Классный час о коррупции
методическая разработка (7 класс) на тему

Инкина Инна Ильинична

Разработка классного часа о коррупции для учеников 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas-korruptsiya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа, проведённого в 7 классе.

Противодействие коррупции и антикоррупционная политика

Цели:  Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения; содействие взаимодействию с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами по вопросам реализации антикоррупционной политики.

Развивающая: Способствовать развитию правового сознания, умению реализовывать, обобщать и делать выводы на основе полученных данных.

Воспитательная: Воспитание молодежи нравственным нормам, составляющим основу личности, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры; позитивного отношения к антикоррупционным программам.

Тип урока: Урок-тренинг    Вид урока: Урок самостоятельной работы

Методы урока:

  • обучения – монологический
  • преподавания – объяснительный
  • учения – исполнительный, практический

ХОД УРОКА

1. Организационная часть:

2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков   и мотивационных состояний. 3 мин.

Вопросы

Правильные ответы

Что такое взятка?

Денежные средства, полученные незаконно за какую-либо услугу, с использованием служебного положения.

Чем отличается взятка от подарка?

Взятка, в отличии от подарка дается за услугу, с использованием служебного положения.

Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего взамен.

Подарок может быть завуалирован под взятку

Что такое коррупция в Вашем понимании?

Коррупция – это использование служебного положения в личных целях.

Из каких источников Вы знаете о коррупции?

Средства массовой информации, друзья, знакомые, родственники.

Приходилось ли Вам стакиваться с коррупцией?

 

3. Лекционный материал: 10 мин.

Коррупция – это использование служебного положения в личных целях. Коррупционная деятельность считается одним из основных видов теневой экономики.

Взятки могут давать не деньгами, а в иной форме.

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

Кто злоупотребляет служебным положением

Государственная (коррупция госчиновников) Коммерческая (коррупция менеджеров фирм) Политическая (коррупция политических деятелей)

Кто выступает инициатором коррупционных отношений

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица. Подкуп по инициативе просителя

Кто является взяткодателем

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина) Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)

Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции

Денежные взятки Обмен услугами (патронаж, непотизм)

Цели коррупции с точки зрения взяткодателя

Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы) Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности) Взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)

Степень централизации коррупционных отношений

Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) Централизованная коррупция "снизу вверх" (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) Централизованная коррупция "сверху вниз" (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)

Уровень распространения коррупционных отношений

Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти) Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков) Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)

Степень регулярности коррупционных связей

Эпизодическая коррупция Систематическая (институциональная) коррупция Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.

Организация антикоррупционного образования возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти  в области образования и науки и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики на базе образовательных учреждений,  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти.

Организация антикоррупционной пропаганды возлагается на специальный уполномоченный орган  в сфере массовых коммуникаций и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в соответствии с Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения по получению и распространению массовой информации.

Задачами антикоррупционной политики  являются:

1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;

2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;

3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов;

4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;

5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

Противодействие коррупции  осуществляется на основе следующих основных принципов:

1) равенство всех перед законом и судом;

2) приоритет профилактических мер, направленных на искоренение условий, порождающих коррупцию;

3) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

4) совершенствование структуры государственного и муниципального аппаратов и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

5) приоритет защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;

6) признание допустимости ограничений прав и свобод лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы или муниципальной службы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

7) восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидация и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений;

8) защита государством прав и законных интересов лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, установление этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;

9) ответственность лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, за коррупционные правонарушения;

10) взаимодействие государственной власти и общества;

11) обеспечение гласности;

12) адаптивность политики, опирающейся на независимые мониторинг и социальную диагностику.

Субъектами антикоррупционной политики  являются:

1) государственные органы, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики;

2) специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики;

3) органы местного самоуправления;

4) общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики;

5) средства массовой информации.

Виды коррупционных правонарушений:

1) дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность;

2) административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность;

3) коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;

4) преступления, связанные с коррупционными преступлениями, – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

Правовое регулирование в сфере противодействия коррупции осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,  настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

1) разработка и реализация ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;

4) антикоррупционные образование и пропаганда;

5) оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;

6) опубликование отчетов о реализации мер антикоррупционной политики;

7) иные меры, предусмотренные законодательством.

4. Работа с раздаточным материалом 5 мин.

5. Тренинг (самостоятельная работа обучающихся): 20 мин.

Из группы выбираются три человека – капитаны, которые по одному набирают себе команду, пока вся группа не будет поделена на три части.

Каждой команде дается индивидуальное задание: Обыграть три ситуации и разыграть сценки, соблюдая все полученные знания по антикоррупционной политике.

I ситуация: Дающий взятку заранее сообщил в правоохранительные органы о вымогательстве:

II ситуация: Руководящий работник, услышав о предлагаемых ему денежных средствах, в обмен за определенную услугу, не соответствующую законодательству, обращается в правоохранительные органы;

III ситуация: Случайный свидетель, узнав о готовящейся даче взятки, сообщает об этом в правоохранительные органы.

