План воспитательной работы по жизнестойкости
рабочая программа (8 класс) на тему

Описание программы по жизнестойкости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vospitatelnoy_raboty_po_zhiznestoykosti_vlasenko.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по формированию

                                      жизнестойкости подростков

 

 

 

 

 

Программу разработала:

                                                        Игнатенко О.Ю.

учитель математики,

 классный руководитель 8 класса

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Стремительные изменения, произошедшие за последние годы в общественно-политической, социально-экономической, научно-технической жизни общества, рост экологических и техногенных катастроф оказывают прямое влияние на адаптационные механизмы личности, особенности психического напряжения, эмоциональных состояний.

В жизни людей возникают кризисные ситуации, которые все чаще остаются неразрешенными. Результатом этого становятся нарушения эмоциональной составляющей поведения, которые являются значимыми параметрами, определяющими выраженность дезадаптации личности.

В результате, все больше людей оказываются в трудных материальных и жилищно-бытовых условиях проживания, многие нуждаются в серьезной медицинской помощи, страдают от алкогольной и наркотической зависимости, некоторые оказываются в местах лишения свободы. Возникающая патогенная ситуация в семье обуславливает психотравмирующее переживание всех ее членов, особенно глубоко переживают дети. Длительное негативно окрашенное эмоциональное состояние приводит к возникновению психической травмы, которая имеет тяжелые последствия для развития личности.

Такие дети нуждаются в социальной поддержке и реабилитации и часто попадают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

В процессе диагностической психолого-педагогической работы, было отмечено, что для многих воспитанников характерно недоразвитие механизмов саморегуляции, компенсируемое формированием различного рода «защитных реакций», вместо умения совладать с трудными жизненными ситуациями отмечено развитие тенденции к излишне эмоциональному реагированию, обидам. Как следствие возникает  проблема адаптации детей в трудных жизненных ситуациях.

Известно, что развитие  стратегий совладания и жизнестойкости способствует смягчению  последствий стрессов, актуализации адаптационных ресурсов личности.

Развитая жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.

Понятие жизнестойкости наиболее полно и точно   описал С. Мадди 

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, включающая в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

   Важна выраженность всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

Одним из периодов формирования жизнестойкости является подростковый возраст, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

В этот период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир, формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения.

Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Именно в подростковом возрасте происходит бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность, которая проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. От того, как будет развиваться способность регуляции поведения в этом возрасте, зависит не только способность решать трудные жизненные задачи, но и в целом благополучие личности в старшем возрасте.

Однако, недостаток необходимых знаний, отсутствие целостной модели собственного жизненного пути могут привести к трудностям  адаптации в стрессовых ситуациях.

Именно поэтому в подростковом возрасте так актуален вопрос социальной поддержки формирования жизнестойкости личности  и ее психологических ресурсов. Поскольку жизнестойкость – это фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то грамотная психолого-педагогическая установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способна снизить степень суицидального риска и крепить жизненную позицию.

Опираясь на все вышеперечисленные факторы и наблюдения, учитывая ведущие потребности подростков в общении со сверстниками и проявлении индивидуальных особенностей личности, нами была разработана программа, поддержки формирования жизнестойкости.  

 

Цель и задачи Программы

Цель:

- повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения

      Задачи:

- оказание психолого – педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

- формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;

- организация и включение подростков в ценностно значимую для них деятельность

                      Ожидаемые результаты реализации программы.

  • Преодоление  возможных психологических ограничений подростков;
  • Формирование внутренней мотивации деятельности;
  • Развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение;
  • Осознание самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации.
  • Формирование умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми,  освоение навыков работы в коллективе.
  • Успешное и своевременное решение задач развития подросткового возраста, что создаст благоприятные условия для дальнейшего решения задач развития последующих возрастов.
  • Повышение профессиональной компетентности педагога, воспитателя в процессе разработки и проведения   занятий.

 

                        Методы и формы работы, применяемые в программе:

  • индивидуальная работа;
  • работа в мини-группах;
  • ролевые игры;
  • групповая дискуссия;
  • практические упражнения;
  • презентации;
  • решения проблемных ситуаций.
  • мозговой штурм;

 

Выбранные методы соответствуют критериям надежности, а также целям, содержа- нию программы и возрастным психологическим характеристикам разновозрастных категорий.

                                          Тематическое планирование

Учитель: Игнатенко Ольга Юрьевна

Класс: 8

Количество обучающихся: 5

п/п

Тема

Дата проведения

Участники

1

Практикум общения

14.11.15

Учащиеся

2

Практикум преодоления трудностей «Хорошо ли быть уверенным в себе?»

21.11.15

Учащиеся

3

 «Курительные смеси, их вред здоровью.»

13.11.15

Родители

4

«Как успешно преодолевать трудности»

05.12.15

Учащиеся

5

Я личность

12.12.15

Учащиеся

6

Роль семьи в воспитании моральных качеств личности

15.12.15

Родители

7

Анкетирование «Как ты ладишь с родителями?»

23.01.16

Учащиеся

8

Общение родителей с детьми-подростками

12.02.16

Родители

9

Письмо-монолог «Нужно ли терпеть?»

21.03.16

Родители

10

Тестирование учащихся «Измерь свой коэффициент искренности»

09.04.16

Учащиеся

11

Классный час «А разве так можно?»

16.04.16

Учащиеся

12

Контакты и конфликты

14.05.16

Родители

13

«Права и обязанности ребёнка»

28.05.16

Учащиеся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....

План воспитательной работы и план самообразования

План воспитательной работы и планс самообразования...