Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.
рабочая программа по теме

Назарук Нина Алексеевна

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_grazhdanin_rossii.docx60.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Программа воспитательной работы  

(кадетский класс)

«Я гражданин России»

Программа рассчитана на 2014 - 2019 учебные годы

Классный руководитель:

Назарук  Нина Алексеевна,

учитель технологии,

высшей  квалификационной категории

г. Белогорск  2014

Пояснительная записка

Сердца любовью к милой Родине согреты, 
Мы также любим свой родной кадетский класс, 

                                                                  И что такое – честь российского кадета, 
                                                                      Не понаслышке узнаём уже сейчас. 
                                                                      Ну что тебе сказать, кадет? Ты выбор сделал, 
                                                                      Ты им когда-то стал совсем не для наград, 
                                                                      Шагай дорогою прямой по жизни смело! 
                                                                      Не вешай носа! – так кадеты говорят. 

                                                                                                                               Даэтоя Юрий 

     Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

      Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, поэтому для меня основным направлением в процессе воспитания стало гражданско-патриотическое
Воспитание патриотизма сегодня крайне необходимо, так как мало кто сегодня хочет служить в армии, дети не знают истории своей Родины, с экранов телевизоров, из радио, в магазинах нам поют песни на иностранном языке, часами мы смотрим иностранные фильмы и…примеров можно приводить еще очень много. 
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого
       Главное в программе «Я гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.  Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ.

        Данная программа рассчитана не на один год, так как жизнь вносит, и будет вносить свои коррективы в содержание деятельности человека.

   

 Основными направлениями воспитательной деятельности являются:

  •  духовно -нравственное;
  •  гражданско – патриотическое;
  • интеллектуальное;
  • спортивно – оздоровительное;
  • экологическое;
  • профориентация школьников;
  • профилактическая работа.

 Концептуальные основы программы.

       Цель: способствовать становлению личности кадета как многосторонне развитого гражданина Российской Федерации в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях через систему «школа-семья-социум».

       Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности воспитанников, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала;
  • формирование у обучающихся базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность;
  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования в классе;
  • использование всех возможных средств, для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственного понимания служебного и гражданского долга, правосознания;
  • развитие ученического самоуправления;
  •  дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
  •  активизация социально - психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся;
  • создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования.

        Образовательные и воспитательные задачи кадетского класса реализуются в основном в рамках дополнительного образования и во внеурочной работе. Таким образом, дополнительное образование кадетов представляет собой систему занятий, направленную на гармоническое развитие личности, всестороннюю подготовку к службе Отечеству на военном и гражданском поприще.

        Воспитательный процесс в кадетских классах в первую очередь направлен на сплочение коллектива, воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать помощь.

Принципы реализации программы.

Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.

Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.

Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.

Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.

Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетентностями. Концентрация внимания на развитие социальной и культурной компетентности личности обучающихся.

Принцип системности –организация воспитательного процесса, обеспечивающая единство подходов в решении всех образовательных задач.

Сроки и этапы реализации программы

Срок реализации программы – 2014–2019 гг.    (II ступень обучения – 5–9-е классы).

Этапы реализации программы

1 этап (2014 год)

Разработка воспитательной программы класса.

2 этап (2014 – 2019 гг)

Реализация основных направлений программы.

Становление и развитие воспитательной системы класса.

Проведение мониторинга развития воспитательной системы класса.

3 этап (2019 год)

Оценка эффективности реализации воспитательной программы класса.

Обобщение опыта работы по реализации программы.

Определение дальнейших путей развития.

 

5 – 6  классы - «Мы растем как коллектив»

 7 - 8 класс -  «Я становлюсь Человеком»

 9 класс -  «Я выбираю свой путь в жизни».

Ожидаемые результаты

          Содержание основных результатов воспитания отражает основные направления развития личности:

  • личностная культура
  •  семейная культура
  •  социальная культура.

Участники программы

Ожидаемый результат

Учащиеся

 Личностная культура: 

  • готовность и способность к пониманию смысла своей  жизни, индивидуально ответственному поведению;
  •  готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;
  •   способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
  •  осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.

Семейная культура:

  •  осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
  •  понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
  •  бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура:

  •  осознание  себя гражданином России на основе принятия общих  национальных духовных и нравственных ценностей;
  •  вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
  •  развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

Родители

- активное участие в жизни класса и решении его проблем;

- формирование и развитие чувства сопричастности к школьной жизни, солидарной ответственности за результаты воспитания детей

Классный руководитель

- приобретение умений и навыков самоопределения в ценностном пространстве современной педагогической действительности, осознание первичности системы ценностей профессионально-педагогической деятельности в отношении целей указанной деятельности;

- приобретение знаний и умений по педагогическому проектированию

Содержание программы.

1. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.

   Воспитательная деятельность осуществляется по основным направлениям

Направления

Основные задачи

Формы деятельности

Духовно-нравственное

( данное направление ориентировано на формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим  людям, осознанности ценности человеческой жизни, на развитие волевых качеств)

- воспитание этической культуры учащихся;

- формирование нравственных отношений;

- развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей;

- развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

- желание совершенствоваться;

- сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело;

-развитие желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни

-тематические классные часы

-дискуссии по нравственной тематике

-интерактивные игры

- самопрезентация и самопредставление

-праздники, конкурсы, ролевые игры  

- акции «Поздравь ветерана», «Помоги другу» и т.д.

