"О доблести, о подвигах, о славе"
методическая разработка (11 класс) на тему

Сухова Елена Николаевна

Методическая разработка торжественного мероприятия, посвящённого Дню защитника Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_23.02.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

               ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. СЫЧЁВКИ

«О доблести, о подвигах, о славе»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

торжественное мероприятие, посвящённое

ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

(литературно- музыкальная гостиная)

                                                                                             Сухова Елена Николаевна-

                                                                                   заместитель   директора по УВР

                                             Сычёвка,  2015

      Литературно-музыкальная гостиная «О доблести, о подвигах, о славе» 

(Проводится с элементами ролевой игры. Присутствующие в зале являются не только зрителями, но и героями книг, свидетелями событий. Все «роли», кроме первой инсценировки обучающиеся получают на мероприятии. Это стимулирует  интерес детей к услышанному и увиденному. Создаётся ситуация успеха, в которой оказывается ребёнок).

Цель:  прививать обучающимся патриотические чувства, понятия о чести.

Задачи: - приобщение обучающихся  к богатству отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы  истории нашей Родины;

              - развитие у обучающихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

               -воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Оформление:  книги: В.Пикуль «Жизнь генерала-рыцаря», А.Новиков-Прибой «Цусима», В.Максимов «Звезда адмирала Колчака», М.Булгаков «Белая гвардия, Ю.Пиляр «Честь»; видеоролики, презентации: «Генералы 12 года», портрет генерала  Я.П.Кульнева, портрет адмирала А.В.Колчака, портрет генерала Д.М.Карбышева, видеоролик из К\ф «Адмирал», отрывок из к/ф «В списках не значился»; музыка:  песня в исполнении А. Дольского «Господа офицеры», песня в исполнении Б. Окуджавы «Песенка о молодом гусаре», звук боевого рожка, романс из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово «Генералам 12 года»,  «Не надо грустить, господа офицеры» в исполнении Ж. Бичевской, «Кладбище Сент-Женевьев де Буа», «Белое на синем» в исполнении А. Малинина, «Офицеры» в исполнении О. Газманова,

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть

Учитель: В этом году наша страна отмечает 70-летие со дня Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Все образовательные учреждения и учреждения культуры готовятся к этой славной дате. Мы не стали исключением. И подготовили литературную гостиную с элементами ролевой игры «О доблести, о подвигах, о славе». А начнём с небольшой сценки-притчи.

    Сценка творческого объединения «Театральный»

Действующие лица и исполнители:

Катя-вожатая из 9-го класса, отличница, активистка, шествует над младшими классами, очень умная девочка.

Ваня- весьма умный ребёнок.

Слава- умный ребёнок, но любит побаловаться.

Маша - умная и послушная девочка.

Пустой класс, в котором должна находиться группа продлённого дня. Входит вожатая Катя.

Катя: Так…Что это означает? Почему никого нет? Где народ? Ау, дети. Вы где? А это что такое?

(читает записку, которая лежит на парте.)

Катя: «Мы ушли на фронт». Какой ужас!!!

(в класс влетает Ваня с игрушечным автоматом. Он изображает перестрелку.)

Катя: Это ёщё что такое?

Ваня: Здравствуй, Катя. Бах, бах…

Катя: Здравствуй, Ваня. Что значит «бах»?

Ваня: бах! Ты убита. Понарошку. В принципе, можешь не падать….

Катя: Что это?

Ваня: Мы играем в войну. Бах, бах, бах…

Катя: А уроки вы сделали?

Ваня: Конечно. Бах! Можешь проверить. Хотя ты убита снова. Бах, бах!

Катя: А зачем вы играете в войну?

Ваня: Чтобы было весело. Бух, бух, бух.

Катя:  (хватает его за руку). Остановись.

Ваня: Ну что ещё?

Катя: В войне нет ничего весёлого, поверь мне.

Ваня: Но ведь в мире всё время происходит какая-нибудь война.

Катя: К сожалению, это так.

Ваня: зачем же тогда идёт война, если в ней ничего весёлого нет?

Катя: Война - это беда, а происходит она от того, что люди завидуют друг другу. Хотят иметь то, что принадлежит не им.

