Воспитательная система "Единство"
материал (5 класс) на тему

Щедрина Елена Егоровна

План воспитательной работы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_edinstvo.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дать ученику глубокие и прочные знания - это прекрасно, это необходимо.

Но во сто крат необходимее увидеть в душе воспитанника его изюминку.

И они - эти изюминки, в каждом ребячьем сердце есть!

 Пояснительная записка

Воспитательная система класса

  - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Целесообразность создания воспитательной системы класса.

  • Ребенок – сложная целостная система, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты взаимосвязаны.
  • Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка.
  • Рациональное распределение усилий при организации воспитательного процесса.
  • Расширение диапазона педагогического влияния на детей.

Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого учащегося и формированию коллектива в данном классе.

Любая воспитательная система должна

  • обеспечить безопасность детей,
  • сохранить здоровье детей,
  • помогать детям, учиться,
  • сделать посещение школы для каждого достаточно приятным.

Принципы:

  1. Заботливое отношение друг к другу
  2. Совместная деятельность детей и взрослых
  3. Все делать с пользой
  4. Творческое отношение к делу.

Структура воспитательной системы.

 

Индивидуально-групповой компонент представляет сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках данного класса. Мне определена главная роль в построении и функционировании воспитательной системы. Надеюсь, что моя активная жизненная позиция, интересы и увлечения станут одним из  системообразующих  факторов.

Ценностно-ориентационный компонент

воспитательной системы «Единство»

Цель:   формирование чувства коллективизма,  способности к сотрудничеству.

Задачи:

  1. Воспитывать разумное поведение в коллективе.
  2. Координировать взаимоотношения «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель».
  3. Формировать навыки  саморегуляции чувств, эмоций, переживаний.
  4. Добиваться открытости, контактности, организованности, умения эффективно взаимодействовать.
  5. Создать необходимые условия  для проявления индивидуальности каждого учащегося.

В воспитательной системе «Единство» приоритетными ценностями являются:  воспитание достойного человека, умеющего работать и общаться в коллективе

        

Реализация задач  данной  воспитательной системы  помогает следованию заповедям  коллектива:

-умеем работать в коллективе,

- реализуем себя в творчестве, но не в конфликтах,

- критикуем поступки, но не человека.

Приоритетным  видом деятельности в воспитательной системе  является коллективно-творческая деятельность.

Функционально - деятельностный компонент воспитательной системы

В воспитательной системе «Единство» три уровня – «ступеньки», которые проходит учащийся за период обучения с 5-го по 9-ый класс.

                                                                                     9 класс

              7-8 класс

     5-6 класс

        

        III этап

        II этап

       I этап

        

Пространственно- временной компонент воспитательной    системы

Для успешной реализации функций воспитательной системы  классный руководитель избрал роли «проводника по стране знаний» и « старшего товарища».

Он помогает учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития.  Основным «местом жительства» является кабинет,  в котором организуются и проводятся  мероприятия.    

 Сроки  реализации программы- 2014-2019

 

Диагностико - аналитический компонент   воспитательной системы

 Необходимо помнить, что результаты, полученные в ходе педагогической диагностики, только выявляют развивающиеся тенденции, служат средством формирования ценностных ориентаций, материалом для самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности, для выдвижения новых жизненных целей.

К методам педагогический диагностики относятся наблюдение, беседа, рейтинг, тест, анкета, сочинение, педагогический консилиум, ролевая игра, тест-рисунок,  тренинг и др.

Предлагаемые наборы диагностик являются примерными; они будут совершенствоваться и пополняться по мере работы над программой.

 

Концепция воспитательной системы

       Каждый учащийся в классе имеет общественное поручение, есть работоспособный  коллектив.

Староста координирует деятельность всех учащихся класса:

  • заместитель классного руководителя – Фаустов Никита

Учебно-медицинская службафиксируют пропуски уроков учащихся по   болезни и без причины, организует посещения ребят, которые находятся на лечении в больнице, готовят сообщения для учащихся класса в период эпидемий, болезней ит.д., подводят итоги успеваемости класса за месяц:

  • Оганнисян Семён

Библиотечная службаоказывают помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, организуют получение и сдачу школьных учебников:

  • Юсупов Исмаил

Информационная службаоформляют классный уголок, выпускают классные и  школьные газеты к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе, оформляют классный альбом «Наша школьная жизнь»:

  • Честикина В.

