Классный час "Крым-жемчужина России"
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кошиль Инна Олеговна

План проведения внеклассного мероприятия на тему: "Крым-жемчужина России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _krym_-_zhemchuzhina_rossiy.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Партенитской «общеобразовательная школа I-III ступеней »

Алуштинского района АРК

              Внеклассное мероприятие

 « Крым – жемчужина Россий»

                                                                                 Классный руководитель

                                                                                 Кошиль М.И.

                                     

                                                       п.г.т Партенит,  2014

Тема: Крым – жемчужина Россий.

Цель: формировать представление учащихся об образе малой родины, ее

           роли для  государства в целом;

           способствовать развитию  чувства гражданственности, ответственности, гордости  за свой край, национальной сознательности, толерантности, культуры межличностных отношений, познавательного интереса к жизни своего села, республики, страны, навыков исследовательской деятельности

воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к родному краю и его культурному наследию.

Оформление:          карта Крыма;  рисунки детей, изображающие достопримечательности  полуострова; кроссворд, на котором бумагой закрыто ключевое слово; записан эпиграф.

                                                       

                                                 Отчизны краешек особенный,

                                              Долины, горы, хлеб и соль…

                               Для всех ты – Крым,

                             А мне ты – Родина,

                                             Мой дом, судьба моя и боль.

                                                                                В. Субботенко

                                                       Ход урока.

I       Организационный момент.

Учитель читает  стихотворение В Субботенко

Отчизны краешек особенный,

Долины, горы, хлеб и соль…

Для всех ты – Крым,

А мне ты – Родина,

Мой дом, судьба моя и боль.

Нет, не красотами природными

Впервые мир открыл ты мне,

А детством, пусть полуголодным,

Но тем и памятным вдвойне;

Нелегкой юности судьбою,

Тем, что друзья есть и враги,

И самой первою любовью,

Вдруг обратившейся в стихи.

Всем этим я тебе обязан,

Мой молодой и древний Крым,

Пожизненно, посмертно связан

Я каждым камушком твоим.

Где б ни был я – далеко, близко ли,

Повсюду снится берег твой,

Поросший густо обелисками

Войны последней мировой.

И по тебе тоскую остро,

Спешу туда, где впереди

Сияет Крымский полуостров

Звездой у моря на груди.

              Так написал о Крыме наш талантливый земляк, крымский поэт Валерий Субботенко. И я неслучайно взяла несколько строк этого стихотворения в качестве эпиграфа к  сегодняшнему  классному часу.

             Действительно, нам, живущим в благословенной Тавриде, очень повезло. Крым – наша Родина. Причем, необыкновенная Родина. Недаром известный русский драматург А.С.Грибоедов отметил: « Крым- удивительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий». И сегодня мы с вами попытаемся еще раз убедиться в неповторимости этого удивительного уголка Земли.

II     Мотивация деятельности учащихся.

Разгадывание кроссворда.

              Тема классного часа  написана на доске. Но слово «жемчужина» закрыто. Учащимся предлагается высказать свое мнение, чем является Крым для Украины. Принимаются все версии, совместно отгадывается кроссворд на доске ( ключевое слово «жемчужина») и формулируются  тема и цель урока.

                                       Кроссворд

По горизонтали:

  1. Cамое главное  богатство человека (жизнь)
  2. Город-герой в Крыму, город боевой русской славы ( Севастополь)
  3. Город - административный, политический, культурный центр Крыма (Симферополь)
  4. Название моря, которое омывает Крымский полуостров(Черное).
  5. Город, древнее название которого Сурож (Судак).
  6. Гора, название которой переводится как гора-Кузнец (Демерджи)
  7. Город-патриарх Крыма, известный в древности как Гезлев (Евпатория).
  8. Город на севере Крыма (Джанкой)
  9. Самый южный город Крыма, город-курорт (Ялта)

                                           

                                             Ключевое слово  - ЖЕМЧУЖИНА

III  Работа по теме мероприятия

(Основной материал предлагается заранее подготовленными учащимися.)

                                           

                                        *  «Лингвистическая страничка»          

           Слово «жемчуг» происходит от китайского «чженьчжу», арабского «зельчуг», татарского « зельджу». На японском языке оно означает – слезы моллюсков. Индейцы назвали его «маньяра» - бутон цветка, греки и итальянцы – «маргаритес».

                                         

                                          * «Литературная страничка»

                                              Японская легенда .

               Когда первые дождевые капли со звоном ударяются о поверхность моря, из его синих глубин медленно поднимаются раковины. Они раскрываются, а когда капля попадает внутрь,  закрываются и медленно опускаются на дно.

                                              Филиппинское предание

                 Когда солнце взошло над морем, его лучи попали в открытые створки раковин, и в каждой из них образовалась жемчужина. Раковины располагались на поверхности рифов, и любой мог достать их без труда. Людей обуяла жадность. Вожди племен, стараясь собрать на рифах весь жемчуг, переругались между собой и повели племена в бой. С тех пор раковины ушли в море, и теперь, чтобы достать, за ними нужно глубоко нырять.

                                                Славянское предание

 Скатный жемчуг – это скатившаяся с зеркала слеза радости или печали.

                                     *  « Географическая страничка.»

                    Если посмотреть на карту, можно увидеть Крым, напоминающий жемчужину, а ласковое Черное море, омывающее полуостров, очень похоже на  открытую раковину.

                     Интересно географическое положение нашего удивительного полуострова. Он находится в РФ, соединен с материком узким перешейком. Крымский полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. Моря соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, в ней много полезных веществ. Азовское море меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и не такая соленая, как в Черном.

                     В северной и центральной части Крымский полуостров ровный, равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы (предгорья), которые постепенно переходят в высокие горы. За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли. Это Южный берег нашего полуострова.

                    Равнины, предгорья, горы на карте обозначаются по-разному: желтым цветом – равнины, степи. Это степная природная зона. Зеленым – предгорья, а коричневым – горы.

                                   * Метод «Мозговой штурм»

            Для обсуждения предлагается следующий вопрос: « Почему можно Крым назвать жемчужиной Россий?»

             

Выслушиваются все возможные варианты ответов, и учитель делает обобщающий вывод о том, что полуостров действительно можно назвать жемчужиной, учитывая следующие факторы :

    -многообразие удивительной, уникальной природы Крыма ( географическое положение, климат, горы, водная среда, растительный и животный мир)

     - захватывающую  интересную историю людей, в разные века населяющих Крым ( Крым- «музей под открытым небом»: перекресток торговых путей и перекресток культур);

    - наличие памятников, событий, которые сделали Крым известным во всем мире( Артек, Институт биологии южных морей-музей «Аквариум», крымская война и посвященный ей музей «Панорама», Крымская республиканская астрофизическая обсерватория, Никитский ботанический сад, Пантикапей –столица Боспорского царства, Ханский дворец в Бахчисарае, Херсонес Таврический и мн др)

      - имена людей, которые прославили Крым, - поэты. Писатели, художники, композиторы, общественные и государственные деятели, ученые, предприниматели  и меценаты ( М.Волошин, А.Грин, Л.Украинка, А.Омер. И.Айвазовский, А.Куинджи, М.Латри, В.Суренянц, А.Караманов, А.Спендиаров, И.Гаспринский, В Вернадский, Х Стевен, Л.Голицын и мн др)

                                           «Научная сказка.»

                  Давным-давно, а точнее – 250 миллионов лет назад, жил-был океан Тетис. Он отличался необычайно свирепым нравом, постоянно враждовал с Материком, напуская на него смерчи, ураганы, гигантские волны.

                   И вот однажды не выдержал материк, разгневался и решил показать, что как ни велик Океан, а лежит он на твердой основе. Взбунтовались в недрах земли тектонические силы, забурлила магма, вздыбилось дно океана, и появился на его поверхности Крымский полуостров. С трех сторон сдавил его Океан, хотел было проглотить. Нахмурился Материк, и легла на его челе неизгладимая складка, которая так и осталась в виде Альпийских, Карпатских, Крымских и Кавказских гор.

                  Длительной и упорной была эта борьба. То погружался Крым на дно, то вновь выходил из пучины на поверхность. Только миллион  лет назад приобрел он устойчивый облик.

                   Но не осталось у него ни алмазов, ни золотых самородков. Лишь бедные железом руды, мергель, известняк, минеральные соли да тонкие пласты газа и нефти – вот его богатства. Но за стойкость и мужество наградой ему стала абсолютная гармония воды, воздуха,  солнца, гор. Узкая приморская кромка, словно тремя крепостными стенами, оказалась защищена тремя грядами гор. Стали они надежно оберегать нежное побережье от арктических ветров, степных суховеев, дождей и морозов.

                    Весть о сказочном полуострове в мгновение ока облетела весь свет. С тех пор тысячи лет Крым удивлял и удивляет людей своей красотой. Художники увековечили великолепные крымские пейзажи на своих полотнах. Поэты посвятили  Крыму лучшие свои произведения. Крым всегда был и остается источником вдохновения для творческих людей. Первое впечатление о Крыме всегда остается самым сильным.

            Об этом написал талантливый русский поэт А.С.Пушкин, когда в 1820 г  впервые увидел наш полуостров с палубы брига «Мингрелия».

       Ученица выразительно читает отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля

При свете утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я;

Вы мне предстали в блеске брачном:

На небе синем и прозрачном

Сияли груды ваших гор,

Долин, деревьев, сел узор

Разостлан был передо мною…

 Учитель: Крымский полуостров удивительно красив. Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов, Азовского и Черного морей пробуждает у людей творческое вдохновение. Не случайно по этому поводу В.В.Маяковский заметил :

Не Крым, а копия древнего рая.

Какая фауна, флора и климат.

Пою, восторгаясь и озираясь!

Подобное чувство выразил Муса Джалиль:

Вы в Крым приезжайте!

Здесь нежные бризы

Подарят вам ласковый свой поцелуй.

Вас к морю, построясь в ряды, кипарисы

Проводят до самых сверкающих струй.

                                                  *  «Поэтическая страничка»

               Учащиеся читают отрывки из стихотворений русских поэтов.

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега,

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега.

Скажите мне, кто видел край прелестный,

Где  я любил, изгнанник неизвестный?

                                                А.С.Пушкин

Светает…над морем, под пологом туч,

Лазурное утро светлеет;

Вершины байдарских причудливых круч

Неясно и мягко синеют.

Как зеркало – море… не плещет прибой.

Под мягкой фатою тумана,

В ущельях, где сумрак теснится ночной

Еще и прохладно, и рано…

Но с каждой минутой в рассветных лучах

Яснеют и берег, и море.

Как чудны здесь, в этих зеленых горах,

Весенние светлые зори!

                                                         И.А.Бунин

Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу да мох,

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох,

Где  и версты по горам не проехать,

Не обогнуть мыс,

Чтоб скальная надпись иль древнее эхо

Не пробуждали мысль,

Чтобы, пройдя сквозь туманы столетий,

Яснее дня становясь,

Вдруг величайшая тайна на свете

Не окликала вас…

                                                         И.Сельвинский

Где подступает к морю сад,

Я знаю сад уединенный:

Там шепчет дремлющий каскад,

Там пруд недвижим полусонный.

Там дышат лавры и миндаль

При набежавшем тихом ветре,

А сзади, закрывая даль,

Уходит в небо пик Ай-Петри

                                                                       В.Брюсов

                                              * Номинация «Самый –самый»

           Минимальная площадь Крымского полуострова примерно 26 000 кв км, максимальная около 27 000 кв км.  Она меняется в зависимости  от времени года и количества влаги в Сиваше. Летом площадь полуострова больше, зимой – меньше.

           Максимальная протяженность Крыма с севера на юг 207 км, с востока на запад – 324 км. Самая северная точка Крыма – село Перекоп, а самая южная – мыс Сарыч, который находится западнее поселка Форос. Самая восточная оконечность Крыма – мыс Фонарь на Керченском полуострове, западная – мыс Кара-Мрун  на Тарханкуте.

           Самая протяженная река Крыма – Салгир. Ее длина – 232 км. Она начинается в горах, в районе Ангарского перевала, и впадает в Азовское море.

           Самое большое озеро Крыма – Сасык-Сиваш. Оно расположено между городами Саки и Евпатория. Его площадь – 70 кв км. Самое протяженное озеро полуострова – Донузлав – 30 км с юго-запада на северо-восток.

               Самое теплое место Южного берега Крыма – Мисхор. Среднегодовая температура воздуха в этом уголке составляет + 14,2 гр, что на 1,1 гр выше, чем в Ялте, и на 1,8 гр выше, чем в Алуште.

             Самая крупная птица Крыма и Европы – черный гриф. Размах крыльев достигает 3,5 м. В гнезде могут разместиться свободно два взрослых человека.

              Самое крупное хищное животное Крыма – лисица. В степной части полуострова обитает степная лисица, в горной -  горно-крымская лисица. Известны еще пять видов хищных животных: енотовидная собака, барсук, ласка, степной хорек, каменная куница.

            Самая высокая яйла Крыма – Бабуган. Она находится недалеко от Алушты. Высшая точка Бабугана – гора Роман-Кош высотой 1545м и является высшей точкой Главной горной гряды и всего Крыма.

             Самый значительный тектонический разлом – Большой каньон Крыма. Наибольшее сужение каньона у его дна доходит до 2-3 м, а ширина между стенами в верхней части -150-200 м . Высота склонов около 350 м, длина ущелья – 300 м. Наиболее протяженная пещера Крыма – Кизил – Коба. Она расположена на западном склоне Долгоруковской яйлы, в 3, 5 км от с. Перевального. Общая протяженность ее изученных ходов – 13 км 100 м.

              Самый высокий -119,8 над уровнем моря – и активно действующий грязевой вулкан – Джау-Тепе на Керченском полуострове.

IV  Рефлексия.

                                *Викторина « Лучший знаток Крыма»

  1. Как назывался Крым в древние времена?

                                                                               ( Таврика)

  1. Как переводятся на русский язык названия крымских гор:  Аю-Даг, Чатыр –Даг?

                                                                            ( Медведь-гора, гора-палатка)

  1. Назовите город, который долгое время был столицей Крымского ханства

                                                                               ( Бахчисарай)

  1. Как называется легенда о мастере, заставившем плакать камень ?

                                                                               ( «Фонтан слез»)

  1. По какому дереву определяют, насколько будет холодной зима в Крыму?

                                                                               ( по кизилу)

  1. Кто автор этих строк:

                                        Волшебный край! Очей отрада! ( А. С. Пушкин)

  1. Назовите художника, талантливого мариниста, жившего в Восточном Крыму

                                                                              ( Айвазовский)

  1. С жизнью и творчеством  какого поэта связан Коктебель?

                                                                                      (Максимилиана Волошина)

  1. Назовите имя писателя, жившего в Старом Крыму и создавшего волшебную страну Гринландию                                    ( Александр Грин)
  2. Какой дворец и где построил князь Воронцов для своей жены Елизаветы Ксаверьевны ?                                ( Воронцовский, в Алупке)
  3. Современное название города, известного в древности как Сурож  

                                                                                        ( Судак)

  1. Что в переводе означает название города Симферополь

                                                                                       ( Город-собиратель)

  1. Город боевой русской славы в Крыму

                                                                                        (Севастополь)

  1. Какой крымский город в Крыму назывался Кафа?

                                                                                              (Феодосия)

  1. Международный детский центр на Южном берегу полуострова

                                                                                        (Артек)

  1. Какой русский поэт увидел Крым впервые  ранним  августовским утром 1820 года с борта брига «Мингрелия»?  

                                                                                ( А.С.Пушкин)

V     Итоги мероприятия

Заключительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами еще раз убедились в неповторимости нашей удивительной Родины. А закончить встречу я хочу словами известного крымскотатарского просветителя, писателя, поэта, публициста, страстно любившего наш Крым:

Крым – родина наша!

Помните это!

Души не жалейте ради нее!

Пусть над зеленым островом нашим

Мирное, доброе солнце встает!

Пусть эти слова человека, так много сделавшего для родного Бахчисарая, для всего Крыма и своего народа, станут напутственными для нас, живущих в XXI   веке, наших детей, внуков и правнуков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Символы России"

На классном часе мы коснулись символики вообще и подробнее остановились на гербе как символе государства....

классный час Символика России

классный час с презентацией...

Классный час "Богатство Росси - природный газ"

Классный час "БОГАТСТВО РОССИИ - ПРИРОДНЫЙ ГАЗ.  КАК ЕГО БЕРЕЧЬ?"  Цель: учить бережному отношению к природным богатствам; развивать умение пользоваться газом в домашних условиях; соблюдать ...

классный час " Символы России" + презентация

классный час " Символы России" преднозначен для учащихся 6 классов, где рассказывается о истории возникновения символики до настоящего времени....

Классный час "Символика России и Адыгеи."

Цели и задачи: расширить представление школьников о Конституции РФ, символике России, содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ.Оборудование: карта...

Классный час "История России -история отчизнолюбия"

в 11 классе прошел классный час в рамках Девятых Рождественских чтений....

Классный час "Символы России"

Классный час "Символы России"...