Будем милосердны к старости.
классный час на тему

Маринкевич Наталья Владимировна

Классный час "Будем милосердны к старости".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budem_miloserdny_k_starosti.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час  в 9 классе  «Будем милосердны к старости».

Цель: воспитание  уважительного  отношения  к  людям  старшего поколения

Задачи:

  1. Показать  актуальность  данной  проблемы  для  современной России  и  молодого  поколения
  2. Развивать устную речь  учащихся
  3. Формировать нравственные  качества личности: человечность, милосердие, сострадание, благородство, умение  прийти  на  помощь; воспитывать  трепетное  отношение к  семейным  традициям

Оборудование: доска, проектор, заготовки  ситуаций  для  анализа, семейные  фотографии, плакат  «Наши  любимые  и  дорогие»

Форма  проведения: круглый  стол

                                  Проведение  мероприятия:

            Слайд  1 (заставка  осени, спокойная фоновая  музыка)

            Вступительное  слово  учителя:  здравствуйте, ребята. Я  говорю  вам  «здравствуйте», потому  что желаю  здоровья  вам, вашим  родителям, бабушкам  и  дедушкам, всем  родственникам. За  окном  осенняя  непогода, а  мы с  вами  в  уютной  обстановке  будем говорить о  главном: доброте, сострадании, сочувствии, уважении  к  человеческой  памяти.

           Ведущий: ежегодно  1 октября, начиная  с 1991 года, отмечается  Международный  день  пожилых  людей. В  нашей  стране  этот  праздник    отмечается  с  1992 года.

          Учитель: ребята, вы, наверно, уже  догадались, о  ком  и  о  чём  мы  будем  сегодня  говорить (ученик  называет  тему  мероприятия).  Слайд  2

          Говорят, что  о  нравственной  зрелости  общества, патриотизме  его  граждан  можно  судить  по  тому, как  оно  относится  к  детям  и  старикам. Возможно, так  оно  и  есть: ибо  старики – наше  прошлое, а  дети – будущее, и  мы  не  можем  полноценно  существовать  без  этой  неразрывной  связующей  нити.

             Слайд  3

          Ведущий: День  пожилого  человека – праздник  чистый и  светлый, праздник  наших  родителей, бабушек  и  дедушек, день, когда  мы  отдаём  им  свою  любовь, уважение  и  признательность.

           стихотворение. (слайд  4-5)

                                    Сегодня  славим  седину,

                                    Усталые, морщинистые  руки.

                                    А  ведь, бывало, в  старину

                                    Не  знали  эти руки  скуки!

                                    Вся  ваша  жизнь  наполнена трудом,

                                    Теплом  души  и  радостью согрета!

                                    Да  поглядите, поглядите вы  кругом:

                                    Милее  лиц  не  видела  планета!

                                    И  пусть  гуляет  осень на  дворе,

                                    И  мир  перелистнул  страницу века,

                                    Как хорошо, что  есть  в  календаре

                                    День  пожилого  человека!

                Учитель: да, годы неумолимы. И  как  бы нам ни  хотелось, но  старость  неминуема. Понятие  «старость» изучал  эксперт Рябинина Екатерина. Вот  к  каким  выводам  он  пришёл.

                     Слайд  6

                Информация социолога: старость – возрастной  период  в  жизни  организма, когда  изменяются  внешний  вид, психика, работоспособность, течение многих  заболеваний.

Кожа  истончается, появляются  морщины, волосы  седеют, уменьшается  острота  зрения, быстрее  возникает  утомление, наблюдается  ослабление  памяти, нарушается  сон.

                 И  именно  в  этот  период  жизни  наши  родители, бабушки, дедушки, родственники  нуждаются в  особой  заботе  и  внимании.

               Слайд  7

              Ведущий: известный педагог  А.Макаренко  писал: «Наши  дети – это  наша  старость. Правильное  воспитание – это  наша  счастливая  старость. Плохое  воспитание – это  наше  будущее  горе, это  наши  слёзы, это  наша  вина  перед другими  людьми, перед  всей  страной».

