Главные вкладки

    Программа воспитательной работы "Я - Личность и Гражданин"
    рабочая программа (5 класс) по теме

    Чернявка Олеся Валерьевна

    Титульный лист и прграмма ВР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Программа Воспитательной Работы32.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»

    Рассмотрено на заседании МО

    Руководитель МО

    _________________

    Ф.И.О.

    «___» _________        201__г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по ВР

    ______________________

    Ф.И.О.

    «___» _________        201__г.

    «Утверждено»

    Директор  МБОУ СОШ № 2

    _______________________

    Ф.И.О.

    «___» _________        201__г.

    Программа воспитательной работы

    на 2014-2019гг.

    «Я – Личность и Гражданин»

    Составитель: Чернявка О.В.,

    Классный руководитель 5б класса

    г. Советский

    2014 – 2015 учебный год


    Содержание

    1. Пояснительная записка:
    • социальная значимость и актуальность Программы;
    • психолого-педагогическая характеристика класса (Приложение 2);
    • цель и задачи Программы;
    • принципы воспитательной работы;
    • направления воспитательной работы;
    •  возраст детей, участвующих в реализации Программы;
    •  сроки реализации Программы (этапы);
    • методы и формы работы;
    • ожидаемые результаты

          2. Механизм реализации

    • содержание Программы по направлениям;
    • деятельность по развитию ученического самоуправления;
    • работа с родителями;

          работа с коллективом класса: индивидуальная, групповая.

    1. Приложения
    • календарно-тематический план (Приложение 1);
    • социальный паспорт класса;
    • уровень воспитанности;
    • анализ воспитательной работы;
    • разработки внеклассных мероприятий.


    Пояснительная записка

            Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог. Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем. Программа рассчитана на 5 лет с 5 по 9 класс.


    Цель  программы:  социально-педагогическая поддержка  становления  и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего  судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей  страны.

    Задачи:

    В области формирования личностной культуры:

    • формирование основ нравственного самосознания личности: способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения  моральных норм, давать  нравственную оценку своим и чужим  поступкам;
    • осознание подростком ценности человеческой жизни;
    • формирование  экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
    • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности;
    • усвоение подростком базовых национальных ценностей;
    • формирование  социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;
    • развитие эстетических потребностей, ценностей, чувств;
    • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
    • формирование  у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора.

    В области формирования социальной культуры:

    • формирование российской гражданской идентичности, включающей  в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, своего города, округа, российской гражданской нации;
    • укрепление веры в Россию;
    • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
    • развитие эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
    • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям  представителей народов России;
    • формирование у подростков первичных навыков успешной  социализации;
    • укрепление  доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству.

    В области  формирования семейной  культуры:

    • укрепление  отношения к семье как основе российского общества;
    • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
    • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, духовная  и эмоциональная  близость членов семьи, взаимопомощь.

    Принципы и особенности организации  содержания  работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации.

    Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на формирование особого нравственного уклада школьной жизни,  который:

    • основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм,
    • учитывает историко-культурную и этническую специфику региона,
    • потребности обучающихся и их родителей (законных представителей),
    • включает в себя воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся,
    • реализуется в совместной социально-педагогической деятельности всех социальных субъектов-участников воспитания.

    Реализация программы воспитания основана на принципах:

    1. Принцип ориентации на идеал

    2. Аксиологический принцип

    3. Принцип следования нравственному примеру

    4. Принцип диалогического общения со значимыми людьми.

    5. Принцип идентификации

    6. Принцип полисубъектности

    7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания

    Воспитательная работа в классе будет осуществляться по следующим направлениям:

    • Здоровье
    • Экология
    • Нравственность
    • Интеллект
    • Общение
    • Досуг
    • Гражданин
    • Семья

    Сроки реализации

       Данная программа разработана для обучающихся 5-9 классов.

    Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

    -социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;

    -умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;

    -потребность в творческой самореализации;

    -умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

    Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:
    I этап - 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
    II этап – 13 – 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
    III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств

    Возрастные категории
    учащихся

    Воспитательный

    Образовательный

    Практический

    Младший возраст

    Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным

    Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно

    Портфолио достижений.

    Средний возраст

    Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха.

    Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы

    Портфолио достижений.

    Старший возраст

    Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей

    Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде.

    Портфолио достижений.

    На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.
    По мере реализации данная программа корректируется.
    Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.

    Методы,  используемые при реализации программы:

    • Методы формирования сознания  учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера, метод убеждения;
    • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - это практические методы: упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
    • Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение;
    • Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности: поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

    Условия успешной реализации программы:

    • Поддержка идеи программы коллективом учащихся, их родителями и учителями.
    • Привлечение к реализации программы социального педагога школы.
    • Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
    • Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
    • Портфолио достижений.

    Прогнозируемые результаты
    Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
    1.Воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
    2.Образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;

    3.Практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.

    Механизм реализации

    Содержание воспитательной программы по направлениям:

    Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
    Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности:
                    Направление «Здоровье»
                     Задачи:

    • познакомить учащихся с опытом т традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психологического здоровья
    • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования своего здоровья.
       
      Направление «Экология»
          Задачи:
    • прививать любовь к народным приметам и традициям
    • пробудить у детей интерес и любовь к окружающей среде, научить ребят общению с ней.
       
      Направление «Нравственность»
         
      Задачи:
    • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания
      Направление «Интеллект»
          Задачи:
    • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии
      Направление «Общение»
        Задачи:
    • знакомить учащихся с традициями разных поколений
    • создавать в коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса

                 Направление «Досуг»
                 Задачи:

    • создать условия для проявления учащимися своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности
    • способствовать развитию способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи
       
      Направление «Гражданин»
          Задачи:
    • формировать в детях умения руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора
    • обучать решению задач, связанных с нормами выбора и проблемами морального саморазвития
         Направление «Семья»
           Задачи:
    • организовывать совместное проведение досуга детей и родителей
    • обучить родителей умению быть родителями и владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

    Работа с родителями
    Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

    • Информирование родителей о содержании учебно-воспитательной работы в классе
      Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
    • Психолого-педагогическое сопровождение родителей через родительские собрания и консультации, встречи, беседы.
    • Взаимодействие с родительским комитетом 
      Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
    • Совместная деятельность родителей и учащихся
      Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
    • Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.

    Индивидуальная работа с учащимися класса

    - Систематический контроль над успеваемостью каждого учащегося и посещаемостью;

    - Анкетирование, наблюдение;

    - Оформление дневников;

    - Социометрия;

    - Индивидуальные беседы;

    - Взаимодействие с психологом или социальным педагогом


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематический план работы по программе: «Воспитание нравственной личности, семьянина, профессионала, гражданина в условиях детского дома»

    В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. С каждым днем растет ко...

    Программа воспитательной работы "Я - гражданин".

    Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их...

    Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"

    Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...

    Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»

    Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...

    Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.

    Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности  по социальному направлению развития личности:  «Я-Гражданин» для 7 класс...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»...