День чтения
методическая разработка на тему

Харченко Наталья Ивановна

Внеклассное мероприятие, посвящённое дню чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_chteniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

На основании письма Министерства образования, культуры и спорта Калужской области № 3736/021-12, 24 ноября был объявлен  Днём  чтения.

В рамках этого дня в школе прошли тематические мероприятия:

  • 1-4 кл. – конкурс рисунков «Мой любимый книжный персонаж»;
  • 5-8 кл. – беседа «О пользе чтения» и викторина «По страницам книг»;
  • 9-11 кл. – сообщения «Эволюция книг».
  • выставка книг и рисунков по теме.

Лучшие рисунки конкурса «Мой любимый книжный персонаж», содержание беседы  «О пользе чтения» и викторины  «По страницам книг», лучшее сообщение «Эволюция книг»  прилагается.

ТЕМА: «О пользе чтения»

Цель: убедить в пользе чтения.

Форма: беседа.

Оформление и оборудование: выставка книг, рисунки по теме.

Ход мероприятия.

«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют

                    добрые книги, полные благих наставлений, примеров,

                        нравственных заветов, законов и благочестивых правил.

       Словно задушевные друзья они охотно беседуют с нами…

           учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют

                           далёкие от наших глаз вещи…»

Ян Амос Коменский.

ПЛАН:

  1. Прослушивание сообщений «Эволюция книг».
  2. Тест «Жанр литературы».
  3. Беседа.
  4.  Викторина «По страницам книг».
  5. Подведение итогов.

  1. Сообщение  «Эволюция книг».

Первая книга… Она была двуногой, двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Умела говорить, петь. Потому что первой книгой, если это так можно назвать, был человек. Ведь в те времена, когда ещё не было бумаги и чернил, уже существовали сказочники и сочинители. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.

Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно пересказать то или иное произведение, как бы становился книгой. Многие знают о великом писателе Гомере, кто не знает, тот обязательно познакомится с его произведениями. Его «Илиаду» и «Одиссею» издают сейчас ежегодно во всех странах мира. Самому же автору увидеть свою книгу не удалось. Ведь записали его книги через несколько веков после того, как он их сочинил. А до этого сказатели, или аэды, как их называли греки, рассказывали фантастическую повесть о странствиях Одиссея.

Один человек завёл у себя библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных рабов. Каждый должен быть стать какой-нибудь книгой. Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о его библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких учёных предметах. Заговорили о том, как люди пировали в старину.

- Об этом есть славное местечко в «Илиаде», - сказал Ицел. – Приведите-ка ко мне «Илиаду», - приказал он управляющему.

Тут  управитель упал на колени и дрожащим голосом доложил:

- Прости, господин! У «Илиады» заболел живот! Он не может подняться!

 С появлением письменности книги стали записывать. Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги, каких только книг не придумывали! В Индии, например, существовали книги на пальмовых листьях. На них писали иглой. Подравняв края, листья сшивали ниткой, предварительно обрезав края. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.

Писали книги на глине. Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Каждую плитку нумеровали и на каждой проставляли название.

А что вы скажите о книгах, которые можно растопить?

Речь пойдёт именно о восковых книгах. Это изобретение, как множество других, принадлежит древним грекам. Восковые книги представляли собой несколько табличек-дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана.

Получившаяся квадратная выемка заливалась воском – жёлтым или окрашенным в чёрный цвет. В углах прокалывались дырочки. Через них проделывались шнурки, которые скрепляли дощечки в одну книжечку. Писали на восковых страничках острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тотчас стереть ошибку. До конца 18 века восковые книги можно было встретить во Франции и в некоторых других европейских странах.

Представьте себе, вы взяли почитать книгу длинную-предлинную – шагов в сто. Именно такими были книги древних египтян. Тогда и придумали располагать текст в столбцы. Захлопнуть такую книгу тоже нельзя было. Она написана на папирусе, который нельзя было разрезать и сшить. Египтяне сообразили, что такую книгу можно свернуть в трубочку. Конец палочки украшали затейливыми резными фигурками – это чтобы книга выглядела красиво.

Читали эту книгу так: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали свиток. Если опустить руку, свиток сразу свернётся. Начинай сначала. Потом появились книги кожаные, то есть написанные на пергаменте. Для пергамента придумали особые чернила. Выглядела пергаментная книга так: это, как правило, огромный, тяжеловесный том в прочном переплёте из двух досок, обтянутых кожей. Чтобы защитить переплёт от царапин, на нём укреплялись медные бляшки и наугольники. Такая окованная медью книга походила на сундучок, тем более что она запиралась замочками или застёжками.

Дорогие книжные переплёты обтягивали сафьяном или бархатом, оковывали серебром и золотом, украшали драгоценными камнями.

С появлением бумаги, самого дешёвого материала для письма, все остальные материалы ушли в прошлое. Но книги по-прежнему переписывались вручную.

А теперь интересный факт.

Когда-то владельцы книг считались обладателями сокровищ. В европейских библиотеках книги приковывались цепями к столам. Это делалось для того, чтобы книга оставалась целой.

Книги всегда ценились и считались сокровищами.

  1. Тест «Жанр литературы».

Каждый из ребят получает листочек, на котором нужно написать свою любимую книгу. Потом подводятся  итоги и выясняется, что самый популярный жанр литературы среди учащихся – приключения, фантастика.

  1. Беседа.

Снова в печке огонь шевелится,

Кот клубочком свернулся в тепле,

И от лампы по книгам ложится

Мирный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы:

Спит задачник, закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге. Но что ты

Будешь, мальчик, сегодня читать?

Сжаты льдом, без огня и компаса,

В полумраке арктических стран

Мы спасём чудака Гаттераса,

Перейдя ледяной океан.

По ущельям, подземным озёрам,

По пещерам, во тьме и пыли,

Совершим с непреклонным задором

Путешествие к центру земли.

С доброй помощью карт и секстанта,

С полустёртой запиской в руке

Капитана, несчастного Гранта,

На безвестной найдём островке.

Ты увидишь леса Ориноко,

Города обезьян и слонят,

Шар воздушный, плывя невысоко,

Ляжет тенью на озеро Чад.

А в коралловых рифах, где рыщет

«Наутилус», скиталец морей,

Всколыхнётся глухое кладбище

Затонувших в бою кораблей.

Что прекрасней таких приключений,

Веселее открытий, побед,

Мудрых странствий, счастливых крушений,

Перелётов меж звёзд и комет?

И прочитанный том закрывая,

Благодарно сходя с корабля,

Ты подумай, мой мальчик, какая,

Тайны полная, ждёт нас земля.

Как много можно познать из книг, многому научиться, многое понять и найти ответы на вопросы.

Послушайте, что сказал Борис Пастернак: «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего».

Токование – забота природы о сохранении пернатых, её внешний звон в ушах. Книга как глухарь на току. Она никого и ничего не слышит, оглушенная собой, заслушавшаяся…

Без неё духовный род не имел бы продолжения. Он перевёлся бы. Её не было у обезьян.

Её писали. Она росла, набиралась ума, видала виды, - и вот она выросла и – такова. В том, что её видно насквозь, виновата не она. Таков уклад духовной вселенной.

А недавно думали, что сцены в книге – инсценировки, это – заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».

Неумение найти и сказать правду – недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть. Книга – живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены – это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть.

Книги без собеседника мертвы.

Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей, они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости в них вложены страсти.

Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. Мы размышляли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобретён.

 Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей им вовсе не всё равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и велеречивы.

Люди одинаково пользуются вещами. Для того чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. Но каждый обращается с книгой по-своему. Один читает в ней то, что написано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живёт в книгах.

Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, исчисленное, предопределённое.

Время мудрее вещей. Книги мудрее времени.

Потому что время, попавшее в книгу, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.

Книги мудрее времени. Они оставляют в себе время, которое ушло. В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.

Время покорно книгам. Иногда оно жжёт их и топчет в отчаянии или злобе.

Но и пепел, и грязь остаются на страницах. Время уходит, а книги шелестят крыльями…

Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. В них встретится тот, кто ещё не родился, с тем, кто ушёл навсегда. Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…

Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседник, который придёт отделить плевела от зёрен.

Вероятно, книги тоже собираются на новогодний пир. Им это легко сделать – для этого не нужно сходить с полок. Они собираются на пир самый беззвучный, который можно себе представить, и поднимают молчаливые тосты.

Они поднимают тосты за своих собратьев, которые рождаются и должны родиться, чтобы сказать о нас.

И веселятся весельем мудрости…

  1. Викторина «По страницам книг».

1. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи?

(Джанни Родари. «Приключения Чиполлино»)

2. Сколько путешествий совершил Гулливер, герой книги Джонатана Свифта?                                                                                                           (Восемь)

3. Как звали трёх толстяков из повести-сказки Юрия Олеши «Три толстяка»?                                                                                          (Имён не имели)

4. Назовите автора и название сказки, которая начинается так:

                                      За горами, за лесами,

                                      За широкими морями,

                                      Против неба – на земле

                                      Жил старик в одном селе.

                                      У старинушки три сына:

                                      Старший умный был детина,

                                      Средний сын и так и сяк,
                                               Младший вовсе был дурак.

(Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»)

  1. Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане…»?

                                                                                      (Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком)

  1. Назовите слова, которыми А.С.Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намёк!

                                                                               Добрым молодцам урок)

  1. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.

(По книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»,

Собака Тотошка, чучело Страшила,

железный Дровосек, трусливый Лев)

  1. Назовите имя автора знаменитой сказки «Щелкунчик и мышиный король»?

(Эрист Теодор Амадей Гофман)

  1. Как звали трёх медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя»?

(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

  1. Подведение итогов.

Учитель: Мне бы хотелось завершить наш разговор египетским «Прославлением писцов», которое перевела на русский язык Анна Ахматова.

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспоминать его

Устами тех, кто передаёт это в уста других.

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

Да, действительно: человек умирает. А за него после смерти представительствует Книга. Книга в литературе – то же. Что ноты в музыке. Книга, по существу говоря, всего лишь нотная тетрадь духа. В неё изначально заложено нечто живое, некая животрепещущая и магнетическая сила, даже…власть.

Цените книга, берегите книги, читайте книги и вы станете обладателем несметных богатств.

(награждаются подарками-книгами лучший ученик  по конкурсу  рисунков, лучший ученик по конкурсу сообщения, лучшие собеседники, лучшие по викторине, остальным участникам мероприятий раздаются утешительные призы – закладки для книг).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День чтения

Акция в поддержку чтения.1.Интеллектуально – развлекательная игра « Басни Крылова».2.Ковер идей.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:l        пробуждение интереса к чтению;l...

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу А.Н.Толстого "День Петра"

Презентация к уроку внеклассного чтения в 11 классе помогает ученику понять  причины изменения взглядов А.Толстого на образ Петра....

День чтения. Спектакль «В тридевятом царстве»

Воспитывать любовь к книге, чтению...

Поисковое чтение (День Святого Валентина)

Текст, содержащий информацию о дне Святого Валентина, а также послетекстовые задания (true, false, not stated)...

Нестандартный урок чтения "Мы помним день освобождения".

Данная методическая разработка поможет учителю в проведении урока по литературе в виде литературной гостиной для учащихся 7 - 8 классов специальной (коррекционной) школы.Показать разнообразие тематики...

Урок внеклассного чтения по теме: «Красен и день, и звон»

Урок внеклассного чтения по теме: «Красен и день, и звон»(По главе «Пасха» из романа Шмелёва «Лето Господне»)....