Правила дорожного движения - правила жизни
методическая разработка по обж на тему

Богоявленская Галина Ивановна

Мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, приуроченное к Всемирному дню памти жертв ДТП. Рекомендуемое для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_dd_-_pravila_zhizni.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детский центр внешкольной работы «Глория» Фрунзенского района

Мероприятие

по  профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 «Правила дорожного движения – правила  жизни»

Посвященное Всемирному  Дню  памяти жертв ДТП

Для учащихся 1-4 классов

           

Богоявленская Галина Ивановна

Педагог-организатор

Ярославль

2015

Актуальность  дорожно-транспортного травматизма является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Данная методическая разработка мероприятия направлена на пропаганду среди ребят Правил дорожного движения Российской Федерации и привитие навыков безопасного поведения движения на улицах и дорогах.

Цель:

        Привлечение внимания обучающихся к общероссийской проблеме безопасности дорожного движения.

Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников.

Задачи:

Образовательные: 

1. Выявить причины дорожно-транспортного травматизма и определить пути решения.

2. Повторить правила дорожного движения для пешеходов.

3. Формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации. 

Воспитательные: 

1.  Воспитать ответственность за свою жизнь и жизнь других участников дорожного движения.

2. Воспитывать у детей  законопослушность: уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им.

3. Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.


Развивающие: 
1. Развитие речи, мышления, памяти. 
2. Развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности. 
3. Развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций. 
4. Развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
 

Методы: беседа, опрос, работа с раздаточным материалом.

Оборудование: компьютер, колонки,  плакаты и карточки по ПДД, аудиозапись биения сердца, аудиозапись гудков автомобилей,  шарик с гелием, степлер, клей.

Демонстрационный материал:  Иллюстрации знаков дорожного движения, разметки дорог и сигналов светофора, иллюстрации: «Зона видимости пешехода на дороге», «Не сливайся со средой», наборы фликеров, плакаты: «Не гоните, водители – вы ведь тоже родители!», «Соблюдаем правила – сохраняем жизнь!», «Знаешь ПДД – не попадешь  в ДТП».                                    

Раздаточный материал: листки белой бумаги с заготовками «Голубь» по количеству участников, ножницы, светоотражающий кант ( примерно 20 см на 1 участника).

Ход   занятия

Блоки  и этапы  занятия

Содержание  занятия

  1. Организационный    блок

Педагог: - Вы, наверное, уже догадались, о чём у нас сегодня пойдёт разговор?  

Ответы учащихся : - О правилах дорожного движения

Педагог: - Правильно, но недостаточно знать правила дорожного движения - главное их ежедневно соблюдать. Сегодня наше занятие посвящено грустной теме - это день памяти жертв ДТП.  А что такое ДТП? Давайте попробуем своими словами дать определение этого события.

Ответы учащихся:  - Дорожно-транспортное происшествие.

Педагог: -  Мы должны с вами об этом говорить, чтобы не совершать тех ошибок, которые совершали ваши сверстники, знакомые, близкие и родственники. День памяти жертв ДТП призван привлечь внимание к печальной статистике смертности на дорогах и спасти чьи-то жизни. Твою. Мою. Наших друзей и близких.

Ежедневно с заводских конвейеров в странах мира сходят тысячи автомобилей самых современных марок. Какие марки автомобилей вы знаете?

Ответы учащихся: - Мерседес, Ауди и др.

Педагог : -Автомобиль прочно вошел в жизнь людей, став ее неотъемлимой частью. Автомобиль дает благо людям во многих отношениях жизни, украшает наш быт. Для чего людям нужен автомобиль?

Ответы учащихся : -Для поездок, перевозки грузов, для скорейшего попадания из пункта а в Б., комфортного передвижения в непогоду и др.

Педагог: - Но подчас, как средство повышенной опасности, при неумелом с ним обращении – несет смерть, горе, беду. Аварийность на дорогах нашей планеты стала ужасающей. Во всем мире каждый день в результате дорожных аварий погибает 3 тысячи человек и около 100 тысяч – получают серьезные травмы.   Ежегодно, в ДТП  по всему миру погибает более миллиона человек, еще 20-40 млн. получают травмы.

