Информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС второго поколения
статья на тему

Кузьмин Олег Александрович

Информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt-tehnologii_v_upravlenii_realizatsiey_fgos_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.   «Информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС второго поколения»

Кузьмин Олег Александрович,

директор МАОУ «Гимназия №1»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2. Переход  российского образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования. В силу  этого  ФГОСы второго поколения  учитывают реальность и тенденции современного образования: ИКТ-технологии  пронизывают буквально все сферы и структуры школы.

Для  успешной реализации ФГОС  и руководители,  и педагоги  обязаны  быть информационно грамотными. Слайд 3

  В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является ИКТ-технология, которая позволяет автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную информацию (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео).

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейшей цели образования – повышение его качества.

      Слайд 4,  С  целью развития единой внутришкольной  информационной образовательной  среды благоприятной для реализации новых образовательных стандартов в гимназии  была разработана Программа информатизации, которая предусматривает внедрение новых информационных технологий, использование сети Интернет в качестве насыщения содержания учебно-развивающей среды и грамотного управления. Хочется отметить, что программа не является статичной. Она постоянно совершенствуется (дополняется и корректируется). 

Слайд 5. В ходе реализации программы нами пересмотрены организационные формы учебного процесса и подходы к управлению образовательным учреждением. На наш взгляд, управление образовательным процессом начинается с педагогических кадров. Это начальное и конечное звено управления.  В связи с этим  педагоги   прошли обучение  на проблемных курсах, касающихся информатизации  учебного процесса в условиях внедрения стандартов нового поколения,   успешно освоили программу Intel «Обучение для будущего». Важным направлением в деятельности администрация ОУ является управление   методическим сопровождением  образовательного процесса:  организация и проведение семинаров, педсоветов, мастер – классов, тренингов по вопросам  использования ИКТ -  технологий;   участие в исследовательской деятельности, Интернет- проектах различного уровня.  Для педагогов проведены обучающие  семинары,  семинары – практикумы    по теме - «Программа «Перволого» в образовательном процессе» , «Электронные и цифровые образовательные ресурсы  как средство    повышения качества образования; «Облачные технологии в работе учителя: за и против».

Слайд 6 Результатом  эффективности  принятых управленческих решений  является рост числа  педагогов участников  дистанционных конкурсов профессионального мастерства,   их желание транслировать свой педагогический опыт  в различных сетевых сообществах.  

Слайды 7-8 Обобщение педагогического опыта учителей, эффективно использующих ИКТ –технологии  в своей профессиональной деятельности, осуществляется  и через  личные сайты.   Наши учителя – стали активными участниками тематических чатов, форумов Сети творческих учителей, успешно проходят обучение на дистанционных курсах, участвуют в  дистанционных вебинарах и семинарах. Таким образом, расширилось поле педагогического общения.

Слайд 9 Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в образовательном процессе являются:

  • офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MS powerpoint, MS access;
  • сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;
  • телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;
  • специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением.

Администрация и педагогический коллектив гимназии успешно работают по программному комплексу. «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ», «ХроноГраф 3.0 Мастер»., используют программы PowerPoint (пауэрпоинт),  Prezzy, Web 2.0.   Для совершенствования образовательного процесса  в соответствии  с требованиями ФГОС приобретена программа   ПервоЛого.  Слайд 10 Данная программа представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые – как школьные, так и "личные" – темы. Программа ПервоЛого – это открытая творческая среда, в которой ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать. Учителю ПервоЛого позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.  Программа включает в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов,  позволяет совершенно в новом ракурсе взглянуть на преподавание таких предметов, как: математика, окружающий мир, русский язык и информатика. Возможности применения компьютерной среды ПервоЛого очень велики: это  дидактический материал к урокам для фронтальной и индивидуальной работы,  работа за ПК на уроках информатики,  проектная деятельность.

Слайд 11.  Использование ИКТ в управленческой деятельности и на уроке стало обычным делом. Это позволило «вдохнуть новую жизнь» в традиционную методику урока, убедило нас в том, что ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни  образовательного учреждения. Работа в данном направлении дает свои положительные результаты:

усовершенствованы механизмы управления образовательным процессом;

совершенствуются методика  и стратегия отбора содержания преподаваемого предмета, современных методов и организационных форм обучения, воспитания, которые способствуют  развитию личности ученика  в условиях не только реализации внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, но и глобальной  коммуникации современного общества.

  Все компьютеры в ОУ, объединены в локальную сеть, что   позволяет  осуществлять выход в Интернет из  каждого кабинета, производить обновление системы безопасности  компьютеров, проводить на более высоком уровне уроки,  эффективно  использовать  порталы  сети Интернет,  использовать  каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет». Они же в свою очередь, представляют интерес для учащихся, родителей, учителей и  администрации. Слайд 12. Активное освоение и  использование ИКТ- технологий позволило нам успешно обновить модель работы с высокомотивированными детьми через участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях. В учебно-воспитательном процессе  педагоги активно используют методику контроля и оценки уровня знаний обучаемых  в режиме Он-лайн.