Хозяйственная службаведут контроль за сохранностью мебели и её ремонтом в кабинете, генеральными уборками кабинета, подводят итоги по результатам дежурства:

  • старший дежурный – Теймурян Кристина

Служба сохранения здоровья отвечают за популяризацию физкультуры среди учащихся класса, готовят команды класса для участия в спортивных состязаниях, акциях, ведут учёт учащихся питающихся в школьной столовой:

  •  Алиева Зарина

Культурно-массовая служба – занимаются подбором необходимого материала для подготовки сценариев, викторин, вечеров, праздников в классе, часов общения, информационных часов.

Учащиеся данного класса очень подвижные, вспыльчивые, активные, но всю их энергию необходимо направлять в нужное русло. Данная работа отражается в текущей работе с классом    

Текущая работа с классом:

  • Ежедневно:
  • работа с опаздывающими на занятия и выяснение причин отсутствия учащихся;
  • организация дежурства в классе;
  • индивидуальная работа с учащимися (контроль за учебной деятельностью, внешним видом, поведением)

  • Еженедельно:
  • проверка дневников у учащихся;
  • проведение мероприятий в классе по плану;
  • работа с учителями предметниками (по ситуации).

  • Ежемесячно:
  • посещение уроков в классе;
  • организация генеральных уборок в классе.

  • Один раз в четверть:
  • оформление классного журнала;
  • анализ выполнения плана работы за четверть;
  •  коррекция плана воспитательной работы на новую четверть;
  • проведение родительского собрания.

  • Один раз в год:
  • оформление личных дел учащихся;
  • выбор актива класса;
  • заполнение социального паспорта класса;
  • составление характеристик учащихся;
  • анализ и составление плана работы с классным коллективом;
  • сбор статистических данных о классе.

 При планировании своей работы на 1 ступени воспитательной системы «Единство» ставлю ряд задач:

- формирование чувства коллективизма, способности к сотрудничеству;

- следить за тем, чтобы ребята больше проявляли инициативы в делах класса и школы;

- продолжить работу по воспитанию разумного поведения в коллективе;

- активизировать совместную деятельность  учащихся с родителями.

Приоритетным видом деятельности  в воспитательной системе остается коллективно- творческая деятельность. Работа в течение года  будет вестись по разным направлениям: здоровье,  учение,   семья, моя родина, мир прекрасного, я-человек

       

Цель и задачи воспитательной системы класса

Цель воспитательной системы: содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, укрепить классное содружество, главные ценности которого – дружба и взаимопомощь.

Задачи:

  • Привитие навыков культуры в общении со сверстниками, учителями, родителями.
  • Формирование высоких нравственных принципов (честность, порядочность, сострадание, трудолюбие и т.д.); научить детей следовать им в повседневной жизни.

Механизм построения и функционирования воспитательной системы:

Мой класс - моя семья с четким распределением всех прав и обязанностей.    

Девиз системы:

Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!

Основные направления воспитательной работы

Нравственность и духовное воспитание

  • Проведение бесед о моральном облике и достоинстве россиянина.
  • Проведение бесед и диспутов о нравственности, духовном облике современного человека.
  • Проведение бесед об общечеловеческих ценностях.

Патриотическое воспитание

  • Проведение Уроков Мужества.
  • Проведение бесед, классных часов на патриотическую тему.
  • Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы.

Эстетическое воспитание

  • Посещение театров, музеев, выставочных залов.
  • Проведение бесед направленных на эстетическое развитие личности.

Физическое воспитание

  • Проведение бесед о здоровом образе жизни, о вреде курения, употребления наркотических средств, алкоголя.
  • Участие в проведении Дней Здоровья, спортивных соревнованиях, олимпиадах.
  • Проведение бесед о правильном отношении к своему здоровью.

Профориентационная работа

  • Проведение бесед и классных часов о выборе профессии
  • Проведение экскурсий на промышленные предприятия, в учебные заведения.

Трудовое воспитание

  • Ежедневная уборка классного кабинета истории.
  • Регулярная  генеральная уборка кабинета, утепление окон на закрепленной территории.
  • Принятие участия в общешкольных субботниках.
  • Дежурство по школе.

            Индивидуальный план работы с обучающимися.

Направление работы

Формы работы

Цель

Участники

Ответ-ные

Сроки

Работа с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации

1.Посещение семей

Обследование материально-бытовых условий проживания

 

Классный руководитель

Сентябрь

2.Помощь в оформлении документов на бесплатное питание

Содействие в обеспечении горячим питанием

Учащиеся 5 класса

Классный руководитель

 

Сентябрь

Работа со слабоуспевающими детьми  и обучающимися, испытывающими трудности по отдельным предметам

1. Посещение учебных занятий

2.Беседа с отстающими учениками и учителями предметниками по выявлению

трудностей в учебе

  1. 1. Контроль за успеваемостью детей

Учащиеся 5 класса

Классный руководитель, учебный сектор

В течение  года

Работа с обучающимися, склонными к нарушению дисциплины

1.Вовлечение детей в кружковую работу

  1. 2. Контроль за свободным время-
  2. препровождением

Классный руководитель

В течение года

2.Наделение общественным поручением в классе

Классный руководитель

ежедневно

Ежедневный контроль за поведением учащихся

  1. Контроль за дисциплиной

Учащиеся 5 класса

Классный руководитель

ежедневно

4.Беседы с родителями

  1. Информирование родителей об успеваемости и дисциплине ребенка

Классный руководитель

еженедельно

Работа с обучающимися, испытывающими состояние стресса и дискомфорта

Оказание помощи в стрессовых ситуациях

Классный руководитель

По мере необходимости

План работы с семьями обучающихся

ЦЕЛЬ: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.

Задачи:

  • Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним
  • Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями - предметниками

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Участие родителей в управлении

  1. Участие в работе общешкольного родительского комитета

В течение года

Классный руководитель

2.

Родительский лекторий

1.Родительские собрания:

1.«Трудности адаптации пятиклассников к школе»-

2 «О значении домашнего задания в учебной деятельности»-

3«О поощрении и наказании»

             4.«Вот и стали мы на год взрослей»

2.  Консультации для родителей по вопросам воспитания детей

3.День открытых дверей «Добро пожаловать в наш класс: на урок, классный час, мероприятие!»

 

10.10.14

28.11.14.

27.02.15.

15.05.15.

Еженедельно

В течение учебного года

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель, учителя – предметники

Классный руководитель, ученический актив класса

3.

Участие родителей во внеклассной работе

  1. Спортивные игры, соревнования, праздники:

           - Игра «Зарница»

- День здоровья

  1. Внеклассные мероприятия с участием родителей:

- День знаний

- Конкурсная программа ко Дню матери

- Новогодний праздник

           - Праздничный концерт для     мам

 

20.02.15.

Последняя пятница месяца

В течение года

 

Родители класса

Классный руководитель

 классный руководитель,

спортивный сектор, родители класса

классный руководитель, спортивный сектор, родители  класса

Календарный план воспитательной работы

Сентябрь. «Мы - пятиклассники!»

Направления воспитательной работы

Мероприятия в классе

Сроки,

ответственные

Мероприятия в школе

Сроки,

ответственные

«Я – Человек»

1.Классный час «Защитники Отечества- святые воины Куликовской битвы»

1.09.2014

Кл. руководитель

1.День знаний

 

01.09.2014

 

 

«Моя Родина»

1.Акции «Чистый двор»

 

02-15.10

«За здоровый образ жизни»

1. Устный журнал: «Вредные привычки. Их влияние на здоровье»

26.09.14

Классный руководитель

 

1Спортивный праздник

05.09

Учителя физкультуры

«Мир прекрасного»

1 Беседа: «Я пришёл в пятый класс»

12.09.14

Кл.руководитель

 

 Индивидуальная работа  с детьми

1.Формирование актива органов детского самоуправления в классе

2.Составление социального паспорта класса

3.Инструктаж по ТБ

В течение месяца

19.09.14

01.09.14

02.09.14.

                                               

Октябрь.

 «Роняет лес багряный свой убор…»

Направления воспитательной работы

Мероприятия в классе

Сроки,

ответственные

Мероприятия в школе

Сроки,

Ответств.

«Я - Человек»

1.Классный час «Что значит быть хорошим товарищем?»

2.Поздравляем ветеранов, поздравляем учителей

10.10.14

Кл. руковод.

03.10.2014

1.«Твори добро!» Неделя доброты

29.09. – 04.10

 

«Моя Родина»

Внеклассное мероприятие «Осенний калейдоскоп».

24.10.

«За здоровый образ жизни»

Классный час  «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период осенних каникул».

31.10.

Кл.руковод.

 Участие в спортивных мероприятиях школы

 В течении месяца.

Учителя физ. культуры

«Мир прекрасного»

Участие в праздничной программе «Высокое призвание», посвященной Дню Учителя

04.10.14

         

 

Индивидуальная работа  с детьми

Организация дежурства в классе.

Озеленение класса.

В течение месяца

Кл.руковод.

Работа с родителями

Родительское собрание

- .«Трудности адаптации пятиклассников к школе»

Классный руководитель

10.10.

Ноябрь. «Навстречу матушке Зиме»

Направления воспитательной работы

Мероприятия в классе

Сроки,

ответственные

Мероприятия в школе, в районе

Сроки,

ответственные

«Я - Человек»

1Конкурс творческих работ «Сердце матери».

2.Классный час о чистоте речи «Доброе слово железные ворота отворяет»

Кл. руковод.

Ноябрь

14.11.

2.Участие в школьных предметных олимпиадах

 Учителя-предметники

«Моя Родина»

Конкурс рисунков «Мой край»

21.11.

«За здоровый образ жизни»

 

Кл. час «За шаг до наркотиков»

Кл. руковод.

27.11.

 

Веселые старты

22-28.11

классные руководители

«Мир прекрасного»

Классный час «Будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»

Кл. руковод.

Индивидуальная работа  с детьми

Самоконтроль успеваемости в классе, выполнение домашних заданий учащимися.

В течение месяца

Работа с родителями

Индивидуальные консультации родителей слабоуспевающих детей и обучающихся, испытывающих трудности по отд. предметам

В течение месяца

Классный руководитель, учителя - предметники

Родительское собрание ««О значении домашнего задания в учебной деятельности»

28.11.14

                                             

                                             

Декабрь. «Мы встречаем Новый год»

Направления воспитательной работы

Мероприятия в классе

Сроки,

ответственные

Мероприятия в школе

Сроки,

ответственные

«Я - Человек»

 

1.Беседа «Как мы относимся друг к другу».

.19.12.

Классный час         « Ребята, не Москва ль за нами,,,»

05.12.

Учителя истории.

«Моя Родина»

Классный час «Я гражданин своей страны»

Посещение Народного музея с.Стрелец

12.12

Кл.руководитель

09.12.

«За здоровый образ жизни»

Инструктажи по правилам пожарной безопасности и ТБ во время новогодних каникул

Кл. руковод.

26.12.

«Мир прекрасного»

Конкурс  новогодних газет

декабрь

Викторина «Как встречают Новый год люди всех земных широт»

Конкурс поделок «Вместо ёлки-букет!»

 «Скоро праздник  - Новый год!»

Новогодние праздничные мероприятия

В течение месяца

 

20-25.14

Индивидуальная работа  с детьми

Помощь в устранении неудовлетворительных отметок.

Организация дежурства в классе.

В течение месяца

                                                                           

Январь. «Зимние забавы»

Направления воспитательной работы

Мероприятия в классе

Сроки,

ответственные

Мероприятия в школе, в районе

Сроки,

ответственные

 «Я - Человек»

Беседа – диалог с игровыми ситуациями «Жизнь дана на добрые дела».

Классный руковод.28.01.

 Урок Мужества « Я говорю с тобой из Ленинграда»

21.01.

 «Моя Родина»

Классный час «Преданья старины глубокой…»

30.01..

«За здоровый образ жизни»

Поход на каток.

16.01.

«Мир прекрасного»

Конкурс рисунков «Зимушка-зима»

23.01.

 

Индивидуальная работа  с детьми

Самоконтроль успеваемости в классе, выполнение домашних заданий учащимися.

Помощь в устранении неудовлетворительных отметок.

Организация дежурства.

В течение месяца

Работа с родителями

 Индивидуальные беседы с родителями.

По необходимости посещение семей.

Классный руководитель, учителя - предметники

Февраль. «Если бы парни всей земли…

Направления воспитательной работы

Мероприятия в классе

Сроки,

ответственные

Мероприятия в школе, в районе

Сроки,

ответственные

«Я - Человек»

Игра «Зарница»

Классный руководитель

20.02.

«Моя Родина»

Классный час «Герои нашего времени»  

Кл. руковод.

06.02.

 

«За здоровый образ жизни»

Лыжные гонки

Учителя физической культуры

«Мир прекрасного»

«Поздравить спешим всех мужчин!» Поздравление пап и мальчиков класса. Конкурсная программа.

Девочки класса

Рыцарский турнир

20.02

Индивидуальная работа  с детьми

Беседы с учащимися из малообеспеченных семей

Классный руковод.,

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями. По необходимости посещение семей.

 Родительское собрание     «О поощрении и наказании»

В течение месяца

Классный руководитель

27.02.

 

Март. «Весну встречаем – семью величаем!»

 

Направления воспитательной работы

Мероприятия в классе

Сроки,

ответственные

Мероприятия в школе, в районе

Сроки,

ответственные

«Я - Человек»

Классный час «Кто я? Знаю ли я себя?»

Клас. рук.

20.03.

«Моя Родина»

 

«За здоровый образ жизни»

Беседа «Гармония тела и души

13.03

«Мир прекрасного»

Внеклассное мероприятие «Поздравляем наших мам и девочек»

Мальчики класса

Конкурсная программа ко Дню 8 марта

 

Культмассовый сектор

06.03

Индивидуальная работа  с детьми

Работа с отстающими учащимися

В течение месяца

Кл. руковод.

Учителя-предметники

Работа с родителями

Индивидуальные консультации родителей детей девиантного поведения

В течение месяца

Классный руководитель

                                                   

Апрель. «Природа – наш друг

Направления воспитательной работы

Мероприятия в классе

Сроки,

ответственные

Мероприятия в школе, в районе

Сроки,

ответственные

«Я - Человек»

Благоустройство территории школы

В течение месяца

«Моя Родина»

Кл. час « Мы несем ответственность за тех, кого приручили»

Кл. руковод.

10.04.

Конкурсная программа «Школа космонавтов»

День Земли

Учитель физики

12.04.

«За здоровый образ жизни»

День здоровья

24.05.

«Мир прекрасного»

Фотоконкурс «Есть над чем посмеяться…»

17.04.

Индивидуальная работа  с детьми

Озеленение кабинета.

Организация дежурства.

Староста класса

Старший дежурный

 

Работа с родителями

Встреча с родительским комитетом и родителями учащихся, имеющих пропуски и неудовлетворительные оценки.

Май. «Мы хотим, чтоб мир спокойно жил»  

Направления воспитательной работы

Мероприятия в классе

Сроки,

ответственные

Мероприятия в школе, в районе

Сроки,

ответственные

«Я - Человек»

Мероприятия к 9 мая «Памяти павших будьте достойны!».

Акция «Мы с Вами, Ветераны!»

02.-09.05.13

Классный руководитель,

родительский комитет

Праздник Последнего звонка

Беседа «У войны не женское лицо»

25.05.13

07.05.13

 

«Моя Родина»

Классный час «Города-герои»

22.05.

Акция «Поклон»

В течение года

«За здоровый образ жизни»

Инструктажи по ТБ

«Мир прекрасного»

 

Индивидуальная работа  с детьми

Тренинг межличностных отношений в классе

Кл.руковод.

Работа с родителями

Консультации для родителей об организации летнего отдыха детей

Род. собрание

«Вот и стали мы на год взрослей»

В течение месяца

Кл. руковод.

15.05.

-

Модель уровня развития классного коллектива.

Достичь высокого уровня развития коллектива:

- класс выступает организатором  и инициатором общешкольных дел;

- эффективная, слаженная  работа органов самоуправления;

- единство требований,

- сформировано общественное мнение;

- в коллективе сложились определённые традиции.

             

                 Модель выпускника.

Список использованной литературы.

Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.

Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.

Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса// НМЖ заместителя директора школы. – 2007. - № 4. – С.4–7.

Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.

Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...