              Учитель: докажите  справедливость  этого  высказывания. Перед  вами  небольшой  рассказ, который, на  мой взгляд, очень  точно  передаёт  отношение  многих  людей  и  общества  в  целом к  старикам (даётся  время  для  прочтения).

Слайд  8

             Этот  дом  расположен  на  окраине  города  в  малонаселённом  районе. Живут  там  старые  люди. И  причины  их  приезда  сюда  совершенно  разные: у  одних  никогда  не  было  детей, другим  не нашлось  места  в  семьях  их  родных  детей, третьи  не  смогли  найти  общего языка  с невестками или внуками. Ясно, что  никто  сюда  от  доброй  жизни  не  сбегал…

              Самое  любимое  место  стариков во дворе – площадка, где  асфальтовая  дорожка  соединяется  с  подбегающей  от  остановки  тропинкой. Сядут  они  на  скамейки и подолгу  сидят. Они  кого-то отчаянно ожидают, но  мало  кто  здесь  бывает. Некогда их  родственникам  хотя бы  изредка  проведать  своих  родителей, бабушек, дедушек…

             Вот на  тропинке  показалась  молодая  женщина, ведущая  под  руку  старушку  с большим  узлом в  руках. Эта  женщина 25-30 лет  вся  пышет  здоровьем  и  неуёмной  энергией, так  что  старушка  еле  поспевает  за  ней. Она заикнулась  было: «Доченька, нельзя  ли потише, мне  дышать  трудно.» Но  в  ответ  услышала не терпящий  возражения  окрик: «Мне  к  шести вечера  надо  быть  уже дома, у одного  из друзей Алёши  сегодня  День  рождения.»

             Поняв, что  дальнейший  разговор бесполезен, старушка  изо  всех сил  старалась  не отставать  от молодой  женщины. Ступив  на  крыльцо, старушка  услышала: «Ты  постой здесь, а  я  посмотрю, есть ли директор». Однако не  успела старушка, сняв выцветший платок, даже  пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала  радостный  крик: «Давай, пошли! Директор у себя, но  куда-то спешит, поэтому  надо  побыстрее к нему.» Старуха поспешно  взяла тяжёлый узел в руки и пошла  за  женщиной. Их  встретил седоватый, небольшого  роста, коренастый, приветливый мужчина  около  пятидесяти  лет…

           Женщина  вынула  из  сумочки какой-то  свёрток, небрежно  завёрнутый в газету, и  положила  перед  директором  на стол: «Читайте, здесь  всё  написано».

           Директор, не говоря  в  ответ  ни  слова, взял  со  стола  очки, затем  развязал  тесёмочку на  свёртке и, развернув  находившиеся там  документы, не поднимая глаз, спросил: «Елена, а  вы  кем  приходитесь  Анне  Петровне?»

- Как  это  кем? Дочерью, конечно.

- Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

- Да, - ответила  женщина, ничуть не смутившись, и в  свою очередь спросила:

- Что-то  не  так  с  документами? Мне  в  СОБЕСе заверили, что  всё в порядке.

- Конечно, конечно, всё в порядке, - полуиронично  сказал  директор, бросив  взгляд  на  женщину.

- Только  мне  одно  непонятно: на какое  время вы  оставляете  свою  маму  у  нас?

И  на  этот  вопрос  у  женщины был готов быстрый  ответ: «Дело  здесь не во мне. Она  сама  сюда  захотела».

-Да, да, -поддержала её  мать, - я  сама  напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная  поддержкой матери, женщина  воспрянула духом и  добавила: «Сколько  раз  мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни  в  какую  не  соглашается. Упёрлась  на  своём, и  всё тут!»

