СБО 5 класс Тема: Правила дорожного движения. Правила передвижения на велосипеде.
методическая разработка (5 класс) на тему

Филинкова Татьяна Игоревна

Вашему вниманию предлагается урок СБО 5 класс по теме "Правила дорожного движения. Правила передвижения на велосипеде" - конспект и презентация.

Цель: научить учащихся  правилам безопасного передвижения на велосипеде, правилам дорожного движения.

Задачи:

·         Обобщить и расширить знания учащихся о видах транспорта.

·         Познакомить с правилами дорожного движения, безопасного передвижения на велосипеде.

·         Разработать памятку безопасного передвижения на велосипеде применяя элементы проектной деятельности.

·         Корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся,  их творческую активность через проектную деятельность на уроке.

·         Корригировать и развивать восприятие учащихся, внимание через выполнение упражнений.

·         Формировать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_5_kl.rar2.24 МБ

Предварительный просмотр:

СБО 5 класс

Тема: Правила дорожного движения. Правила передвижения на велосипеде.

Цель: научить учащихся  правилам безопасного передвижения на велосипеде, правилам дорожного движения.

Задачи:

  • Обобщить и расширить знания учащихся о видах транспорта.
  • Познакомить с правилами дорожного движения, безопасного передвижения на велосипеде.
  • Разработать памятку безопасного передвижения на велосипеде применяя элементы проектной деятельности.
  • Корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся,  их творческую активность через проектную деятельность на уроке.
  • Корригировать и развивать восприятие учащихся, внимание через выполнение упражнений.
  • Формировать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного дорожного движения.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: макеты памяток, материал для оформления памятки (разрезанные на предложения правила, картинки, двусторонний скотч, ножницы), индивидуальные карточки для опроса, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока

1. Орг.момент

Цель: подготовка к работе

2. Подготовка к усвоению нового материала

Цель: организация познавательной деятельности

Методы: наглядный (презентация), упражнения для коррекции и развития мыслительной деятельности, беседа (повторение)

Индивидуальный и дифференцированный подход:

  • Работа командам (3 команды)
  • Индивидуальная помощь при формулировании ответов

1. Мы продолжаем изучать тему «Транспорт». На предыдущем уроке вы познакомились с видами транспорта и поэтому сможете мне помочь выбрать нужные слова. Работать будете командами.

Каждая команда выбирает название транспорта  для своей картинки и записывает их в тетрадях.(слайд №2)

 Слова:    самолет,   самосвал,   легковой автомобиль,   парашют,   теплоход,   вертолет,   яхта,   ракета,    ласты.

Вывод: по способу передвижения транспорт делится на наземный, воздушный и водный (слайд №3)

2. А еще транспорт различают по его назначению.

– давайте вспомним, какой транспорт бывает по назначению? (слайд №4)

3. Физминутка (слайд № 5):

Распределите изображения транспортных средств по группам: пассажирский, грузовой, специальный.

 Учитель бросает мяч, а ученик его ловит и называет  место для выбранного изображения (транспортные средства называют по порядку, так как на слайде анимация – по порядку).

4. Работа индивидуальная по карточкам:

Карточка №1

  • Транспорт – это средство, для ………..  
  • Пассажир – это человек, который
  • Шофер – это человек, который ………..

Выбери нужное и запиши:

// перевозки людей и грузов // едет в транспорте // ведет транспорт //

Карточка №2

  • Городской транспорт – это транспорт, который ……….
  • Пешеход – это человек, который …………

Выбери нужное и запиши:

// ездит по дорогам города // передвигается пешком //

5. Найдите слова, связанные с проездом на городском общественном транспорте и запишите их в тетрадь (слайд № 6):

 самолет, контроллёр, билет, автопогрузчик, кондуктор, метро, баржа, морской порт, проездной билет,

аэропорт, самосвал, водитель, пассажир. 

3. Новая тема

Цель: научить учащихся  правилам безопасного передвижения на велосипеде, правилам дорожного движения.

Методы: наглядный (презентация), объяснение, поочередное чтение вслух, элементы проектной деятельности.

Правила пешехода (слайд №7):

1. Прочитать правила вслух, объясняя, почему надо делать именно так.

  1. Переходим улицу на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу.
  2. Если светофора и перехода нет, то переходим улицу, посмотрев сначала налево, а потом направо.
  3. Если нет тротуара, то идем по обочине навстречу едущему транспорту.
  4. Нельзя переходить дорогу около крутого поворота или крутой горки.
  5. Нельзя играть на дорогах и рядом с ними.

2. Раздать распечатанные правила пешехода (учащиеся позже наклеят их в тетрадях)

Проектная деятельность

Вид проекта: творческий мини-проект.

