Проектная технология как средство реализации ФГОС второго поколения на уроках литературы.
статья

В статье рассматривается технология проектной деятельности, позволяющая успешно реализовывать задачи ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya_na_urokah_literatury.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология как средство реализации ФГОС второго поколения на уроках литературы.

Таранушенко Н.А.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1»

Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. И это не дань моде, а требование времени, ответ на запрос социума. Метод проектов и личностно-ориентированный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи современной школы.

Креативный характер использования новых информационных технологий позволяет учителю подняться над реалиями повседневности и увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе, которые могут быть реализованы я как источник информации, и как возможность создания собственных образовательных ресурсов в сотрудничестве с учениками. Недаром китайская пословица гласит: “Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь”.

Проектная технология личностно-ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей. Если образно характеризовать проектную деятельность как учебный процесс, то можно сказать, что в нем обязательно участвуют ум, сердце и руки, то есть осмысление самостоятельно добытой информации осуществляется через призму личного отношения к ней и оценки результатов деятельности в “конечном продукте” — полученных школьниками знаниях и умениях.

Цели и задачи:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета; оформления информации, собранной самостоятельно виде, доступном для помещения в сеть Интернет; находить максимально приближенные к идее художественного произведения варианты технического воплощения.

Проектная образовательная технология предполагает самостоятельную деятельность учащихся, использование исследовательских приемов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний; это отход от авторитарного стиля обучения и переход к взаимодействию “учитель — ученик” Важно также, что проектная технология позволяет развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся. Огромную роль при этом играет постоянное общение с учителем, советы и консультации которого способствуют становлению и развитию ученика как исследователя. Выдающийся ученый Н.А. Бердяев в книге “Самосознание” писал: “Мои способности обнаруживаются лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном творческом состоянии”.

Проектная технология предполагает:

– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

;– практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

– самостоятельную деятельность ученика;

– структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

– подведение итогов, корректировку, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Для этого мне, как учителю, нужно владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся, направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы, уметь интегрировать знания из различных областей по проблематике выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные навыки и умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Цели любого проекта должны способствовать мотивации учащихся на проведение исследований, выработке навыков и умений групповой работы, выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы, мотивации учащихся на самостоятельное изучение и анализ отдельных фактов, тем, явлений.

Для организации проекта необходимо:

1) определить цели и задачи проекта (познавательные, исследовательские, социокультурные и т. д.);

2) определить область исследования;

3) обсудить это с учащимися и разбить их на группы (группы должны быть небольшими и не превышать 4—5 человек, или можно поставить конкретные задачи для индивидуальной работы отдельных учащихся);

4) поставить конкретные задачи перед каждой группой;

5) определить временные интервалы для выполнения каждой задачи;

б) проконсультировать каждую группу по источникам информации, необходимой для решения поставленных задач, способам их анализа, синтеза, обобщения, получения конкретных результатов;

7) организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и критического анализа работы каждой группы в целях обмена достигнутыми результатами, корректировки работы групп, обобщения промежуточных результатов работы групп, устранения возможного недостатка информации и ее неточности;

8) откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов;

9) организовать представление конечных результатов работы (презентация).

Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что в основном на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель может выступать в роли консультанта): ставят цели и определяют пути их достижения, осуществляют поиск, отбор, анализ и обобщение необходимой им информации.

Методика организации проекта предполагает несколько этапов.

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.), интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков): систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, района, округа и т. д.). На данном этапе чаще всего я предлагаю защиту проектов форме презентации с использованием компьютера. Перед началом работы учащиеся получают памятку о том, как работать над презентацией.

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими собственными.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

– рефлексия настроения и эмоционального состояния;

– рефлексия деятельности;

– рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия деятельности дает   возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием “лестницы успеха”. Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора “рыбья кость”

Рефлексия содержания учебного материала используется мною для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием “дерева целей”,  оценки “приращения” знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового (Приложение 5).

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако процесс рефлексии должен быть   многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика и весьма важная составляющая проектной деятельности на уроках литературы.

Список литературы

 Ильин Е.Н. Шаги навстречу. – М.: Просвещение, 1986

 Ильин Е.Н. Урок продолжается. – М.: Просвещение,1987

 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство “Учитель”, 2004

 Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы/ под ред. А.Г.Каспржак и др./ Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения"

В данной работе рассмотрено использование технологии дифференцированного подхода при изучении химии....

Реализация ФГОС "второго поколения" на уроках русского языка и литературы в 5 классе (выступление на заседании педагогического совета)

В выступлении отмечаются  особенности урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС "второго поколения", его отличия от традиционного урока, основные этапы подготовки и проведения ...

Проектные технологии при переходе на ФГОС второго поколения образовательной области «Технология».

Проектные технологии всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Используя пр...

Информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС второго поколения

Информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС второго поколения...

«Информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС второго поколения»

Переход  российского образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Современ...

Проектно-исследовательская деятельность-метод реализации ФГОС второго поколения.

В рамках реализации ФГОС второго поколения уделяется значительное внимание проектно-исследовательской деятельности . В результате проектной деятельности формируются практически все универсальные...