г.

2. «Время выбрало их» Арбузова З. В., Винидиктова В. П., г. Арзамас, «Арзамасская типография», 2010 г.

3. «Вдохновение. Сборник стихов шатковских поэтов», Винидиктова В. П., г. Арзамас, «Арзамасская типография», 2010 г.

4. «Шатковский край в 16-17 вв.» Инжутов А. А., г. Арзамас, «Арзамасская типография», 2009 г.

5. «Осенняя рапсодия» стихи, песни, рассказы,  Винидиктова В. П., г. Арзамас, «Арзамасская типография», 2008 г.

6. «Любовь во мне еще жива» стихи,  Лифанова О., г. Арзамас, «Арзамасская типография», 2007 г.

7. Информационные ресурсы: Интернет, (фотографии Шатков), песни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!» (10 класс)

Цель: Расширение знания учащихся о вкладе народов СССР в победу над фашизмом и нацизмом, о составе Содружества Независимых Государств и его отношении ко Дню Победы 1945 года.  ...

Сценарий классного часа, посвященного Дню Победы

Участники: Ведущий, Ведущая, четверо чтецов, трое исполнителей сценки» Письмо» - две женщины и дедушка.Предварительная подготовка: Понадобятся аудиозаписи музыкальных пьес « Грезы» Р. Шумана или « Нов...

Презентация для классного часа, посвященного Дню Победы "Война и дети"

Презентация рассчитаны на учеников средней школы. Ее цель - рассказать школьникам о том, каким трудным было военное детство....

Сценарий классного часа, посвященного Дню Победы.

Зажигаем звезды на стене памяти. "Поэтам, не вернувшимся с войны, посвящается"......

План-конспект классного часа "Солдаты Великой Победы!"

Классный час "Солдаты Великой Победы!", посвящён 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне над фашистами.  Цели: расширять знания обучающихся о Великой Отечественной войне, воспит...

Конспект классного часа, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Песни военных лет" в 6 классе.

Классный  час,  посвящённый    70- летию   Победы  в  Великой  Отечественной  войне.Тема:   "Песни  о  войне"   Цел...

Конспект классного часа, посвященного 75-летию Победы

Праздничные и памятные мероприятия, приуроченные к юбилею Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.В 2020 году отмечается 75-я годовщина окончания Вел...