Правила жизни.
материал на тему

Сорокина Галина Юрьевна

Показать значимость нравственного воспитания для формирования личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

«Правила жизни»

                                                       (по теме: « Уроки Лихачева»)

Форма проведения: педагогическая гостиная.

Участники: родители, дети.

Цель: Показать значимость нравственного воспитания для формирования личности школьника.

Задачи:

1. На примере творчества, фактов биографии Д.С. Лихачева раскрыть  роль семьи в  нравственном воспитании и гражданском становлении подростков, обсудить вместе с родителями и детьми жизненные и нравственные приоритеты человека.

2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

3. Обсудить возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций, становления жизненной и гражданской позиции подростков.

Ход собрания:

«Одно правило в жизни должно быть

у каждого человека, в его цели жизни,

в его принципах жизни, в его поведении:

надо прожить жизнь с достоинством,

чтобы не стыдно было вспомнить».

Д.С. Лихачев (из кн. «Раздумья о России»)

Кл. руководитель:

      Дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами необычная встреча, которая является продолжением уже многих бесед, разговоров, которые были призваны найти правильные подходы, выбрать действенные  средства воспитания и развития наших детей - будущих граждан России.

      СЕГОДНЯ я предлагаю вам принять участие в разговоре о значении нравственного воспитания, обсудить в тесном сотрудничестве с ребятами такой важный момент, как формирование нравственных приоритетов и ценностей в жизни человека, вместе искать пути становления жизненной и  гражданской позиции у современных подростков. Ну а ребятам сегодня предоставляется замечательная возможность задуматься о жизненно важных проблемах, определить свое отношение к нравственным ценностям, приобрести крупицу позитивного жизненного и  эмоционального опыта  в ходе близкого общения  со взрослыми.

       Как правило, мы, взрослые редко говорим с нашими детьми  о таких  вещах, как цель  жизни и самооценка, о сострадании и воспитанности, о недостатках и милосердии, предполагая их само собой разумеющимися.  Говорить о них сложно, но надо обязательно говорить, потому что иначе может получиться, что дети так никогда и не узнают, что эти темы вообще существуют.

       Я не случайно взяла эпиграфом к нашей встрече  слова известного  русского советского ученого, писателя, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачева.

(на экране портрет, даты жизни и смерти ученого)

      Вся жизнь и творчество, вся его деятельность была подчинена одной великой цели – служению людям, обществу, России. К его суждениям, советам, оставленным в его бессмертных трудах, мы будем сегодня не раз обращаться. И мне хотелось бы привести эпизод из его интервью на встрече в Останкино, когда в конце встречи ему был задан вопрос: в чем смысл жизни?

      Он ответил: «Жизнь – это драгоценный дар, он дается не зря: не для мелочей, не для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой – то  огромной, великой цели.  Вы подумайте, природа создавала человека миллионы лет.  И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить созидательную деятельность. Она может быть продолжена в маленьких областях и больших областях, в очень престижных и не очень престижных. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря».

      Я хотела бы привести вам в пример один сюжет из жизни обычного простого человека.

      Зачитывается рассказ.

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала  про себя, подбирая из  песка какие – то предметы и перекладывая себе в сумку.

     Детям  было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие.

      Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать  с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…

  Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни. Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем. Какие поступки мы совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца?

- Незадолго до нашей встречи я попросила вас написать мини – сочинения о людях, которыми ваша семья очень дорожит. Это мог  быть рассказ о тех, кто живет рядом с вами, а может быть и об уже ушедших, но с именами этих людей в ваших семьях связаны добрые и приятные  воспоминания.

(Ребята зачитывают свои короткие рассказы, а учитель предлагает по мере их прочтения зажигать маленькие свечи  в честь этих людей, которые будут символизировать добрый свет их жизни или их памяти).

- Почему имена людей, о которых вы нам сейчас поведали так дороги вам?

(Потому, наверное, что они несли особый добрый свет для окружающих, для своих близких.  Они бескорыстно дарили свой опыт, знания, свою любовь и заботу).

Я снова обращаюсь к творчеству Д.С. Лихачева. В одной из своих статей «Письма о добром. Самое большое» писатель спрашивает: а в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро –  это,  прежде всего,  счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве.

Ребенок любит  свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом».

- В старинные времена был красивый обычай – каждому роду, племени, каждой семье иметь свой герб.

- Ребята, а  что бы вы поместили на герб своего дома, какие слова на нем написали, если бы имели такую возможность? (дается 1-2 минуты, дети  вписывают  слова на «заготовки – изображения» герба)

(Ответы дают дети, советуясь при этом с родителями)

- А пока дети работают, я предлагаю родителям сформулировать нравственные  принципы своей семьи. Уважаемые мамы и папы, пожалуйста, с точки зрения морали назовите « Можно» и «Нельзя», принятые в вашей семье. К примеру, ваш ответ может начинаться словами: « В нашем доме (семье) принято…», « В нашем доме (семье) нельзя…» (родители также работают 1-2 минуты, затем озвучивают  свои записи).

