Доклад "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения"
статья по химии на тему

Бурдуковская Любовь Александровна

В данной работе рассмотрено использование технологии дифференцированного подхода при изучении химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Использование технологии уровневой дифференциации

на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения.

        «Знания! Великое дело!

Что же составляет величие

Человека, как не знания!»

А.С.Пушкин

        Задача системы образования в соответствии с ФГОС состоит не в передаче объема знаний  ученику, а в том, чтобы научить его  учиться. Это значит, что при изучении содержания любого предмета важно не формировать готовые факты, не навешивать новые знания, а создавать условия, при которых ученик с помощью учителя разворачивал бы учебный материал, прогнозировал направление своего развития.

Стандарт нового поколения помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые,  формируют фундаментальное ядро образования.

Ребенок должен научиться умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Применяя в своей работе элементы современных педагогических технологий, учитель добивается того, чтобы школьник стал активным участником процесса обучения. Одной из таких технологий является технология уровневой дифференциация, которая  направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на адаптацию стандартов к ученику и к школе. Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования.

Уровневая дифференциация является эффективным средством повышения качества знаний обучающихся, способствует развитию их мышления, играет определяющую роль в осуществлении личностно – ориентированного подхода к учащимся, так как обеспечивает сознательное осмысление всех элементов структуры выполняемой учебной деятельности.

        Главной целью уровневой дифференциации является – достижение всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего государственный стандарт образования, и при этом создание условий обучающимся, проявляющим интерес и способности к предмету, для усвоения изучаемого материала на более высоких уровнях. В соответствии с технологией уровневой дифференциации по каждой теме выделен уровень обязательной подготовки, который задает  нижнюю границу усвоения материала.

        Основные принципы уровневой дифференциации обучения связаны с такими концептуальными идеями образовательных стандартов, как обеспечение прав и обязанностей учеников в отношении содержания образования, реализации деятельностного подхода и личностного выбора содержания образования, осуществления преемственности образовательных программ, опорного характера обучения и процессуальной разгрузки школьников.

Уровневая дифференциация способствует повышению интереса к предмету, регулирует учебную нагрузку школьников, каждый учение сам регулирует уровень своих знаний.

Уровневая дифференциация - организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях: минимальном уровне (1 уровень), уровне понимания и творчества (2 уровень) и продвинутом уровне (3 уровень).

Основные исходные положения уровневой дифференциации учащихся заключаются в следующем:

  • планируемые обязательные результаты обучения по базисному плану
    (базовому уровню образования) должны быть посильны и доступны.
  • минимальный уровень содержания учебного предмета по классам определяет фундаментальное ядро содержания по химии.
  • различный уровень обучения определяется преимущественно глубиной содержания образования.

Принципы уровневой дифференциации:

1.Овладение обязательным уровнем подготовки.
2.Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки.
3.Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности
4.Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний по уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки.

Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания.

Профессор В. В. Гузеев  предложил и обосновал трёхуровневую дифференциацию.
Первый уровень – минимальный. Выполнение заданий этого уровня основано на памяти учащихся. Если учащиеся, выбирают задания воспроизводящего характера, решают шаблонные, многократно рассматриваемые ранее задачи, то за выполнение такого задания они получают отметку «3».
Второй уровень - понимания и творчество. Здесь выполнение заданий требует мыслительных операций. Если учащиеся выбирают задания, при выполнении которых они могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов, и приводя соответствующий анализ этих фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с одним типом связи (явным), то они получают отметку «4».
Третий уровень – продвинутый. Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, путём даже таких, в которых кроме явной присутствует ещё и скрытая (латентная) связь; ориентируются на глобальные и межпредметные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений, и при этом способны переносить знания в незнакомые, новые и нестандартные ситуации. Выполнение заданий такого уровня оцениваются отметкой «5».

Поскольку новые стандарты устанавливают требования к результатам освоения основной учебной программы в трех направлениях: личностные, метапредметные и предметные, то рассмотрим эффективность применения  данной технологии в этих направлениях более подробно.

Личностные:

Способствует формированию трудолюбия, целеустремленности; готовности  к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умения управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной
 деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.
Предметные:
1. В познавательной сфере:

- давать определения изученных понятий. Пример организации деятельности учащихся при формировании понятия: «Реакции ионного обмена» по трем уровням (каждому ученику выдается карточка – информатор)

 «Реакции ионного обмена»

Образец выполнения заданий:

Записать уравнения реакций  в полном и сокращенном ионных видах, выписать катионы и анионы.:

NaOH + HCl = NaCl + H2O – молекулярное уравнение

Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O – полное ионное уравнение

      OH- + H+  =  H2O – сокращенное ионное уравнение

Катионы: Na+ ; H+

Анионы:  OH- ; Cl- 

ВЫПОЛНИТЕ ПО ОБРАЗЦУ:

На «3»

Уравняйте химические реакции (вместо «?» расставьте коэффициенты), запишите реакции в полном и сокращенном ионных видах:

а) Ba(OH)2 + ? HCl = BaCl2 + ? H2O

б) Al2(SO4)3+ ? NaOH = ? Al(OH)3 + ? Na2SO4

На «4»

Запишите и уравняйте химические  реакции между веществами:

а) сульфат натрия + хлорид бария =

б) карбонат калия + азотная кислота =

Составьте полные и сокращенные ионные уравнения данных реакций, укажите катионы и анионы.