-посещение музеев, выставок.

Гражданско-патриотическое

(данное направление ориентировано на создание системы, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека)

-углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;

- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;

- способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

- содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России;

- воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию.

-уроки мужества,

-организация встреч с ветеранами, представителями профессий, связанных с военной службой;

-торжественные линейки;

-вахты памяти;

-Дни воинской славы России;

-тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»;

-тематические классные часы;

- социальные проекты;

-творческие конкурсы;

- музейные занятия;

- конкурсы, викторины по правовой тематике;

- оформление классных уголков, посвященные государственным символам (герб, флаг, гимн);

- оформление стенда «Я – гражданин России»

- экскурсии.         

Интеллектуальное

(данное направление классным руководителем используется в целях усиления учебной мотивации учащихся, реализуется результативность учебной деятельности, создаются условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии)

-способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями;

-содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;

- формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания;

- способствовать в развитии способности действовать целесообразно, рационально и эффективно;

- определить круг реальных учебных возможностей учащегося, его развитие и перспективы, коррекция;

- изучать и влиять на кругозор, любознательность (использовать во внеклассной работе);

- организовывать просветительскую и консультативную помощь семье;

– добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса

- развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры,конференции, диспуты;

-дискуссии с целью научения высказыванию и доказуемости своего мышления, аргументированности, умения выслушивать;

- тренинги по развитию памяти, внимания, воображения, мышления;

- тематические классные часы о культуре умственного труда;

-выпуск стенгазеты;

- устный журнал.  

Спортивно – оздоровительное 

(данное направление ориентировано на формирование стремления к здоровому образу жизни, на использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения)

-создать условия для свободного развития  духовных и физических сил ребенка;

-показать учащемуся и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, проф. становления;

-организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья;

- профилактика вредных привычек;

- инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного

 здоровья.

 

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады;

 -марафоны, турниры;

- встречи  с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- спортивные викторины, тематические классные часы по  спортивной тематике и ЗОЖ, конкурсы газет, устные журналы;

- беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» , «Мое здоровье в моих руках» и др.;

-  тематические консультации по вопросам  сохранения здоровья учащихся.

Экологическое

(данное направление ориентировано на формирование экологического мировоззрения школьников, убеждения в приоритете экологических ценностей  над интересами отдельных личностей и групп)

- формировать бережное отношение к природе;

- формировать представление учащихся о единстве и взаимосвязи  всего живого;

- вовлечение учащихся в работу по благоустройству территории школы и города;

- изучение экологических проблем района, области

- беседы;

- походы, экскурсии;

- фотовыставки, творческие конкуры; проекты

Профориентация

(данное направление ориентировано на помощь в выборе будущей профессии) 

- подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизическими данными и потребностями общества;

- формировать у обучающихся положительную мотивацию к трудовой деятельности;

- формировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки

-встречи с представителями разных профессий

- мастер-классы

- экскурсии

- классные часы, круглые столы

- тестирование

Профилактическая работа

(данная работа ориентирована на профилактику безнадзорности, беспризорности, правонарушений, безопасности детей на улице и в помещении)

- привлечение учащихся к посещению занятий в кружках и секциях;

- формирование правовой культуры учащихся;

- формирование ответственного отношения к безопасности на улице и дома.

- тематические классные часы, беседы по  профилактике правонарушений  и правовой ответственности;

- инструктажи по ТБ;

- беседы и мероприятия по ПДД;

- проекты;

- конкурсы, викторины по правовой тематике;

- беседы с представителями ПДН.

Этапы реализации программы

5-6 классы – программа воспитательной работы

«Мы растем как коллектив».

Задачи:

  • изучение личности каждого ребенка, его физического, психического состояния;
  • изучение индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • формирование сплоченного и дружного  коллектива;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • формирование культуры общения у детей;
  • формирование положительной Я-концепции, доброжелательного отношения к окружающим;
  • создание благоприятной для самочувствия и настроения детей эмоциональной атмосферы в классе, доброжелательного микроклимата, необходимого для общения
  • создание условий для формирования здорового образа жизни;
  • воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье, школе, малой родине, России.

7-8 класс – программа воспитательной работы  «Я становлюсь человеком».

        Задачи:

  • развитие нравственных чувств и нравственного поведения;
  • формирование собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
  • формирование критического осмысления и анализа собственных нравственных поступков, а также поступков других;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • побуждение детей к умственному самовоспитанию, самообразованию;
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;
  •  воспитать преданность Родине, мужество, стойкость, отвагу, основы гражданского сознания;
  • воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье, школе, малой родине, России.

9 класс – «Выбери свой путь в жизни».

