Классный час "О доблести, о подвиге, о славе..."
классный час ( класс) по теме

Маркина Юлия Геннадьевна

Возрастная категория: 9-11 классы.

Направление: гражданско-патриотическое воспитание молодёжи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_doblesti_o_podvige_o_slave.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Классный   час  для 10-11 классов

«О доблести, о подвиге, о славе…»

(в рамках месячника военно-патриотического и гражданского воспитания молодёжи)

2016 год

Цель: формирование гражданско-патриотической жизненной позиции.

На доске слова Максима Горького «В жизни всегда есть место подвигу…», портреты литературных героев – Данко, Тарас Бульба, капитан Тушин, Василий Тёркин, князь Игорь, Феврония, Илья Муромец, Сергий Радонежский.

Ход классного часа:

Звучит  песня «Совесть, благородство и достоинство…» на слова Булата Окуджавы.

Классный руководитель: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости нашего классного часа!

В жизни всегда есть место подвигу.

В сороковые война народная

Звала на подвиг простых солдат,

И их имена до сих пор звучат,

Их судьбы все еще служат примером

Служения Родине, чести и веры.

В мирное время герои России

Много великих дел совершили.

Своим трудолюбием, патриотизмом,

Стремленьем трудиться на благо Отчизны,

Прославились граждане нашей страны,

Труды их беречь мы будем должны.

Остались еще на свете герои

Кому чья-то жизнь дороже здоровья.

− Этими словами мне бы хотелось открыть наш классный час, проходящий в рамках месячника военно-патриотического и гражданского воспитания молодёжи. На первый взгляд классный час совсем обычный, посвящённый патриотизму и гражданственности. С другой стороны, мы затронем наши личностные позиции и, возможно, некоторые поменяют своё мировоззрение. Я надеюсь, что вы поймёте и сможете уловить всю ту глубину сказанного, что будет произнесено сегодня. Итак, мы начинаем наш классный час «О доблести, о подвиге, о славе…». Я передаю слово своим соведущим.

Ведущая: Наша жизнь полна разными событиями, сменяющимися ежедневно, ежечасно, порой, даже ежесекундно. Но есть много способов прожить эту жизнь, пережить события, которые неизбежно приходят. Как всегда, есть выбор. И его сделает только человек.

Ведущий: Произнесём все вместе слово «подвиг». Что вам представляется? (ответы детей) Многие из нас сразу представили войну, кровопролитные  сражения, раненых и уже мёртвых, которые пожертвовали своей жизнью ради других людей и Родины в целом. Это действительно так. Эти люди, которые тогда отдали свою молодость, радостную жизнь, не родившихся детей войне, навсегда останутся одними из тех, кому мы должны быть очень благодарны на протяжении всей своей жизни. 

Ученик 1: Война – это самое страшное явление в мире, когда люди готовы переступить через человеческие жизни, проливать кровь ради чего-то материального, но не долговечного; ради власти, которая пройдет как мгновенье и не оставит и следа; ради славы и признания, думая что страх заставит уважать; ради свободы, когда готовы умереть за своих детей и внуков. Какая бы не была цель, но всё же, проливается кровь невинных людей.

Великая Отечественная война, Гражданская война в Афганистане, Чеченская война.

Ученик 2: Участники этих трёх войн, сложив головы в боях, стали нашей памятью, не проходящей болью в душе. Так же, как стали ими тысячи раненых и искалеченных войной людей, судьбы некоторых из них и в наше бурное время складываются непросто. Сегодня уже можно открыто говорить об ошибках истории, истинная цена которых хорошо известна. Чтобы не допускать подобных ошибок в будущем мы никогда не должны забывать о прошлом. О войнах можно разговаривать бесконечно. Нужно говорить, чтобы память о павших и раненных жила вечно. О подвигах мужественных солдат, подаривших нам мирное небо, нужно помнить всегда.  

Просмотр видеоролика «Помните!»

Ведущая: Хочется поговорить сегодня и о так называемых невидимых подвигах, которые каждый день проносятся мимо нас, но практически не считаются чем-то героическим. К ним можно отнести, например, заботу матери о ребёнке. Ведь ещё далеко до его рождения она уже заботится о нём, уже частично жертвует собой ради скорого появления здорового малыша!

Ведущий: После же его рождения она не спит ночами, повсюду оберегает свою крошку, хочет делать ей только добро, видеть ребёнка вечно счастливым. Вот эта любовь, когда человек посвящает себя всецело другому человеку. И живёт-то, считай...ради него. 

Просмотр социального видеоролика «Мамы».

Ведущая: Очень похожим примером, но всё же имеющем свою отличительную черту, является подвиг людей, когда они живут выздоровлением близкого человека и делают для этого всё!

Просмотр социального видеоролика «Мир инвалидов».

Ведущий: Но здесь это уже ребёнок, которого ты родил, родители, супруг/супруга (в прошлом – незнакомые тебе люди), которые стали инвалидами... И люди, которые прожили друг с другом уже столько-то времени, не отворачиваются от любимых и родных.

Ведущая: Они спокойно, смиренно борются за жизнь дорогих людей, ищут способы, которые бы помогли вылечиться от недуга, помогают морально таким людям. Они ведь живут их жизнями, сами будучи здоровыми, пропуская через себя всю их боль: и физическую, и душевную. Я считаю это великим подвигом, который не выражается в спасении народа или страны, но в спасении одного человека, который очень нуждается в этой помощи. Ведь без этого и жизнь не казалась бы ему больше жизнью.  

Классный руководитель: Высказывание Максима Горького «В жизни всегда есть место подвигу…» (на доске) можно подкрепить примером из его же рассказа «Старуха Изергиль», где настоящий подвиг совершил один из главных героев рассказа, Данко. Он вырывает своё сердце, спасая тем самым народ от прежней жизни и даря им солнечный свет и чистый воздух, лучшую жизнь, которую они так ждали. Только почему-то даже этот безумно смелый поступок не нашёл отзыва в сердцах тех людей. Увидев новую жизнь, они забыли про того, кто им подарил эту самую жизнь ценой себя.

Ученик 3: «…И вдруг Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

— Идём! — крикнул Данко и бросился вперёд на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...».

Классный руководитель: Примеры из художественной литературы о беззаветных подвигах во имя Добра, Мира и Справедливости можно приводить бесконечно.

Это и Тарас Бульба из повести Н.В. Гоголя, погибший за Родину мученической смертью, но ни единого стона не услышали от него враги, он принёс  свою жизнь в жертву ради Отчизны.

Это и скромный капитан Тушин из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Тушин, не задумываясь, отдал бы свою жизнь в бою, потому что это – часть его дела, его долга. Но вместо награды или похвалы на совете после битвы Тушина отчитывают за то, что он посмел выступить без приказа. И если бы не слова князя Андрея, никто бы не узнал о подвиге капитана.

Героизма простого солдата изображён и А.Т. Твардовским в образе Василия Теркина. Он в одиночку переплывает реку в конце осени, чтобы донести сообщение от десантной группы, находящейся в тылу фашистов. Даже в роковые минуты испытаний, борьбы со смертью его не покидает присутствие духа, жизнелюбие. Подбив вражеский самолет, Теркин искренне радуется, потому что делал он это не ради славы, ордена, а просто выполнял свой долг.

Примером  мужества, героизма полна и древнерусская литература. Кем бы ни был герой древнерусской литературы – он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это и князь Игорь из «Слова о полку Игореве», и Феврония из  «Повести о Петре и Февронии», и Илья Муромец, оборонявший Киев от врагов, и святой Сергий Радонежский, избравший  путь  пустынника и живший в  глубоком одиночестве далеко от суетного мира.

Жизнь наша не такая длинная, но она каждым днём доказывает, что совершать подвиги можно, несмотря ни на что.

Ведущий: Можно спасти щенка, лапы которого ранены, из-за чего он не сможет двигаться и выжить самостоятельно, как это  сделал мальчик  Ваня  из рассказа Паустовского «Заячьи лапы».

Ведущая: Можно спасти человека, вытащив его из огня, а можно... Изобрести лекарство, которое бы продлевало нашу жизнь для больших подвигов. Выбор есть. Всё только в наших руках.

Просмотр видеоролика «Для меня подвиг – это…» (из высказываний детей).

Ведущий: В наши дни не часто приходится сталкиваться с проявлениями людской отзывчивости. Доброта, взаимовыручка, да и просто доброе отношение к людям стали считаться пережитками, что уж говорить о героизме, о готовности рискнуть своей жизнью ради других.

Ведущая: Для целого поколения, выросшего после перестройки, любой риск, не связанный с личным обогащением, кажется глупостью, и это неудивительно – книги и фильмы, идеология и мораль, воспитывавшие человека как достойного гражданина своей страны, как Человека с большой буквы, подверглись осмеянию и были почти забыты.

Ведущий: Но не вся молодежь превратилась в бездуховную и бесчувственную толпу, жаждущую лишь денег и не взирающую на беды других.  

Ведущая: Подвиг в наше время – это даже не совершение героического поступка. Подвигом сейчас можно считать женщин, родивших много детей. И даже человека, сумевшего не потерять честь и достоинство в нашем мире.

Ведущий: Подвиг (согласно энциклопедии практической психологии) − выдающийся, героический поступок. Обычно цена подвигу – жизнь человека. Подвиг – это всегда победа бесстрашия, мужества, воли над страхом и слабостью. 