Демонстрируется     плакат                          «День памяти жертв ДТП»

Педагог: - Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий отмечается в третье воскресенье ноября.  Первым подобное мероприятие провёл британский благотворительный фонд помощи жертвам ДТП RoadPeace, который отмечает дату с 1993 года. На протяжении многих лет организации, присоединившиеся к Европейской федерации жертв ДТП, отмечали этот день как Европейский день памяти жертв ДТП. В 1998 году День памяти вышел за пределы Европы и появился на других континентах, а с 2005 года по решению  Генеральной Ассамблеи ООН  этот день отмечается во всем мире. В этот день принято вспоминать о погибших в ДТП и произносить членам их семей слова соболезнования.

2. Основной  блок

Педагог: - Кто является участником дорожного движения?

Ответы учащихся : Пассажир, Пешеход и Водитель

Пассажир — это человек, едущий в любом транспортном средстве, за исключением водителя.

Пешеход — это человек, который идёт по дороге пешком, а не едет в каком-либо транспортном средстве.

Водитель — это человек, который управляет транспортным средством

Педагог:- Правильно, то есть мы с вами всегда являемся участниками дорожного движения.                          А из-за чего происходят ДТП?

Ответы учащихся : - Из-за несоблюдения ПДД.

Конкурс «Дорожная  ситуация : найди нарушения»

(Приложение №1)

Педагог: Нарушения ПДД  встречаются  очень часто в нашей жизни. Сейчас я  буду показывать вам картинки. Вы должны будете определить есть на них нарушение ПДД и какое .

На компьютере или в распечатанном виде участникам показываются фото и картинки с нарушениями ПДД. Задача участников – назвать совершенные нарушения.Иллюстрации :

  1. Мальчик перебегает проезжую часть в перед близко   идущим  транспортом.
  2. Дети играют на проезжей  части.
  3. Пассажиры в  автомобиле путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности.
  4. Дети выходят на проезжую часть из-за кустарника (автомобиля). Водитель  едущего автомобиля  не видит детей  и может совершить наезд на юных  пешеходов.
  5. Дети играют на проезжей части.
  6. Перевозят через дорогу ребенка на санках.
  7. Пешеходы перебегают дорогу в неположенном месте.
  8. Дети катаются, зацепившись за автомобиль.
  9. Велосипедист едет по второй полосе.
  10. Пешеход  переходит дорогу, обходя автобус спереди.
  11. Дети  едут  в автобусе, высунувшись в окно и мешая водителю.
  12. Мальчик совершает наземный переход на велосипеде.
  13. Пешеход переходит дорогу по пешеходному переходу, но не смотрит на автомобили.
  14. Пешеходы переходят дорогу не снимая  наушников.
  15. Пешеход переходит дорогу в неположенном месте и вместе с тем разговаривает по телефону.
  16.  Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.

Педагог: Как вы считаете, какие нарушения ПДД чаще всего приводят к гибели и травмам людей?

Ответы учащихся :

  1. Переход через дорогу в неположенном месте
  2. Переход через дорогу на красный свет
  3. Внезапный выход на проезжую часть.
  4. Ходьба вдоль проезжей части.
  5. Игра на проезжей части и рядом с ней
  6. Переход дороги перед близко идущим транспортом.
  7. Превышение скорости
  8. Несоблюдение дистанции
  9. Нетрезвое состояние.
  10. СМС переписка за рулем
  11. Непристегнутые ремни безопасности
  12. Неправильная оценка дорожных и погодных условий.
  13. Еда  за  рулем.

Педагог : Правильно, по статистике примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются: 
1.  Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест (35-40%).
2.  Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору (25-30%).
3.  Неподчинение сигналам светофора (10-15%).
4.  Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара (5-10%).

Педагог : - В Ярославле в текущем 2015 году ( за пол-года)  уже погибло  81 человек из них 51 в темное время суток среди погибших 31 водитель, 26 пассажиров, 24 пешехода, погибло 5 детей из которых 4 пассажира и 1 ребенок-пешеход по собственной неосторожности. Ранено 781 человек из них 323 в темное время суток из них 164 пешехода. Пострадало в авариях 54 ребенка 5 были не пристегнуты, 32 ребенка-пешехода, из них 11 на пешеходном переходе.

Они все мечтали, любили, строили планы. Но их жизнь оборвалась. Они никогда уже не вернутся домой, не увидятся с родными. Жизнь распорядилась иначе…

Как же выжить на наших дорогах ? И не пополнить своим именем список жертв ДТП?