Кл. руководитель:

     Спасибо за работу всем ребятам и взрослым. Из приведенных ответов мы  можем сделать вывод о том, что у детей и родителей присутствуют стремления  постичь, принять и жить, ориентируясь на общечеловеческие нравственные ценности. А вот известный древний мудрец Аристотель сказал следующее: «Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках».

     И сейчас я предлагаю вам разрешить несколько нравственных ситуаций  с позиций ребенка и взрослого. Пожалуйста, оцените приведенные поступки.

(Дети и родители работают в отдельных группах, получают задания в конверте, где  предложены одинаковые ситуации, которые следует оценить  детям и взрослым).

(Важно, какой вердикт вынесут родители и дети, совпадут ли их нравственные позиции).

Ситуации для совместного разрешения .

  1. Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало плохо, пришлось вызвать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что виноват, и сбежал домой.

Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рассказать обо всем родителям мальчика, затеявшего  драку. Родители ответили ребятам: «Сами  подрались, сами разберутся».

  1. Мальчишка лет 13 -14 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем не просто. Мальчик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смотрят на него, сочувственно  смотрят на его маму, но мальчик  на взгляды людей не реагирует.
  2. Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от бабушки и дедушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, у них много уроков и т.д.

(работа в группах 2-3 минуты, после чего высказываются дети и родители)

Кл. руководитель:

      Конечно, уважаемые родители и дети, вы все согласитесь, что в жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь. И, конечно же, добро и зло поселяется как в душах взрослых, так и в детских сердцах.

На ваших столах лежат заготовки – «сердца». Пожалуйста, на этих сердечках сделайте рисунок  или напишите, от чего болит иногда ваше сердце.

Присутствующие  выполняют  работу в течение 1-2 минут.

На сердечках появляются слова: обида, невнимание, отсутствие заботы и др.)

Кл. руководитель:

     Я думаю,  что, выполняя это задание,  вы чувствовали всем сердцем  переживания близких вам людей. Есть слово, которое человеку очень важно знать и понимать. Это слово- «сострадание».

Сострадание – это умение со-чувствовать, со-переживать, когда другому плохо. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, нацией, народом, странной.

- Скажите,  как называется человек, который думает только о себе и ни о ком не хочет заботиться?

- Правильно, такой человек называется эгоист. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек не добрый и никого не любящий. Человек должен быть заботлив. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

- Так что  же объединяет людей?

(Забота о других.)

- Да, если человек живет для того, чтобы приносить людям добро, давать им радость, то он ставит себе цель жизни, достойную человека. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы внутренней его потребностью, шло от умного сердца.

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить  о его цене и  самооценке», - так в одной из статей написал Д.С. Лихачев.

Попробуйте на листе бумаги ключевыми словами обозначить те цели жизни, которые Вам  наиболее близки и симпатичны.

Ребята, в  середине листа напишите главное понятие «Цель жизни», вокруг  расположите разные подходы к его пониманию

( при составлении кластер передается по кругу, в него вписываются предложения)

- А родителям я предлагаю  составить такой же кластер, в котором вы составите свод нравственных законов вашей семьи.

Составление кластера  родителями.   (Затем,  все  кластеры  вывешиваются на доске – дети и родители их озвучивают).

Классный руководитель:  Конечно,  от ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная цель и задача в жизни.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага - он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

И в заключение  мне снова хочется привести слова из статьи Д.С. Лихачева: « Жизнь – это, прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый должен родиться  художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит память? Об этом нужно заботиться уже  не только с определенного возраста, но с самого начала…»

Я благодарю всех вас за работу уважаемые ребята и родители,  и хочу  пожелать: пусть наши дети растут умными, с открытыми сердцами, светлыми мыслями и добрыми поступками. А наша с вами задача, взрослых, всегда и во всем быть примером, опорой и поддержкой нашим детям на их жизненном пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".

Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать   условия   для   эффективного...

Правила жизни Карлсона, который живет на крыше

Жизненная философия от красивого, умного и в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил.Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/pravila-zhizni-karlsona-kotoryj-zhi...

Правила жизни, данные людям, 2 класс

Урок из курса "Основы православной культуры". Тип урока – урок изучения и повторного закрепления полученных знанийЦель урока: рассмотреть заповедь, данную Богом людям, формировать навык послушания, ...

Правила жизни класса.

Выделены основные обязанности учащихся, требования к внешнему виду, поведение в школе, правила общения со сверстниками, учителями....

правила жизни классного коллектива

описаны правила жизни классного коллектива...

правила жизни

Как заново влюбиться в свою жизнь. 10 способов. ...

Правила дорожного движения - правила жизни

Мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, приуроченное к Всемирному дню памти жертв ДТП. Рекомендуемое для учащихся начальной школы....