Воспитательная концепция "Гармония"
материал на тему

Фадеева Елена Анатольевна

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н. Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_kontseptsiya_garmoniya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная концепция

«Гармония»

Фадеева Елена Анатольевна,

учитель математики

 МБОУ «Лицей №1» п.Тюльган

I квалификационной категории

1. Актуальность проблемы.

          «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Я.А. Коменский

 

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н. Толстой

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России, о ее будущем. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. В стандарте предлагается не учебный план, а образовательный план школы (обучение + воспитание). Базисный образовательный план (БОП) включает в себя программы воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеучебную, внешкольную деятельность. Теперь формируется не учебный план и план воспитательных мероприятий после основных уроков, а серьезный учебно-воспитательный, то есть образовательный, план.

Должна быть создана система внеучебной деятельности, поддерживающая процесс обучения.

2.   Цели и задачи.

                 

Цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

        

Задачи:

  1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсально духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  2. формирование нравственного смысла учения;
  3. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  4. формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
  5. формирование  уважительного отношения к родителям, осознанного и заботливого отношения к старшим и младшим;
  6. формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним.

Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности через следующие виды внеучебной деятельности:

  • Игровая деятельность;
  • Познавательная деятельность;
  • Проблемно-ценностное общение;
  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  • Трудовая (производственная) деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Туристско-краеведческая деятельность.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

  • любви и уважения заслуживают все;
  • попробуй заинтересовать;
  • дай простор для творчества;
  • будь терпелив и заботлив;
  • окажи всем помощь и педагогическую поддержку.

3.   Ожидаемые результаты.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

   Я знаю:

  • Кем быть;
  • Как себя вести;
  • Как общаться;
  • Чего хочу;
  • Всё.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения         к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

 Я умею

  • Отстаивать свое мнение;
  • Делать выбор;
  • Делать выводы;
  • Принимать нестандартные решения;
  • Брать на себя ответственность.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

           Я могу

  • Продолжить образование;
  • Самореализоваться творчески;
  • Быть человеком и гражданином;
  • Быть самодостаточной личностью.

4.   Формы и способы организации работы.

Функции  классного руководителя:

  1. Изучение ценностей и жизненных ориентиров учащихся.
  2. Изучение традиций, обычаев, культуры   народов, религий, семьи, школы.
  3. Разработка программы воспитательной работы.
  4. Ведение классных часов, игр, тренингов, тематических мероприятий, направленных на воспитание социально-активной личности с активной гражданской позицией.

Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия:

А. Работа с коллективом воспитанников.

Б. Индивидуальная работа с воспитанниками.

В. Работа с родителями:

  • собрание родителей;
  • родительский комитет;
  • индивидуальная работа с родителями.

Г. Работа с коллективом педагогов, работающих в классе.

Д. Работа с социально-психологической службой лицея.

Формы работы с коллективом воспитанников:

  • классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального, творческого содержания;
  • проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);
  • просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
  • экскурсии по поселку, району, области;
  • участие в акциях благотворительной направленности;
  • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых игр.

Формы индивидуальной работы с учащимися:

  • беседы;
  • контроль успеваемости и посещаемости уроков;
  • вовлечение в коллективные дела класса и лицея.

Формы работы с родителями:

  • организационные и тематические родительские собрания;
  • лекторий для родителей;
  • День открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
  • анкетирование и тестирование родителей;
  • индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога, психолога);
  • совместные с родителями праздники, именины детей.

Формы работы с педагогами, работающими в классе:

  • беседы;
  • консультации для классного руководителя и родителей;
  • посещение занятий;
  • проведение совместных классных часов.

Формы работы с психологом лицея:

  • диагностика и анкетирование;
  • индивидуальные консультации.

Формы работы с заместителем директора по ВР лицея:

  • разработка нетрадиционных форм воспитания;
  • организация и проведение деловых игр;
  • разработка методики диагностики уровня воспитанности и уровня развития коллектива по духовно-нравственному воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...