Ваня: Это как?

Катя: Например, у тебя есть велосипед. А у Славы его нет.

Ваня: Я всегда даю Славе свой велосипед покататься.

Катя: Поэтому у вас нет войны. А, если бы ты не давал, а Слава всё-таки попытался его отнять, получилась бы война.

Ваня: Значит, разные страны воюют друг с другом, потому что у кого-то нет велосипедов?

Катя: Нет чего-то такого, что другим хотелось бы иметь. Твой дом, например, или ваша дача.

Ваня: Дача? Моя любимая дача в деревне? Разве кто-то может попытаться отобрать её у нас?

Катя: Во время войн именно это и происходит.

Ваня: Какой ужас!

Катя: Знаешь ли ты, что такое Великая Отечественная война?

Ваня: Конечно. Слышал от бабушки.

Катя: Ну и что же это?

Ваня: Что-то такое нехорошее было,  давным – давно.

Катя: Не давным –давно, а в 1941 году фашисты напали на нашу Родину. И хотели отобрать её у нас.

Ваня: Но мы же её не отдали.

Катя: Да, русский народ отстоял Отчизну. Но многие погибли.

Ваня: Мой прадедушка тогда воевал. Был ранен. Но не погиб.

Катя: Вам повезло.

Ваня: А прабабушка в войну одна с тремя маленькими детьми жила в деревне. Именно в том самом доме, где находится теперь моя любимая дача.

Катя: Да, туда фашисты не дошли. Но они были совсем рядом. В  нескольких километрах от неё…

Ваня: Да, бабушка рассказывала. Она тогда маленькой была. Даже меньше, чем я сейчас. Ха-ха-ха.

Катя: Что тебя веселит?

Ваня: Бабушка была маленькой девочкой - смешно.

Катя: Все люди когда-то были маленькими.

Ваня: А все люди когда–нибудь станут большими, да?

Катя: Конечно.

Ваня: Скорей бы.

Катя: Не торопись. Всему своё время. Но плохо, когда взрослые забывают своё детство.

Ваня: Нет, моя бабушка всё помнит. И войну, и голод… Она рассказывала, что в деревне были слышны бои. И все боялись, что немцы придут. Страшно тогда было.

Катя: Ещё бы. А ты говоришь - весело играть в войну.

Ваня: Я больше не буду.

Катя: Войны - это большое зло.

Ваня: Почему же их тогда не отменят?!

Катя: Это не так-то просто.

Ваня: Почему?

Катя: У взрослых есть свои соображения.

Ваня: Какие?

Катя: Не все  взрослые, например, стремятся быть хорошими людьми.

Ваня: А какими же?

Катя: Многие из них считают, что самое главное в жизни стать богатым. Много  всего иметь. Денег, автомобилей …И ради такой цели, они не останавливаются ни перед чем.

Ваня: Глупые взрослые! Они просто забыли своё детство.

Появляется Слава с игрушечным автоматом. Он тоже изображает стрельбу.

Слава: Бух, бух, бух. Ты убит…

Ваня: Слава, хочешь покататься на моём велосипеде?

Слава: Сейчас?

Ваня: Когда угодно.

Слава: А что?

Ваня: Я тебе разрешаю.

Слава: Спасибо, но ты убит. Понарошку. Можешь не падать … А то с кем же тогда я буду играть?

Ваня: Я больше не играю в войну.

Слава: Почему?

Катя: Мы решили, что вы будете обо всём договариваться мирным путём.

Слава: Но ведь взрослые всё время воюют.

Катя: К сожалению, взрослые тоже не всегда бывают правы. Кое-чему им следует поучиться у детей.

Слава: Взрослым поучиться у детей?! Не, Катя, на такое они не пойдут.

Ваня: Понимаешь, Слава, война- это такая нехорошая штука. Когда могут прийти враги и выгнать нас из нашего дома или даже с нашей дачи, понимаешь?

Слава: За что?

Ваня: Потому что кому-то захочется там поселиться.

Слава: Но это же не справедливо.

Ваня: Это безнравственно! Но некоторым взрослым это неважно. Они думают только о деньгах.

Слава: Глупые взрослые.

Катя: в войне нет справедливости. Враг ведёт себя, как ему захочется, не думая об окружающих.

Слава: тогда я не хочу играть в войну.

Ваня: Я тоже.

Появляется Маша с игрушечным автоматом. Мальчики заставили её играть с ними в войну. Хотя ей не очень-то хотелось.

Маша: Бах!

Ваня: Маша, мы больше не играем в войну.

Слава: Мы решили обо всём договариваться мирно.

Маша: Вот здорово!

Ваня: Давайте покажем взрослым пример. Отменим войны среди детей.

Маша: А вы думаете, взрослые нас послушают?

Ваня: Не знаю.

Катя (Обращается в зал) Если дети всей планеты попросят взрослых не воевать … Очень сильно попросят…

Ваня: Как мы обычно просим о подарках к праздникам … Может быть они послушаются и подарят нам мир между собой.

Слава: Сначала надо отменить войны среди детей. Ведь все дети когда-нибудь станут взрослыми.

Катя: Дети всей планеты, покажите пример своим родителям. Больше не играйте в войну. Давайте играть в мир во всём мире!

               Звучит песня в исполнении А. Дольского «Господа офицеры».

Учитель:  Устами младенца глаголет истина. Конечно, никакому разумному человеку не хочется войны , не хочется убивать себе подобных. Но наш сегодняшний мир так хрупок и шаток. Иногда кажется, в русских людях генетически живёт память о войне. Невольно вспоминаются слова А.Т.Твардовского: Война - жесточе нету слова.

                                                                      Война - печальней нету слова.

                                                                       Война - святее нету слова…

Память о войне … Правда о войне… Она жива во многих лирических и прозаических произведениях. Главными героями этих книг стали те, кто выполнил свой солдатский долг, долг офицера, долг защитника Отечества. Мы сегодня поговорим о тех, для кого понятия «родной дом» и «Отчизна» являются тождественными, о тех, кто пытался сберечь планету от войны.

  Долг и честь русского офицера... Когда вчитываешься сегодня в строки, написанные в разные столетия, становится очевидно, как от поколения к поколению передавалось в русской армии понятие о долге и чести воинской во славу государства Российского. Приглашаю Вас совершить экскурс в историю, побыть её участниками и очевидцами. Помогут мне обучающиеся творческого объединения «Театральный» и все вы.

     

                                  II. Экскурс в историю. Война 1812 года

   Ведущий 1. Народное преданье гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется ее красотой. Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование.

Ведущий 2:Мы вправе гордиться ратной доблестью русского офицера. Однако лучшие традиции русского офицерства появились не сразу и не случайно. Они рождались и выстраивались в течение многих десятилетий. Честь русского офицера выковывалась на полях сражений Нарвы и Полтавы, Измаила и Бородина. Позже в многочисленных битвах и схватках русская гвардия лишь подтвердила собственный героизм. И чем больше сражений выпало на долю солдат и офицеров, тем с большим достоинством несли они на своих плечах русский мундир.

Ведущий 1. Наполеон вступил 6 июня 1812 г. в Россию, даже не объявив войны. Перед выступлением он отдал приказ войску, которому говорил: «Россию преследует рок! Судьба ее должна исполниться!»

          Звучит песня в исполнении Б. Окуджавы «Песенка о молодом гусаре».

Ведущий 2. Герой Отечественной войны 1812 года генерал Кульнев Яков Петрович

Чтение отрывка из рассказа В. Пикуля «Жизнь генерала-рыцаря».

Ведущий 1. В  романе В.Пикуля «Жизнь генерала-рыцаря» читаем: Человеку нормального роста эфес Кульнева доходил до плеча. Яков Петрович был великаном, человеком души добрейшей и благородной. Хотя вид имел зверский: нос у него громадный, весь красный, в кущах бакенбард, зачесанных вперед от висков, а глаза - как угли. Год 1812 - год нашей славы и доблести. Вот они - герои тех огненных лет...

  .

Ведущий 2. Взвизгнул обнаженный клинок, и в тумане утреннем померкла сизая оловетская сталь. Кульнев - впереди! Он водил гусар в атаку. Из одной выведет - ведет во вторую.

