Доклад по теме "Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения
статья на тему

Ерофеева Лариса Александровна

Доклад по теме "Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения

                                                      Если дети живут в обстановке критики,

                                                      Они учатся критиковать и осуждать других людей.

                                                      Если дети живут в обстановке вражды и злобы,

                                                      Они учатся быть злыми, учатся драться.

                                                      Если дети живут среди насмешек,

                                                      Они становятся нерешительными и излишне скромными.

                                                      Если дети живут в обстановке стыда и смущения,

                                                      Чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

                                                                                                                                          Дороти Нолт                              

           В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, возложив на них ответственность за качество образования своих детей. Но, к сожалению, квалифицированных родителей не выпускает ни один ВУЗ нашей страны. Родителей нигде не учат, как надо воспитывать детей, они не имеют специальных знаний в области воспитания, часто испытывают затруднения в установлении контактов с детьми. Эту роль может на себя взять школа и оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Наша задача заключается в поиске путей, которые будут направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и повышения имиджа школы. Ведь деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в различных ситуациях. Это поможет взрослым понять индивидуальные особенности детей, развитии их способности, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Установление партнерских отношений с семьей воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов – это является целью системы работы с родителями. А главным связывающим звеном между школой и родителями является классный руководитель. Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос или,  поможет найти ответ, обратившись к соответствующим специалистам; любящий их детей такими, какие они есть;  готового сделать все, чтобы школа стала для них вторым домом. В XXI веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями, но не забывать и традиционные формы работы с ними – это и  родительские собрания, и общешкольные конференции, и индивидуальные консультации педагога, и посещение на дому. Только все это использовать в духе нового времени, внеся изменения, чтобы родители выступали не в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом, давали друг другу советы, строили общение. Согласитесь, будут дружны родители, то будут дружны и дети. Дети – зеркальное отражение своих родителей, хотим мы это или не хотим.

         Существует ряд традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями. К традиционным, как я уже говорила, относятся: - родительские собрания (общешкольные и классные);

                                                       - общеклассные и общешкольные конференции;

                                                       - индивидуальные консультации педагога;

                                                       - посещение на дому.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:

                                                       - родительский лекторий

                                                       - университет родителей

                                                       - родительские вечера

                                                       - заседания круглого стола

                                                       - родительские тренинги

                                                       - семинары, практикумы, мастер-классы

                                                       - ролевые и деловые игры

                                                       - творческие мастерские и другие.

Рассмотрим некоторые формы более подробно.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Классные родительские собрание проводятся один раз в четверть, при необходимости их периодичность увеличивается. Современное классное собрание должно стать школой просвещения родителей, где идет расширение их педагогического кругозора, стимулируется желание стать хорошим родителем. На родительских собраниях анализируется достижения детей, характеризуются  их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности и проблемы, возникающие в учебном процессе с поиском путей решения и повышения мотивации. Родители не хотят слушать постоянные упреки учителей и классных руководителей, краснеть перед другими родителями. У каждого собрания должна быть тема, которая соответствует возрастным особенностям детей. Само собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуации, тренинги, дискуссии. На собрании мы не должны заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Для этого существуют индивидуальные консультации в отдельное определенное время или при посещении на дому. Конечно, подготовка такого собрания более энергоемкое: надо продумать тему, которая будет интересна родителям. Определившись с темой, можно провести небольшое предварительное анкетирование детей, к собранию подготовив анализ анкет, а на самом собрании сначала провести анкетирование родителей по этой же теме, а потом сравнить их ответы с ответами детей. Иногда родители впадают в шоковое состояние, услышав, как ответили дети на поставленные вопросы. Часто выясняется, что родители не знают своих детей. В основной части собрания идет просветительская работа по заявленной теме. Очень нравятся родителям проблемные ситуации, взятые из жизни: они высказывают свое мнение по ситуации, дают оценку, спорят – не все, конечно, но я работаю с классом только первый год и, думаю, в дальнейшем многие родители начнут более активно участвовать в обсуждениях. Старайтесь внести больше позитива в ход своего собрания, предать уверенность родителям в правильности их хода мысли, что сообща у нас все получится. Хорошо будет, если вы сможете по теме подготовить рекомендации или памятки для родителей и детей. В конце собрания обязательно идут индивидуальные консультации, где родители могут задать только интересующий их вопрос, просят совета, спрашивают какую-то информацию – такое неформальное общение тоже очень важное. Родители видят ваше сопереживание, ваше действительное отношение к ним и их детям, вашу заинтересованность.