- Сейчас  мне  всё стало  понятно, - сказал директор, тяжело  вздохнув и  вставая с места. Теперь вы, Елена, можете  спокойно  уходить, а  вы, бабушка, немного подождите…

              Когда  женщина, даже  не  попрощавшись, вышла  из  комнаты, директор  подошёл  вплотную  к  старушке  и  спросил  напрямую: «Скажите  мне  честно, по  своему  ли  желанию  вы  всё-таки  пришли  сюда?»

- Да  откуда  такому  желанию  взяться, сынок? – ответила  она дрожащим  голосом. После  смерти моего мужа  дочь  вместе  со  своим  мужем  переехала ко  мне. С  того  самого  дня  я  и не  знала  покоя. Вот  уж  более  не  смогла  вынести обид  и  попросила  к  вам  отвезти  под  старость  лет. Так  уж  не  обессудьте старуху.

Слайд  9

Организуется  общение:

- Что  вы  можете  сказать  о  дочери?

- Правильно  ли  ведёт  она  себя  по  отношению  к  матери?

- Чего  не  смогла  вынести  пожилая  женщина? Чем  допекла  её  собственная  дочь?

Учитель: какой  пословицей  или  притчей  можно  проиллюстрировать  эту  ситуацию? ( Русская  пословица  гласит: «Если  хочешь, чтобы  дети  почитали  тебя  в  старости, сам почитай  стариков». Притча  Л.Н.Толстого  «Старый дед  и  внучок»).

 (Для  сведения: во  Франции  считается  позором  сдать  старика  в  приют. Дети  должны  заботиться  о родителях)

Слайд  10

Учитель: воспитывать  уважение  к  старости  надо  с  раннего  детства. Предлагаю  обсудить  ситуацию  «Случай  на  железнодорожном  вокзале»

             В  кассу  железнодорожного  вокзала  стояла  огромная  очередь. Было  тесно, душно. Какая-то  старушка, прося  снисхождения  к больным  ногам  своим, стала  объяснять  очереди, что  ей  тяжело  стоять  и  если нет  возражающих, она  бы  взяла  билет  без  очереди. И  чуть  слышно  добавила, что  она  участница  войны, но, к  сожалению, в  спешке  уложила  удостоверение  на  дно  огромной  сумки.

             В  очереди  поднялся  недовольный  ропот: «Сидела  бы  ты, бабуся, дома!», «Подумаешь, война, когда  это  было, можно  и  забыть!»,  - голоса  были  молоды, раздражённо-дерзки. «Есть удостоверение – вынь  и покажи», - крикнул  дюжий  парень  в  джинсах  с  ног  до головы. Вдруг  из  очереди  послышался  голос: «Пропустите меня, я  с  удостоверением». И  к  окошку  кассы  двинулся  высокий  молодой  человек. В  руке  он  держал  красную  книжечку. Верхняя  пуговица  его  пиджака  расстегнулась, и  стоящие  рядом  люди  увидели  звезду  Героя Советского  Союза. «До  какой  станции  тебе, мать?» - участливо  спросил  он  и  через  минуту протянул  ей  билет.  Когда  старая  женщина  ушла, этот  человек  вернулся  на  своё  место  в  очереди. Все  молчали. Никто  в  эту минуту  не  смел  посмотреть  друг другу в  глаза.

Вопросы  для  обсуждения:

- Чем  продиктован  поступок  молодого  человека, предложившего  старушке  взять  билет? ( сострадание, чуткость, уважение  к  пожилым, доброта)

- Почему  он  сам  не  воспользовался  своим  правом  внеочередного  получения  билета? ( неудобство  перед  людьми  старше  себя  по  возрасту, мужество, самоотверженность)

- Как  будут  вести  себя  люди  в  очереди  после  случившегося ( они  станут  более  чуткими, отзывчивыми, людям  станет  стыдно)

- В  чём  красота  поступка  молодого  человека? ( в  благородстве, чуткости, добросердечии)

- Как  бы  вы  поступили, услышав  подобную  просьбу?

Слайд  11

Ведущий: нынешние  старики – это  ветераны  войны, работники тыла, дети  войны, малолетние  узники, которые  своими  страданиями купили свободу  в  тяжелейшей войне, дали  возможность  нам  появиться  на  свет  и  жить  в  этом  мире.

 

Слайды  12-19  (на фоне  музыки  фото  из  семейного  архива  детей)    

 стихотворение  Л.Татьяничевой

                                    Берегите  старых  людей

                                    От  обид, холодов, огня.

                                    За  спиной  у  них – гул  атак,

                                    Годы  тяжких  трудов  и  битв…

                                    Но у старости  ломок  шаг

                                    И  неровен  дыханья  ритм,

                                    Но  у  старости  силы  не  те,

                                    Дней  непрожитых  мал  запас…

                                    Берегите  старых  людей,

                                    Без  которых  не  было  б  нас.

Слайд  20-22

Учитель: вы  все ещё очень  молоды. Молодость  прекрасна тем, что  в  это  время вы  просто не  задумываетесь  о  старости.  Но  человеческая  жизнь  очень  быстротечна. Пройдут  годы: 10-15-20 лет. Вы  будете  уже  взрослыми  людьми, мамами  и  папами, а  родители  состарятся. Многие  из  вас будут  жить  далеко  от  родительского  дома. Но  не  забывайте  постаревших  и  поседевших  родителей, берегите  их, не  забывайте  отчий  дом. «Чтоб  совесть  не  мучила  после, приезжайте  к  родителям  в  гости…»

Слайд  23

Рефлексия «Музей  обидных  воспоминаний» (ученикам  предлагается  вспомнить  и на  фоне спокойной музыки  коротко  в 2-3 предложениях  описать неприятный  поступок  по  отношению  к  маме, бабушке  или  постороннему  человеку, за  который  вам  до  сих пор  стыдно. Может  быть, кто- то  захочет  извиниться, и  это  будет  прекрасно).

Учитель: надеюсь, что  наша  встреча  поможет  вам  стать  добрыми, милосердными, отзывчивыми  и  бескорыстными. Это  те  качества, которые  украшают  любого  человека, и  именно  в  этом  нуждаются  самые  близкие  для  вас  люди.

Слайд  24

               

                             Использованная  литература:

  1. Педагогика. Учебное  пособие  для  педагогических  институтов. Под  редакцией  Ю.К.Бабанского, М.Просвещение, 1988г.
  2. Притча  Л.Н.Толстого  «Старый дед  и внучок»
  3. Сборник пословиц  и  поговорок, М.Просвещение, 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие «Святые русской земли. Милосердная княгиня Елизавета Федоровна Романова»

Внеклассное занятие «Святые русской земли. Милосердная княгиня Елизавета Федоровна Романова» Цель занятия: обобщение и систематизация знаний о жизни преподобномученицы великой княгини Елизаветы; духов...

Внеклассное мероприятие "Что бы радость людям дарить, нужно милосердным быть"

Цели: - формировать первичные представления о нравственности, на основе общего знакомства с группой нравственных понятий о милосердии, доброте, дружбе, уважении, терпимости, жалости, сопережив...

Методическая разработка классного часа "Будем добрыми и милосердными".

Данная разработка классного часа предназначена для учащихся 6 класса по духовно-нравственному воспитанию. Цель классного часа: воспитание таких нравственных качеств у учащихся, как доброта, отзывчивос...

Будьте Милосердными!

БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫМИВнеклассное мероприятие7 класс Цель: формировать у учащихся нравственное отношение к близким людям, к родителям, старикам, беззащитным и нуждающимся в помощи людям,...

Классный час "Будем милосердны к старости"

Данный классный час - час нравственности.В погоне за смыслом жизни мы зачастую забываем о тех, кто подарил нам эту самую жизнь- о наших родителях. Редко задумываемся о том, что они - не вечны...Что ра...

Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)

Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)...

Будем милосердны к старости

классный час для студентов...