Ведущий 1. «Время жить кончилось, - сказал Кульнев, - ныне пристало время умирать. Поспешим в битву, гусары!»

                                     Слышится звук боевого рожка.

Ведущий 2. Генерал-рыцарь Яков Петрович Кульнев сражался до конца. Его настигло французское ядро, которое оторвало ему обе ноги сразу.

Обезноженный Кульнев не терял сознание. Одним движением руки он сорвал с себя ордена: «Возьми их, Жано! Пусть французы не ведают, что им удалось убить самого Кульнева...» Нарышкин, плача, забрал у него реликвии боевой славы. Последним усилием Кульнев завернулся в шинель солдата. Он желал умереть как рядовой великой армии.

 Учитель: Марина Ивановна Цветаева посвятила стихотворение «Генералам двенадцатого года» потрясающим людям, воинам, защитникам, (читают девушки из зала)

  (демонстрация видеоролика «Генералы 12 года», звучит романс - минусовка  «Генералам двенадцатого года)

Чтица 1.

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след, -

Очаровательные франты

Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, -

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера –

Малютки-мальчики, сегодня –

Офицера!

Вам все вершины были малы

И мягок - самый черствый хлеб,

О молодые генералы

Своих судеб!

Чтица 2.

Ах, на гравюре полустертой

В один великолепный миг

Я встретила, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена...

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна...

О как, мне кажется, могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать - и гривы

Своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век...

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!

Лишь мертвый не вставал с земли!

Вы были дети и герои,

Вы все могли!

Что также трогательно - юно,

Как ваша бешеная рать?

Вас златокудрая Фортуна

Вела, как мать.

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие –

И весело переходили

В небытие.

Учитель: Совершим прыжок во времени.

III. Экскурс в историю. Русско-японская война

Ведущий 1. Люблю Россию! Хороша она, матушка, еще и тем, что у нас в каком-нибудь углу да обязательно дерутся... Точно - в самом углу России уже возникла Русско-японская война.

Демонстрируются слайды с видом Владивостока начала ХХ века. Звучит песня «Белое на синем» в исполнении А.Малинина (лучше использовать режим минус).

Ведущий 2. Это случилось давно - более 100 лет назад. Крепкий ветер кружил над застывшими гаванями... Владивосток отстраивался неряшливо и без плана, а каждый гвоздь или кирпич, необходимый для создания города, прежде совершил кругосветное плавание. Флот связывал окраину со страной по широкой дуге океанов, корабли дважды пересекали экватор.

Ведущий 1:Город еще не имел связи с центральной Россией, во тьме океанской пучины виднелись лишь два почтовых корабля - до Шанхая и Нагасаки. Дороговизна царила тут страшная. Книжонка, стоившая в Москве полтину, дорожала в дороге столь быстро, что попадала во Владивосток ценою уж в 5 рублей. Тигры еще забегали из тайги в город, выедали из будок сторожевых собачек, по ночам кидались на часовых у складов.

Ведущий 2:Нищие обычно говорят: «Что Бог даст»; во Владивостоке говорили: «Что флот даст».

Дальний Восток приманивал моряков не только первобытной романтикой: тут платили повышенное жалованье, возникало больше надежд на скорую карьеру. Правда, не хватало женщин, и любая невеста, на которую в Сызрани никто бы и не посмотрел, здесь, во Владивостоке, становилась капризна, отлично разбираясь в числе шевронов на рукавах матросов, в количестве звезд на офицерских эполетах. Один за другим плыли и плыли корабли океанами.

Ведущий 1. Пора заглянуть в календарь: была зима 1904 г. Многим писателям удалось показать стойкость и моральную чистоту русских офицеров в драматический момент позорной Русско-японской войны.

