Программа воспитательной работы "Я гражданин"
рабочая программа (8, 9 класс) на тему

Бережная Евгения Васильевна

Программа воспитательной работы "Я гражданин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vr.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Ессентуки

Воспитательная программа класса

«Я гражданин»

Программа рассчитана

на 2016-2018 учебные годы

Классный руководитель:

Бережная Евгения Васильевна.

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

Джон Локк

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, н о и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современное общество России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. В этих условиях педагогу необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы создать благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому. Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система класса.

Главное в программе «Я гражданин»

- системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека,

любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ.

Программа воспитания класса составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»; закона РФ «Об образовании».

Данная программа рассчитана не на один год, так как жизнь вносит, и будет вносить свои коррективы в содержание деятельности взрослеющего человека. Программа представляет собой комплекс подпрограмм и проектов по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач, на формирование и развитие

личности ребенка.

Основными направлениями воспитательной деятельности являются:

о        духовно -нравственное;

о        гражданско - патриотическое;

о        интеллектуальное;

о        спортивно - оздоровительное;

о        экологическое;

о        профориентация школьников;

о        профилактическая работа.

Концептуальные основы программы.

Цель: способствовать становлению личности как многосторонне развитого гражданина Российской Федерации в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях через систему «школа-семья-социум».

Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности воспитанников, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала;
  • формирование у обучающихся базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность;
  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования в классе;
  • использование всех возможных средств, для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственного понимания служебного и гражданского долга, правосознания;
  • развитие ученического самоуправления;
  • дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
  • активизация социально - психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся;

  • создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования.

Образовательные и воспитательные задачи класса реализуются в основном в рамках дополнительного образования и во внеурочной работе

Воспитательный процесс в первую очередь направлен на сплочение коллектива, воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать помощь.

Принципы реализации программы.

Принцип личностно-ориентированного воспитания - создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.

Принцип гуманистической направленности - обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.

Принцип природосообразности - построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.

Принцип социального взаимодействия - сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.

Принцип компетентностного подхода - создание условий для проявления и развития

личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетентностями. Концентрация внимания на развитие социальной и культурной компетентности личности обучающихся.

Принцип системности - организация воспитательного процесса, обеспечивающая единство подходов в решении всех образовательных задач.

Сроки и этапы реализации программы

Срок реализации программы - - 8-9-е классы 2016 - 2018гг.).

1 этап (2016 -2018 гг.)

Реализация основных направлений программы. Становление

и развитие воспитательной системы класса.

Оценка эффективности реализации воспитательной

программы класса.

Обобщение опыта работы по реализации программы.

Определение дальнейших путей развития.

Задачи:

  • развитие нравственных чувств и нравственного поведения;
  • формирование собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
  • формирование критического осмысления и анализа собственных нравственных
  • поступков, а также поступков других;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться,
  • правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • побуждение детей к умственному самовоспитанию, самообразованию;
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;
  • воспитать преданность Родине, мужество, стойкость, отвагу, основы гражданского сознания;

  • воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье,
  • школе, малой родине, России.
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие коммуникативных умений учеников;
  • развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации,
  • самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях;
  • формирование и развитие у учеников навыков исследовательской работы;
  • формирование готовности осознанного выбора профиля обучения в старшей школе
  • и профессиональному самоопределению;
  • сформировать уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям;
  • создание условий для формирования здорового образа жизни;

  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Участники

программы

Ожидаемый результат

Учащиеся

Личностная культура:

готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;

способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;

осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.

Семейная культура:

осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Г ражданско-правовая культура:

формирование гражданственности, правовых знаний и умении

их применять,

Социальная культура:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;

развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

Родители

активное участие в жизни класса и решении его проблем;

формирование и развитие чувства сопричастности к школьной жизни, солидарной ответственности за результаты воспитания детей

Классный

руководитель

приобретение умений и навыков самоопределения в ценностном пространстве современной педагогической действительности, осознание первичности системы ценностей профессиональнопедагогической деятельности в отношении целей указанной деятельности;

приобретение знаний и умений по педагогическому проектированию

Содержание программы.

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

Воспитательная деятельность осуществляется по основным направлениям.

Направления

Основные задачи

Формы деятельности

Духовно-нравственное

(данное направление ориентировано на формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, осознанности ценности человеческой жизни, на развитие волевых качеств)

воспитание этической культуры кадет;

формирование нравственных отношений;

развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей;

развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

желание совершенствоваться;

сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело;

-развитие желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни.

-тематические классные часы

-дискуссии по нравственной тематике

-интерактивные игры

самопрезентация и самопредставление

-праздники, конкурсы, ролевые игры

акции «Поздравь ветерана», «Помоги другу» и т.д.

-посещение музеев, выставок.

Гражданско-

патриотическое

(данное направление ориентировано на создание

-углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;

- воспитывать гордость за свою

-уроки мужества,

-организация встреч с ветеранами, представителями профессий, связанных с военной службой;

системы, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека)

Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;

способствовать формированию у кадет чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

содействие военнопрофессиональной ориентации молодежи, приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России;

формировать правовую

культуру;

воспитывать активную жизненную позицию.

-торжественные линейки; -вахты памяти;

-Дни воинской славы России; -тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»; -тематические классные часы;

социальные проекты; -творческие конкурсы;

музейные занятия;

конкурсы, викторины по правовой тематике;

оформление классных уголков, посвященные государственным символам (герб, флаг, гимн);

Интеллектуальное

(данное направление классным руководителем используется в целях усиления учебной мотивации учащихся, реализуется

результативность учебной деятельности, создаются условия для продвижения учащихся интеллектуальном развитии).

Работа с одаренными детьми.

-способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями;

-содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений подростков;

формирование у кадет умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания;

способствовать в развитии способности действовать целесообразно, рационально и эффективно;

определить круг реальных учебных возможностей кадет, его развитие и перспективы, коррекция знаний;

добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса.

развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры, конференции, диспуты;

-дискуссии с целью беспрепятственного полноценного общения и развития мышления, аргументированности, умения выслушивать;

тренинги по развитию памяти, внимания, воображения, мышления;

тематические классные часы о культуре умственного труда;

-выпуск стенгазеты;

устный журнал.

Спортивно - оздоровительное

(данное направление

-создать условия для развития физических сил подрастающего поколения;

-показать подросткам и его

- спортивные конкурсы, соревнования между классами, спартакиады;

ориентировано на формирование стремления к здоровому образу жизни, на использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения)

семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, проф. становления;

-организация просвещения учащихся по сохранению, развитию и коррекции здоровья;

профилактика вредных привычек;

инструктировать подростков по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

формировать у кадет культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

-марафоны, турниры;

встречи с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике и ЗОЖ, конкурсы газет, устные журналы;

беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта», «Мое здоровье в моих руках» и др.;

тематические консультации по вопросам сохранения здоровья кадет.

Экологическое

(данное направление ориентировано на формирование экологического мировоззрения кадет, убеждения в приоритете экологических ценностей над интересами отдельных личностей и групп)

формировать бережное отношение к природе, как одной из конституционных основ;

вовлечение учеников в работу по благоустройству территории школы и города;

изучение экологических проблем города, края

беседы;

походы, экскурсии;

фотовыставки, творческие конкуры; проекты.

Профориентация

(данное направление

- подготовить кадет к осознанному выбору профессии в соответствии с их

-встречи с представителями разных профессий - мастер-классы

ориентировано на помощь в выборе будущей профессии)

способностями,

психофизическими данными и потребностями общества;

формировать у обучающихся положительную мотивацию к трудовой деятельности на военном и гражданском поприще;

формировать у школьников знания о вооружённых силах РФ, об отраслях хозяйства страны, об основных профессиях, о путях продолжения образования и получения профессиональной военной и гражданской подготовки.

экскурсии

классные часы, круглые столы

тестирование

Профилактическая

работа

(данная работа ориентирована на профилактику безнадзорности, беспризорности, правонарушений, безопасности детей на улице и в помещении)

организация режимных моментов деятельности кадет (вторая половина дня);

привлечение кадет к посещению занятий в кружках и секциях;

формирование правовой культуры учащихся;

формирование ответственного отношения к безопасности на улице, дома, общественных местах.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание взаимодействия с родителями - забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

Изучение условий семейного воспитания

Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.

Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья ”, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей - проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Педагогические лектории, консультации, тематические родительские собрания.

Взаимодействие с родительским комитетом.

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, организации внеклассных мероприятий, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.

Совместная деятельность родителей и учащихся.

Совместные мероприятия, участие в конкурсах.

Основные задачи родительского комитета Содействие администрации школы:

в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;

^ в защите законных прав и интересов обучающихся;

^ в организации и проведении общешкольных мероприятий.

^ Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.

Функции Родительского комитета класса

Содействует обеспечению оптимальных условий для организации обучения (оказывает помощь в части приобретения дидактических материалов, подготовки наглядных методических пособий).

Координирует деятельность класса в подготовке обще школьных мероприятий.

Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.

Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий

Участвует в подготовке школы к новому учебному году.

Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.

Рассматривает обращения в свой адрес

Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.

Взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.

Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Я - гражданин".

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их...

Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"

Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...

Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»

Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...

Программа воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» для 5 класса

В рамках реализации программы воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» применяются следующие формы взаимодействия с родителями: творческие мастерские, родительские лектории и собрания, совме...

Программа воспитательной работы "Я гражданин России"

Настоящая программа является программой духовно – нравственного и патриотического воспитания студентов. Программа рассчитана на студентов СПО. Программа определяет цели, задачи, основные направления в...