Классный часс На тему: «Толерантность» для учащихся 5 класса
классный час (5 класс) на тему

Кузьмина Светлана Юрьевна

Классный час  по  теме

«Толерантность».

Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.

Задачи:

• осознание учениками собственной индивидуальности

• формирование мультикультурного восприятия

• развитие межкультурной компетентности

Актуальность:   Школа и семья, образующие социальную среду ребенка, как правило, не занимаются выстраиванием индивидуальной стратегии взаимодействия личности с собой и с миром. Семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Важная же составляющая эстетического духовно-нравственного воспитания – это развитие толерантности у учащихся, учитывая национальное многообразие классного сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_teme.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская методическая разработка классного часа

На тему: «Толерантность»

для учащихся 5 класса

ГБОУ СОШ с.Узюково

Классный         час  по  теме

«Толерантность».

Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.

Задачи:

• осознание учениками собственной индивидуальности

• формирование мультикультурного восприятия

• развитие межкультурной компетентности

Актуальность:   Школа и семья, образующие социальную среду ребенка, как правило, не занимаются выстраиванием индивидуальной стратегии взаимодействия личности с собой и с миром. Семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Важная же составляющая эстетического духовно-нравственного воспитания – это развитие толерантности у учащихся, учитывая национальное многообразие классного сообщества.

Ход урока

Слайд 1.Сегодня мы постараемся убедиться, что мир многообразен и удивителен, что так же как в природе нет двух одинаковых листочков на дереве так – же и мы все очень разные, ведь не бывает двух абсолютно одинаковых людей.  

Слайд 2.Будучи абсолютно не похожими, друг на друга мы имеем свою точку зрения, мы готовы её отстаивать, но при этом мы должны уметь понять и принять и чужое мнение. Итак, учимся быть толерантными.

Слайд3. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»

Слайд 4. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Слайд 5. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

 Слайд 6. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Слайд 7. В современном мире понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства и взаимозависимости человечества – всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого, в том числе права быть иным.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке в соответствии с  Оксфордским словарем толерантность – «готовность  и способность без протеста воспринимать личность  или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть в представителей разных народов. Представьте, что вы – участники крупного международного проекта в области разработки новейших технологий. Для совместной работы вы приехали из самых разных мест в одну из стран – участниц проекта. По случаю приезда и начала работы организован вечер знакомства. Никто из присутствующих не знает, из каких стран приехали другие участник встречи, и не знает, на каких языках они говорят. Ваша задача – почтительно и не торопясь, молча приветствовать всех присутствующих, используя только приветственные жесты, принятые в вашей стране.

Вы должны вытянуть по одной карточке с описанием способа приветствия (необходимо следить за тем, чтобы присутствовало, как минимум, по две одинаковых карточки, поскольку каждый участник обязательно должен встретиться с представителем «своего народа»). Зачитайте про себя способ приветствия, и по команде начнем вечер знакомства.

Карточки с описанием приветственных жестов  в разных культурах.

Слайд 10-15.

Вы из Тибета

Покажите собеседнику язык, обнимите его, потритесь друг о друга носами.

Вы из Эфиопии

Положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударьте себя ею по груди. Можно обнять собеседника, но только нельзя дотрагиваться до его затылка.

Вы из Индонезии

Пожмите руку своего визави обеими руками, так вы покажите ему, что принимаете его близко к сердцу.

Вы из племени Туарег

Подайте руку собеседнику ладонью вверх; следом за тем резко отдернете руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони собеседника.

Вы из Франции

Дважды поцелуйте друг друга в обе щёки.

Вы племени Маори

Согнув указательный палец правой руки, поднесите его к кончику носа и потрите нос костяшкой второй фаланги.

Вы из Японии

На расстоянии трёх шагов поклонитесь (руки опущены вдоль туловища)

Вы из России

Пожмите друг другу руки.

Итак мы познакомились , а теперь попробуйте описать «свой народ» используя следующие слова (они записаны на доске):

Слайд 16

- доброжелательный               - веселый

- гостеприимный               - умный

- музыкальный                    - спортивный

- миролюбивый                  - демократичный

- сообразительный         - жизнерадостный

Обратите внимание у всех народов есть положительные качества.

  Между прочим, и у нас в классе есть представители разных народов и разных культур, но я очень рада, что все вы друзья.

Хотелось бы только узнать кто же у нас «Самый – самый». Я предлагаю вам встать со своих стульев. А теперь сядет самый высокий и самый низкий член группы. А теперь сядут те из оставшихся участников, у которых самые темные и самые светлые волосы. Затем садятся самый старший м самый младший из оставшихся (и так далее, пока все участники не сядут на свои места). Можно использовать такие  пары признаков, как самый серьёзный – самый веселый, самый «физик» - самый «лирик», самый спокойный – самый подвижный, или подумать другие признаки, отвечающие особенностям конкретной группы. В затруднительных случаях вся группа может помогать принять решение.   Когда все участники сядут на стулья, ведущий говорит им, что выходит, что они все – «самые- самые». Затем группа переходит к обсуждению.

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства вы испытывали, когда оказалось, что вы самый …. (высокий, веселый, светлый, и т.д.)?

- Вы согласны, что нетрудно отыскать качество или особенность, за которое можно выделить человека или похвалить его?

Сегодня мы поговорили о толерантности, а значит о доброте и взаимопонимании. Я уверена – вы самые – самые  

Слайд 17. Д О Б Р Ы Е. 

И в заключении нашего мероприятия хочу подарить вам вот такие памятки ,которые помогут вам в формировании толерантности.

Ожидаемый результат:

-Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах. 


- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий. 


- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личн...

"Вместе - лучше!" Классный час по теме: "Толерантность", 7-й класс.

Классный час «Толерантность». Цели и задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с проблематикой нетерпимости и враждебности в обществе, а также с последствиями интолерантных поступков. 2. За...

Классный час «Планета Толерантности» для учащихся 7-8 классов

Классный час «Планета Толерантности» для учащихся 7-8 классов...

Классный час. тема: "Толерантность".

Цель: способствовать развитию уважительного отношения к личности, чужой культуре, способам самовыражения окружающих людей.Задачи:  Познакомить учащихся с понятием «толерантность».Дать...

Методическая разработка урока-практикума по обществознанию по теме "Толерантность" для учащихся 5-7 классов

Данный урок -практикум позволит учащимся не только познакомиться с особенностями культуры различных народов, но и поможет  научиться уважению людей других национальностей. А основная задача данно...

Методическая разработка классного часа. ТЕМА: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ»

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Данное мероприятие направлено на развитие умения понимать чувства, настроения, м...