Программа воспитательной работы в 5-8 классах "Стать человеком".
рабочая программа (5 класс) по теме

Рыбачук Лариса Марковна

Надо видеть себя в детях, помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Введение.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.

Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным  силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания. 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы с классом.

«Стать человеком»

Надо видеть себя в детях, помочь им

стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Введение.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.

Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным  силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.


Цель:

воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.

Направления деятельности:

  1. Учебно-познавательное.
  2. Нравственно-эстетическое.
  3. Гражданско-патриотическое.
  4. Физкультурно-оздоровительное.
  5. Трудовое.
  6. Профилактика правонарушений.
  7. Работа с родителями.

 Строю систему воспитательной работы в классе на следующих принципах:

  1. содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
  2. формирование у обучающихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношениях человека к природе, к себе, к другим людям;
  3. воспитание человека-гражданина, интегрированного в современное общество;
  4. развитие умений применять полученное знание для самостоятельной ориентации в общественной жизни, для решения познавательных и практических задач.

Конечную цель своей работы как классного руководителя я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:

умею взаимодействовать с другими людьми

способен к обучению

умею управлять своими эмоциями.

веду здоровый образ жизни.

обладаю гражданской позицией.

чувствую сопричастность в судьбе страны.

испытываю гордость за свою страну

умею самостоятельно строить свою жизнь

я

Структура классного ученического самоуправления.

Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания. Его цель – адаптация школьников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Главной задачей самоуправления  считаю привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому основой классного самоуправления является  Совет дела. Он помогает стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Избирается глава самоуправления – губернатор и заместители губернатора, отвечающие за разные направления деятельности.

Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:

  1. Отдел образования. 

Предназначен для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.

  1. Организует и планирует совместно с классным руководителем и Президентом школьной организации «Юность России» познавательные дела.
  2. Помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, предметных недель.
  3. Ведёт контроль за успеваемостью (заполнение дневников, экрана успеваемости).
  4. Ведёт учёт пропусков уроков.
  5. Совместно с классным руководителем проводит на классных часах пятиминутки «Информационный вестник».
  6. Помогает отделу «Школа-пресс» в оформлении классного уголка.

  1. Отдел нравственно-эстетический.

Предназначен для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий.

  1. Планирует, организует и проводит классные мероприятия.
  2. Ведёт подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях.
  3. Организует поздравления учащихся с днём рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях.
  4. Проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т.д.).
  5. Организует акции гуманитарной помощи воинам, детям-инвалидам, детскому дому и т.д.

  1. Отдел гражданско-патриотический.

Предназначен для приобщения школьников к истинным духовным ценностям Отечества, формирования гражданской позиции, воспитания способности противостоять идеологическому воздействию СМИ.

  1. Ведет работу по изучению истории родного края.
  2. Организует  работу по комплектации школьного музея.
  3. Анализирует и планирует работу по гражданско-патриотическому направлению.
  4. Принимает активное участие в подготовке и проведении классных, школьных и городских мероприятиях. 
  5. Проводит совместно с классным руководителем классные часы и беседы патриотического характера.
  1. Отдел физкультурно-оздоровительный.

Предназначен для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.

  1. Планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия.
  2. Помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований, праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд.
  3. Ведёт учёт и пропаганду спортивных достижений класса.
  4. Совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни.
  5. Ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.

  1. Отдел труда и порядка.

Предназначен для формирования сознательной дисциплины учащихся и их правовой культуры.

  1. Следит за соблюдением Устава школы.
  2. Участвует в разрешении коллективных споров среди учащихся класса.
  3. Отвечает за дежурство по классу и школе.
  4. Следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время проведения классных и школьных мероприятий.
  5. Совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по правовым вопросам.

  1. Отдел «Школа-пресс».

Предназначен для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.

  1. Выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки.
  2. Готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса.
  3. Оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям.
  4. Обеспечивает наличие фотоаппарата на мероприятиях и отвечает за печатание фотографий.
  5. Помогает в оформлении классного уголка.

Структура ученического самоуправления 5 «А» класса.

Классный руководитель

Отдел физкультуры

Отдел труда и прядка

Отдел труда и прядка

Отдел нравственно-эстетический

Отдел историко-краеведческий

Отдел гражданско-патриотический

Отдел «школа-пресс»

Отдел образования

Совет родительской общественности (род. комитет)

Губернатор

Совет дела

Общее собрание


Работа с родителями (знакомство, изучение, наблюдение образа жизни, микроклимата семьи; общение с привлечением родителей к организации и участию в делах класса; индивидуальная работа, в том числе и с нестандартными семьями, нуждающимися  в педагогической, социальной и психологической помощи).

Темы родительских собраний на 2010-2011 учебный год:

  1. Давайте познакомимся! (сентябрь).
  2. Особенности адаптации пятиклассников (октябрь).
  3. Учебные трудности пятиклассников (ноябрь).
  4. Поощрения и наказания в воспитании детей (февраль).
  5. Домашние задания: помощь или контроль (март).
  6. Вот и стали мы на год взрослей! (май).

Текущая работа в классе на неделю:

  1. Классный час.
  2. Проверка дневников, учёт успеваемости.
  3. Дежурство по классу (ежедневно по графику).
  4. Уход за цветами (вторник, пятница).
  5. Учёт посещаемости (ежедневно).
  6. Учёт опозданий (ежедневно в течение дня).
  7. Состояние внешнего вида (ежедневно).
  8. Обновление классного уголка (четверг).
  9. Информационный вестник.

Проведение конкурса «Лучший ученик класса».

Критерии оценки:

  1. Проявляет серьёзную заинтересованность в учёбе, любит и умеет учиться.
  2. Проявляет глубокий интерес к определённым предметам и достигает в изучении этих предметов серьёзных успехов, участвует в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах и т.д.
  3. Охотно делится своими знаниями  с товарищами.
  4. Готов прийти на помощь тому, кому трудно  в учёбе.
  5. Дисциплинирован и воспитан.
  6. Доброжелателен и отзывчив.
  7. Пользуется уважением в классе.

Мои конкретные цели на 2010-2011 учебный год:

  1. Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Обеспечение успешной адаптации учащихся на втором этапе образования.
  3. Воспитание ответственности, культуры поведения и общения.
  4. Развитие творческих способностей у ребёнка на уроке и во внеурочное время.
  5. Нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.

Программа воспитательной работы классного руководителя в 5-6-ых  классах.

Нравственно-эстетическое направление

Актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания.

Сегодня нет, наверное, человека, который бы оставался равнодушным к проблемам воспитания и развития детей, их нравственного становления. В связи с этим важно планировать жизнедеятельность школьников, чтобы через организацию среды общения и разнообразную деятельность целенаправленно осуществлялся процесс развития личности.

Ребенок проявляя себя в любом виде деятельности, проявляет свое отношение и к данной деятельности, и к ее участникам, и к самому себе. А отношения - категория этическая. Воспитать нравственно ценные отношения - задача педагога.

Известно, что навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Уже для младшего школьника характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступка.

В педагогической практике это благоприятное время для усвоения нравственных норм часто упускается, а преимущественно словесный характер предъявляемых требований приводит порой к разрыву между моральным созданием и поведением. Этот разрыв обостряется в подростковом возрасте, когда центральным фактором в нравственном формировании личности школьника становится его общение со сверстниками. У подростков проявляется повышенный интерес к отношениям между людьми. В силу данных особенностей возрастает значение этических знаний и обусловленного им искусства общения, умения жить среди людей.

Исходя из данных положений, предлагаю включить в систему организации воспитания подростков курс этических занятий.

Цикл  этических уроков поможет детям глубже почувствовать прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поступка.

Цель занятий - сформировать у школьников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности. Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.

Задачи:

  1. формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой;
  2. формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровней способностей, одарённости.

Календарно-тематическое планирование.

Месяц

5 класс

6 класс

Сентябрь

«Вежливость как основа воспитанности»

(этические нормы поведения в общении с окружающими).

«Умей быть благодарным» (быть благодарным к окружающим за их доброе отношение – этический закон человека).

Октябрь

«Какого ты рода-племени? Гражданином быть достойным»

(этика поведения человека  как представителя своей страны. Поведение школьника – характеристика его воспитанности, лицо семьи, школы).

«Завтрашний характер  - в сегодняшнем поступке» (осмысление этических знаний и норм поведения с позиций формирования характера).

Ноябрь

«Уважать человека. Точность, аккуратность, обязательность»

(точность, аккуратность как обязательный признак воспитанности).

«О матерях можно говорить бесконечно» (заботливость и внимание к матери, бережное отношение к её здоровью).

Декабрь

«Хозяин и гости» ( особенности требований этикета в домашней обстановке и в гостях в наиболее типичных ситуациях).

«Береги всё живое» (этические нормы отношения человека к природе и всему живому).

Январь

«В школе ты хозяин и гость» (применение требований этикета и этических правил в повседневной школьной жизни).

«Дружба начинается с улыбки» (этическая сущность дружеских отношений).

Февраль

«С вилкой и ножом» (нормы поведения за столом).

«Отчего бывает одиноко?» (этические нормы отношений в коллективе).

Март

«Мы живём среди людей» (основные нормы этики в отношениях с окружающими).

«Дружили мальчик с девочкой…» (проблема этики поведения  и отношений между мальчиками и девочками).

Апрель

«Добротой себя измерь» (основа этики отношений с людьми – принцип уважения и доброго отношения к людям).

«Без друзей меня чуть-чуть…» (нравственная самооценка как члена коллектива, товарища, друга).

Май

«Раздели печаль и радость другого» (сложность и тонкость этических норм отношений с людьми. Об умении быть причастным, уметь видеть и понять состояние другого).

«В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души» (инсценированный праздник).


Программа воспитательной работы классного руководителя в 7-8-ых  классах.

Гражданско-патриотическое направление

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной  к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель программы:

 воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи программы:

  1. -формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  2. -развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  3. -создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  4. -развивать и углублять знания об истории и культуре родного края, города.

Содержание программы

Программа включает в себя следующие направления:

  1. Связь поколений.

Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать  формированию у обучающихся чувства сопричастности и ответственности за будущее страны.

2. Растим патриота и гражданина России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
  2. Развивать ученическое самоуправление.
  3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
  4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и  интереса к государственным символам России.

  1. Мой край родной.

Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой родине.

Задачи:

  1. Изучать историю родного края.
  2. Формировать экологическое поведение.
  1. Я и семья.

Цель: осознание учащимися своей семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
  3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Методы и формы работы:

  1. Тематические классные часы;
  2. Уроки мужества;
  3. Коллективные творческие дела;
  4. Предметные недели;
  5. Беседы;
  6. Диспуты;
  7. Викторины;
  8. Посещение музеев;
  9. Акции;
  10. Игры.

Календарно-тематическое планирование.

Месяц

7 класс

8 класс

Сентябрь

Жизнь и быт переселенцев села Донского (экскурсия в школьный музей).

История города Лесозаводска. Этапы становления.

Октябрь

Казачьи династии. Династия Лайко. Классный час.

Символика Приморского края, города Лесозаводска.

Ноябрь

«Пусть песни расскажут, какими мы были…». Музыкальная композиция.

Экологические проблемы города Лесозаводска. Пути их решения (круглый стол).

Декабрь

Символы России. Викторина.

«Я горжусь своей Родиной!» (конкурсная познавательная программа).

Январь

«Быть человеком» (диспут)

«Что в имени тебе моём?» (раскрыть значение своего имени, узнать день своих именин).

Февраль

Встреча с воинами нтернационалис-

тами. Экскурсия к памятнику, посвящённому воинам-интернац.

«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» (познакомить учащихся с понятием «семья». Формировать доброе отношение к родным, близким людям, воспитывать чувство гордости за своих родителей, свой род).

Март

«Хлеб – драгоценность, им не сори». (классный час).

«Семейная реликвия» (раскрыть значение слова «реликвия»).  Экскурсия в городской краеведческий музей.

Апрель

«Поклонимся великим тем годам».

Экскурсия в музей.

«Военная летопись моей семьи» (формировать у учащихся чувство долга перед Отечеством:

-гордость за своих родных и близких;

-благодарную память о тех, кто защищал Родину от фашистского порабощения). Конкурс сочинений.

Май

Ратные страницы истории (конкурс-викторина).

«От истории моей страны к истории моей семьи». Конференция. Подведение итогов.


Литература:

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин.- Волгоград: «Учитель», 2006.
  2. Преподавание истории и обществознания в школе.-2001.-№9.
  3. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России.// Преподавание истории и обществознания в школе.-2006.-№9.
  4. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
  5. Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.
  6. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.-2003.-№1.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Человек. Природа. Мировозрение."

Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...

Программа воспитательной работы "Человек культуры" - для классных руководителей

Любой классный руководитель сейчас пользуется своей программой воспитательной работы. В предложенной мною работе есть актуальная на сегодняшний день позиция  -  изменение смысловых ориентиро...

Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»

Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...

Программа воспитательной работы«Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность» для учащихся 8-9 класса

8 класс. 2015-2016 гг. 1.     Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим....

Рабочая программа воспитательной работы 8 «б» класса на 2015-2017гг. «Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность».

Представленная программа рассматривает стратегию развития и усовершенствование классного ученического самоуправления в классе....

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Медийно-информационно грамотный человек-это Я»

Название программыМедийно - информационно грамотный человек – это ЯНоминация программыПрограмма реализуется в рамках медиаобразования и  инфомационно-медийного направления общероссийской обществе...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Медийно-информационно грамотный человек-это Я»

Информационная карта программы1.Название программыМедийно - информационно грамотный человек – это Я2Номинация программыПрограмма реализуется в рамках медиаобразования и  инфомационно-медийн...