Турнир вежливости "Хорошие манеры"
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Кочухова Ирина Михайловна

     В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо больше, чем их ровесники несколько лет назад. Они успешно решают логические задачи, бегло читают, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость. Но в тоже время дети хотят, чтобы их уважали и хорошо к ним относились. Очевидно, что существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, обществе. Назрела необходимость "уроков" человечности, на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, поупражняться в нравственных поступках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_vezhlivosti.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир вежливости «Хорошие манеры», 6 класс

Цель: прививать детям потребность культурного поведения.

Задачи:

  • формирование познавательного потенциала: активности, любознательности;
  • формирование правил культурного поведения, правил этикета.
  • воспитание желания общаться, умения дружить друг с другом;
  • стимулирование позитивного поведения учащихся: управление самим собой;
  • воспитание воли, ответственности за порученное дело;

Форма проведения: соревнования между командами.

На доске оформление:

1. «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (М. Сервантес).

2. «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж. Ж. Руссо).

Ход турнира

- Добрый день, ребята, и спасибо! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. А «спасибо» - слово - благодарность. Я благодарю вас за то, что вы все здесь  собрались на нашем турнире «Хорошие манеры». А с чего же начинаются хорошие манеры?

- Давайте с вами представим, что мы заблудились в чужом городе, а там царит жесткий мороз, очень холодно. Покажите, какие действия помогут нам понять, что вокруг холод и стужа.
(Все ребята вместе со мной поеживаются, охватывают себя руками, дрожат, делают вид, что стараются согреться, притоптывают ногами, прихлопывают руками, дуют на руки, потирают ладоши и т. д.). А теперь мы подходим с вами к красивому большому дому, дверь которого приоткрыта, мы вошли и сразу же почувствовали тепло, добрый голос хозяина дома сказал!" Проходите, гости дорогие!" Что же мы должны сказать хозяину этого дома при встрече?  (ответы детей).

- Мы в ответ скажем "спасибо"- слово - благодарность, а потом слово "здравствуйте". Так принято во всем мире здороваться, когда входишь  в чей-то дом или встречаешься с добрым человеком. 

- Человеку многое нужно знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.

«Этикет – это правила поведения человека среди других людей».

Ведущий: А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их? 
Дети: 
- Его называют культурным,  воспитанным человеком.

Ведущие по очереди читают:

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут..., а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну я пошел, пока, всего...»

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

«Алешка, Петька, Ванька, Толька».

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы... Мы скажем вам «спасибо».

- Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - турнир вежливости. В нем примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона. Да победит сильнейший!

1 ведущий: Прежде чем приступить к конкурсной программе, мы предлагаем командам поприветствовать друг друга, и чем вежливее, тем лучше...
2 ведущий: Прошу команды занять свои места.
1 ведущий: (представляет команды): Команда ...
2 ведущий: Представляем жюри конкурса: ...

1 ведущий: Жюри будет оценивать конкурс по пятибалльной системе. Внимание! Турнир объявляется открытым.
Звучит сигнал трубы.

Конкурс 1: «Разминка». Каждой команде задается вопрос. После полных ответов жюри подводит итоги.

Вопросы:

1. Кого называли рыцарями в далекие времена?

Ответ. Во времена средневековья это были отважные, смелые воины. Чтобы стать рыцарем, необходимо пройти специальную подготовку. С семи лет родители приставляли мальчика к опытному воину. Его обучали ездить верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Но рыцарь не только обязан владеть военными науками, он обязан был поступать благородно: защищать слабых и униженных, быть предупредительным и вежливым, благородно относиться к женщинам.

Еще рыцарь средневековья — это воин, закованный в доспехи (латы, кольчуга, шлем).

2. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

Ответ. Человек, готовый на подвиг и самопожертвование во имя другого. Это вежливый, доброжелательный человек, спешащий на выручку слабому. Он без сомнения вступится за обиженного, кинется в горящий дом, спасая малыша.

3. Когда в России впервые появилась книга о том, как надо вести себя за столом, и как она называлась?

Более 200 лет назад появилась книга о правилах поведения юношей и девушек за столом. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».
Что в этой книге было написано? Какие из этих правил актуальны и сейчас?
Большинство из этих правил очень важны и сегодня, хотя написаны они непривычным для нас языком. Например: «Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде не брызгало», «руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, и не пей, пока пищи не проглотишь», «над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши», «не проглотив куска, не говори».

Пока жюри подводит итоги, игра для болельщиков «Доскажи словечко».

1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого ... («спасибо»),

2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («добрый день»)

3. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь... («здравствуйте»).

4. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы... («спасибо»).

5. Когда нас бранят за шалости.

Говорим мы ... («прости, пожалуйста»).

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... («до свидания»).

Конкурс 2: «Хорошие манеры».

Задание 1. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем "волшебными". С помощью этих слов модно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение, расположение духа. От каждой команды по 1 представителю. Каждый должен будет назвать по одному такому "волшебному" слову. За каждое названное слово команда получает одно очко. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не запнется или повторится. Примеры:

Спасибо!

Пожалуйста!

Благодарю!

Простите!

Извините!

Будьте добры!

Будьте любезны!

Не обессудьте!

Добро пожаловать!

Здравствуйте!

Доброе утро!

Добрый день!

До свидания!

До новых встреч!

Спокойной ночи!

Задание 2. Волшебные поступки. Теперь мы предлагаем вам для решения ситуации. На обдумывание 1 мин.

Участникам команд предлагается решить задачи.

1. Петя и Юра спешили в столовую и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась учительница. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «Здрасьте, Лидия Львовна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали и первыми ворвались в столовую. Найдите ошибки в поведении мальчиков. (По школе не бегают, а идут спокойным шагом; при встрече с учителем ребята должны остановиться и приветливо, вежливо поздороваться)

2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Найдите три ошибки.

(1. Спросить спокойно. 2. Извиниться. 3. Спросить: «Который час?»)

3. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. «У вас упала книга», — накричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» — удивился тот. «Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета», — объяснил мальчик. «Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, — сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. — Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил». Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)

(Жюри подводит итоги конкурса.)

Конкурс 3: Блицтурнир.

Команды должны быстро отвечать на вопросы. Правильный ответ – 1 балл.

Вопросы:
1. Вы за столом. Где должны находиться руки до еды? /на коленях/

2.Как используется салфетка? /ее кладут на колени/
3.Куда  нужно наклонить тарелку, когда вы доедаете суп?  
/от себя/
4.Если еда прервана, как кладут приборы? (На край тарелки).
5.Если еда закончена, куда кладут приборы?   
/в тарелку/
6.Если вам нужно посолить яйцо, то…   
/делаем при помощи ножа/
7.Вы размещали сахар в чае, что делать с ложкой? 
/положить на блюдечко/
8.Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми - мужчина  или женщина?   
/оба/

9.Кто первый опускает телефонную трубку - мужчина или женщина?  /женщина/
10.Встретились старший и младший, кто должен поздороваться первым? /
младший/
11.Когда вы дарите (вручаете) цветы в какой руке должен быть букет
 /в левой/

12. Можно ли после еды ложку оставлять в тарелке? (да)

13. На праздник знакомому подарить не букет, а цветы в горшке? (да)

14. В начале телефонного разговора спрашивать «Кто говорит?» - во время разговора раскачиваться на стуле? (нет)

15. Приглашать в гости за неделю до праздника? (да) 

16. Пироги и печенье брать руками? (да)

17. Идти по коридору или по лестнице, придерживаясь правой стороны? (да) 

18. Можно ли войти в магазин с собакой? (нет)

Жюри подводит итоги.

Ведущие. Сценка:

«Вы на следующей остановке сходите?»

«Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»

«Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

«Это замуж - выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»

«Ну и ну. Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?»

«Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете».

Какой  правильный ответ?

Что же означает чистота речи?  Это, прежде всего отсутствие в ней лишних слов, «слов-сорняков», «слов-паразитов».

Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать.  К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь «любимые словечки»:

«так сказать», «значит», «вот», «понятно», «собственно говоря», «видите ли», «понимаете», «как бы», «типа того», «в смысле», «ну-у», «э-э».

Конкурс 4.  «Стихоплет»

 Перед вами стихи,  дополните их «словами паразитами» и прочите. У кого будет более оригинальное исполнение,  получает дополнительные очки.

1. Мир волшебной красоты

Открывают нам музеи.

Побывал сегодня ты

В Третьяковской галерее.

Ты теперь совсем большой.

Понимаешь мысли, чувства.

Я желаю всей душой.

Чтобы ты любил искусство.

2. Спать пора! Уснул бычок, 
Лег в коробку на бочок. 
Сонный мишка лег в кровать. 
Только слон не хочет спать: 
Головой кивает слон, 
Он слонихе шлет поклон.

3. Вот и лето на пороге:
Реют пчелы-недотроги,
Величаво карауля
Привлекательные ульи,
Чтобы всякие тревоги
Потонули в мерном гуле,
Как набаты тонут в благовесте,
И в июне,
И в июле,
И в особенности
В августе.

- Да, все это вызывает улыбку. Но!        
Все это было бы смешно,
Когда бы, не было так грустно.

Конкурс 5: «Сцены из жизни».

1. Участникам команд предлагается выпить компот с вишней: по правилам этикета.

Выпивают сначала жидкость, затем с помощью ложки достают ягоды; косточки выплевывают сначала на ложку, потом выкладывают на блюдце.

2. Ситуация в день рождения: подарить подарок на день рождения в упаковке.

По этикету: необходимо развернуть упаковку, поблагодарить за подарок. Если это сладости - угостить всех гостей.

3. Правила поведения за столом. Мальчику посадить девочку за стол.  По правилам первыми за стол садятся девочки. Помочь сесть им помогают мальчики, они должна подойти слева, взять за спинку стул, развернуть его спинкой к себе и со словами "Пожалуйста" или "прошу садиться" предлагают сесть. Девочка должна подойти и ждать, когда ей пододвинут стул.

Конкурс 6. «Песенный».

От каждой команды по 1 мальчику. Исполняются частушки.

1. Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны!

2. Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

3. Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

Извините, тетя Сима, я

вам вовсе не батрак!

4. Коля ссорится с друзьями

В ход пускает кулаки,

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

5. В поезд входят три юнната, —

Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут.

6. Мама шла из магазина,

Рядом с ней шагала Зина.

Не догадывалась дочь

Маме груз нести помочь.

7. Говорит лентяйке мать:

— Убери свою кровать!

— Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

8. Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

9. Ты играй повеселее,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, кто умеет!

Не стесняйтесь, плясуны!

Вопросы для болельщиков. 

За каждый правильный ответ болельщиков команде может быть присуждено 1 дополнительное очко. Итак, задачи не на сложенье — Задачи на правила уваженья!
— Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно: «Извините, пожалуйста, не могли бы Вы сказать, который час?»)

— Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

-  Мальчик звонит по телефону другу, чтобы пригласить его в кино, а к телефону подходит его старшая сестра. Как он поступит?

- Мальчик звонит другу и приглашает в гости — поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы друг не обиделся?

- Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому - 10 лет? (Кто вежливее)

- Ты идешь по улице с товарищем. Он остановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе? (Да, нужно тоже поздороваться).

1 ситуация «Ты идешь в гости». Какие советы вы можете дать человеку, идущему в гости?
Прежде чем войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице снег или дождь, отряхни шапку и пальто на лестнице, не входи в комнату, не постучавшись. Если в комнате много гостей, не стремись поздороваться с каждым в отдельности — на это уйдет много времени, и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклониться и сказать: «Здравствуйте!». Не садитесь, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка, уступи ей свое место, а себе принеси другой стул.
2 ситуация «Мы идем в театр». За сколько минут до начала спектакля надо приходить в театр?
Минут за 30, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять место соответственно купленным билетам. Как следует вести себя во время спектакля?
Не рекомендуется очень громко смеяться, хлопать соседа по плечу и показывать пальцем на сцену, топать ногами, т. е. привлекать к себе всеобщее внимание. Если спектакль не вызывает у тебя интереса, это не значит, что он плохой. Не следует выходить из зрительного зала до перерыва. Этим ты незаслуженно можешь обидеть актеров, помешать другим получать наслаждение от просмотра спектакля.

Конкурс 7.  «Волшебные цветы».

- И сейчас я предлагаю вам  "посадить" свои волшебные  цветы вежливости и доброты, чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение.  А вот лепестки ваших ромашек не заполнены. Пусть сейчас расцветут ваши волшебные цветы. Первая команда -  цветок  с лепестками слов приветствия; вторая – слова прощания; третья команда – слова  просьбы и благодарности.

- Много добрых дел ждёт вас, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. Совершайте больше хороших и добрых поступков, потому что их них складывается характер и ваша жизнь.

Посеешь поступок – пожнешь привычку
Посеешь привычку  – пожнешь характер
Посеешь характер   –   пожнешь судьбу.
 
— Наш конкурс подошел к концу, просим уважаемое жюри подвести окончательные итоги. А для вас, ребята, звучит песня «Волшебные слова».
Оглашаются окончательные итоги конкурса, награждаются победители.

- Дорогие ребята! Наш турнир окончен, но хочется верить, что всегда будут среди вас настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые  и благородные!

Этикет – не этикетка
И не новенький костюм,
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.

- Спасибо, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие "Хорошие манеры в картинках и примерах"

Данное мероприятие поможет вспомнить правила хорошего поведения и  вежливые слова в игровой форме....

Презентация. "Безупречные манеры или застольный этикет"

При изучении темы "Культура поведения за столом", на уроках технологии в 5 классе, эта презентация поможет закрепить полученные знания на практике....

Работа над техникой и манерой исполнения движений с целью развития артистичности обучающихся.

Открытый урок народного танца в хореографическом ансамбле «Калинка»    Цели: Помочь учащимся овладеть приемами самовыражения в танце и хорошей техникой выполнения упражнений у палки и н...

Обучение народной манере пения в детской школе искусств.

Развитие музыкальных способностей  детей младшего школьного возраста.  Методика работы по обучению детей народному пению.Заключение....

Турнир вежливости "Этикет, или просто хорошие манеры"

Классный час проводится в необычной форме - турнир....

Дистанционный урок русского родного языка. Урок хороших манер. Манера речи-этика и этикет.

Отдыхаем и учимся! Предложен к просмотру веселый видеоурок хороших манер....