Цель: формирование стремления к безопасному пользованию велосипедом.

  1. Организационный этап.

Учитель читает стихотворения про велосипед (слайд №8)

Я обратила внимание, что в школах, детских садах есть уголки с правилами дорожного движения, но нигде нет правил безопасного передвижения на велосипеде

- Как вы думаете, такие правила нужны? Почему? (слайд № 9)

-  А в нашей школе они бы пригодились? Почему?

- А вы знаете какие-нибудь правила езды на велосипеде?

- Как вы думаете, смогли бы мы с вами красиво оформить памятку безопасного передвижения на велосипеде для  нашей школы?

Давайте посмотрим знакомы ли вы с велосипедом, из каких основных частей он состоит (слайд №10)

Рама – основа на которой крепятся все остальные части.

Руль – при помощи него управляют велосипедом.

Седло – место для посадки велосипедиста

Педали – передают мышечные усилия ног через цепь колёсам

Колёса – за счёт их движения едет велосипед

Изготовление памятки велосипедиста

- Каждая команда будет разрабатывать свои правила вот по этим направлениям, объединив их вместе мы получим памятку велосипедиста.

- Я раздаю вам наборы правил, вы должны выбрать только те, которые считаете правильными.

- Для того, чтобы правильно оформить памятку вы должны:

внимательно прочитать, что я вам раздала, наклеить эти правила на листок, пронумеровать, придумать оформление: наклеить подходящие картинки.

Индивидуальный и дифференцированный подход:

  • Работа командами
  • Индивидуальная помощь при составлении памятки по необходимости.
  • Контроль и помощь конкретным ученикам (фамилии).

Правила для велосипедистов

 (правила нарезаны на предложения без нумерации, кроме этого даются «правильные» и «неправильные правила»)

«Правильные»

  • По улицам и дорогам города разрешается ездить на велосипеде с 14 лет.
  • Велосипедист должен знать и соблюдать правила дорожного движения.
  • Велосипед должен находиться в рабочем состоянии с исправными тормозами.
  • Для езды в ночное время у велосипеда должна быть спереди фара, а сзади – светоотражающее устройство.
  • Двигаться надо по правому краю дороги на расстоянии 1 метра от обочины.
  • При повороте велосипедист должен вытянуть в сторону ту руку, в сторону которой он будет поворачиваться.
  • Перед остановкой велосипедист должен поднять руку вверх.
  • Велосипедисту запрещается передвигаться по пешеходным дорожкам и тротуарам.
  • Велосипедисту запрещается передвигаться на велосипеде, не держась за руль.
  • Велосипедисту запрещается перевозить пассажиров на раме или руле.
  • Велосипедисту запрещается перевозить предметы или груз, выступающий более чем на полметра в ширину или длину от велосипеда.

Велосипедисту запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением.

«Неправильные правила»

•        У велосипеда должен быть прицеп с запасными колёсами

•        Велосипедист должен одевать специальный защитный костюм.

•        На велосипеде надо закрепить «мигалку».

•        На велосипеде можно перевозить до 3 пассажиров (на руле, на раме, на багажнике).

•        Велосипедист не обязан соблюдать правила дорожного движения.

•        Велосипедисту все должны уступать дорогу.

  1. Здоровьесберегающий этап (физминутка)
  2. Деятельностный этап:

- А теперь приняли правильную осанку в положении сидя и начинаем работу.

После выполнения каждая команда будет свою памятку представлять по плану:

1. Сколько  правил составили

2. Перечислить правила.

3. Доказать, что эти правила действительно важны.

4. Показать оформление.

\ выполнение работы 10-12 мин \.

  1. Презентационный этап:

Защита своих работ.

4. Закрепление полученных знаний

Цель: закрепить, применить на практике

Методы: упражнение с деформированным текстом (коррекция и развитие зрительного анализатора, внимания, мыслительной деятельности).

Индивидуальный и дифференцированный подход:

  • Контроль и помощь (фамилии учащихся)
  • Помощь по необходимости остальным учащимся.

  1. Найти ошибки в предложениях, заменить слова на правильные (слайд № 11, №12)
  2. Прочитать правила передвижения на велосипеде (слайд №13)

5. Подведение итогов

Рефлексия:

- Получилась ли у нас с вами памятка?

- Как вы считаете, нужна такая памятка велосипедисту, пассажиру?

- Где ее можно использовать?

- Чем мы рискуем, не соблюдая правила дорожного движения?

- Соблюдение правил дорожного движения – это жизненная необходимость.

Вывод: польза велосипеда (слайд № 15)