Следующая форма работы с родителями – это ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей, особенно это актуально, когда классный руководитель набирает класс или берет новое классное руководство. Готовясь к консультации, целесообразней определить ряд вопросов для себя, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом и индивидуальной работе с отдельными учениками по коррекции поведения и предупреждения неадекватного поведения в дальнейшем. Для этого очень удобна всеми известная операция «БЫТ», к которой не надо относиться снисходительно. На мой взгляд, это прекрасная возможность познакомится детально с каждой семьей в личной беседе, увидеть собственными глазами, в какой атмосфере воспитывается ребенок, в каких условиях живет. Познакомившись с каждой семьей лично, мне стало многое понятно в поступках своих детей: почему кто-то не спешит домой, у кого уроки не выполнены и почему, у кого проблемы в семье, кто живет не с родителями, а с бабушкой-дедушкой, что накладывает отпечаток и на поведение этих детей. В классе вы этого не узнаете, а когда вы у них дома – свой дом располагает к общению. Я на весь класс потратила 4 вечера по 2 часа: один вечер дети из 49 комплекса, второй вечер дети из 50 комплекса, третий вечер – из 51 комплекса и 4 вечер те, кого не было дома до этого. Никаких актов я не заполняла дома у детей, только небольшие пометки в блокноте (вопросы по акту я заранее посмотрела и задавала их в беседе с родителями), а дома, в спокойной обстановке писала акты по пройденным детям. Родителям очень нравится, когда вы приходите и знаете, как зовут их по имени-отчеству независимо от возраста. В течение всего года индивидуальные консультации присутствуют потом выборочно: по определенной тематике, в связи с проблемами, возникающими в процессе обучения. Это все требует время – но это того стоит.

Немного остановлюсь на нетрадиционных формах работы с родителями.

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ – это интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяются с выбором вопросов педагогики и психологии, которые их наиболее волнует. Учитель анализирует полученную информацию, подбирает с помощью библиотекаря и других специалистов необходимую литературу, в которой можно найти ответ на поставленный вопрос. Родители читают к определенному сроку рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Здесь можно использовать метод: «до и после чтения», чтоб посмотреть, изменилась ли ваша точка зрения после прочтения специализированной литературы.

РОДИТЕЛЬСКИЕ ВЕЧЕРА – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний, обмен опытом, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

  1. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  2. Друзья моего ребенка. Кто они?
  3. Традиции моей семьи
  4. «Можно» и «нельзя» в нашей семье
  5. День рождения нашей семьи. Празднуем ли мы его и как?
  6. Песни, которые пели мы и поют наши дети и т.д.

Формы вечеров позволяют не только высказать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое и интересное. Можно такие вечера проводит за чашечкой чая.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя – от этого эффективность тренинга возрастает и, результаты не заставляют себя ждать. Обычно тренинг включает в себя 5-8 занятий и проводится, как правило, психологом школы.

РОДИТЕЛЬСКИЕ РИНГИ – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступают, а лишь поддерживают мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают специалисты, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

При планировании воспитательной работы на год не забудьте мероприятия совместные с родителями, всегда приглашайте их, спрашивайте их впечатления, эмоции детей сразу после мероприятия и тогда родители станут активными участниками вашей внеклассной работы с детьми без принуждения.

Не забудьте, все, что вы используете на своих уроках как предметник, вам пригодится и как классному руководителю, при организации внеклассных мероприятий и работ с родителями.

Таким образом, и традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную социальную жизнь.

МЫ ЗНАЕМ: БЕЗ СОМНЕНИЯ,

ПРОДЛИТСЯ МНОГО ДНЕЙ

СОЮЗ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ

И НАС, УЧИТЕЛЕЙ!

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)

Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Доклад "Технология коммуникативного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Доклад содержит информацию о сущности и основных принципах коммуникативного метода обучения. Приведены примеры коммуникативных упражнений....

Доклад "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения"

В данной работе рассмотрено использование технологии дифференцированного подхода при изучении химии....

Доклад выступления: "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - ...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...