Ведущий2 : В романе А.Новикова- Прибоя «Цусима» читаем: В августе 1904 г., перед отходом 2-й эскадры из Кронштадта, в блестящей кают-компании броненосца "Александра III" жены и родственники офицеров и отборная штатская публика собрались на прощальный банкет. Проводы были торжественные. То и дело над роскошно сервированными столами поднимались бокалы шампанского с тостами во славу русского оружия. Горячи были напутственные речи гостей, пожелания победы над врагом и счастливого возращения на родину и в самый разгар шумных оваций неожиданно раздались мрачные слова. Восторженной публике ответил командир броненосца "Александр III" капитан I ранга Бухвостов

Командир броненосца «Александр III» капитан I ранга Бухвостов: "Вы смотрите и думаете, как тут все хорошо устроено. А я вам скажу, что тут не все так хорошо. Вы желаете нам побед. Но победы не будет!.. Заодно я ручаюсь: мы все умрем, но не сдадимся..."

Ведущий 1:Бухвостов закончил. В кают-компании стало тихо, как в морге. Нарядная аудитория была ошеломлена. Мало того, что речь была траурная, но больше всего удручало присутствующих то, что такую заупокойную русскому флоту произнес один из лучших морских командиров - кандидат в адмиралы.

 Слова командира оказались пророческими: из 900 человек его экипажа не осталось в живых не одного.

Ведущий 2. Теперь историки сошлись в одном мнении: любая эскадра (будь она хоть английской), попав в условия, в каких находилась эскадра России, все равно была бы обречена на поражение. Об этом хорошо знали плывущие на смерть наши деды и прадеды. Подслушаем разговор матросов:

Матрос 1. Мы обречены? Так зачем же плывём, если обречены?

Матрос2. Но это уже вопрос воинской чести...

Матрос 1. ...воинской чести, офицерской чести, ибо честь - дороже жизни.

.

Учитель: V. Экскурс в историю. Белоэмиграция

Звучит песня «Кладбище Сент-Женевьев де Буа» в исполнении А. Ма линина.

Ведущий 2. В глубине кладбища Сент-Женевьев де Буа есть несколько рядов могил, оформленных, в отличие от большинства других захоронений, с унылым однообразием. Скучная череда высоких бетонных надгробий, сооруженных по одному образцу, как если бы и в потустороннем мире лица усопших подчинены единой дисциплине. В центре этого участка высится невзрачный памятник, чем-то похожий на Вавилонскую башню в миниатюре. Этот монумент сооружен по подобию первого памятника солдатам и офицерам, умершим в изгнании. Стоит он в Галлиполи на кладбище 1-го американского корпуса.

Ведущий 1. Значительная часть офицеров, ушедших из России, в конце концов после скитаний по Болгарии, Югославии, Румынии перебрались в Париж. Там они и закончили свои дни. Скучное захоронение на кладбище Сент-Женевьев де Буа - их последнее пристанище.

Ведущий 2.О судьбе эмигрантского офицерства, вовлеченного военной и политической верхушкой в активную антисоветскую деятельность, у нас написано немало. Читатель воспринимает человека в погонах, прошедшего гражданскую войну, в тональности эмигрантского «фольклора» со всеми привычными и неизбежными атрибутами «белого офицерика» - шампанским, женщинами, фатализмом, кокаиновой экзальтацией.

Ведущий 1:Истинное лицо русского офицера в подавляющем большинстве было совсем иным. Полезно напомнить, что дореволюционное офицерство относилось к интеллигенции и представляло более 10% ее состава.

                            (демонстрируется портрет адмирала Колчака)

Ведущий 1. Адмирал Александр Васильевич Колчак. «Род Колчака внесен во вторую часть родословной книги дворян Херсонской губернии. Вторая книга, как известно, включает роды, получившие потомственное дворянство чинами военными». (Из протокола заседаний чрезвычайной следственной комиссии по делу Колчака.)

 (видеоролик из к/ф «Адмирал» под песню Ж.Бичевской «Господа офицеры»)

Учитель: Мы можем только понаблюдать за фигурантами допроса, мы можем понять их чувства и переживания , но помочь им мы, увы. не можем

VI. Инсценировка

В одной стороне - допрос Колчака, в другой - разговор женщин.

Попов. Вы адмирал Колчак?

Колчак. Да, я офицер Колчак.

Попов. Вы являетесь Верховным правителем?

Колчак. Я был Верховным главнокомандующим российского правительства в Омске.

Попов. Здесь добровольно арестовалась госпожа Тимирева. Какое она имеет отношение к вам?