Слайд 13. Одной из задач и функций школьной информационной среды в рамках работы пилотной площадки по реализации ФГОС второго поколения  является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий в рамках учебного предмета «Информатика». Это позволило   нам начать раннее изучение предмета, начиная с 2 класса.  В гимназии  имеется 2 кабинета информатики с общим количеством рабочих мест – 30, в них ведутся  учебные занятия и внеурочная деятельность. Все предметные кабинеты оснащены АРМ. За истекший учебный год материально-техническое оснащение ОУ пополнилось 8 ноутбуками и проекторами.  Созданные условия позволяют учащиеся приобретать умения и навыки самостоятельной, творческой работы над конкретными п задачами с использованием информационных технологий. Это мотивирует ребят   быть успешными и в дополнительном образовании.

        Слайд 14. Важным направлением  в создании  информационной образовательной среды  в гимназии является сайт ОУ. Он  успешно выполняет функцию внутришкольного взаимодействия,  вмещает в себя разноплановую информацию: лучшие разработки уроков и внеклассных мероприятий,  методические сборники, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте гимназии служит показательным материалом для профессиональной деятельности администратора и педагога, учащихся и их родителей.

 Слайд 15. Все направления информатизации учебного процесса взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Психологическая служба гимназии, одна из составляющих ИОС, тесно сотрудничает со всеми педагогами по вопросам введения ФГОС. В своей практической деятельности педагог-психолог используя ИТК - технологии  проводит  тестирование, диагностику интеллектуальных, личностных особенностей учащихся, классных коллективов и педагогического коллектива гимназии;  мониторинг сформированности универсальных учебных действий обучающихся. Также, ведет работу по профилактике школьной тревожности, стрессовых состояний. Для этого используются программа Ибис,  как инструмент здоровьесбережения используется в качестве программы психологического сопровождения, а также метода профилактики и коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений у учащихся.
   Результаты мониторинга позволяют организовать взаимодействие между психологом и педагогом, психологом и родителями для решения образовательных задач в школе.

 Сегодня можно утверждать, что информационно-коммуникационные  технологии в управлении реализацией ФГОС   обеспечивают оперативность в обработке и выдаче информации, а, следовательно, позволяют быстро реагировать на изменившиеся ситуации  и грамотно принять управленческое решение; педагогическому коллективу - позволяют активно использовать новейшие технические достижения и технологии в урочной и внеурочной деятельности, обновить содержание образования и  успешно реализовывать ФГОС.

Несмотря позитивную динамику  в принятии управленческих решений в сфере создания единой  информационной  образовательной среды, следует обозначить и проблемы:  наблюдается разрыв между потенциальными возможностями, которые предоставляют современные технические средства и телекоммуникации, и пониманием отдельной части педагогов, как эти инновации использовать для обеспечения профессиональной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса;  отмечается нехватка компьютерной техники - отсутствие мобильных классов в основной и старшей школе; в  компьютерном классе  для обучающихся начальной школы оборудование устарело, нет подключения к сети Интернет.  Поэтому информационно-образовательная сеть в том виде, каком она существует на данном этапе в начальной школе, не обеспечивает постоянный и свободный доступ к информационным ресурсам всем участникам информационного процесса.

Поэтому для администрации нашего образовательного учреждения  активизация деятельности по совершенствованию единого информационного пространства ОУ – является именно тем фактором, который будет определять развитие гимназии  на ближайший период. Нами внесены коррективы  в план мероприятий по совершенствованию материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Слайд 16.   Заповедь  процветающего менеджера гласит: «Нельзя бесконечно совершенствовать производство, не совершенствуя процесс управления».  Таким образом, мы считаем, что внедрение информационных   технологий в управление образовательным учреждением в рамках реализации федеральных государственных стандартов второго поколения, будет   успешным, если сам руководитель будет заинтересован в этом процессе. Если он зажигается сам и сможет увлечь этим направлением педагогов школы, сможет своим примером зажечь всех участников образовательного процесса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология коммуникативного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Доклад содержит информацию о сущности и основных принципах коммуникативного метода обучения. Приведены примеры коммуникативных упражнений....

Доклад "Использование технологии уровневой дифференциации на уроках химии как средства реализации ФГОС второго поколения"

В данной работе рассмотрено использование технологии дифференцированного подхода при изучении химии....

Дьячкова Н.Л. Реализация исследовательской технологии обучения на уроках физики - одна из современных технологий в соответствии с ФГОС второго поколения.

Дьячкова Надежда Львовна,  учитель физикиГБОУ школа № 6 для детей с тяжёлыми нарушениями речи Выборгского  района  Санкт-Петербурга  На современном этапе в области образования...

«Информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС второго поколения»

Переход  российского образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Современ...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...

Проектная технология как средство реализации ФГОС второго поколения на уроках литературы.

В статье рассматривается технология проектной деятельности, позволяющая успешно реализовывать задачи ФГОС....