На «5»

Составьте полные ионные  и молекулярные уравнения реакций согласно сокращенным:

а) Ag+ + Cl- = AgCl

б) Fe3+ +  3OH- = Fe(OH)3 

Укажите катионы и анионы.

- описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии: пример организации деятельности учащихся при проведении практической работы по трем уровням.

Задания для 1 уровня. 1. К грануле цинка прилейте 1-2 мл раствора серной кислоты. 2.К раствору хлорида бария прилейте раствор серной кислоты. 3. К раствору серной кислоты прилейте раствор гидроксида натрия. Во всех ли случаях произошла химическая реакция? Каковы признаки реакций? Напишите уравнения проделанных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Задания для 2 уровня. 1.Осуществите превращения согласно предложенной схеме: оксид меди(II) ➾ сульфат меди(II) ➾ гидроксид меди(II) ➾ хлорид меди(II) ➾ хлорид серебра. Все реакции проделываются в одной пробирке. Какие признаки реакций вы наблюдали? Напишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения каждой реакции. 2. Докажите качественный состав сульфата цинка. Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Задания для 3 уровня. Проделайте химические реакции, которым соответствуют данные сокращенные ионные уравнения:

2H + + CO3 2- = H2O + CO2 

H + + OH - = H2O

Ca2+ + CO32- = CaCO3

Ba2+ + SO42- = BaSO4

Подумайте, какие реактивы нужно использовать для проведения химических реакций. Какие признаки реакций подтверждают правильность вашего выбора? Запишите молекулярные уравнения данных химических реакций. Проверьте правильность вашего решения написанием полного ионного уравнения.


-
описывать и различать химические реакции: пример организации деятельности учащихся при изучении темы: «Химические реакции» по трем уровням.

1 уровень

Задания

  1. Закончите и уравняйте химическую реакцию.
  2. Дайте названия всем сложным веществам.

3.   Дайте классификацию данным реакциям

А) Zn + O2 =

Б) Fe(OH)3 =

В) Al + HCl =

2 уровень

Задания

  1. Закончите и уравняйте химическую реакцию.
  2. Дайте названия всем сложным веществам.

3.   Дайте классификацию данным реакциям

А) SO2 + O2 =

Б) N2O5 + H2O =

В) Fe + H2SO4=

Г) KClO3 =

Д) оксид меди + водород

  3 уровень

А) Основной компонент природного газа – метан. Некоторые крупные месторождения природного газа, например Астраханское, Оренбургское, помимо углеводородных газов содержат значительное количество сероводорода. Эта примесь, с одной стороны опасна, так как вызывает сильную коррозию трубопроводов и перекачивающей аппаратуры. Кроме того, при сгорании такого газа получается оксид серы (IV), что вызывает загрязнение атмосферы. Запишите эту реакцию и укажите её тип. С другой стороны сероводород является ценным химическим сырьем, из которого можно получить, например, серную кислоту. Предложите рациональные, по вашему мнению, способы очистки природного газа от сероводорода, запишите уравнения возможных реакции и укажите их тип.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
-
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ:  : пример организации деятельности учащихся при изучении темы: «Кислород» по трем уровням.

1 уровень

Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Земли в приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного жителя? Какова роль озона в биосфере Земли?

2 уровень

В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведенные факты и результаты ваших расчетов, Предложите рациональные, по вашему мнению, способы уменьшения количества выхлопных газов.

3 уровень

Составьте текст обращения к президенту России о проблеме охраны окружающего воздуха в Братске.

Вывод: Таким образом, использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках химии является одним из условий личностно – ориентированного подхода к обучающимся при переходе на новые стандарты второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...

Технология проблемно - диалогического обучения на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения.

В связи с переходом на ФГОСнеобходимо использовать современные образовательные технологии.Одной из которых является технология проблемно - диалогического обучения....

Технология проблемно - диалогического обучения на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения.

В связи с переходом на ФГОСнеобходимо использовать современные образовательные технологии.Одной из которых является технология проблемно - диалогического обучения....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

                                                      ...

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Образование элитного качества: стратегия, содержание, технологии. Материалы IV Всероссийской открытой научно-практической конференции довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Ро...

Проектная технология как средство реализации ФГОС второго поколения на уроках литературы.

В статье рассматривается технология проектной деятельности, позволяющая успешно реализовывать задачи ФГОС....