Задачи:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие коммуникативных умений учеников;
  •   развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях;
  • формирование и развитие у учеников навыков исследовательской работы;
  • формирование готовности осознанного выбора профиля обучения в старшей школе и профессиональному самоопределению;
  •      сформировать уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям;
  •       подготовить к службе в Российской Армии;
  • создание условий для формирования здорового образа жизни;
  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

          Содержание взаимодействия с родителями  – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

      Моя деятельность, как классного  руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

       Изучение условий семейного воспитания

      Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.

      Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”,  деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

       Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.

       Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

      Психолого-педагогическое просвещение родителей.

     Педагогические лектории, консультации, тематические родительские собрания.

      Взаимодействие с родительским комитетом.

      Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, организации внеклассных мероприятий,  в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного  образования.

     Совместная деятельность родителей и учащихся.

     Совместные мероприятия, участие в конкурсах.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ

  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
  • изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
  • выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
  • сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
  • помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Формы:

  • индивидуальные консультации;
  • индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.

Оценка реализации программы

Целевой ориентир

Показатели

Методы изучения

Формирование основ нравственной культуры

-сформированность основных нравственных качеств личности;

-отсутствие отрицательной динамики правонарушений и преступлений среди учащихся;

- повышение уровня воспитанности обучаемых.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование учащихся и их родителей.

Психолого-педагогическая диагностика:

методика определения уровня воспитанности учащихся 6–9-х классов (Н.П. Капустин);

диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 6–9-х классов (М.И. Шилова);

методика "Я и смысл моей жизни" (А.А. Андреев, Е.Н. Степанов);

изучение социализированности личности учащегося (методика М. И. Рожкова)

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

- рост социальной активности учащихся;

- повышение степени осознания понятия "патриотизм", социальная солидарность, гражданственность

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование учащихся.

Психолого-педагогическая диагностика:

методика "Ты гражданином быть обязан" (Л.М. Фридман);

методика "Патриотизм и как я его понимаю" (Л.М. Фридман);

методика определения уровня общественной активности учащихся (Е.Н. Степанов)

Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, сплочение классного коллектива

- благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;

- сформированность классного коллектива;

- развитие ученического самоуправления

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование учащихся.

Социометрия

Психолого-педагогическая диагностика:

методика определения индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора;

социометрия;

определение уровня самоуправления в коллективе (методика М. И. Рожкова);

методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреева)

Развитие познавательной и творческой активности учащихся

- увеличение числа победителей и призеров конкурсов, соревнований, смотров, конференций разного уровня;

- отсутствие отрицательной динамики успеваемости и качества знаний учащихся;

- активность участия учеников класса в школьных мероприятиях;

- высокий уровень внеурочной занятости учащихся.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование учащихся и их родителей.

Психолого-педагогическая диагностика:

методика изучения уровня учебной мотивации (Н.Г. Лусканова);

методика изучения направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая);

анкета "Как вы относитесь к учебе по различным предметам?" (Л.П. Ромадина);

методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В. Байбородова)

Формирование потребности в здоровом образе жизни

-отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся;

- увеличение числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;

- активность участия учеников класса в школьных спортивных мероприятиях

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование учащихся и их родителей.

Психолого-педагогическая диагностика:

методика изучения уровня тревожности (по шкале тревожности Р. Сирса);

методика самооценки школьных ситуаций (О. Кондаша)

Оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей их ребенка

- рост активности родителей в решении вопросов школьной жизни;

- позитивное отношение родителей к школе

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование родителей.

Психолого-педагогическая диагностика по методике изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов)

Создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования

-уровень самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования;

- осознанность выбора профиля и способа продолжения образования

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование учащихся и их родителей.

Психолого-педагогическая диагностика:

дифференциально-диагностический опросник интересов (Е.А. Климов);

методика изучения мотивов выбора профессии С.С. Гриншпуна;

готовность подростков к выбору профессии (методика В. Б. Успенского)

В процессе работы над программой была разработана модель выпускника-кадета:

5. Список литературы и Интернет-ресурсы.

  1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
  2. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5-9 классы/ Л.И. Саляхова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2008.-336 с.
  3.  Библиотека журнала  Классный руководитель. Библиотека журнала Воспитание школьников.
  4. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
  5. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
  6. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
  7. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  8. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
  9. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006,  №5. С. 4-7.
  10. Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
  11. Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
  12. Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
  13. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
  14. Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
  15. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
  16. Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
  17. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. С. 3-8.
  18. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
  19. Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
  20. Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
  21. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н. А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007

  Приложение 1

Модель самоуправления

Принципы деятельности органов самоуправления: 
- добровольность;
                      - демократизм; 
- гуманизм;
                                 - социальная направленность; 
- творчество;
                               - самостоятельность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Я - гражданин".

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их...

Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"

Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...

Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»

Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...

Программа воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» для 5 класса

В рамках реализации программы воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» применяются следующие формы взаимодействия с родителями: творческие мастерские, родительские лектории и собрания, совме...

Программа воспитательной работы "Я гражданин России"

Настоящая программа является программой духовно – нравственного и патриотического воспитания студентов. Программа рассчитана на студентов СПО. Программа определяет цели, задачи, основные направления в...

Программа воспитательной работы "Я гражданин"

Программа воспитательной работы "Я гражданин"...