Давайте вместе вспомним правила, которые сохраняют нашу жизнь:

Ответы учащихся:

  1. Переходить улицу только на  зеленый  свет  светофора   или по пешеходному переходу  Переходя на зеленый свет – убедится, что все машины остановились и водитель вас видят. Смотреть на машины, а не на светофор - светофоры еще никого не сбивали.           
  2. Не спешить! Переходить через дорогу надо шагом – не бежать даже по зебре. ЛУЧШЕ ОПОЗДАТЬ, ЧЕМ НЕ ПРИДТИ СОВСЕМ.
  3. Переходя дорогу, надо посмотреть направо и налево, убедиться, что вблизи нет машин, и только тогда переходить.
  4. Не играть на проезжей части и рядом с ней!
  5. Не ходить вдоль проезжей части!
  6. Пристегиваться ремнями безопасности при поездке в автомобиле.

Демонстрация    иллюстрации             «Зона       видимости    пешехода                        на дороге»

(Приложение №2)

Педагог : Правильно. А как вы считаете, цвет одежды пешехода  может повлиять на дорожно-транспортную ситуацию?

Ответ  учащихся : Да

Педагог: Учёными американского Корнельского университета (Cornell University, USA) были проведены исследования по зависимости восприятия водителями пешеходов в различной одежде в тёмное время суток.
По данным, реакция мозга водителя, в среднем, составляет 1 секунду. Еще секунда требуется на реакцию тела. При скорости 90 км/ч автомобиль проезжает 25 метров в секунду. Значит, за две секунды (до принятия водителем решения совершить манёвр) машина успеет проехать 50 метров.
При проведении научного исследования было установлено, что пешеходы в обычной одежде, видны в свете фар на расстоянии 30 метров (1,3 секунды для реакции водителя). Самой опасной стала одежда чёрного цвета, человека в ней не видно. Пешехода в синем костюме заметят на расстоянии 17 метров, в красном – 24 м, жёлтом – 37 м. Самая безопасная одежда белого цвета, её видно с 55 метров. Наличие на пешеходах светоотражающих элементов позволяет им быть видимыми с расстояния 150 метров.

Демонстрация  иллюстраций

«Не сливайся со средой»

(Приложение №3)

Педагог : Как показывает статистика ДТП наиболее часто наезды на пешеходов происходят в темное время суток. Зачастую это зависит не только от невнимательности водителей, но и от недостаточного освещения, от того что в темной одежде детей и взрослых просто незаметно на улице. Большую часть года рано утром и вечером, когда школьники идут на уроки и возвращаются домой, на улице темно.

 Поэтому в темное время суток обязательно ношение ФЛИКЕРОВ.                      

   Департамент ОБДД МВД  России рекомендует, во избежание несчастных случаев, использовать  светоотражатели и световозвращатели, специально предназначенные для закрепления на одежде или рюкзаке ребенка (пешехода). Фликер – это простейшее устройство, являющееся однако очень действенным способом предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Свет фар отражается от микропризматической поверхности фликера, и человек за рулем видит ребенка (пешехода) на дороге не с расстояния 25-30 метров, как в обычной ситуации, а с расстояния 250-400 метров. Это дает водителю время на то, чтобы остановить машину, не применяя экстренное торможение.

Видов фликеров очень много: это  значки, подвески, шевроны, браслеты, термонаклейки, световозвращающие  повязки, жилеты. Помните одно правило - светоотражатели должны быть видны со всех сторон.

Работа с раздаточным материалом.

Педагог: Предлагаю сделать фликеры-браслеты из светоотражающего канта ( тесьмы). Возьмите тесьму, оберните ее вокруг руки, а я закреплю концы при помощи степлера. Покажите эти браслеты своим родителям, расскажите о том что они могут спасти вам жизнь  и попросите родителей  купить вам  фликеры.

Викторина

«На улице – не в комнате,                            о том, ребята, помните».

Педагог: - Теперь мы с вами поиграем. Я буду задавать вопросы каждому по очереди , а вы - отвечать.

1. Назовите лучший способ сохранения жизни на дороге. (Соблюдать правила дорожного движения.)

2.Где можно переходить улицу? (Переходить улицу можно только по пешеходным переходам, обозначенным специальным знаком «Пешеходный переход».)

3. Какие виды переходов вы знаете? (Подземные и надземные.)

4.Какие сигналы у светофора и что они обозначают? (Красный - ждите, жёлтый - внимание, приготовиться, зелёный - идите.)

