классный час "Дружба- это ценный дар"
классный час (5 класс) на тему

классный час для обучающихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa_druzhba-eto_tsennyy_dar.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа:  Дружба- это ценный дар.

Цель: Создание доброжелательного микроклимата в классе,  доверительного и  уважительного отношения друг к другу.

  Задачи:

              1.Развить умение вести общение,  умение аргументировать свою точку зрения, умение выслушивать точку зрения других.

              2.Формировать нравственные качества: умение дружить и беречь дружбу; на основе примеров жизненного опыта детей показать ценность настоящей дружбы.

              3.Воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

Форма занятия: час общения.

Ход классного часа:

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;

исключить из жизни дружбу — все равно,

что лишить мир солнечного света. 

Цицерон.

  1. Приветствие

- Добрый день, уважаемые ребята. Сегодня мы с вами здесь собрались, чтобы всем вместе поговорить на одну общую и важную тему.

2. Чтение притчи

Притча про волчью стаю.

В волчьей стае Старый Вожак решил назначить себе преемника. Он подошел к самому смелому и сильному Волку и сказал:

- Я старею, поэтому назначаю тебя Новым Вожаком стаи. Но ты должен доказать, что достоин. Поэтому возьми лучших Волков, сходи на охоту и добудь еды на всю стаю.

- Хорошо, — сказал Новый Вожак и ушел с 6 волками на охоту.

И день его не было. И вечер его не было. И когда наступила ночь, стая увидела 7 волков, гордо несущих добытую еду. Все были целы и невредимы.

- Расскажи мне, как все было, — попросил Старый Вожак.

- О, это было легко. Мы искали добычу, а потом увидели 10 охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, разорвали в клочья, а добычу взяли себе.

- Молодец. Завтра пойдешь еще раз.

На следующий день 6 волков и Новый Вожак опять пошли на охоту. И день их не было. И вечер. И ночь. И утро.

И вот лишь  днем на горизонте показался 1 истощенный волк. Это был Новый Вожак — весь в крови, с изодранной шерстью, хромой и еле живой.

- Что случилось? — спросил Старый Вожак.

- Мы зашли далеко в лес и долго искали добычу и увидели троих охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, но они оказались сильнее нас. Они убили всех моих воинов, я кое-как смог спастись.

- Но как же так?! — удивился Старый Вожак, — Вчера вы с легкостью победили 10 охотников, а сегодня не смогли справиться с тремя?!?!

- Да, но вчера это была просто группа из 10 охотников, а сегодня это были 3 лучших друга!

3. Беседа

- О чем эта притча?

- Какова главная мысль этой притчи?

- Как вы думаете, почему волки победили 10 охотников, но не смогли победить 3 охотников?

- Как вы думаете, эта притча как-нибудь связана с темой нашего классного часа?

- Сформулируйте тему нашего классного часа? (Да, мы будем говорить о дружбе)

- По вашему мнению, что такое дружба?

- Вот как это определение описывается в разных словарях:

В словаре Ушакова: ДРУ́ЖБА (дружбы, мн. нет, жен.) - близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения.

В толковом словаре Ожегова: ДРУ́ЖБА (-ы, жен.) - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В толковом словаре Дмитриева: ДРУЖБА — это отношения между людьми, которые основаны на взаимной симпатии, доверии, общих интересах и т. п.

- Что вы можете сказать об этих определениях? (все они очень похожи между собой, даже одинаковые)

- По вашему мнению, в чем заключается настоящая дружба? (в помощи друг другу, во взаимовыручке, взаимопомощи, в уважительном отношении друг к другу и т.д.)

- Существует ли настоящая дружба? (ответы обучающихся)

- Есть ли у вас настоящий друг?

- Давайте послушаем как описывает дружбу  известный английский поэт Уильям Шекспир:

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь — он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям несходны

Верный друг и льстец негодный.

4. Дружба в разных странах

- Знаете ли вы, что в разных странах по-разному понимается дружба?

1 ученик: Например, в России, дружба — это самопожертвование и преданность. А вот общность интересов является самой незначительной причиной для начала дружбы. Люди с общими увлечениями могут стать просто хорошими приятелями. В сравнении с зарубежными странами в России друг это больше чем человек, с которым можно хорошо провести время. В нашей стране друзья помогут справляться с проблемами и поддержат в трудностях.

Для русских друг — это человек, стремящийся помочь в любом деле, с ним можно поговорить обо всем, что волнует. В общем, в России нет ничего постыдного в том, чтобы предоставить посильную помощь.

2 ученик: В США все несколько иначе. Поскольку в Америке сфера услуг чрезвычайно развита, никто давать бесплатных советов или оказывать помощь просто так не будет. Американцы очень ценят свою индивидуальность, поэтому, они одиноки.

3 ученик: Финны не спешат записывать в друзья всех и каждого, наоборот, они очень ценят свое личное пространство. В Финляндии не принято предлагать друг другу помощь, так как у них это является признаком слабости. Финны дружат на некотором расстоянии, разговоры ведутся в основном о позитивных вещах. Однако нельзя сказать, что финны холодны и безразличны друг к другу, просто у них так принято.