Дается время на подготовку.

Каждая команда обыгрывает свою ситуацию.

Команды обсуждают, какие ошибки они заметили у других участников команд. И как правильно нужно было поступить в предлагаемых условиях.

Вот, например, разберем I ситуацию.

Директор учебного заведения вымогает взятку у ученика, который сообщает в правоохранительные органы о коррупционных действиях, осуществленных против него. В этом случае был допущен ряд грубых ошибок.

Что мы видим?

Ученик сразу передал директору денежные средства в виде взятки и только после этого сообщил в правоохранительные органы о том, что произошло вымогательств в отношении него.

Это неправильно!

В статьях уголовного кодекса РФ, которые мы на уроке подробно разобрали, ясно и точно говориться, что уголовная ответственность не наступает в том случае, если в отношении лица, давшего взятку, имело место вымогательство со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

А в представленной нами сценке видно, что ученик сначала заплатил и только потом сообщил о факте вымогательства. Если бы это случилось на самом деле, вину директора было бы очень трудно доказать.

Ученик должен был, сначала договорится о сумме, времени и месте передачи взятки. После этого сообщить в правоохранительные органы, сотрудники которых следили бы за ситуацией и подсказали ученику, как нужно в ней правильно себя вести.

Факт вымогательства и получения взятки был бы “на лицо”, и директор, впоследствии, не ушел бы от наказания.

6. В результате изучения темы обучающиеся должны:

7.1. Знать:

  • закон о противодействии коррупции;
  • статьи уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ с изменениями на 3 июня 2009 года, ст. 204 Коммерческий подкуп, ст. 290 Поучение взятки, ст. 291 Дача взятки.

7.2. Уметь:

  • координировать свои действия с действиями правоохранительных органов;
  • правильно оценивать ситуацию и умело выйти из нее.

7. Подведение итогов: 2 мин.

Из всего нами сегодня пройденного материала, можно сделать вывод, что необходимо ясно представлять место и роль коррупции в образовании, причины ее появления, механизмы разрастания. Надо осознать разъедающую основы общества роль коррупции и те последствия, к которым она приводит. История однозначно показывает, что любые социальные практики трансформируемы.

Можно отдаться стихии, но надо понимать — это распад не только системы образования, но и всего общества. Политики, утверждающие обратное, обманывают нас.

Анализ  показывает, что происходит практически ежегодное удвоение количества возбужденных уголовных дел по фактам коррупции в сфере образования. Поводом для возбуждения уголовных дел о взяточничестве в образовании в 70 % случаев явились заявления обучающихся. Ежегодно более 1000 обучающихся у нас освобождаются от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ, согласно которому лица, давшие взятку, освобождаются от уголовной ответственности, если были принуждены к ней или добровольно сообщили в органы.

К решению проблемы коррупции надо подходить комплексно. Необходимо постоянное распространение информации о реальных масштабах коррупции, об ущербе, который несет общество и государство в результате коррупции, о других ее негативных последствиях, о причинах, ее порождающих. Важно формировать противодействие ложным представлениям о коррупции в общественном сознании. Для этого в нашем училище создана специальная антикоррупционная комиссия, с которой Вы ранее ознакомились.

Коррупция — это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях.

Граждане до сих пор нередко переоценивают коррупцию как инструмент достижения нужной цели.

Я хочу, что бы Вы поняли: успешность карьеры выпускника не зависит от степени вовлеченности в коррупцию, а только от реальной подготовленности по своей специальности.

http://studme.org/42777/menedzhment/antikorruptsionnoe_zakonodatelstvo_rossiyskoy_federatsii 

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации

Антикоррупционное законодательство РФ представлено Законом о противодействии коррупции, Национальным планом противодействия коррупции на 2014—2015 годы, утвержденным указом Президента РФ от 11.04.2014 № 226, а также планами по противодействию коррупции, принятыми в федеральных и региональных органах исполнительной власти.

В соответствии с российским законодательством мероприятия по противодействию коррупции подразделяются на три группы: профилактика коррупции, борьба с коррупцией и ликвидация ее последствий.

Профилактика коррупции направлена на выявление и устранение ее причин, в том числе на совершенствование законодательства, исключающее пробелы и лакуны, потенциально способствующие злоупотреблениям. К ним относятся:

— организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в том числе с привлечением общественности;

— анализ правоприменительной практики, т.е. выявление нормативных правовых актов, которые способствуют принятию чиновниками незаконных решений, их бездействию или не обеспечивают соблюдение общественного интереса (например, ухудшают положение малообеспеченных граждан);

— внедрение институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

Цели профилактики преследует также ужесточение законодательства, регулирующего деятельность государственных служащих. Именно эти мероприятия получили наивысшую оценку в обществе, так как соответствуют широко распространенным представлениям о предрасположенности чиновников к злоупотреблениям и мерам по противодействию им. К таким мерам можно отнести:

• требования по проверке сведений, предоставляемых соискателями вакантных должностей в органах государственной власти, и установление дополнительных квалификационных требований к чиновникам, что призвано устранить фаворитизм;

• ужесточение требований к открытости чиновников посредством установления обязанности предоставлять сведения не только о собственных доходах и имуществе, но также о доходах членов их семей (супруги и несовершеннолетних детях). За нарушение сроков предоставления сведений или за предоставление неверной информации государственный служащий может быть уволен;

• запрет для граждан в течение двух лет после увольнения с государственной службы устраиваться на работу в организации, с которыми они были связаны, будучи чиновниками (например, бывшему сотруднику министерства образования поступать на должность директора школы), что должно устранить стремление служащих использовать свое служебное положение как трамплин для дальнейшего трудоустройства;

• введение дополнительного основания для увольнения с государственной службы — "в связи с утратой доверия", вызванного нарушением чиновником запретов и ограничений, налагаемых на служащих;

• введение критерия эффективности и безупречности как обязательного фактора карьерного продвижения, что должно сформировать у чиновников стремление добросовестно исполнять свои должностные обязанности и избегать коррупционного поведения, так как это может затруднить им дальнейшее продвижение.

Законом предусмотрено формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, для чего в Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 гг. предусмотрено "антикоррупционное просвещение граждан". Международный опыт свидетельствует, что просвещение необходимо на всех уровнях: в школах, высших учебных заведениях, органах государственной власти и даже в коммерческих организациях. Но, к сожалению, в российской практике эти мероприятия не конкретизированы, отсутствует определение самого термина "антикоррупционное просвещение", а ответственность за их проведение возложена не на образовательные структуры, а на органы государственной власти, у которых нет соответствующей компетенции.

Борьба с коррупцией предусматривает проведение следующих мероприятий:

— максимальная централизация системы управления государственной службой как единым институтом, что позволит исключить практику "двойных стандартов";

— создание механизма взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, а также специализированных комиссий представительных органов исполнительной власти по выявлению коррупции;

— введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

— укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

— обеспечение открытости государственной службы;

— обеспечение независимости СМИ;

— неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

— совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

— обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

— устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

— совершенствование порядка использования государственного имущества;

— повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

— передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям (аутсорсинг);

— сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

— повышение ответственности руководителей органов исполнительной власти за непринятие мер по устранению причин коррупции;

— оптимизация и конкретизация полномочий работников государственных органов, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Мероприятия но минимизации и ликвидации последствий коррупции в антикоррупционном законодательстве не обозначены, но в УК РФ содержатся положения о возможности по решению суда конфискации имущества, полученного преступным путем, а также возможность наложения штрафа:

— за коммерческий подкуп — в размере от 10- до 50-кратной суммы подкупа;

— за получение взятки — от 10- до 100-кратного размера взятки (в зависимости от квалифицирующих обстоятельств);

— за дачу взятки — штраф от 5- до 90-кратной суммы (в зависимости от квалифицирующих обстоятельств).

В УК РФ введен новый состав преступления — посредничество (не только передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, но и способствование в достижении соглашения и получении взятки). В качестве наказания за него предлагается установить 20—90-кратный штраф с лишением права занимать определенные должности либо лишение свободы на срок от пяти до 12 лет.

Таким образом, совершенствование антикоррупционного законодательства в Российской Федерации проводится в соответствии с международными нормами. Тем не менее по уровню восприятия коррупции, по оценкам Transparency International, Российская Федерация в 2013 г. находилась только на 28-м месте, пропустив вперед, в частности, Беларусь, Эфиопию и Мексику. Было зарегистрировано более 42,5 тыс. коррупционных преступлений, материальный ущерб составил порядка 21 млрд руб., из которых 11,4 млрд руб. возвращено в бюджет. К ответственности привлечено 11 тыс. чел. К сожалению, информация о борьбе с коррупцией и личностях коррупционеров является закрытой, что обусловлено как латентностью самой коррупции, так и стремлением представителей государственной власти отстраниться от ответственности за подобные деяния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Нет коррупции"

Данная разработка рассчитана на учащихся 10  - 11 классов, находящихся на пороге выхода из школы. Проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более...

Классный час о коррупции

Донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы с коррупцией; воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;профилактика асоциального поведения,...

Классный час "Без коррупции с детства", 5 класс

О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. О коррупции и борьбе с ней написаны сотни статей, книг, учебников. Разработаны и испол...

Разработка классного часа "Противодействие коррупции"

Классный час для обучающихся 9-11 классов по противодействию коррупции...

классный час "Противодействие коррупции"

Коррупция Цели:- провести беседу со старшеклассниками о проблеме противодействия коррупции и методов её предупреждения;- формировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонар...

Классный час "Скажем коррупции - НЕТ!"

Цели мероприятия:• Углубление теоретического уровня познания участниками смены такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее развитию.• Развитие навыков ра...

Классный час "Скажем коррупции нет!"

Цель урока:   сформировать у учащихся  антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции....