Программа воспитательной работы
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Величко Наталья Анатольевна

Программа составлена для учащихся основной школы 5-9 класс и рассчитана на 5 лет обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vosp.raboty.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

                           Воспитательная программа класса «Я и мир вокруг меня»

  1. Паспорт программы.
  1. Основания для разработки программы

Программа развития образовательного учреждения

Целевая комплексная программа развития воспитания с 5 по 9 класс

  1. Сроки реализации программы

2010- 2015гг. (IIступень обучения – 5 – 9 классы)

  1. Основные разделы программы

- Паспорт программы.

- Обоснование программы.

- Цели и задачи программы.

- Принципы реализации программы.

- Технологии воспитательной работы.

- Направления и формы реализации программы.

- Работа, планируемая в рамках реализации программы.

- Сроки и этапы реализации программы.

- Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы.

- Управление реализацией программы.

                      4)    Исполнители программы

Классный коллектив: классный руководитель, учащиеся, родители.

  1. Ожидаемые результаты

-  Сформированность основных нравственных качеств личности учащихся ;

-  отсутствие отрицательной динамики по правонарушениям и преступлениям среди учащихся;

- повышение уровня воспитанности обучаемых;

- рост социальной активности учащихся;

- благоприятный эмоционально – психологический климат в коллективе;

- развитие ученического самоуправления;

- рост числа победителей и призеров конкурсов, соревнований , смотров, конференций разного уровня;

- отсутствие отрицательной динамики по успеваемости и качеству знаний учащихся;

- активное участие учащихся класса в школьных мероприятиях (интеллектуальных, творческих, спортивных;

- отсутствие отрицательной динамики по  состоянию здоровья учащихся;

- активное участие родителей в решении вопросов школьной жизни;

- позитивное отношение родителей к школе;

- самоопределение учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования;

- высокий уровень внеурочной занятости учащихся.

  1. Обоснование программы.

       В настоящее время воспитание рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. На первое место выходят личностное развитие, раскрытие творческого потенциала, которым изначально обладает каждый ребенок, формирование ключевых компетенций. Задача школы в целом и классного руководителя в частности заключается в том, чтобы помочь ему осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития.  Помощь и стимулирование саморазвития личности – наиболее эффективная стратегия организации воспитательного процесса.

      Главное направление воспитательной деятельности классного руководителя – забота об индивидуальном развитии ребенка, содействие максимальному проявлению его положительных личностных качеств. При этом приоритет должен отдаваться приемам опосредованного педагогического воздействия: диалогическим методам общения, совместному поиску истины, созданию воспитывающих ситуаций,организации разнообразной творческой деятельности.

     Воспитание сегодня необходимо рассматривать в свете задач завтрашнего дня. Нельзя полагаться только на уже найденные решения. Следует регулярно анализировать ситуацию в классе, проводить индивидуальные беседы с учащимися, искать новые возможности для их развития. Для успешной работы с классом необходим системный подход к процессу воспитания и управлению этим процессом, который предполагает создание и развитие воспитательной системы класса на основе долгосрочной программы воспитания, определяющей цели, задачи и основные направления развития воспитательной работы с коллективом учеников, учителей и родителей. При этом под воспитательной системой класса понимается способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов, способствующий развитию каждой личности и всего коллектива.

       Долгосрочная воспитательная программа класса определяет:

- цели и задачи воспитательной системы класса;

- перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества:

- механизм функционирования и  построения воспитательной системы класса (системообразующий вид деятельности, годовой цикл традиционных дел, принципы самоуправления в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества,этапы становления и развития воспитательной системы);

- критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

      Программно-целевой метод управления классным коллективом ( на основе долгосрочной воспитательной программы класса) в отличие от традиционного управления на основе планирования работы на год способствует осознанию перспектив дальнейшей деятельности, консолидации усилий всех участников воспитательного процесса для достижения поставленных целей, повышению эффективности воспитательной работы в классе.

       С учетом понимания этого и разрабатывается воспитательная программа класса.

  1.  Цели и задачи программы.

Целями программы являются: создание эмоционально – привлекательной развивающей воспитательной среды, единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

- развитие системы воспитания класса, где главным критерием является развитие личности ребенка;

- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и усвоение этих ценностей;

- формирование активной жизненной позиции, гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни

- координации деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума;

- развитие ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации, творческого потенциала каждого учащегося.

  1. Принципы реализации программы

       Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:

- гуманистическое воспитание (признание личности ребенка высшей социальной ценностью);

- личностно-ориентированное воспитание (создание психолого-педагогических условий для целостного развития каждого ребенка, реализации его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры);

- деятельностный подход (развитие в процессе игровой, трудовой, досуговой и творческой деятельности, определяющей отбор форм и методов воспитательной работы в классе);

- целостный подход (воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами);

- комплексный подход (воспитание и развитие разнообразных качеств личности ребенка должно осуществляться в комплексе, а не поочередно);

- обеспечение ситуации успеха (успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребенка, но и открывает перед ним новые возможности);

- дифференциация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания должен учитывать индивидуальные, в т.ч. религиозные, культурологические особенности в жизни детей и взрослых);

- компетентностный подход (воспитание направлено на формирование у ребенка способностей и умений, позволяющих человеку правильно оценивать ситуацию, достигать результатов в личной жизни и профессиональной деятельности в условиях конкретного общества).

       Реализация компетентностного подхода в воспитании предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе; способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;

- общекультурных: духовно-нравственные основы жизни человека; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; опыт освоения окружающего мира, познания и деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;

- учебно-познавательных: умение организовать деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия и самооценка), навыки самостоятельной познавательной деятельности, умение действовать в нестандартных ситуациях; креативность;

- информационных: владение современными средствами информации, информационными технологиями; поиск, анализ и отбор неоходимой информации;

- коммуникативных: навыки работы в группе, коллективе; знание способов взаимодействия с окружающими при реализации разных социальных ролей;

- социально-трудовых: способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе целостной научной картины окружающего мира с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства;

- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвития, саморегуляция и самоподдержка, самопознание, культура мышления и поведения.

  1. Технология воспитательной работы.

       Решение задачи по формированию и развитию ключевых компетенций учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка, за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе и включения школьников в активную учебную, творческую и социальную деятельность. Таким образом, реализация компетентностного подхода на основе использования современных педагогических технологий сегодня является необходимым условием достижения нового качества образования.

      Реализация целей и решение задач воспитательной программы предполагают активное участие детей и родителей в жизни класса, что требует  применения  технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому воспитательная работа в классе строится на использовании педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию деятельностного подхода в воспитании:

- метод проектов;

- игровые технологии;

- образовательные путешествия;

- технология коллективно-творческих дел (КТД)

- информационно-коммуникативные технологии;

- система инновационной оценки «портфолио».

    Направление            работы

               

                  Цель

               

                      Формы реализации

«Я-человек»

Формирование основ нравственной культуры

- психолого-педагогическая диагностика

- анкетирование

- индивидуальные беседы с психологом

- тематические часы и беседы нравственного содержания, по профилактике правонарушений

«Я и Отечество»

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

- психолого-педагогическая диагностика

- анкетирование

-тематические классные часы

- встречи с ветеранами Вов и локальных конфликтов, тружениками тыла

- встречи с выпускниками школы, проходившими службу в Российской Армии

- «уроки мужества»

-экскурсии в музеи

«Я и коллектив»

Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, сплочение классного коллектива

-психолого-педагогическая диагностика

-анкетирование

- вечера отдыха

-экскурсии, походы

- КТД, проектная деятельность

«Я и интеллект»

Развитие интеллектуальных способностей учащихся

-психолого-педагогическая диагностика

-анкетирование

- конкурсы

- выставки

-концерты

- уроки творчества

-творческие вечера

-коллективные и индивидуальные проекты

«Я и здоровье»

Формирование потребности в здоровом образе жизни

-психолого-педагогическая диагностика

-анкетирование

- спортивные соревнования, спартакиады

- тематические классные часы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек

- беседы специалистов медико-педагогической школы

-походы

- дни здоровья

«Я и семья»

Оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей ребенка

-психолого-педагогическая диагностика

-анкетирование

- родительские собрания

-совместные дела

- групповые и индивидуальные консультации

«Я и мое будущее»

Создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения будущего образования

-психолого-педагогическая диагностика

-анкетирование

- экскурсии на предприятия и профессиональные учебные заведения

-классные часы профориентационной направленности

- личностная диагностика

- индивидуальные консультации

- «экскурсии» по образовательной карте города, области

-встречи с родителями

- заполнение портфолио

 

  1. Работа, планируемая в рамках реализации программы.

                                      Содержание работы

          сроки

ответственные

«Я-человек»

Проведение родительских собраний, классных часов и бесед нравственного содержания

Не реже 1 раза в четверть

Кл.руководитель

Проведение родительских собраний, классных часов и бесед с целью профилактики правонарушений и преступлений

Не реже 1 раза в четверть

Кл. рук

Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения уровня сформированности у учащихся основных нравственных качеств личности

ежегодно

Кл.рук

Педагог-психолог

Индивидуальные беседы и консультации для учащихся и их родителей (по итогам диагностики и наблюдений)

По мере необходимости

Кл.рук

Педагог-психолог

Изучение с классом устава школы, Единых требований к учащимся школы, Правил поведения учащихся в школе

ежегодно

Кл.руководитель

Взаимодействие с социальным педагогом, родительским комитетом в проведении работы по профилактике правонарушений и девиантного поведения учащихся

регулярно

Кл.руководитель

Участие в традиционных социальных акциях «Забота», трудовой десант.

ежегодно

Кл.руководитель

                                                 «Я и Отечество»

Участие в школьном конкурсе «Лучший социально значимый прект

ежегодно

Кл.рук

Актив класса

Организация летней трудовой практики

ежегодно

Кл.руководитель

Участие в традиционных социальных акциях «Забота», трудовой десант, «Мы этой памяти верны»

ежегодно

Кл.рук

Актив класса

Организация встреч с ветеранами, тружениками тыла, участниками локальных конфликтов, ветеранами 59-й ракетной дивизии

ежегодно

Кл.руководитель

Оформление в кабинете экспозиции с материалами о Днях воинской славы, обновление его содержания

регулярно

Кл.руководитель

Проведение классных часов и бесед гражданско-патриотического содержания    

Не реже 1 раза в четверть

Кл.руководитель

Экскурсии в музей

ежегодно

Кл.руководитель

Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения уровня сформированности у учащихся таких качеств личности, как патриотизм и гражданственность, а также уровня социальной активности

ежегодно

Кл.рук

Педагог-психолог

Организация шефской помощи нуждающимся

постоянно

Кл.рук.

                                                           «Я и коллектив»

                                                     

Проведение традиционных мероприятий в классе:

-День рождения класса

-праздничные вечера, повященные Новому году, 23 февраля, 8марта

-День Святого Валентина

- День юмора

-дни здоровья

ежегодно

Кл.рук

Актив класса, родительский комитет

 Организация работы органов ученического самоуправления: актива класса, временных творческих групп

постоянно

Кл.рук, учащиеся класса

Выборы актива класса

ежегодно

Кл.рук, учащиеся класса

Оформление уголка класса

ежегодно

Кл.рук, учащиеся класса

Создание и пополнения «Банка ученических инициатив»

ежегодно

Кл.руководитель

Проведение КТД в классе

В соответствии с планом

Кл.рук

Актив класса, родительский комитет

Проведение классных часов и бесед о правилах взаимодействия людей в обществе и социальной группе, предотвращении и преодолении социальных конфликтов

В соответствии с планом

Кл.руководитель

Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения уровня сформированности у учащихся таких качеств личности, как патриотизм и гражданственность, а также уровня социальной активности

ежегодно

Кл.рук

Педагог-психолог

                                                         «Я и интеллект»

Участие в школьных интеллектуальных марафонах: олимпиадах различных уровней, предметных неделях, творческих делах

ежегодно

Кл.рук

Актив класса,

Подготовка и презентация итоговых творческих отчетов учащихся за год

ежегодно

Кл.рук

Актив класса, родительский комитет

Участие в организации и проведении школьных мероприятий: традиционных праздников, смотров,конкурсов и т.д.

Кл.рук

Актив класса,

Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения уровня и характера учебной мотивации, познавательных интересов

ежегодно

Кл.рук

Педагог-психолог

Работа с учителями-предметниками

постоянно

Кл.руководитель

Проверка дневников

Раз в неделю

Кл.руководитель

Выставление предварительных оценок за четверть

Раз в четверть

Кл.руководитель

Посещение уроков в классе

В течении четверти

Кл.руководитель

Контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся

постоянно

Кл.руководитель

                                    «Я и здоровье»

Информирование учащихся и их родителей о работе спортивных секций  клуба «Олимп»

В течении четверти

Кл.руководитель

Участие в школьных спортивных соревнованиях по футболу, пионерболу, баскетболу, веселых стартах, легкоатлетической эстафете

В течении учебного года

Кл.рук, учащиеся класса

Проведение дней здоровья

Ежегодно

Кл.руководитель

Проведение родительских собраний, классных часов и бесед с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных привычек

По плану работы

Кл.руководитель

Прогулки на свежем воздухе: поход на лыжах, экскурсия к водоему, туристический поход.

Раз в четверть

Кл.рук

Актив класса,

Взаимодействие со школьным медработником в проведении просветительской работы с учащимися и родителями

Постоянно

Кл.руководитель

Организация питания учащихся класса

Постоянно

Кл.руководитель

Анализ состояния здоровья учащихся класса

ежегодно

Кл.руководитель

                                                    «Я и семья»

Взаимодействие с родителями с использованием таких форм как «круглый стол», вечер вопросов и ответов, психолого-педагогический лекторий, деловая игра, дискуссия

Постоянно

Кл.руководитель

Участие в ежегодной школьной родительской конференции

ежегодно

Кл.руководитель

Индивидуальные беседы с родителями

Постоянно

Кл.руководитель

Привлечение родителей к планированию воспитательной работы в классе

ежегодно

Кл.руководитель

Привлечение родителей к  участию в подготовке и проведении традиционных мероприятий в классе, КТД

Постоянно

Кл.руководитель

Анкетирование родителей с целью изучения уровня их удовлетворенности жизнью в классе

ежегодно

Кл.руководитель

Сотрудничество со службой сопровождения школы для обеспечения успешного взаимодействия с родителями, оказании помощи в разрешении сложных ситуации

Постоянно

Кл.руководитель

Проведение родительских собраний, заседаний родительского комитета

Раз в четверть

Кл.руководитель

                                                    «Я и мое будущее»

Информирование родителей о деятельности учебного заведения (портфолио, курсы по выбору, форме итоговой аттестации, нормативных документах)

2014-2015 уч.год

Кл.руководитель

Организация и контроль посещения учащимися курсов по выбору, факультативныхкурсов

В течении года

Кл.руководитель

Информирование родителей и учащихся о различных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, где уч-ся смогут продолжить образование

2014-2015 уч.год

Кл.руководитель

Распространение среди учащихся образовательной карты города, Челябинской области

2014-2015 уч.год

Кл.руководитель

Оказание учащимся и их родителям психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования

2014-2015 уч.год

Кл.рук

Педагог-психолог

Проведение родительских собраний, классных часов и бесед  профориентационной направленности

2014-2015 уч.год

Кл.руководитель

Оформление в кабинете уголка «Куда пойти учиться?»

2013-2015 уч.год

Кл.руководитель

Экскурсии на предприятия, в учебные заведения

Раз в четверть

Кл.руководитель, родители

Организация встреч с людьми разных профессий

Раз в четверть

Кл.руководитель, родители

Организация работы по комплектованию, оформлению и представлению портфолио учащихся:

-классные часы

- родительские собрания

-Индивидуальные консультации

- презентации портфолио в классе

-участие в школьной презентации портфолио

2014-2015 уч.год

Кл.руководитель, родители

 Психолого-педагогическая диагностика и анкетирование с целью изучения интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников

Два раза в год

Кл.рук

Педагог-психолог

Организация индивидуальной работы с учащимися и их родителями по итогам психолого-педагогической диагностики

По мере необходимости

Кл.рук

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...