5.Можно ли переходить улицу на красный свет, если нет машин? (Нельзя.)

6. Можно ли играть на проезжей части или на тротуаре? (Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.)

7. Какие машины имеют право ехать на красный свет? (Машины «Скорая помощь», «Милиция», «Служба спасения» с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом)

8. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов)

9.Что такое зебра? ( Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход)

10.Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней).

11. Как правильно обходить трамвай?( Спереди)

12. Как правильно обходить автобус и троллейбус?( Сзади)

13. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством).

14. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны).

15. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах)

16. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет)

17. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет).

18. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сиденьях автомобиля?( Пристегиваться ремнями безопасности)

19. По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту)

20. Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной).

21. Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

Педагог: 

Согласно ПДД, перевозка детей в легковом автомобиле возможна на переднем сидении. Но есть ограничения. Так до 12 лет необходимо использовать соответствующие детские безопасные удерживающие устройства, треугольник для перевозки детей (9-36 кг), автокресла, которые подбираются исходя из габаритов малыша: по весу, и исходя из роста. Когда ребенок достиг 12 лет, разрешено пользоваться обычным ремнем безопасности .

 

Изучив статистику дорожных происшествий, оказалось пассажирское передние сидение, является самым опасным. Специалисты рекомендуют устанавливать автокресла на заднем сиденье по центру

 

22. В каком возрасте можно получить удостоверение на управление автомобилем? (В 18 лет)

Работа с раздаточным материалом. «Голубь из бумаги» (Приложение №4)

Педагог:  А сейчас предлагаю сделать из бумаги голубей – символов жизни.

Детям раздаются заготовки голубей на листах бумаги, ножницы.(включается запись биения сердца)

3. Итоговый  блок

Педагог: - Наше занятие, посвященное дню памяти жертв ДТП, подходит к концу. Сейчас я всем предлагаю выйти на улицу, где ребята будут держать плакаты для привлечения внимания водителей. И запустим  в небо воздушный шар, с привязанными к нему голубями в надежде на то, что никто из нас не попадет в ДТП (включается запись  сигнала машин.)

Перечень   литературы:

Н. Я. Жульнев «Правила и безопасность дорожного движения»  

Е. А. Воронова ПДД во внеклассной работе «Красный, желтый, зеленый»

Интернет-ресурс

nsportal.ru 

festival.1september.ru 

proshkolu.ru

http://hobbymo.ru/index.php?module=mk¶meter=some-content&content=802

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/pravila-bezopasnogo-povedenija-na-doroge/istorija-pojavlenija-pravil-dorozhnogo-dvizhenija-istorija-svetofora.html

http://www.zarnitza.ru/katalog-tovarov/pdd-dlja-detejj/svetootrazhateli-flikery-svetootrazhajushhie-podveski-dlja-peshekhodov/

http://sutrasskazovo.68edu.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%9F%D0%94%D0%94.pdf

http://www.gibdd.ru/r/76/news/

http://www.menobr.ru/materials/1224/29160/

http://kladraz.ru

Приложения :

Приложение №1 –  Иллюстрации «Дорожная  ситуация : найди нарушения»

Приложение №2  -  «Зона   видимости    пешехода   на дороге»

Приложение №3 – Иллюстрации «Не сливайся  со средой»

Приложение №4 – «Бумажный голубь» раздаточный материал

Приложение №5 – Плакаты .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по ПДД: "Правила дорожного движения - закон жизни"

Урок по ПДД для 5-6 класса. Повторение ПДД в игровой форме....

СБО 5 класс Тема: Правила дорожного движения. Правила передвижения на велосипеде.

Вашему вниманию предлагается урок СБО 5 класс по теме "Правила дорожного движения. Правила передвижения на велосипеде" - конспект и презентация.Цель: научить учащихся  правилам безопасного передв...

Занятие по ПДД "Правила дорожного движения - правила для всех"

Познавательно-развлекательное занятие. Расчитано на 30-35 минут. Для разновозрастных групп....

Агитбригада по ПДД "Правила дорожного движения - закон жизни!"

Агитбригада по правилам дорожного движения....

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"...

Проект "Правила дорожного движения-правила жизни"

Проект  для учащихся 1-9 классов. Изучение ПДД с детьми с цельюформирования законопослушных пешеходов. Профилактика ДДТТ среди учащихся гимназии....