Колчак. Она моя давнишняя хорошая знакомая; когда я ехал сюда, она захотела разделить мою участь.

Попов. Скажите, адмирал, она не является вашей гражданской женой? Мы не имеем права зафиксировать это?

Колчак. Нет.

Две женщины в стороне ведут разговор.

Тимерёва: За что, за что, почему он это сделал, неужели я не нужна ему даже для того, чтобы умереть рядом?

2-я женщина. А чего же вы ждали от него, голубушка, Анна Васильевна? Александр Васильевич - русский офицер, дворянин, не думали же вы, в самом деле, что он потянет вас за собой на виселицу?

Продолжает звучать песня «Белое на синем» в исполнении А. Малинина (режим минус).

Ведущий 1. Теперь он двигался им навстречу, не теша себя иллюзией о победе, а лишь с твердым намерением принять на себя всю безвыходную тяжесть их торжественного напора: пусть они хотя бы увидят в слепом своем упоении, как и с какой готовностью умеют умирать русские офицеры! У него оставался шанс на спасение. Достаточно было переодеться в солдатское обмундирование, чтобы в толпе беглых офицеров просочиться в Иркутск, где его дожидались верные ему войска. Нет, он не воспользовался этим шагом, убежденный, что золотой запас - 29 пульмановских вагонов с золотом и платиной, серебром и драгоценностями -

должен остаться в России.

Учитель:7 февраля 1920 г. бывшего Верховного правителя адмирала Колчака расстреляли. А Анна Васильевна Тимерёва прожила долгую жизнь

Звучит песня «Мы лишь на миг приходим в этот мир» в исполнении Ж. Бичевской.

Учитель: Произведений о белой эмиграции написано немало. Это роман  В. Максимова «Звезда адмирала Колчака». Одним из самых   известных произведений  является роман «Белая гвардия» М. Булгакова  и написанная им же пьеса для постановки на сцене «Дни Трубиных». Которая, кстати сказать, имела невероятный успех у И.В.Сталина.

VIII. Экскурс в историю. Великая Отечественная война

                          Минус песни из к/ф «Офицеры» «От героев былых времён»

Ведущий 2. Когда произносишь воинское звание «лейтенант», то сразу же представляешь молодость, здоровье, безоглядную смелость, бескомпромиссность, нравственную и физическую близость к рядовому воину.

Ведущий 1. Лейтенант всегда на передовой, на ходовом мостике - рядом с матросом, локоть к локтю - в солдатском окопе, спина к спине - со стрелком-радистом в штурмовке, бок о бок - в замкнутом сталью пространстве артиллерийской башни. Таково уж штатное место лейтенанта «в небесах, на земле и на море» и, пожалуй, в истории.

Ведущий 2. Лейтенанты 41 -го года: почти все они полегли плечом к плечу со своими взводами, расчетами, экипажами, лежат в братских могилах, разбросанных по всем европам и азиям... в том порядке, в котором шли в последнюю минуту.

.

Ведущий 1. Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита: «С 22 июня по 2 июля 1941 г. под руководством лейтенанта Николая (фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснева военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал». Целый день старая женщина читает эту надпись. Стоит возле нее, точно в почетном карауле. Уходит. Приносит цветы. И снова стоит, и снова читает, читает одно имя. Семь букв: «Николай». Не надо ей ничего объяснять: не так важно, где лежат сыновья. Важно только то, что они погибли.

IX. Инсценировка отрывка из романа Б. Васильева

Учитель: Итак, мы в Бресте. В самые первые, самые страшные дни войны с героями романа Б.Васильева «В списках не  значился»

                Отрывок из фильма «В списках не значился»- с момента, когда главный,  оставшись один, выходит из крепости, звук убирается)

Неизвестный. Скажите нашим... скажите нашим, что крепости я не сдал. Крепость не пала. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - последняя ее капля...

Автор. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы.

Немецкий лейтенант. Назовите звание и фамилию.

Неизвестный. Я - русский солдат.

Автор. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, он стал выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни.

 

Учитель: Читая о героях Великой Отечественной войны, мы даже представить себе не можем, на что способен человек ради идеи, ради чести, ради Отечества.

                         (Демонстрация портрета Д.М.Карбышева)

 Генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев погиб в фашистском концлагере.

Вот как о последних часах жизни генерала написал Ю.Пиляр в своей книге «Честь»

.

XI. Выразительное чтение эпизода из книги Ю. Пиляра «Честь»

       Минус песни из к/ф «Офицеры» «От героев былых времён»

Автор:...Что ж должен делать он, Дмитрий Карбышев? Он, который столько прожил. Который столько видел. Который столько раз встречался со смертью в бою.

Пожарный:- Товарищ генерал!

Автор:... В чем состоит сейчас его высший долг, долг перед людьми и самим собой, перед своей совестью?

Пожарный:- Товарищ генерал!

Автор:...Перед этими людьми, солдатами, антифашистами, своими братьями...

Пожарный:- Товарищ генерал!

- Ко мне!

Автор:- крикнул ему кто-то в голубой шинели. Он узнал того пожарного.

Карбышев:- В чем дело?

Пожарный:- Идите за мной.

Карбышев:- Куда?

Пожарный:- Не спрашивайте. Я хочу вас спасти.

Карбышев:- Что я должен делать?

Пожарный:- Разматывать шланг. Подтаскивать его вместе со мной.

Карбышев:- Зачем?

Пожарный:- Не спрашивайте ни о чем. Все будут облиты водой и заморожены. У вас единственный шанс.

Карбышев:- Мне не надо такого шанса.

Пожарный:- Не теряйте зря времени.

Карбышев:- Уходите.

Пожарный:- Генерал, вы погибнете ужасной смертью. А я гарантирую вам спасение, жизнь.

Карбышев: Убирайся прочь!.

Учитель: Генерал Карбышев погиб, облитый ледяной

водой на морозе, превратившись в ледяной памятник мужеству и чести...

Немало героев породило и новое время в горах Афганистана и Чечни, в долинах Приднестровья и Абхазии. Таблички с именами погибших героев есть в каждом городе и почти в каждой школе…

XII. Подведение итогов

Звучит песня «Офицеры в исполнении О.Газманова,  демонстрируется видеоролик

Учитель:Более 100 лет назад вышел в свет «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Откроем его и найдем слово «честь».

 «Честь воинская - понятие трудно поддающееся формулировке. Необходимость ее, как уровень офицерского быта, всеми сознается, но ее существо остается неуловимым. Понятию воинской чести в разные эпохи сообщалось различное содержание, но оно неизменно заключает в себе нечто отличное от понятия чести вообще.

Понятие чести не есть понятие правовое. Оно коренится исключительно в нравственном самосознании. Носителями и выразителями идеи воинской чести являются офицеры...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "О доблестях, о подвигах, о славе" для учащихся 7 класса

Данная методическая разработка предназначена для использования в 7 классе с целью воспитания у учащихся чувства патриотизма, высоких мечтаний и доброго сердца....

Литературно-музыкальная композиция "О доблести, о подвигах, о славе", посвященная 71 годовщине Сталинградской битвы.

Данная методическая азработка использовалась при проведении конкурса чтецов художественных произведений в 5-11 классах, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне и звучена видео и музык...

«О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГЕ, О СЛАВЕ…» (торжественная встреча, посвященная Дню защитника Отечества)

Мероприятие проводится с целью воспитать чувство сопричастности к истории своей страны, чувство ответственности за свою страну и перед своей страной; с...

Конспект к классному часу по теме "О доблести, о подвигах, о славе..."

Данный классный час проводился в течение месячника военно-патриотического воспитания. К нему есть аудио, видео и мультимеда сопровождение, которое будет прикреплено отдельными файлами....

Классный час "О доблести, о подвиге, о славе..."

Возрастная категория: 9-11 классы.Направление: гражданско-патриотическое воспитание молодёжи....

Устный журнал в 8 классе «О доблести, о подвигах, о славе…»

Цели: 1)    Воспитание патриотизма и любви к большой и малой родине;2)    Организация поисковой работы в школе;3)    Формирование гражданственности у...

Классный час "О доблестях, о подвигах, о славе"

Классный час,посвященный 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне...