Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»
рабочая программа на тему

Рубцова Анна Даниловна

Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность, Гражданин», приоритетными направлениями которой являются  духовность, нравственность, творчество, формирование патриотических, гражданских качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М" Рубцова Анна Даниловна

Программа воспитательной работы

«Я - Человек, Гражданин, Личность»

Родиться человеком — мало,

Родить — большой заслуги нет.

Стать человеком — вот задача смалу,

вот для чего приходим мы на свет.

Не в золоте, не в славе и не в блуде

смысл нашей жизни, данной нам судьбой,

а в том, чтобы служить родной земле и людям

всем сердцем и возвышенной душой.

Лишь тот достоин зваться человеком,

кто сеет доброе и борется со злом.

Таков закон божественный от века,

на том стоим и с тем с земли уйдём!

Вам, молодым, нести заботу эту,

себя, детей и внуков научить

жить на земле достойно, беззаветно

народу и Отечеству служить!

                                     Владимир Тяптин, 2010

 

                                                Введение

Классному руководителю ответственно  доверено самое дорогое,   что есть у  человека - ребёнок. Являясь на протяжении нескольких лет классным руководителем, я пришла  к выводу, что миссия  классного  наставника   состоит в том, чтобы помочь   ученику вырасти Человеком с большой буквы, с добрым сердцем и открытой душой, человеком с активной гражданской позицией, духовно и физически здоровым человеком, неразрывно связывающим свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Пояснительная записка

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности.

Продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется

равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности.

          Современное воспитание школьников осложнилось последствиями этих негативных процессов, так как изменения коснулись непосредственно школы и семьи – двух социальных институтов, формирующих духовное и материальное начало в воспитании.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, формирование гражданского мировоззрения. Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность, Гражданин», приоритетными направлениями которой являются  духовность, нравственность, творчество, формирование патриотических, гражданских качеств личности.        

             Воспитательная программа «Я - Человек, Личность, Гражданин»  разработана  в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (ст. 43 о праве на образование), с целью обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, что прописано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; программа   соответствует  ФГОС ООО.

Программа воспитательной работы   "Я - Человек, Ученик, Гражданин"  отражает воспитательную систему школы, является её неотъемлемым элементом  и соответствует поставленным  целям и задачам.

Цель воспитательной программы:

создание оптимальных условий для формирования и развития Человека-гражданина,

способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях,

способного к самореализации и самосовершенствованию.

Задачи:

1. Воспитание у школьников патриотического отношения к семье, школе, малой Родине,

России.

2. Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с

общественными.

3. Формирование необходимых моральных и правовых норм поведения в части

государственных, трудовых, гражданских и семейных законов.

4. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства

любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего

народа.

5.Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

6. Выявление потребности обучающихся в различных видах деятельности, поддерживать

творческую и общественную активность воспитанников посредством совместной творческой деятельности учителей, обучающихся и родителей.

                   

                       Основная концептуальная идея программы  заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству.
Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему посёлку, родному краю. Вот почему воспитание в школе в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья – родная школа, родной посёлок, край, родная страна.
          По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все боле углубляется и расширяется.
         В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, психологические тренинга, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т.д.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

  • в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
  • программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
  • содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
  • содержание программы ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;
  • семья – равноправный участник воспитательного процесса в школе;
  • воспитание ребенка в социуме; взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;
  • программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую;
  • программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. 

                                    Основные принципы организации воспитания:

Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые

взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях

образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей

увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и

радоваться вместе.               

                                       

Механизм реализации программы.

Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими

закономерностями и особенностями личностного роста. Программа составлена на основе

принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на пять лет.

Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, а также с учетом степени подготовленности детей к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

На пути становления личности учащиеся проходят несколько этапов, которые разбиты

по возрастным критериям.

I ступень

5 класс – «Я и мой класс, я и моя школа»

II ступень

6 класс – «Я человек»

7 класс - «Я и моя семья»

III ступень

8 класс – «Я гражданин»

9 класс – «Я личность»

 В этих этапах прослеживаются основные мотивы – «я» - позиция каждого ученика по

отношению к определённой теме и актуальность данной темы для ребёнка на данном

возрастном этапе.

               

класс

Тема

Основная воспитательная цель

Ключевые

понятия

Личностные

качества

5 класс

«Я и мой класс, я и моя школа»

Создать условия для осознания учеником себя как члена коллектива, как части общества.

Коллектив, общество, дружба, сотрудничество, конкуренция, достоинство

Заботливость, доверие, сострадание, сочувствие, милосердие, миролюбие, требовательность, откровенность

6 класс

«Я – человек»

Развить интерес к себе как к человеку – части природы и в то же время части общества. Формировать позитивное отношение к  здоровому образу жизни.

Человек, человечность человечество, здоровье, ЗОЖ

Деликатность, тактичность, ответственность, обязательность, трудолюбие, добросовестность, коллективизм, индивидуальность

7 класс

«Я и моя семья»

Дать возможность ребёнку осознать себя как члена своей семьи, с определёнными  традициями и культурой.

Семья, дом, родители, поколения, предки, потомки, родословная

Доброта, честность, бережливость, воспитанность, вежливость, скромность, уважение

8 класс

«Я – гражданин»

Создать условия для осознания себя  как гражданина своей страны; осуществлять патриотическое, гражданское развитие личности.

Бурятия, Россия, национальность, столица, патриот, гражданство, гражданин

Активность, интернационализм чувство долга, терпимость, патриотизм, дисциплинированность

9 класс

«Я – личность»

Создать условия для осознания себя как личности, формирования потребности в самопознании, саморазвитии, самовоспитании, самообразовании, самореализации

Личность, нравственность, творчество, талант, совесть, характер, самопознание, самореализация

Гуманизм, толерантность, креативность, самокритичность, самодостаточность,

уравновешенность сила воли, смелость

Ожидаемые результаты

1.Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
2. Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и поселка.
3. Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего края, государства.
4. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей.
5. Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
6. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
7. Повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
8. И как конечный результат – воспитание личности

– любящей свою малую и большую Родину;
– мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
– творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
– духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
– гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
– практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;

                Основные направления реализации программы:

  1. Я – человек
  2. Моё Отечество
  3. Я и моя семья
  4. Я и природа
  5. Здоровый образ жизни
  6. Культура, духовность, творчество

   Содержание  воспитательной работы для учащихся 5-6 классов

                Пятый класс – переходный период от начальной школы к средней. Хотя учащиеся формально считаются учащимися средней ступени, на самом деле они ещё тесно связаны с начальной школой, постоянно нуждаются в опеке воспитателя и слабо ориентируются в новой для них системе обучения и воспитания.

        

                  Основная цель воспитательной работы в 6 классах – стимулирование самостоятельности и инициативы учащихся, под руководством классного руководителя, формирование классного актива, деятельности органов самоуправления, воспитание ответственности за порученное дело.        

Направление  «Я – человек»

Задачи: расширение представлений о человеке, его возможностях, об интересах человека и их влиянии на содержание жизни.

5 класс

Формы работы:

1.    Классные часы:

«Если я мальчик, если я девочка»;

«Моё хобби»;

«Природа и поэзия»;

«Природа в живописи»;

«Природа в музыке»

2.         Встречи с интересными людьми (люди увлечённые идеей, хобби, литературой, живописью, садоводством и т. д., имеют результаты, могут рассказать и продемонстрировать).

3. Просмотр и обсуждение кинофильмов, спектаклей о высоком предназначении человека

4. Праздники: «Расскажи мне о себе», «В гостях у именинника»,«Мой знак зодиака»,«Что в имени моём?»

6 класс

   Классные часы:        

  1. Я ищу себя (психологическая беседа)
  2. Культура режима и распорядка дня.
  3. Тест-карта самооценки «Портрет»
  4. Тест «Я – реальное», «Я – идеальное»
  5. Что значит заработать на свой хлеб?
  6. Я – лидер (деловая игра)
  7. Человек в мире вещей
  8. Права ребенка его глазами, осознание ребенком прав и обязанностей личности в социуме).

Праздники

  1. В гостях у именинника
  2. Праздник благодарности
  3. Приглашение к зеркалу.

Направление «Моё Отечество»

5 класс

Задачи: воспитание готовности к защите своей Родины; подготовка к служению Отечеству,  любви к своему посёлку, уважения к его истории и жителям.

Содержание: Родина как место, где человек родился и познал счастье жизни. История малой Родины. Понятие соотечественника.

Формы работы:

Классные часы:

«Я  и моё село»;

«Легенды и мифы села»

«О чем говорят названия улиц?»

«Герои войны »

Экскурсии:

  1. В музеи  (краеведческий)
  2. По селу, району

Конкурсы

  1. Песни и строя
  2. Вперед мальчишки!
  3. Стихов о селе, районе.

Операции:

  1. С днем рождения, школа!
  2. Ветеранам нашу заботу.

Викторины:

  1. По истории села.

6 класс

Классные часы:

  1. Моя малая Родина
  2. Наши земляки – известные люди
  3. В гостях у поэта-земляка К.А.Соболева  (литературная гостиная)
  4. Гражданином быть обязан (азбука юного гражданина)

Направление «Я и семья»

5 класс

Задачи: расширение представлений о социальных семейных ролях отца и матери, сына и дочки, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота моего «Я».

Классные часы:

  1. Что значит быть хорошим сыном, дочерью?
  2. Традиции в моей семье
  3. Семейная реликвия
  4. Наша история в семейном альбоме

Праздники:

  1. Славим руки матери
  2. Вместе дружная семья

Деловые игры:

  1. Мой вклад в семейный бюджет

Ролевые игры:

  1. Я – член семьи

Психологические практикумы:

  1. Как решить семейные проблемы
  2. Ссора в семье (Я – виновник ссоры)

6 класс

Классные часы:

  1. Корни и крона (создание родословного древа семьи)
  2. Родительский дом – начало начал
  3. Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них
  4. Защитники Родины – мои родственники
  5. Мои соседи (конкурс на лучший рассказ)

Операции

  1. С днём рождения, школа!
  2. Подарок (членам семьи) дорогим людям

Направление «Я и природа»

5 класс

Задачи: формирование отношений к природе и с природой, воспитание любви и бережного отношения к природе своего края, своей Родины.

Формы работы:

Классные часы:

  1. Мой любимый уголок природы
  2. Забота о зимующих птицах (акция)
  3. Отдых на природе ( правила отдыхающего человека)
  4. О парке «Волна».

Экскурсии:

  1. В  парк.
  2. В лес.
  3. Лучший двор в селе.
  4. Экскурсии в природу в разное время года.

Викторины:

  1. Флора и фауна родного села.

Экологические листовки

  1. К всемирному дню животных 4 октября.
  2. К всемирному Дню Земли 21 марта.
  3. К Дню защиты окружающей среды 22 апреля.

Ключевое дело:

КТД «Осенний бал».

Выставка «Бал цветов».

Праздник леса.

Конкурс экологических сказок.

6 класс

Классные часы

  1. Я люблю тебя, Усть-Баргузин! (сбор и систематизация информации об экологических проблемах края, формирование нетерпимого отношения к поступкам людей, нарушающим законы природы).
  2. Мы в ответе за тех, кого приручили (Уход за домашними животными)
  3. Защита проекта помощи (зимующим птицам, бездомным животным, зонам бедствия, пришкольным и дворовым цветникам и т.д.)
  4. По страницам «Красной книги»

Направление «Здоровый образ жизни»

5 класс

Задачи: физическое развитие, закаливание, вовлечение в массовый спорт и туризм, формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам, воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, выработка навыков самообслуживания.

Формы работы:

Классные часы (с приглашением специалистов по необходимости):

  1. В здоровом теле – здоровый дух (уход за зубами, ушами, волосами, ногтями, чистотой тела и одежды).
  2. Тайны народной медицины (целебные травы и ягоды тюменской земли).
  3. Вода и здоровье.
  4. Психологическая помощь (аутотренинг).
  5. О пользе физических нагрузок.
  6. Вредным привычкам бой (долгий сон, телевизор, жевательная резинка и т.д.).

Пропаганда здорового образа жизни

  1. Выпуск санбюллетеней, листовок, газет по теме классных часов.
  2. Выставка рисунков, фотографий, коллекций «Здоровье, спорт, гармония, красота». (Творческий самоотчёт).

Ключевые дела:

  1. Турслёт.
  2. День здоровья.
  3. Спортивные соревнования по пионерболу, волейболу, футболу.
  4.  Конкурс «На самый здоровый класс».
  5.  Безопасное колесо

Беседы:

  1. Рациональные способы учебного труда.

Практикум: Моя программа здоровья (защита проекта).

6 класс

Классные часы:

  1. Прогулка по селу (о культуре и безопасности пешехода).
  2. Моя комната (о дизайне и уюте, о правильном оформлении рабочего уголка)
  3. Гигиена мальчика и девочки
  4. Культура: чистота тела, уход за волосами, гигиена полости рта.
  5. Красота – это здоровье?
  6. Солнце и здоровье.
  7. О вредных привычках (походка, еда на улице, семечки и т.д.).

Пропаганда здорового образа жизни.

  1. Реклама оздоровительных кружков.
  2. Фотовыставка «Все здоровые люди любят жизнь».

Направление «Культура, духовность, творчество»

5 класс

Задачи: воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни, выявление и развитие у учащихся творческих способностей, приобщение к духовным ценностям, освоение этических норм

Классные часы:

  1. Внешняя и внутренняя воспитанность человека.
  2. Добротой себя измерь (оценка себя и других в отношениях с окружающими).
  3. Чью старость утешим? (нравственные принципы отношения со старшими).
  4. Отчего бывает одиноко?
  5. Дома и в гостях (особенности требований этикета).

Анкетирование.

  1. Кто Я? (выявление объективных данных о семье, интересах, занятости, отношения к учёбе и т.д.).
  2. Золотое правило (выработка заповедей жизнедеятельности классного коллектива).
  3. Что для меня ценно?

Психологические тренинги:

  1. Как поступить? (ситуации нравственного выбора).
  2. Какой Я? (тип темперамента).

6 класс

Классные часы:

  1. Умения быть самим собой.
  2. О дружбе мальчиков и девочек.
  3. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» Л.Н. Толстой.
  4. Твой стиль поведения.
  5. Когда какое слово молвить.

Диспуты:

  1. Можно ли изменить свой характер?
  2. Надо ли любить всех?

Содержание воспитательной работы для учащихся 7-8 классов

        Планирование воспитательной работы в 7-8 классах осуществляется с учетом характеристики коллектива, сложившихся в нем взаимоотношений, традиций, интересов. Большое внимание уделяется инициативе учащихся в планировании и самостоятельности в проведении мероприятий.

        Роль классного руководителя проявляется в оказании практической помощи в организации коллективных дел, анализе результативности работы актива, состояния классного коллектива и личности ребенка. В связи с тем, что подростки данного возраста испытывают много психологических проблем, большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися.

Направление «Я – человек»

7 класс

Задачи:

  • расширить представление о человеке как личности, о его профессиональном труде как способе самовыражения;
  • о роли «другого» в жизни человека, о правилах общения;
  • развивать в подростках способность к общению и самооценке.

Классные часы:

  1. Как узнать, каков человек на самом деле? (практикум)
  2. Эталон поведения человека моего возраста.  Красиво и безобразно (практикум);         
  3. Чем я отличаюсь от других?
  4. Хочу, могу, буду (защита проекта «Это Я»)

Диспуты:

  1. Кому легче жить – культурному или некультурному человеку?
  2. Что значит беречь честь коллектива и быть коллективистом? (с разбором ситуаций нравственного выбора)

Беседы- диспуты:

«Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках»

8 класс

Формы работы: индивидуальные и коллективные беседы, практикумы, уроки-тесты, психологические беседы, смотры.

Классные часы:

  1. Мои жизненные планы
  2. Что ты знаешь о себе
  3. Мои друзья и враги
  4. Первая любовь

Психологические беседы:

  1. Мой характер. Как он создаётся?
  2. С чего начинается взрослость?
  3. Как стать обаятельным?
  4. Правила счастливого человека (практикум)

Диспуты:

  1. Что значит владеть собой?
  2. Если твоя правда несёт зло, если твоя ложь несёт благо.
  3. Надо ли любить всех?

Направление «Моё Отечество»

7 класс

Задачи: воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями, воспитание готовности к защите своей Родины, знакомство с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества на примере героев Баргузинского района, воспитание любви к своей малой родине, уважение к её истории и традициям.

Темы классных часов:

  1. Мой отчий край – долина Баргузина
  2. Выдающиеся люди района.
  3. Герои – земляки
  4. Гражданином быть обязан.

Экскурсии:

  1. К памятнику погибшим воинам.
  2. В музей.

Уроки России

Выпускники школы на службе Отечеству.

8 класс

Темы классных часов:

  1. Исторические памятники посёлка.
  2. Исторические вехи Баргузинского района (в форме устного журнала).
  3. Жизнь замечательных людей поселка.
  4. Земляки, погибшие в локальных войнах (С посещением музея).

Урок России:

Государственная символика.

Гимн. Герб. Флаг.  (Общие сведения)

Направление «Я и семья»

7 класс

Задачи: воспитание культуры семейных отношений, ответственности за благополучие, безопасность и радость жить в семье, возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, воспитание ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи.

Классные часы:

  1. Молодость наших мам и пап.
  2. Труд и отдых в семье.
  3. Правила дружной семьи.
  4. Чудеса детства.
  5. Семья в моей жизни.

Практикумы:

  1. Наказание и поощрение в семье.
  2. Подарки членам семьи.

8 класс

Классные часы:

  1. Правила счастливой семьи.
  2. Роль отца в семье.
  3. Как готовить себя к семейной жизни.
  4. Пожилые люди в семье.

Практикумы:

  1. Семейные обязанности.
  2. Чрезвычайное происшествие или знаменательное событие в семье.

Диспуты:

Можно ли это простить? (обман, предательство в семье).

Направление «Я и природа»

7 класс

Задачи: воспитание экологической культуры, нравственного отношения к флоре и фауне своего края, своей Родины, содействие их процветанию в микросреде человека.

Классные часы:

  1. У природы нет плохой погоды (о любимом времени года).
  2. Народный календарь.
  3. Что значит быть настоящим другом природы?
  4. О заповедных местах родного края.
  5. Экологические заповеди (защита проекта).

Акции:

  1. Посади дерево.
  2. Муравейник.

8 класс

Классные часы:

  1. Земляки- художники пейзажисты.
  2. В мире мудрых слов о природе.
  3. Зоны экологических бедствий.
  4. Природа Баргузинской  земли в поэзии.
  5. В гармонии с природой. Природа- лекарь.

Направление «Здоровый образ жизни»

7 класс

Задачи: освоение основ здорового образа жизни, знакомство с системами оздоровления; воспитание устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам; формирование физического и духовного совершенства; вовлечение в массовый спорт; овладение навыками и умениями сохранения и укрепления личного здоровья и здоровья окружающих людей.

Классные часы:

  1. Воздух и здоровье.
  2. Первая помощь при несчастных случаях.
  3. Поведение в экстремальной ситуации.
  4. Как вырваться из плена вредных привычек?
  5. Пути разрешения конфликтов.
  6. Кто счастливее – здоровый нищий или больной король? (диспут)

Формы работы:

  1. Встречи – беседы с медицинскими работниками, народными целителями, пропагандистами здорового образа жизни.
  2. Тестирование, анкетирование.

8 класс

Классные часы:

  1. Питание и здоровье.
  2. Здоровье это моё личное дело или дело государства (круглый стол).
  3. Девичьи секреты (для девочек). Мы мужаем (для мальчиков).
  4. Эмоции в нашей жизни.
  5. Суд над равнодушием.
  6. О вредных привычках (курение, употребление спиртного).
  7. Как счастье человека зависит от его здоровья? (диспут).

Направление «Культура, духовность, творчество»

7 класс

Задачи: осознание подростками ценности этикета в их собственной жизни; воспитание культуры умственного и физического труда; знакомство с различными видами деятельности как способе существования и выражения своего «Я»; формирование устойчивой нравственной поэзии, умения существовать в социуме.

Темы классных часов:

  1. Я ищу себя. Депрессия и агрессия (психологическая беседа).
  2. Творческая личность. Качества творческой личности (практикум).
  • нестандартное, гибкое, парадоксальное мышление;
  • богатое выражение на основе развития наблюдательности;
  • интуиция, прогностичность, способность передать результаты своей деятельности, трудности и опасности на пути к цели;
  • решительность, смелость, дерзость в логике стериатипов.
  1. Не проходящая нравственная ценность в поговорках, пословицах, крылатых словах.
  2. Верность слову. Сила слова.

8 класс

Темы классных часов:

  1. Мы живём, чтобы оставить след.
  2. Роскошь и нищета общения.
  3. Подвиг, сила, философия любви.
  4. Способность радоваться.
  5. Кто достоин уважения?
  6. Честь по уму (конкурс на составление лучшего режима умственного и физического труда и досуга).

Содержание воспитательной работы для учащихся 9 классов

        Воспитательная работа в старших классах направлена на становление и самоактулизацию личности. Поддержать и развить Человека в человеке, заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания – задача классного руководителя. При планировании воспитательной работы классный руководитель акцентирует внимание на актуальных вопросах подростка: «Каким быть именно мне?», «Кем быть?», «Как жить?» Классный руководитель должен помочь подростку построить свойственный только ему одному  индивидуальный образ жизни, выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, найти способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми.

Направление «Я человек»

Задачи:

  1. Расширение представления о социальном устройстве жизни.
  2. Воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
  3. Формирование представлен6ия о самосознании и его месте в самовоспитании.

Формы работы:

Классные часы:

  1. Какой мы коллектив?
  2. «Откровенный разговор о нас самих»
  3.  «Здравствуй, человек!»
  4. Это высокое звание – Человек!
  5. С чего начинается личность?»
  6. Наши интересы и привязанности.
  7. «О достойных людях».
  8. «Мудрые мысли обо всех нас».
  9. «Счастье – жить!»
  10. «Познай самого себя».
  11. «Как остаться непобеждённым?»
  12. «Роскошь человеческого общения».
  13. «Учимся говорить».

Диспуты:

  1. «Человек может быть таким, каким хочет быть». (М. Горький)

«Круглый стол»

  • В мире информации.
  • Проблемы, проблемы, проблемы …
  • Час взросления.
  • «Прошу слова!»

Анкетирование

  1. Моя позиция по отношению к общечеловеческим ценностям.
  2. Моё отношение к событиям в классе.
  3. Открытость личности.
  4. Открытость глубинного «Я».

Практикум

  1. «Конфликты в нашей жизни».
  2. «Учимся разрешать конфликты».

Ток-шоу

  1. «Отцы и дети».
  2. «Бизнес и мораль».

Направление «Моё отечество»

Задачи:

  1. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
  2. Приобщение к духовным ценностям.
  3. Воспитание готовности к защите своей Родины.

Классные часы:

  1. «Славные страницы истории русской»
  2. «Герои России»
  3. «Галерея исторических личностей»
  4. «Символика России»
  5. «Уроки мужества»

Встречи с интересными людьми:

«Защитники Родины – мои родственники»

«История глазами моих родственников»

Направление «Я и семья»

Задачи:

  1. Развитие культуры семейных отношений
  2. Привитие любви к своему роду (через познание его истории)
  3. Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек

Классные часы

  1. «Валеология семьи. Влюблённость. Любовь»
  2. «Валеология семьи. Семейное благополучие»
  3. «Валеология семьи. Семейное неблагополучие»
  4. «Семейные традиции»
  5. «Основные проблемы семейных отношений»
  6. «Интимная жизнь»
  7. «Взаимоотношения с родителями»

Ток-шоу «Отцы и дети».

Встречи с интересными людьми:

«Национальные трагедии в моей семье».

Направление «Я и природа»

Задачи:

«Земля подарила миру тебя, а ты подарил Земле мир!»

«Привитие гордости за красоту родной природы».

Классные часы:

  1. «Я житель планеты земля».
  2. «Заповедники России».
  3. «Красная книга».
  4. «Красивые уголки природы русской».
  5. «Русские поэты и писатели о родной природе».

Направление «Здоровый образ жизни»

Задачи:

  1. Приобщение к здоровому образу жизни.
  2. Формирование полового самосознания и здорового образа жизни.
  3. Развитие рефлексии.
  4. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Классные часы:

  1. «Валеология семьи. Здоровье семьи».
  2. Гигиена девушки.
  3. Гигиена юноши.
  4. Гармония тела.
  5. «Кушайте на здоровье» (система питания).
  6. «Прелести» свободной любви.

Ролевая игра:

     «Суд над наркоманией».

     «Суд над алкоголизмом».

     «Суд над курением».

Направление «Культура, духовность, творчество»

       Задачи:

  1. Формирование индивидуального этикета.
  2. Развитие коммуникативных умений.
  3. Побуждение к творческой реализации своего «Я».

Классные часы, беседы, практикумы:

  1. Инстинкт подражания и его роль в обучении этикету.
  2. Поведенческий пример значимых лиц.
  3. Психология и привычки как основа этикета.
  4. Внешняя и внутренняя сторона этикета.
  5. Мотивы соблюдения этикета: корыстные и бескорыстные.
  6. Роль осознания нравственного смысла и назначения этикета при его соблюдении.
  7. «Этикет» в мире животных.
  8. Отношение человека к животным.
  9.  «Запретные темы» и вопросы в общении с людьми.

Список  использованной литературы

 1.     М.А. Александрова, Е.И. Баранова Классному руководителю о самоуправлении в                  

          классе.    Творческий Центр, Москва 2006 г

 2.     Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М.:

          Центр “Педагогический поиск”, 2001. – 160,0 с.

 3.     Гуткин. Л. Д. и др  Спутник классного руководителя..- Москва, 2001г.

 4.     Н. И. Дерекаева  Справочник классного руководителя. -  Москва, 2005г, «ВАКО»

 5.     Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие.  

         4-ое изд., доп. – М.: ЦГЛ, 2002

 6.     Воспитательная система класса. Теория и практика. Под редакцией  Е.Н.Степанова.              

         Творческий Центр, Москва 2005г.

        7.    Плинер Я.Г., В.А. Бухвалов Воспитание личности в коллективе.-М.: Центр                  

              “Педагогический поиск”,2000.- 160 с.  

Содержание

  1. Введение ------------------------------------------------------------------1стр
  2. Пояснительная записка------------------------------------------------  2стр
  3. Механизм  реализации программы --------------------------------   5 стр
  4. Содержание воспитательной работы в 5-6 классах   ---------      8 стр
  5. Содержание воспитательной работы в 7-8 классах  ----------     12стр
  6. Содержание работы в 9 классе --------------------------------------  17 стр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Программа воспитательной работы "Я - гражданин".

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их...

Программа воспитательной работы«Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность» для учащихся 8-9 класса

8 класс. 2015-2016 гг. 1.     Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим....

Рабочая программа воспитательной работы 8 «б» класса на 2015-2017гг. «Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность».

Представленная программа рассматривает стратегию развития и усовершенствование классного ученического самоуправления в классе....

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Воспитание социально активной личности студентов»

Системный и личностно - деятельностный подходы к осуществлению воспитательной работы предполагают, что студенты должны выступать активными субъектами воспитательной системы. Педагогический процесс дол...