Первые шаги к выбору профессии
статья (9 класс) на тему

Усольцева Виктория Викторовна

В Ямальской школе-интернате села Яр-Сале большинство учащихся - это представители коренных малочисленных народов Севера - ненцы, ханты и др.  Именно здесь, на Ямале созранены и традиционный образ жизни коренных народов, их язык и культура.

 Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усольцева Виктория Викторовна

классный руководитель  МБОУ «Ямальская школа-интернат,

с. Яр-Сале Ямальского района Тюменской обл., ЯНАО.

 Класс: 9.

         Тема: «Первые шаги к выбору профессии»

(из опыта работы)

В Ямальской школе-интернате села Яр-Сале большинство учащихся - это представители коренных малочисленных народов Севера – ненцы, ханты и др.  Именно здесь, на Ямале, сохранены и традиционный образ жизни коренных народов,  их язык и культура.         

Задача классного руководителя подготовить к жизни  такого воспитанника, который стал бы достойной сменой и продолжателем традиций своего народа. Многие выпускники школы-интерната стремятся получить образование, выезжают на учебу в города округа и даже  за его пределы. Отрадно, что после окончания учебных заведений в округ возвращаются уже грамотные специалисты, способные не только продолжать  традиционные  виды деятельности  своего народа, но и   трудиться на предприятиях, работать  в  школах, больницах и  в органах власти.

Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Моя задача, как классного руководителя, была помочь моим ученикам сделать первые шаги к выбору профессии.  Я старалась подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке помочь  рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.  В  этом очень большую помощь   оказывает  учебно - профориентационное пособие  «»Азбука профориентации XXI века», выпущенное под общей редакцией кандидата педагогических наук Богайцевой М.В., Салехард - 2010. Пособие состоит из учебника и рабочей тетради.

Проводились классные часы в  игровой и проектной  форме, в форме лекций и бесед, тренингов, были организованы экскурсии на предприятия и  встречи с интересными людьми, работающими в разных отраслях. Поскольку   школа находится на отдаленной  северной территории  со сложной транспортной схемой, экскурсии и встречи происходили как в реальной, так и виртуальной форме.

Классные часы проводились в два этапа.

          Первый этап:  «Что я знаю о себе?».

 Мы остановились на понятиях: личность, индивид, индивидуальность, обратились к  таким понятиям, как эмоции, темперамент, познакомились с этапами самоопределения и заполнили карту самопознания. (приложение  Карта самопознания). Данная карта помогает подростку понять, что он есть, что он может (его способности и дарования) и сформулировать для себя, чего он хочет.  

 Заполнение карты самопознания  позволяет подвести итог достижений на определенном этапе и приблизиться к формированию планов на будущее.

Второй этап: «Что я знаю о профессиях?»

На данном этапе ребята познакомились с понятием «профессия», с классификацией профессий по предмету труда:

  1. Профессии типа «человек – человек».

Предметом труда в них является человек – его лечение, обучение, воспитание, обслуживание. Оказалось, что со многими специалистами  данного типа можно встретиться, находясь в школе и в интернате, что мы и сделали.

  Все многообразие данных  профессий может быть разделено на следующие направления:

- воспитание и обучение;

- здравоохранение;

- организация и управление;

- правовая защита;

- торгово-сервисное обслуживание;

- культурно-просветительская работа.

Ребята  узнали, что разработанные учеными классификации профессий помогут определиться, в какой именно сфере они могли бы найти себя.

  1. Профессии типа «человек – знак».

На данном этапе подростки познакомились с профессиями, в которых люди работают с информацией. Условно можно разделить работу со знаковыми системами на несколько групп:

- работа со словами, текстами, книгами;

- работа с числами, формулами, знаками;

- работа с изображениями, схемами, картами;

- работа с компьютерами, информационными системами, Интернетом. Данная классификация профессий помогает определиться не только с типом профессии, но и более точно понять, с какой именно системой знаков готовы работать подростки.

  1. Профессии типа «человек – художественный образ».

Истоки этих профессий лежат в глубокой древности. В трудовом процессе формировался человек, его сознание, развивались социальные отношения, и однажды человек взял в руку кусочек угля и нарисовал на стене пещеры первое изображение.

Свою направленность на профессии данного типа можно реализовать в музыкальном, литературном, изобразительном, сценическом, декоративно-прикладном или экранных видах искусства.

  1. Профессии типа «Человек – техника».

Этот тип профессий – самый многочисленный по количеству специальностей. Предметом труда представителей профессий данного типа являются механизмы, оборудование, технические системы, энергия, различные материалы и вещества. Данные профессии в основном интересуют мальчиков.

  1. Профессии типа «человек – природа».

Ребята узнали, что ведущим предметом труда в профессиях данного типа это природа: почва, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.

  1. Профессии типа «человек – бизнес».

Профессии данного типа оказались самыми  интересными для учеников. И  это понятно так, как профессии связанные с бизнесом обладают устойчивым спросом на рынке труда, также высок уровень престижа данных специальностей.

После знакомства с типологиями профессий ребята организовали  защиту проектов  о профессиях и была проведена костюмированная игра совместно с воспитателями.

В течение учебного года ребята ухаживали за классным кабинетом: поливали цветы, оказывали помощь в ремонте школьного оборудования, а также совершили «трудовой десант».

Таким образом,  подобная работа позволила моим 9-классникам сделать  осознанный выбор в дальнейшем обучении: продолжили  обучение в 10 классе –  9 учеников из 16, два ученика служат в рядах вооруженных сил, пятеро продолжают обучение в г. Салехарде, получают профессии социального педагога – 1, учителя начальных классов -2, бухгалтера- 1, будет обучать пению и танцам – 1 ученица. 

Я  верю, что моя работа, как классного руководителя, направленная на формирование профессионального самоопределения, окажется эффективной и «первые шаги к выбору профессии» помогут сделать правильный         выбор в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»

Есть три профессии от Бога:Лечить, учить, судить!«Работа – это лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал известный немец Кант. Моё наслаждение начинается с утра.Сквозь тьму проглядывают первые л...

Выбор профессии: первые шаги. Россия антитеррор.

Формула выбора профессии Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения,...

Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»

Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»...

Эссе «Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала»

Файл, содержащий эссе на тему: "Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрала"....

Урок английского языка в 10 классе по теме "Первые шаги в выборе профессии".

Урок разработан на основе УМК "Spotlight 10" , соответствует требованиям ФГОС ООО....

Родительское собрание «Первые шаги в выборе профессии»

Формирование у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профориентации детей...