Классный час. " Беслан- наша трагедия". В. Путин
классный час (10 класс)

Комкова Лариса Валерьевна

классный час на тему "Беслан- наша трагедия. В. Путин."

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klas.chas_._beslan.zip27.55 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

                        «Средняя    школа  № 8  округа  Муром «

                          

                         

                                 Классный   час на тему :

                            « Беслан – наша  трагедия.

                                                        Путин В.В.»

                                (  к  Дню Знаний ).

                

Выполнила  учитель

русского языка и литературы

Комкова Л.В.

Тема  « Беслан – наша трагедия.

                                         Путин В.В.».

Гуманистический  компонент.

Детям всегда  необходимы особая защита и внимание. В ситуации вооружённого конфликта (теракта) они особенно уязвимы, т.к. могут испытывать тяжёлые последствия наравне с взрослыми. Уменьшение страданий детей во время теракта продиктовано соображениями гуманности.

Цели :

  1. обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуации теракта и необходимости гуманного к ним отношения;
  2. ознакомление учащихся с понятиями: « конфликт», « терроризм», «толерантность», « эмпатия», базовыми  нравственными понятиями : « добро» и «зло» ; с основами бесконфликтного существования ;
  3. формирование социально одобряемых форм поведения;
  4. воспитание уважительного отношения к окружающим людям.

Оборудование:  презентация  документальных фотоматериалов  с места

                        трагедии в Беслане,  рисунки детей ;  музыкальное

                        сопровождение; на доске выписаны  слова:

                        « милосердие»,  « толерантность»,  « эмпатия»;

                                кроссворд.

Ход урока

«Беслан – наша трагедия.

                                В.В.Путин.

I. Вступление (на экране презентация № 1).

   Слово учителя

    1 сентября 2004 года. Кто не помнит этой даты?! Она вошла в жизнь нашего трагедией в Беслане. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли  и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чем не повинные дети. Забыть тот горький день мы никогда не сможем. Пусть наступит минута молчания. Вечная память погибшим в Беслане!

        (Минута молчания)

    Они не вернулись из школы, молодые, сильные, жизнелюбивые. Они мечтали о светлом будущем.

    Все здравомыслящие люди осуждают терроризм – варварство XXI века.

II. Поэтическая композиция.

    Звучат стихи, посвященные трагедии в Беслане. Звучит музыка Баха.

Чтец  № 1.

Снег на камине, снег на рябине,

Снег появился в висках матерей.

Кто не дождался своих сыновей

Из школы в Беслане. И дочерей…

Кто их утешит? Кто им поможет?

Кто повелел их детей уничтожить?

Кто им приглушит великую боль?

Нет, не найти им, пожалуй, покой.

Вы их растили и воспитали,

Радости, счастья им в жизни желали.

Но оборвалась их юная жизнь…

И не пришлось им на свете пожить.

Те, кто вернулся, и цел и калеки,

Они о терроре будут помнить вовеки.

И детям расскажут о горе в Беслане,

О том, что случилось тогда в стране…

Милым ребятам я стих посвящаю

И низкий поклон матерям посылаю.

Крепитесь, мужайтесь, в одном вы строю.

А мы не забудем про этот террор,

О тех, кто погибли в Беслане,

О тех, кто погибли в бою.

Чтец  №  2.

Спокойно тихий город спал        

В сентябрьском тумане.

Никто беды не предвещал

Тогда ещё в Беслане.

А утром дружною семьёй,

И взрослые, и дети,

Шли  в школу, словно в дом родной,

День Знаний вместе встретить.

Но за какой – то краткий миг

Всё резко изменилось:

Раздался скорбный детский крик,

И жизнь остановилась.

И пленом стал спортзала  круг

И школьная обитель.

Плечом к плечу здесь встали вдруг

И школьник и учитель.

Чтец № 3.

Не представлял, и знать не мог

Безумец и палач,

Какой заплатит он ценой

За боль и детский плач!

Своею заслонив спиной

Невинного ребёнка,

Учитель в бой вступить готов

Был с каждым из подонков!

И слёзы , словно знак беды,

В глазах его застыли,

Как жаль, что рядом нет воды,

Что дети так простили.

Учитель всех учеников

Вокруг себя сплотил,

Великой выдержки в тот день

Детей он научил.

И навсегда такой урок

В Сердцах детей остался.

С урока мужества для них

День Знаний начинался!

Чтец  № 4.

Юные погибшие дети,

Юными остались вы для нас.

Мы – напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь  иль смерть – нету середины.

Память вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Благородная память народа

Ваши хранит имена.

Вечная память погибшим Беслана!

III. Из воспоминаний свидетелей трагедии в Беслане 1 сентября 2004 года. (на экране фотомонтаж о реальных событиях, презентации № 2)

                    Выходят 3 учащихся.

1 ученик зачитывает воспоминания Фатимы Аликовой, 27 лет, фотокорреспондента районной газеты «Жизнь Правобережья». Она находилась в захваченной террористами школе № 1 города Беслана: «Я пошла туда снимать репортаж о 1 сентября. Когда все началось, я даже не поняла, что это – какие-то люди начали кричать и стрелять в воздух. Я испугалась, побежала на второй этаж, забилась в какую-то комнату без окон, но меня там нашли и заставили спуститься на первый этаж, в спортзал. Там всех, кто был, обыскали, в первую очередь искали мобильные телефоны. Они так и сказали, что того, кто спрячет мобильный, убьют, и ещё 20 человек рядом сидящих убьют. Мужчин вывели в соседнее помещение и избили, некоторых застрелили.

   Нас усадили на пол, места было мало, дышать нечем. Потом, правда, окна наверху разбили, чуть полегче стало. Воду давали только в первый день и только детям, по два-три глотка, а нам так – на лицо брызнут, и следили, чтобы мы её не пили. Тем, кто просил пить, говорили, что вода отравлена, потом принесли пустые полуторалитровые бутылки. Мы сначала обрадовались, а потом они сказали, что это для маленьких детей, чтобы они в туалет часто не ходили. А потом говорят, если пить хотите, мочу пейте, многие так и делали. Пить хотелось всё время.

   Там, в спортзале, с потолка настоящие гирлянды из мин свисали, а ещё в зале их лежало штук 10-15, каждая с кирпич размером. Мы на них смотреть не могли, так страшно было…А потом взрыв.

   Я лежала на подоконнике, и меня взрывной волной во двор выкинуло из окна, я даже сначала не поняла, что случилось. Пока я там сидела, много раз думала, если вдруг окажусь на улице, обязательно побегу. Если только силы будут. Как про это вспомнила – силы сразу появились, вскочила и побежала. Мне, наверное, повезло, что я выпала к гаражам, а не с той стороны, откуда штурм начался.  Я даже не помню, стреляли мне вслед или нет, просто побежала  к гаражам и упала между ними. И тут стрельба пошла, взрывы начались. Я на себя какую-то фанеру натянула сверху, чтобы меня было не видно  и стала Христу молится, чтобы он спас.

2 ученик читает воспоминания тринадцатилетней бесланской школьницы Кристины Дзагоевой, которая провела в захваченной террористами школе 52 часа. Вместе с ней в заложниках оказались её мама и младшая сестренка. Цитаты из дневника:

День 1. « 1 сентября, когда мы встали в круг во дворе школы и пять минут, как раздался первый выстрел…Когда мы сидели с нашими родителями в спортзале, люди в масках собрали у всех мобильные телефоны и сумки. Они ещё вынули серьги из ушей и сняли с шеи цепочки с крестиками. В спортзале были не только первоклассники, ещё грудные дети. Когда нас завели в спортзал и сразу же там повесили мины. В коробках тоже были мины, они лежали на стульях. Всего том было 12 мин. В первый день всё было хорошо, они давали нам пить и на минуту ходить в туалет…»

День 2. «Они нам дали ещё пить, но реже разрешали вставать и ходить в туалет. Сказали, кто будет кричать, того сразу расстреляют. Они увели взрослых мужчин и одного за одним стреляли в них…Грудных детей отпустили…Потом пошёл сильный дождь. На эту ночь тоже никто не спал, мы только сидели».

День 3. «На третий день…моя младшая сестра Зера постоянно спрашивала у мамы: «Когда же нас выведут отсюда? Я больше не могу, я хочу есть и пить»…Они убили мою сестренку, и у меня остались только мама и папа».

       Этот дневник – ещё один свидетель трагедии. Но место ему, наверное, не в музее, а в памяти тех, для кого за три страшных сентябрьских дня изменился до неузнаваемости.

3 ученик читает материала из СМИ: «Сведения о числе погибших и раненых в Беслане вчера менялись буквально каждый час. По официальным данным оперативного штаба, всего в заложниках у террористов в школе изначально оказались 1181 человек, в том числе 800 детей… На вечер субботы в оперативном штабе числилось 448 раненых, включая 248 детей. Представители прокуратуры Северной Осетии сообщили о 323 погибших, 270 из которых удалось опознать…К лечению ещё 34 тяжелораненых в выходные приступили и медики Москвы и Ростова-на-Дону 4 сентября самолетом МЧС в столицу были доставлены шестеро ребят. Самому младшему из пострадавших ребенку всего 1 год и 8 месяцев. Азамат Мукоголов получил огнестрельное ранение в живот, потерял много крови. В субботу малышу сделали операцию. А уже вчера днем в Москву были перевезены ещё 17 раненых. Все они также в очень тяжелом состоянии, у большинства черепно-мозговые и минно-взрывные травмы, огнестрельные ранения.

IV. Слово учителя

   Эта трагедия стала общей болью. Её прочувствовали не только взрослые, но и дети. Ольга Канаева, ученица рязанской школы, посвятила детям Беслана свое стихотворение.

Под всхлипы ветра дождик капал

Слезою горькой свей страны,

Листок тетрадный в луже плавал,

Обрывком жизни до войны.

Там детской маленькой рукою

( Плод  чьей -  то радостной мечты)

Был  яркий праздник нарисован –

Шары летящие, цветы,

И весело смеялись дети,

Шагая дружно в первый класс,

Так и застыв на том портрете,

Смеясь на нём в последний раз.

Там улыбались чьи – то мамы,

Махая им руками вслед,

И этот день счастливым самым

Мог стать для них на много лет…

Но мир внезапно содрогнулся

От страшной вести – он узнал,

Что город в горе захлебнулся…

Беслан, весь мир с тобой рыдал.

Слова… Слова…

Ничто не сможет

Облегчить горе никому,

И тех, кто был всего дороже,

Уже обратно не вернуть,

И остаётся только помнить

Погибших, день, что первым стал,

И этот город среди поля,

Где смотрят с каждого креста

Глаза детей, погибших в школе.

А для кого – то «Днём веселья»

Был тот, что чёрным стал для нас…

Вы, что прославиться хотели,

Хоть смерть и не пугает вас,

Дорогой став к заветной цели,

Аллах всё видит, так и знай,

И вряд ли за такое двери

Откроет вам  в желанный рай.

   Читает учитель, на экране рисунки на тему: «Беслан глазами детей». (Презентации № 3)

V. Беседа с учащимися.

    Вопросы к обсуждению:

  • Какие чувства у вас вызывают рисунки детей из Беслана?
  • О чём вы задумываетесь, когда слышите слова «Беслан…1 сентября 2004»?
  • Сочетаются ли слова «дети» и «теракт»?
  • Объясните смысл слова «милосердие».

( Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия;

                     -это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. С древности и в различных культурах милосердие осмысляется как важное условие человеческой жизни;

                    -предполагает не только самоотверженность, не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, и даже деятельное участие в жизни другого).

Слово учителя.

   Замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

   Доброта согревает и помогает в трудную минуту, поэтому воспитывайте в себе милосердие, сострадание, доброту. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми.

   -Ребята, давайте познакомимся с новыми понятиями.

ЭМПАТИЯ – это способность эмоционально отзываться на переживания других людей.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это терпимое отношение к другому человеку, как к достойной личности, это сознательное подавление чувства неприятия к человеку, который вызывает негативные чувства.

VI. Кроссворд

   Давайте вместе отгадаем кроссворд, в основе которого лежит слово «ДОБРОТА».

Вопросы:

  1. Она может быть настоящая и мнимая. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии. (Дружба).
  2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды.(Отзывчивость).
  3. Это чувство необходимо каждому человеку. Чувство сердечной привязанности.(Любовь).
  4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и…(Доверие).
  5. Столкновение противоположных интересов.(Конфликт).
  6. Доброе, отзывчивое отношение интересов.(Конфликт).
  7. Заботливое отношение к людям.(Внимание)

2

О

3

Б

 

4

Р

 

5

О

6

Т

 

7

А

 

VII.  Обобщение учителя.

Учитель. Ребята, вы быстро решили кроссворд. Молодцы! Теперь ответьте мне на вопросы: 1) « Правильно ли, что жизнь детей становится средством достижения целей террористов?  2) Нужна ли

детям особая защита и внимание в ситуации теракта? 3) Предоставляют ли нормы МГП детям дополнительную защиту?

                ( ответы учащихся )

Теперь сравните ваши предположения с дополнительной информацией.

Нормы МГП, направленные на защиту детей во время вооружённого конфликта, содержатся в 4 Женевской конвенции и Дополнительном протоколе 1 от 1997 года.

МГП предоставляет детям два вида защиты – общую и особую.

Общая защита предполагает, что дети, являясь частью гражданского населения , имеют право на гуманное обращение, как и все гражданские лица. В отношении детей запрещается, например, посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное обращение. Предоставление же норм МГП особой защиты связано с тем, что в условиях теракта дети  относятся к наиболее уязвимой категории гражданского населения.

VIII.        Выводы по обсуждаемой на уроке проблеме.

Учитель. Теперь, ребята, вы самостоятельно сделайте вывод, ответив на вопрос: « Нужна ли детям защита и внимание во время теракта или вооружённого конфликта? Почему?»

После обсуждения задания учитель сообщает обобщённую формулировку.

В ситуации теракта или вооружённого конфликта дети, как и взрослые, могут испытывать на себе тяжесть его последствий.

В соответствии с нормами МГП детям как наиболее уязвимым

должна быть предоставлена дополнительная защита, они

имеют право на гуманное к себе  отношение.

Учитель. Закончить наш урок мне хочется словами Горького: « Если ты

хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный памяти трагедии в Беслане - 2014 г.

Слова ведущих сопровождаются презентацией, в конце презентации гиперссылка на видеоклип.Видео Беслан 1 сентября 2004 г. захват школы, 7 лет спустя!Адрес: http://www.youtube.com/watch?v=6VSzO09XPRAДлит...

Классный час "Трагедия в Беслане - наша общая боль"

Материал классного часа посвящен 10-й годовщине трагических событий в г. Беслан 3 сентября 2004 г. Ввиду своего эмоционального воздействия, данный материал следует использовать для обучающихся старшег...

конспект урока по физической географии Казахстана 8 класс "Арал-наша трагедия,Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть"

Разработка урока по физической географии Казахстана 8 класс. Форма урока:пресс-конференция....

Мы помним... Беслан - наша общая боль!!!

Беслан-наша общая боль!!! ...

Беслан - наша общая боль

Торжественный митинг, посвященный памяти детей и взрослых, погибших во время террористического акта в городе Беслан республики Северной Осетия....

Внеклассное мероприятие, Посвященное трагедии в Беслане Классный час: «Беслан – город потерянных ангелов».

Цель:-Формирование у учащихся гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в ...

Открытый классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль».

Открытый классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль»....