4 ученик: Жители Великобритании предпочитают поддерживать дружеские отношения по графику, по времени. То есть они четко планируют, когда и где встретиться, заранее. У них не принято приходить в гости в любое время. Если в России традиция отправлять друг другу открытки почти канула в лету, то в Британии это самый популярный способ проявить внимание. Дарят открытки они на любой праздник, присланные карточки сразу же выставляют на видное место. На контакт жители туманного Альбиона идут довольно легко. Так как общительность у них развивается с самого детства.

5 ученик: Арабы скрепляли дружеский союз солью. Для этого на стол ставилась чаша с крупной солью, и каждый из будущих друзей брал по щепотке и съедал. Поэтому в восточных странах и существует поговорка: «Соль между нами».

6 ученик: Кавказские народы заключали дружбу в три этапа. Сначала в присутствии старших по возрасту, друзья клянутся в верности друг другу. Затем по истечении нескольких лет устраивался такой ритуал – распивалось молоко из одной чаши, в которую помещали золотое кольцо (золото никогда не ржавеет, вероятно, отсюда пошло высказывание: «Дружба не ржавеет»). Еще через несколько лет заключали третий дружеский этап союза, на крови. Подобно скифам надрезали пальцы рук и смешивали капли крови.

7 ученик: В Киевской Руси «друзьями» назывались все воины из одного отряда (из «дружины»). У таких друзей в походах было общее имущество – они ели и пили из одной посуды, мылись из одного таза и даже носили одежду друг друга. А после принятия христианства на Руси, «друзья» еще и обменивались нательными крестиками.

Давайте попробуем выяснить, кто же это - настоящий друг, умеете ли вы дружить друг с другом. Стихотворения и рассказы, ваши личные наблюдения  помогут вам понять, важно ли иметь друга, и кто может стать вашим настоящим, надежным другом.

spacerДавайте обсудим такие вопросы:
spacer1. Нужна ли дружба вообще?
spacer2. Почему люди дружат?
spacer3. Почему люди ценят дружбу?
spacer4. От чего зависит дружба?
spacer5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему
spacerбыло дружеское отношение?


Вывод: Дружба- нужна! Хорошо об этом говорить, а как бы вы поступили в определенных ситуациях?

- А теперь, ребята, давайте попробуем разыграть ситуации по группам:

1-Я СИТУАЦИЯ
В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Сергей и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Сергей - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Сергей был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?

(Обсуждение 1-й ситуации.)


spacer2-Я СИТУАЦИЯ
Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – коробка конфет . Он случайно зацепил мой пакет коробкой и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной  моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?


spacer(Обсуждение 2-й ситуации.)

3-Я СИТУАЦИЯ

Когда мы готовили номер для Смотра художественной самодеятельности, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш классный руководитель предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Андрей  очень хотел играть в сценке, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Андрею эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Андрей был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?

(Обсуждение 3-й ситуации.)

  • - Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
    Поэтому я желаю вам – запомнить следующие поговорки:

-Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна.

-Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

-Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

Игра «Знаю ли я своего друга?»

-   А сейчас предлагаю вам   игру «Знаю ли я своего друга?». Проверим, хорошо ли вы знаете своих друзей? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями (выбираем пару, выходят к доске)

Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга (ответы краткие):

- Какой урок у него любимый?

-Какой вид спорта любит?

-Какое животное он хотел бы иметь дома? или какое есть?

-Какой цвет у него любимый?

 (играют  ещё 2 пары)

- Мы видим, что (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

- А каких людей чаще всего не любят в классе, во дворе, в любом коллективе? Почему у некоторых людей дружба не складывается? Какие качества мешают этим людям?

- Посмотрите сценку, которую подготовили ребята...

Сценка «Чепуха, а не марки…»

Папа подарил на День рождения Вове новые марки . Он показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:

-Вот какие марки. Редкие и красивые. Тебе нравятся?

- Да у меня таких навалом! – захохотал Слава.- Что в них особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! И твой отец хорош - в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе свои покажу?

Но Вова не захотел. И потом ещё три дня со Славой не разговаривал…..

- Как вы  думаете, почему? ( Ответы ребят)

- В чём ошибка мальчика? Что бы вы сделали?

-Можно ли обидеть своего друга? Как?

Вывод: Поступай с другими так, как тебе бы хотелось, чтобы поступали с тобой – если ты будешь следовать этому мудрому совету, ты никогда не ошибёшься.

5.Творческая деятельность

Сейчас,  ребята мы  с вами вместе построим «Дом дружбы».

Посмотрите на эти кирпичики, пусть представитель от каждой группы возьмет по одному из нужных кирпичиков и сложит дом для друзей.

                       

Примерный набор деталей:

- Почему вы не выбрали эти слова? (лживость, зависть)

- Что такое настоящая дружба?     (высказывания учащихся)

- Цените и дорожите дружбою, никогда не предавайте своих друзей.

У нас в классе также есть две подружки Нафигина Диана и Насырова Эльвира, они расскажут нам стихотворение о своей дружбе

Стихотворение «Дружба»

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом – даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!

Для того чтобы узнать каким другом ты выглядишь со стороны.  

Пройди несложный тест.

1. Твой друг попал в очень неловкую, но смешную историю. Припомнишь ли ты ему это?

А. Расскажу всей компании, посмеёмся вместе
Б. Расскажу, но не буду говорить, с кем именно это случилось
В. Никому не скажу

2. Друг случайно разбил кружку у тебя в гостях. Как ты поступишь?

А. Попросишь его принести тебе новую
Б. Рассердишься на него
В. Скажешь, что ничего страшного в этом нет

3. Твой лучший друг общается с вашим одноклассником, которого вы недолюбливаете. Как будешь вести себя?

А. Перестану дружить с ним
Б. Скажу, чтобы он выбрал: либо я, либо тот другой
В. Ничего не скажу, буду дружить дальше

4. Как думаешь, настоящий друг должен:

А. Рассказывать только хорошее, а плохое держать при себе
Б. Иногда рассказывать о своих делах
В. Делиться с тобой всем

5. Как ты считаешь, твой друг:

А. Должен равняться на тебя
Б. Служит тебе примером для подражания
В. Такой же как и ты, веселый и интересный человек

6. Твой друг забыл дома деньги на обед, что ты сделаешь?

А. Ничего не сделаю, не надо быть таким забывчивым
Б. Одолжу ему денег взаймы
В. Поделюсь своим обедом

Подсчитай, каких ответов у тебя получилось больше.

Если А.

Если у тебя есть хорошие друзья, то тебе очень повезло. Потому что с таким как ты бывает очень сложно общаться. Ты думаешь, прежде всего, о своей выгоде, и не готов на подвиги ради друга. С таким отношением, завести новых друзей тебе будет очень сложно.

Если Б.

У тебя есть несколько хороших друзей, но ты не очень то интересуешься их проблемами. Вы весело проводите время, но если что-то случится, не факт, что сможете поддержать друг друга в беде. Помни: настоящие друзья умеют и радоваться, и грустить вместе.

Если В.

Ты по-настоящему хороший друг - понимающий, заботливый и надёжный. Поэтому можешь быть уверен, что друзья всегда придут к тебе на помощь. С тобой легко подружиться, только помни, что люди бывают разные, и не стоит тратить время на тех, кто не дорожит понятием дружба.

Не всегда можно найти в себе качества настоящего друга, и вы в этом убедились,  проанализировав тест.

Поэтому-  Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - ……(береги)».

Все мы разные , но все мы живём в одном коллективе.

- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.

- Каких карточек больше?

Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела.

       И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

- А сейчас, я предлагаю вам посмотреть музыкальный фрагмент по теме.

( включить музыкальную презентацию)

6. Рефлексия.

Ребята! Мы с вами выяснили, что такое дружба, что  значит дружить, кто такой друг, а сейчас давайте все вместе попробуем сформулировать правила, законы дружбы (дети дают свои ответы)

А сейчас я предлагаю на вырезанной из бумаги ладони написать качество, которым должен обладать настоящий друг, приклеить на «Дерево дружбы» (на доске)

6. Подведение итогов.

Дружба – это когда люди хотят быть вместе друг с другом, когда они интересуют друг друга, доверяют. Дружба возможна при соблюдении определенных законов, важнейшими из которых являются уважение друг к другу, умение признавать свои ошибки, терпимость.

И в завершении мне бы хотелось, чтобы после нашей сегодняшней встречи осталась что то памятное для каждого из нас. Давайте сыграем в игра «Круг пожеланий!» (звучит песня Чирик чик чик)

Учащийся на листочке пишет пожелание, загибает полосочку  листа (так, чтобы не было видно надписи) и передаёт другому учащемуся. В листочке должен каждый написать пожелание (листок передаётся). Когда лист возвращается хозяину, он зачитывает пожелания и оставляет себе на память


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час" Этот ценный пищевой продукт-мед"

Здоровый образ жизни - это правильное питание, а мед - ценный пищевой продукт и позтому , детей знакомим с медовыми секретами....

"Победа любой ценой?" Классный час в 8 классе

Классные часы в форме этического диалога, используя философские произведения известных мыслителей и писателей, афоризмы и изречения философов, политических де­ятелей, людей искусства, ...

Классный час на тему «Цена победы»

Классный час на тему «Цена победы»...

Классный час "Я- гражданин России.Что для меня ценно?"

Классный час  Тема:  Я - гражданин России. Что для меня ценно?...

Классный час "Цена милосердия" из проекта "Школа милосердия"

 Воспитание в детях сострадания, умения прийти на помощь, милосердия, уважения к людям и самим себе....

Сценарий классного часа "Любопытство ценою в жизнь"

Сценарий классного часа "Любопытство ценою в жизнь"....

План-конспект урока по экономике на тему: "Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены".

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных....