Главные вкладки

    К городскому семинару заместителей директоров по ВР
    методическая разработка на тему

    Хамизова Олеся Николаевна

    Представляется материал выступления, раздаточный материал по теме круглого стола

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл _14824.rar1.02 МБ

    Предварительный просмотр:

    Фоном звучит спокойная музыка (очень тихо, еле слышно). Парты расставлены в следующем порядке: 3 пары столов сдвинуты (на столах – «эмблема команды» – лист определённого цвета), остальные – рядами, на первом столе 2 ряда – кафедра, справа – компьютерный стол. Входящие «выбирают» листочки разного цвета и рассаживаются за свободные места. (Вам предложены небольшие листочки с таблицами. Заполните их синим цветом, пожалуйста).

    I. Вступление.

    Добрый день, уважаемые гости и коллеги!

    В нашей школе регулярно проводятся встречи классных руководителей в форме семинаров и совещаний. 14 декабря 2009 года в школе прошёл педагогический совет по теме «Педагогика творчества и развития. Работа с одаренными детьми».

    № 1. Основываясь на решении последнего педагогического совета, мы выбрали тему для сегодняшнего семинара: «Роль классного руководителя в создании условий для работы с одарёнными детьми». В соответствии с целью и задачами, мероприятие пройдёт в форме семинара-практикума.

    № 2. Мне хотелось бы предложить Вам такой диалог. Ваши реплики отмечены синим цветом. Давайте попробуем разыграть его:

    - Поговорим?

    - О чём?

    - О разном и о прочем.

    - О том, что хорошо.

    - И хорошо не очень.

    - О чём-то знаешь ты.

    - А что-то вам известно.

    - Поговорим?

    - Поговорим. Вдруг будет интересно.

    Несомненно, не имеет смысла начинать семинар, не имея однозначной трактовки понятий, то есть без единого понятийного аппарата. Поэтому напомним основные необходимые понятия.

    II. Понятие одарённости.

    №3. Итак, определения взяты из «Рабочей концепции одарённости», разработка и издание которой осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети».

    Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренный ребенок ~ это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Толковый словарь- русского языка Ожегова к слову «одаренный» дает пояснение – то же, что «талантливый». А «талантливый» определяется как «обладающий талантом», «талант» в свою очередь – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» - природная одаренность. В словаре иностранных слов подчеркивается, что «талант» - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

    №4. Для поведения одаренного ребенка характерно новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности. Он способен в сложном видеть простое, а в простом – сложное. Также большинство психологов рассматривают как один из важнейших факторов одаренности креативность (способность к творчеству). Американский психолог Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. И тогда – поиск и определение проблемы, выдвижение и проверка гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет латеральное мышление (lateral thinking) – это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности.

    1. Виды одаренности.

    №5.    Одаренность   делится   на   виды.    Систематизация   видов   одаренности

    определяется критерием, положенным в основу классификации. Хотелось бы рассказать об одной из классификаций.

    Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей деятельности.

    Специальная одаренность в свою очередь делится на следующие виды:

    - интеллектуальная и академическая одаренность

    Дети с общей интеллектуальной одаренностью легко овладевают основополагающими понятиями, быстро запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

    Иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения в математике, или иностранном языке, или физике, или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.

    -        художественно-эстетическая одаренность

    Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в литературе, музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

    -        спортивная одаренность

    Она предполагает высокие достижения в каком-либо одном или в нескольких видах спорта.

    -        лидерская (социальная) одаренность

    Исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, организовывать окружающих и вести за собой.

    -практическая одаренность (технологическая)

    По-другому ее называют «одаренность в ремеслах».

    Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.

    №6. Когда основные понятия были освежены в памяти, стало интересно: а есть ли вообще в нашей школе одарённые дети. Тогда психолог нашей школы, Афанасьева Ольга Александровна, провела ряд психологических исследований на базе 4 «Б» класса. Были получены следующие результаты:

    №7 - 10

    №11. ТАКИМ ОБРАЗОМ, есть определённый процент одарённых  в той или иной степени детей. И, естественно, возникает вопрос: «А учителя нашей школы готовы к продуктивному сотрудничеству с одарёнными детьми?». Быть может, все готовы на 100% или, наоборот, всем можно работать только с обычными детьми?  Тогда мы решили провести тестирование учителей школы на предмет выявления склонностей к работе с одарёнными детьми. Были получены следующие результаты:

    №12. 15% учителей имеют оптимальный уровень развития склонностей к работе с одарёнными детьми.

           75%  учителей имеют достаточный уровень.

    10% учителей находятся на критическом уровне развития склонностей к работе с одарёнными детьми.

    Нас порадовало то, что 15% полностью готовы к работе с одарёнными детьми, способны стимулировать творческую активность и поддерживать различные виды творческой активности детей.

    К сожалению, есть и 10% учителей с критическим уровнем развития склонностей. Но это лишь говорит о своевременности и уместности сегодняшнего семинара.

    Обратим внимание на большую часть опрошенных учителей. Их потенциальные возможности в работе с одарёнными детьми очень большие. Осталось лишь исправить несколько позиций, чтобы подтянуть их к группе учителей с оптимальным уровнем. Какие же это позиции?

    №13.

    • Дополнительные желания и ресурсы для организации работы;
    • Активное самоурегулирование в творческом и интеллектуальном процессе;
    • Правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

    №14. Таким образом, целью данного семинара-практикума является определение роли классного руководителя в создании условий для работы с одарёнными детьми средством влияния на его творческие способности.

    IV. Практическая часть работы.

    № 15. Часть 1. Теперь пришло время поработать в составе сложившихся команд. Вашему вниманию предлагается несколько фрагментов информации по проблеме семинара. В вашем распоряжении будет 10 минут, чтобы просмотреть информацию, выявить главное и представить её в виде схем, тезисов, плана – так, как сможет ваша команда. Внимание – задача данного этапа – это чёткое, краткое и ёмкое изложение рассмотренного вопроса. Время ответа будет ограничено 1 минутой.

    (командам раздаются раскрытые вопросы «Возрастные особенности одарённости», «Проблемы одарённых детей», «Методики работы с одарёнными детьми»)

    Подготовившись, команды выступают по очереди.

    №16. Ну, а теперь вспомним фрагмент программы «Новости» и озаглавим это выступление «КОРОТКО О ГЛАВНОМ».

    (включается «секундомер», через минуту ответ прекращается)

    Итак, все команды получили возможность выступить, и теперь время перейти ко второй части работы.

    Часть 2. Вторая часть работы будет носить дифференцированный характер. 2 команды получат листочки с приведёнными на них способами развития составляющих одарённости.

    №17. Одной из этих команд следует отобрать 5-6 самых значимых форм работы с одарёнными детьми, уместных для классного руководителя и аргументировать свой выбор (указываю на команду № 1).

    Другой команде нужно будет попытаться проранжировать все приведённые способы развития составляющих одарённости по степени значимости от наиболее важных к наименее важным, по их мнению (указываю на команду № 2).

    Третья команда попробует представить собственные формы работы с одарёнными детьми, опираясь на свой личный опыт. Причём эта команды изначально не получает листочка с подсказками (указываю на команду № 3).

    Представители команд отвечают за свои команды.

    Итак, мы только что применили имеющиеся знания на практике, а также прослушали собственные формы работы с одарёнными детьми. Как видите, есть определённые «пересечения» этих форм, хотя 3 команда и не получала такого листочка.

    VI. Рефлексия.

    Пожалуйста, ещё раз обратите внимание на листочки с таблицами. Заполните их повторно, только уже красным цветом.

    Теперь я знаю…

    Да

    Скорее да, чем нет

    Скорее нет, чем да

    Нет

    Определение понятия одарённости

    Особенности одарённых детей

    Проблемы одарённых детей

    Принципы работы с одарёнными детьми

    Формы работы классного руководителя с одарёнными детьми

    Выводы попробуйте сделать сами: если ответы, обозначенные синим и красным цветом, совпали, наверное, сегодняшний семинар ничего вам  не дал, но если Ваши ответы начали передвигаться в направлении к первой колонке, то есть определённые положительные моменты. Эти листочки передайте, пожалуйста.

    VII. Подведение итогов.

    №18. Итак, ГЁТЕ утверждал, что гений - "это 1% таланта и 99% пота". Современные исследования показывают, что гениальность максимум на 20-30% зависит от воспитания и личных трудов. 80% - это врожденное! Иными словами, родить гения трудно, воспитать - невозможно.

    №19. Но, на наш взгляд, при правильной организации внеклассной работы, при соблюдении перечисленных выше принципов взаимодействия с одарёнными детьми, при учёте особенностей одарённых детей, а также при грамотном отборе форм работы с такими детьми можно попытаться и качественно использовать эти 20-30%, полученных от воспитания. И тогда на пути от творческого учителя к одарённому ученику не будет преград, а детей, которых мы отнесём к числу одарённых, быть может, станет больше.

    VIII. Релаксация.

           №20.  Большое спасибо за внимание. С наступающим Вас Новым Годом!

    А для того, чтобы зрительно представить результаты сегодняшней работы, проведём напоследок мини-игру «Ёлочка успеха».

    №21. Красный шар – полезно, было приятно участвовать в его работе. Желтый шар – некоторые идеи возьму на заметку, но можно было сделать лучше. Синий шар – не понравилось, зря потратил (а) время.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе "Словом можно убить"

    Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе"Словом можно убить"...

    Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Тема: «Богач за неделю - грязные деньги"

    Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние  на нашу личность, формирует наши привычки, складывает характер. Нередко нам кажется, что для достижения хороших целей можно...

    программа семинара заместителей директоров по воспитательной работе

    Программа проведения семинара заместителей директоров по ВР....

    Программа городского семинара заместителей директоров школ

    В данном материале показана структура проведения городского семинара заместителей директоров школ и руководителей школьных методических объединений учителей начальных классов...

    Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"

    Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...

    Разработка семинара заместителей директоров на тему "Развитие ученического самоуправления через проектную деятельность в условиях сельской школы"

    В разработке :1. Доклад заместителя директора по ВР2. Визитная карточка музея школы3. Визитная карточка ШУС "Земляне"4. Проектная деятельность в начальной школе...