Программа воспитательной работы "Мы растем!" (5 -9 КЛАСС)
методическая разработка на тему

Гончарова Татьяна Геннадьевна

Представлена программв воспитатаня и социализации Мы растем!", рассчитанная на 5лет. Программа расписана по направлениям. Каждое направление несет свою смысловую нагрузку и свои результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2012.docx227.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ижморская  средняя общеобразовательная школа №1»

   Программа

воспитательной работы  

 «Мы растем!»

                                            ( 5-9 класс)

Классный руководитель: Гончарова Татьяна Геннадьевна

                                                                                                     

пгт. Ижморский

2012

Содержание

    Раздел I. Пояснительная записка………………………………………………………2

    Раздел II.  Принципы и направления реализации программы……………………4

    Условия успешной реализации программы………………………………………….5

    Прогнозируемые результаты…………………………………………………………...5

    Раздел III. Содержание воспитательной деятельности:

  1. Гражданско – патриотическое направление……………………………………..6
  2. Направление «Знания»……………………………………………………………...6
  3. Направление «Здоровье»……………………………………………………………7
  4. Направление «Культура и творчество»…………………………………………..7
  5. Направление «Труд и профориентация»…………………………………………7
  6. Нравственное направление…………………………………………………………8
  7. Направление «Семья»……………………………………………………………….8

     Раздел IV. Механизм реализации программы……………………………………….9

Раздел V. Индивидуальная работа с учащимися…………………………………..11

Раздел VI. Профилактическая работа:

  1. Работа с родителями………………………………………………………………..12
  2. Работа с учителями, занятыми в данном классе……………………………….13

Единое воспитательное пространство………………………………………………14

1

Программа воспитания « Мы растем!»

                                                              В каждом человеке природа всходит

либо злаками, либо сорной травой;

пусть он своевременно поливает

первое и истребляет второе

Фрэнсис Бэкон

Раздел I.

Пояснительная записка.

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а  в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.

Каждый ребенок  в жизни сталкивается с  положительными  и отрицательными  примерами.  Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.

Данная программа составлена в соответствии со школьной программой развития МБОУ «ИСОШ № 1».

Почему же я выбрала  такое название? Процесс социализации происходит  в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

В реализации программы воспитания  нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах  школы и класса, но в то же время избрать в качестве  приоритетного - существенное  влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.

Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника,  и желаемый результат можно

достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.                                                    2

Цель программы: обеспечение социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, знающего культуру и традиции русского народа и с уважением относящегося к духовным и культурным традициям других народов Российской Федерации.

Программа предусмотрена для учащихся 5 – 9 классов.

Ожидаемые результаты:

-активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

-патриотическое и гражданское самосознание;

-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

-соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;

-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;

-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

3

Раздел II

Реализация программы воспитания  основана на принципах:

1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.

2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.

3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.  На  основе данных принципов  можно выделить 7 основных направлений:

  1. Гражданско – патриотическое.
  2. Знания.
  3. Здоровье.
  4. Культура и творчество.
  5. Труд и профориентация.
  6. Нравственное.
  7. Семья.

4

Условия успешной реализации программы:

  • Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
  • Привлечение к реализации программы школьного  психолога.
  • Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
  • Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
  • Копилка  достижений «Мы растем».

Прогнозируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • потребность в  творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

 Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным,  на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:

  • I этап -  11 – 12 лет. Наряду  с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
  • II этап – 13 – 14 лет.  Дальнейшее совершенствование этих качеств.
  • III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.

 Раздел III.

Содержание воспитательной деятельности

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.

Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:

5

  1. Направление  «Гражданско-патриотическое».

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи: 

  1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории поселка, школы.
  2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
  3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, поселок, школу.
  4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
  5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.
  6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного поселка.

Формы:

  1. Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, поселка, государства.
  2. Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
  3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
  4. Организация и проведение встреч с участниками войны;
  5. Организация и проведение экскурсий по Кемеровской области;
  6. Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет  к праздничным датам.
  1. Направление “Знания

Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

Задачи:

  1. Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
  2. Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
  3. Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

Формы.

  1. Воспитание потребности учиться.
  2. Воспитание ответственности за выполненную работу.

6

  1. Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
  2. Стараться участвовать во всех олимпиадах, конкурсах.
  1. Направление " Здоровье”

Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности.

Задачи:

  1. Создание условий для физического развития учащихся.
  2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
  3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Формы:

  1. Участие класса в  спортивных соревнований, играх, днях здоровья.
  2. Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
  3. Организация и проведение походов, поездок.
  4. Организация и проведение встреч с интересными людьми 

  1. Направление  “Культура и творчество”

Цель:  развитие потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности

 Задачи:

  1. Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
  2. Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

 Формы:

  1. Организация и проведение семейных вечеров.
  2. Сбор материалов и выпуск классных  газет.
  3. Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
  4. Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
  5. Участие класса в творческих конкурсах, праздниках.
  6. Организация и проведение выставок работ школьников.
  7. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
  8. Организация и проведение экскурсий, походов в поселке и за его пределами.
  9. Посещение  кинотеатров, музеев, выставок.
  1. Направление  “Труд и профориентация”

Цель: способствовать  формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать  организаторские способности

7

Задачи:

  1. Воспитание потребности трудиться.
  2. Воспитание ответственности за выполненную работу.

  Формы:

  1. Участие класса в трудовых мероприятиях: субботниках, трудовых десантах.
  2. Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
  3. Организация и проведение походов, поездок;
  4. Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.

  1. Направление “Нравственное”

Цель: способствовать  осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

 Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
  2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
  3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

 Формы:

  1. Организация и проведение семейных вечеров.
  2. Формирование и развитие классных традиций.
  3. Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
  4. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
  5. Организация и проведение классных праздников.

  1. Направление “ Семья”

Цель: способствовать социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями,  формировать положительное отношение к семейным ценностям

Задачи:

  1. Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
  2. Стараться  хранить семейные традиции, формировать традиции класса.

Формы:

  1. Организация и проведение семейных вечеров.
  2. Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
  3. Организация и проведение походов, поездок с участием семей, родных ребенка.
  4. Формирование традиций класса.
  5. Организация и проведение семейных праздников.
  6. Организация взаимного творчества детей и родителей.

8

Раздел IV.

Механизм реализации программы "Мы растем!"

         "Мы растем!" является для меня и класса  системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.

 Каждый учебный год  несет определенную смысловую нагрузку

5-й класс -  "Проросшие семечки"

 Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.

  • Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
  • Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
  • Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
  • Развитие навыков взаимодействия.
  • Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
  • Формирование ценностных представлений и отношений.
  • Организация досуговой деятельности. 

6-й класс –  «Ростки» 

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Апробация элементов самоуправления .
  • Коллективное планирование.
  • Развитие чувства коллективизма.
  • Поощрение инициативы.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

9

  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Формирование навыка коллективного анализа.
  • Развитие навыков социального взаимодействия. 

7-й класс – «Бутоны» 

  • Развитие самоуправления учащихся.
  • Коллективное планирование, коллективный анализ.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Организация социально значимой деятельности.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие ценностных представлений и отношений. 

8-й класс -  «Цветочки» 

  • Формирование потребности в творческой деятельности.
  • Самоуправление учащихся.
  • Коллективный анализ, коллективное планирование.
  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности, работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие навыка социального проектирования.
  • Развитие ценностных представлений и отношений. 

9-й класс -  «Букет» 

  • Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
  • Самоуправление учащихся, работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
  • Социальное проектирование, развитие ценностных представлений и отношений.

10

V раздел.

Индивидуальная работа с учащимися

1. Работа с одаренными детьми: 

  • собеседование с учителями, работающими в классе;
  • организация участия детей в школьных олимпиадах;
  • мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).

2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:

  • организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
  • организация индивидуальной творческой деятельности;
  • создание условий для самовыражения;
  • включение в общешкольное воспитательное пространство.

 3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении: 

  • собеседование с родителями;
  • собеседование с психологом;
  • наблюдение и особое внимание, коррекция;
  • организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.

4. Работа с детьми с девиантным поведением:

  • собеседование с родителями;
  • собеседование с психологом; контроль социального педагога;
  • контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
  • вовлечение в творческую деятельность;
  • собеседование с учителями, работающими в классе;
  • наблюдение и коррекция поведения.

11

VI раздел.                          Профилактическая работа.

  1. Работа с родителями.  

     Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Цель – привлечь родителей нашего класса ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса (родительские собрания, спортивные соревнования, оказание помощи в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников).

Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!

Принципы взаимной деятельности:  обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Моя деятельность, как классного  руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

  1. Изучение условий семейного воспитания:
  • посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной  обстановке;
  • особенности семейного воспитания; беседы, анкетирование родителей;
  • сочинения учащихся о семье;
  • конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;
  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
  1. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:

12

  • родительские собрания, информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
  • приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
  • регулярная проверка дневников.
  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  2. Взаимодействие с родительским комитетом:
  • помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
  • помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
  • с учреждениями дополнительного  образования.
  1. Совместная деятельность родителей и учащихся:

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

  • Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
  • родительские собрания; заседания родительского комитета;
  • четкие и лаконичные записи в дневниках;
  1. Работа с педагогами, работающими в классе:
  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
  •  выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
  • развитие коммуникативных умений педагогов; сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
  • помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Формы:      проведение малых педагогических советов;

  • индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
  • привлечение учителей к участию в родительских  собраниях класса.

13

Единое воспитательное пространство

школьная библиотека

районная библиотека

школьный музей

инспектор  ПДН

Дом детского творчества

семья

районный краеведческий музей

спорткомплекс

Дом культуры

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

Программа воспитательной работы в 5-8 классах "Стать человеком".

Надо видеть себя в детях, помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. ...

Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса.

В плане представлены цели и задачи воспитательной работы, характеристика класса и план мероприятий на учебный год....

Программа воспитательной деятельность классного руководителя 7 класса.

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания "Новое поколение" является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениями об истин...

Программа воспитательной работы для 7-9 класса

Программа содержит пояснительную записку, актуальность, план работы с классом на три года. Название программы "Я - особенный"....

Программа воспитательной работы в 7-9 классах

Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.  Задачи:  • Всестороннее развитие человека, охватывающее инте...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 8 «А» КЛАССЕ «МЫ – БУДУЩЕЕ СТРАНЫ»

характеристика классного коллектива,анализ воспитательной работы классного руководителя в предыдущем учебном году, цели и задачи воспитательной работы на следующий учебный год....