доклад «Возрастные особенности семиклассников»
статья (7 класс) на тему

Доклад прочитан на родительском собрании в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ   СОБРАНИЕ  в 7  классе

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, УЧЕТ ИХ В ВОСПИТАНИИ

Подростковый возраст, отрочество. В первую очередь это возраст полового созревания. За несколько месяцев меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, и главное - тело приобретает новые пропорции. У мальчиков увеличивается масса мышц, они крепнут; меняется и лицо. Девочки по своему виду приближаются к женскому типу. Развитие не всегда и не во всем проистекает соразмерно. В частности, нередки нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы - рост сосудов отстает от роста сердца. Эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга: в преобладании возбуждения над торможением, в неуравновешенности нервных процессов. Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость.

Средний школьный возраст в целом характеризуется возрастанием произвольности. Но нельзя не видеть отдельных вспышек стихийного поведения, когда подросток словно теряет управление собой и совершает такие поступки, которые далеки от его подлинных нравственных установок, идут вразрез с его сокровенными устремлениями. Объяснить их можно и проявлением недисциплинированности, но вряд ли это будет единственным и исчерпывающим объяснением. Одной из причин неуправляемого поведения является  еще несбалансированная деятельность мозга. В целом, чем выше  достигнутый в воспитании уровень саморегуляции, самодисциплины, тем больше шансов, что подобных вспышек не будет.

В этом возрасте происходит скачок в развитии логического  мышления. «Ключом ко всей проблеме развития мышления в переходном возрасте является тот установленный факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности - к  мышлению  в  понятиях».  Применительно  к  психике  подростка, жадное стремление к овладению логическими формами — одна из характерных черт этого возраста.

Предположительно можно судить о двух важнейших предпосылках, подготавливающих становление новых психических структур. Одна из них - анатомо-физиологическая, нейрогуморальная, идущая от биологического созревания. Другая - расширение кругозора подростка, стремление упорядочить тот поток информации, который неизбежно обращен к нему. 

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Обратим внимание  на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

В седьмом классе возникают первые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.  И родителям, и учителям не следует недооценивать силу этого чувства, тем более относиться к нему иронически. Попытки «взять себя в руки», скрыть свои переживания от чужих глаз ничего не дают. А вместе с тем само чувство настолько интимно, что невозможно рассказать о нем даже самому близкому человеку. Часто душевные муки наносят болезненный удар по самолюбию.

Девочки вступают в эту фазу первых увлечений раньше, чем мальчики, в 12-14 лет. Семья не вправе игнорировать эти особенности возраста. От того, насколько тактична она будет со своим ребенком, зависят в очень большой степени дальнейшие взаимоотношения с ним.

То, что подросток остается один на один со своими переживаниями, может способствовать и укреплению его самостоятельности, и возникновению некоторой его отчужденности. Наблюдательные родители обычно замечают ее признаки: отношения со взрослыми принимают формальный характер, подросток не спешит выполнять даже вполне разумные их указания, не делится своими мыслями и чувствами, встречает «в штыки» попытки даже самого доброжелательного контакта с ним со стороны взрослого. Для многих родителей такое отчуждение становится тяжким и незаслуженным испытанием.

При обсуждении вопроса о том, насколько неизбежно возникновение такого кризиса во взаимоотношениях подростка и взрослого, целесообразно рассмотреть две его стороны. Во-первых, нельзя не признать того, что подростковый период - это и на самом деле время серьезнейших качественных сдвигов в психическом развитии. Было бы нелепо надеяться на то, что эти сдвиги не произойдут, - они необходимы. Нужно стремиться создавать такую обстановку, которая не толкает подростка на изоляцию от взрослых, на духовный уход от них. Напротив, надо, чтобы контакты укреплялись, чтобы связь подростка и близких ему взрослых становилась более богатой и содержательной. Для этого подростку нужно оказывать ненавязчивую поддержку, если ему кажется, что его личность обесценена, а вместе с тем признавать его самостоятельность. Нужно, чтобы подросток не на словах, а на деле понял, что и в семье, и в классе его уважают, что от его позиции, его помощи зависит благополучие его родных и друзей. Совсем не обязательно создавать такую обстановку специально. Во многих семьях она существует исконно. На такой почве кризисов общения между взрослыми и подростками просто не возникает. Где же они возникают? Конфликты возникают не внезапно и не сразу, как это иногда представляется нам, взрослым. Особенно опасны конфликты в семье. Зерна сегодняшних драм были посеяны гораздо раньше. По мере того, как ваш ребенок подрастал, он все более нуждался в самостоятельности, в том, чтобы всерьез прислушивались к его мнению, т. е. относились с уважением. Беда многих родителей: они не находят это обязательным, видя в детстве только стадию подготовки к жизни. Между тем для самого ребенка детство - это богатая событиями и насыщенная переживаниями жизнь. Из-за столь разных точек зрения то, что, по мнению родителей, делается в интересах ребенка, воспринимается им как нечто ему навязанное. Он постоянно испытывает давление, основанное на непонимании его запросов. Физическое и психологическое взросление открывает перед ним пути избавления от этого гнета. Конфликт становится неизбежным. Если вчера родители не считали нужным прислушиваться к мнению подростка, то сегодня он не прислушивается к взрослым. Наступает и следующее действие драмы: подросток, чтобы не оказаться в одиночестве, ищет и нередко находит компанию, близкую ему если не по возрасту, то по установкам, где господствует раскованность и отсутствует принуждение. На самом деле он попадает под власть законов своей групки, законов достаточно хватких. Так он становится «трудным», неконтактным и неуправляемым. Родителям не остается ничего другого, как приступить к его перевоспитанию, и оказывается, что для этого, в первую очередь, необходимо создание таких условий, в которых могла бы полностью раскрыться его подавленная самостоятельность.

Народная педагогика запечатлела для родителей немало мудрых мыслей, говорящих о роли семьи в воспитании детей. Например, «Дети, что цветы, - уход любят», «Пусти детей по воле, сам будешь в неволе», «Неразумная опека хуже беспризорности», «Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях», «Уважай в ребенке человека», «Не будь господином своим детям, будь им другом». Эти пословицы дают возможность сформулировать «правила» для родителей по отношению к детям. В целом изменение отношений родителей и детей при перевоспитании таково: восстановление взаимного доверия и откровенности, усиление у подростка ответственности за семейное благополучие, повышение заинтересованности ребенка в семейных делах. И, безусловно, жизнь подростка в семье должна наполняться положительными переживаниями: семья обязана приносить подростку все больше и больше общей радости, все больше светлого удовлетворения. Когда ребенок станет активным членом семьи, тогда у него будет ощущаться потребность в общении с родителями, он будет чувствовать удовлетворение.

Семиклассники(дети 12—13 лет) легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов. Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план.

Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. 

Наиболее частыми в этот возрастной период являются жалобы родителей на чрезмерное внимание подростков к своей внешности. Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.

Проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Подлинные или мнимые недостатки внешности – неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т.п. – все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда – эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь.

Внешность – чрезвычайно значимая часть Я – всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана особая подростковая застенчивость. Сравнение себя с другими – это основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен. 

Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:

  • У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для  подростка).
  • Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
  • Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом, подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
  • Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
  • Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
  • Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
  • Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
  • Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
  • Обязательно организуйте  систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
  • В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости  обратитесь к психологу.

Возможные нарушения в развитии личности в подростковом возрасте.

"Аффект неадекватности" – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются.

"Дефицит успеха" -  ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы.

"Задержка развития интеллекта", но возможен "эффект внезапного пробуждения интеллекта" – резко и быстро сформировавшаяся мотивация учения.

Об этом возрасте Л.Выготский писал: "Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени  развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами."

Методические рекомендации

В качестве дополнительного материала можно предложить тесты по исследованию личностных особенностей подростков, которые можно использовать и в других классах.

ИССЛЕДОВАНИЕЛИЧНОСТНЫХ  ОСОБЕННОСТЕЙ  ПОДРОСТКОВ (проводится психологом)

I. «Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний подростков».

Данный тест разработан А. О. Прохоровым и Г. Н. Генитг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны долженбыть нарисован квадрат размером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).                                      Инструкция № 1.

«Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т. е. то состояние, которое в данный момент испытываете (для учащихся 1 классов термин «состояние» можно заменить словом «настроение»). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярными на 4 части, горизонтальной и перпендикулярной к ней на 3 части и т. д.).                       Ключ к обработке результатов

 

Цвет (в квадрате)

Рисунок

Состояние

Красный

Тетрадь,   парта,   класс,   доска, школьные атрибуты

Активность

Красный, сочетание красного и желтого

Радуга, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, «5», солнце, воздушные шары

Радость

Зеленый

Светофор,   машина,   телевизор, беговая дорожка, жонглер в цирке, классная доска

Внимание, сосредоточенность

Розовый

Робот,     компьютер,      машина, принцесса, кукла

Мечтание,  фантазирование

Черный

Дождь, клякса, ребенок сидит за партой

Утомление,    усталость

Оранжевый

Цветы, дети играют, животные

Дружелюбие, доброжелательность

Желтый

Разбитая   ваза,   ребенок   с   учительницей, мамой

Искренность

Голубой

Душ, бассейн, морс

Бодрость

Синий

Скакалка, волейбол, футбол

Азарт

Синий

Дети с учительницей или старшими

Уважение

Коричневый

Поле, скорая помощь

Сочувствие,      сострадание


После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию №2:

«Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, а могут быть и предметы, которых здесь нет — цветок, мяч и др. Можно нарисовать целую композицию-рисунок. Рисовать нужно на правой стороне листа».

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагополучном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п.

И. Школа самооценки, или Как достичь успеха и не потерять то, что имеешь.

Методика Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.

Цель: исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность). Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.

Инструкция: «Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из 4 вариантов ответов один, наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив номера утверждения запишите число, соответствующее выбранному вами ответу. Для утверждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Для утверждений с 21 по 4 следующие варианты ответов: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.

ТЕСТ

1.Я спокоен.

2.    Мне ничего не угрожает.

3.    Я нахожусь в напряжении.

4.    Я испытываю сожаление.

5.    Я чувствую себя свободно.

6.    Я расстроен.

7.    Меня волнуют возможные неудачи.

8.    Я чувствую себя отдохнувшим.

9.    Я встревожен.

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
11.Я уверен в себе.

12.Я нервничаю.

13.   Я не нахожу себе места.

14.   Я взвинчен.

15.   Я не чувствую скованности, напряженности.
16.Я доволен.

17.    Я озадачен.

18.    Я слишком возбужден и мне не по себе.

19.    Мне радостно.

20.    Мне приятно.

21.    Я испытываю удовольствие.

22.    Я очень быстро устаю.

23.    Я легко могу заплакать.

24.    Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.

25.    Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

26. Обычно я чувствую себя бодрым.
27.Я спокоен, хладнокровен и собран.

28.Ожидание трудности обычно очень тревожат меня.

29.     Я слишком переживаю из-за пустяков.

30.     Я вполне счастлив.

31.     Я принимаю все слишком близко к сердцу.

32.     Мне не хватает уверенности в себе.

33.     Обычно я чувствую себя в безопасности.

34.     Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

35.     У меня бывает хандра.
36.Я доволен.

37.     Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

38.     Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.   

39.     Я уравновешенный человек.

40.     Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Обработка данных.

Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: № 3, 4, 6, 7,. 9 , 12, 13, 14, 17, 18 — (Е1), затем сумма остальных цифр: № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 — (Е2). Затем высчитывается показатель уровня реактивной тревожности:

Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:

РТ = Е1-Е2 + 35

Е1 — сумма цифр-ответов на утверждения № 22, 23, 24, 25, 28,29,31,32,34,35,37,38,40.

Е2 — сумма остальных цифр по пунктам: № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Если полученная сумма меньше 30 — это показатель низкой тревожности; 31—45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

III. Самосознание и самооценка личности.

Цель: практическая иллюстрация сложности самооценки, сложности психического облика личности. Ознакомление с методикой.

Ход работы: работа проводится коллективно. Все инструкции и команды подаются преподавателем. Каждый испытуемый работает самостоятельно. Испытуемым дается список из 30 слов (в алфавитном порядке), характеристика отдельных качеств личности.

Инструкция № 1,

Перед вами слова, некоторые свойства личности. Назовем их исходным списком. Прочитайте эти слова очень внимательно и расположите их в такой последовательности: пусть эти качествахарактера некоторый ваш субъективный идеал человека, причем первым ставьте такое, которое считаете наиболее ценным в вашем идеале, вторым — чуть менее ценным и т. д. Это будет список № 1.

Инструкция № 2.

Положите перед собой исходный список. Теперь расположите все слова этого списка так, чтобы они характеризовали лично вас. Вначале напишите качество, которое наиболее у вас выражено, затем чуть менее выражено и т. д. Это список № 2.

Инструкция №3.

Снова положите перед собой исходный список. Составим теперь список № 3, в котором вы расположите все те же качества личности, но теперь для характеризования лично себя таким, каким вы стараетесь казаться окружающим. Первым запишите то качество, которое стараетесь проявить более всех других своих качеств и т. д.

В результате составлено 3 списка:

№ 1 — «идеал»

№ 2 — «я»

№ 3 — «я — поведение».

Обработка результатов:

1)  Постройте график,  отображающий  уровень совпадений между собой 3 полученных последовательно расположенных качеств (списков). В графике ось абсцисс — номер качества в списке № 1 или № 2 или № 3, а ось ординат — номер качества в исходном
списке.

2)      Измерить тесноту связи между всеми парами 3 последовательностей,   вычислив  соответствующий  коэффициент  ранговой корреляции между местами, занимаемыми одним и тем же словом в разных списках: Г1, 2; Г1, 3; Г2, 3.

3)  Проверить полученные значения коэффициента корреляции на статическую значимость.

4)  Высокая величина П, 2 свидетельствует о повышенной самооценке.

Список слов, характеризующих отдельные качества личности.

1.Аккуратность.                        16. Отзывчивость.

2.     Активность.                           17. Подвижность.

3.     Бережливость.                        18. Поэтичность.

4.     Вдумчивость.                         19. Приветливость.

5.     Вежливость.                           20. Принципиальность.

6.     Гордость.                                21. Решительность.

7.     Доброта.                                  22. Самокритичность.

8.     Жизнерадостность.                23. Сдержанность.

9.     Знания.                                    24. Скромность.

 

10.    Искренность.                        25. Терпимость.

11.    Мировоззрение.                    26. Трудолюбие.

12.    Настойчивость.                     27. Увлеченность.

13.    Нежность.                              28. Умения.     '

14.    Обаяние.                                29. Целеустремленность.

15.    Общительность.                    30. Эмоциональность.

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Ищем секрет.

Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он — орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас. Что есть в вас такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Если есть кто-то, знающий ваш секрет, может ли он воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас? Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия?

Развитие общительности в группе.

Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме, например: «Лед и пламень», «То как зверь она завоет , то заплачет, как дитя». Пожалуйста. Подумали? Хорошо, сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой - то, что вы только что придумали. Просим вас. Спасибо - мы сделали шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи представления произвели наибольшее впечатление. Ведущий руководит. Спасибо, игра закончена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности семиклассников

нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи...

Возрастные особенности семиклассников.

Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки.  Этот период - время б...

Консультация для родителей "Возрастные особенности семиклассников" (с презентацией)

Вашему вниманию предлагается разработка групповой консультации для родителей "Возрастные особенности семиклассников ". Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития...

Возрастные особенности семиклассников

Возрастные особенности семиклассников (информация  для родительского собрания)...

Возрастные особенности семиклассников

Легко работать с детьми, когда знаешь их возрастные особенности. Материал будет полезен не только участникам образовательного процесса, но и родителям....

Беседа для родителей. Возрастные особенности семиклассников

Эта беседа рассказывает о возрастных особенностях семиклассников, об основных задачах развития детей в этот период, указывает положительные и отрицательные проявления разных черт характера у детей, ра...