Ведущая: И в мирное время ценой своей жизни настоящие герои спасают человеческие жизни. Но наравне с яркими, гремящими подвигами есть и подвиги тихие, которые совершаются каждый день. Они остаются незамеченными, но не менее важными и нужными. 

Ведущий: Неважно быть сотрудником МСЧ, полиции, скорой медицинской помощи… Ты можешь совершить поступок, будучи всего лишь человеком. Подвиги совершают как взрослые, так и дети. И все они во имя Родины, во имя жизни!

Просмотр видеоролика о детях-героях (вручение премии «Горячее сердце»).

Ведущая: Подвиги совершаются во имя Мира и Добра.

Ведущий: В России существует ещё одна огромная команда людей, имя которым ВОЛОНТЁРЫ.

Классный руководитель: Ребята, когда вы слышите это слово, что вы себе представляете? Кто такие, по вашему мнению, волонтёры? (ответы детей)

Просмотр социального видеоролика «Кто такие волонтёры?»

Ведущая: Сегодня в Российской Федерации насчитывается более 8 миллионов волонтёров. И им не важна слава, они не гонятся за ней. Люди разных возрастов просто спешат помочь.

Ведущий: Мы тоже можем начать творить добро. Не нужно этого стесняться! Действуйте открыто и от души! Возможно, уже сегодня кто-то ждёт нашей помощи.

Ведущая: Чтобы совершить подвиг достаточно изо дня в день мужественно и спокойно делать для людей то лучшее, на что ты способен. Не оправдывать себя чужими или своими даже самыми правильными словами, идти вперёд, даже если трудно и страшно, делать многое, но не для себя – для людей, которые рядом. 

Ведущий: Каждый день надо  жить так, чтобы твоя жизнь приносила радость тем, кто рядом с тобой. Не быть равнодушным, иметь смелость, смотреть правде в глаза и идти вперёд. В жизни всегда есть место подвигу!

Классный руководитель: В завершении нашего классного часа, мне хотелось бы узнать какие мысли посетили вас за этот час беседы «О доблести, о подвиге, о славе…». Возможно, кому-то наш разговор помог принять серьёзное решение. Прошу вас быть открытыми и оставить своё впечатление, а, возможно, пожелание на нашем плакате «Есть место подвигу!».

Звучит релаксационная музыка, дети оформляют свои записи.

Ученик 4: Что значит подвиг в мире людском –

Долг, верность, совесть, любовь?

Что заставляет идти напролом

В бурях стихий вновь и вновь?

Мальчик, ребенок бывало спешит

Помощь отцу оказать:

Он с ноготок, а коня норовит

Сам из ухаба поднять.

Девочка – кроха избу метет,

По воду к речке бежит,

Тихо ступает, тихо поёт –

Матушкин сон сторожит.

Это ль не подвиг детской души

Милостью сердца служить?

Подвиг – не идол, стоящий в тиши,

Это – движение Быть.

Ученик 5: Время течет…, и подрос наш малыш,

Стойкость и силу вобрав.

Жизнь, ты невзгоды подчас нам сулишь,

Чтоб испытать дух и нрав.

Медные трубы, огонь и вода

В роге зловещей судьбы.

Что изберешь ты в смятеньях тогда –

Честь или страх ворожбы?

Я выбираю движение Быть,

Днем, и в ночи, и во мгле.

Вечное Быть – то Любовью светить

Ближнему, всем на Земле.

Вместе:  МЫ выбираем движение БЫТЬ!

Классный руководитель: На этих словах мы заканчиваем наш классный час. Берегите друг друга и своих близких! Мирного неба над головой! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "О доблестях, о подвигах, о славе" для учащихся 7 класса

Данная методическая разработка предназначена для использования в 7 классе с целью воспитания у учащихся чувства патриотизма, высоких мечтаний и доброго сердца....

Литературно-музыкальная композиция "О доблести, о подвигах, о славе", посвященная 71 годовщине Сталинградской битвы.

Данная методическая азработка использовалась при проведении конкурса чтецов художественных произведений в 5-11 классах, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне и звучена видео и музык...

«О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГЕ, О СЛАВЕ…» (торжественная встреча, посвященная Дню защитника Отечества)

Мероприятие проводится с целью воспитать чувство сопричастности к истории своей страны, чувство ответственности за свою страну и перед своей страной; с...

"О доблести, о подвигах, о славе"

Методическая разработка торжественного мероприятия, посвящённого Дню защитника Отечества...

Конспект к классному часу по теме "О доблести, о подвигах, о славе..."

Данный классный час проводился в течение месячника военно-патриотического воспитания. К нему есть аудио, видео и мультимеда сопровождение, которое будет прикреплено отдельными файлами....

Классный час "О доблестях, о подвигах, о славе"

Классный час,посвященный 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне...