Турнир вежливости "Этикет, или просто хорошие манеры"
классный час (5 класс) на тему

Зуева Надежда Владимировна

Классный час проводится в необычной форме - турнир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час364.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ  МКК «ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ МО РФ»

«УТВЕРЖДАЮ»

заместитель начальника

ФГКОУ МКК ПВ МО РФ

____________ Н. А. Макшакова

«__»__________________ 2013 г.

Классный час

Турнир вежливости

«Этикет или просто хорошие манеры»

Н. В. Зуева

воспитатель учебного курса 5-х классов

Москва 2013 г.

Тема: Турнир вежливости «Этикет или просто хорошие манеры»

Методическая характеристика темы: успех в жизни, удовлетворенность, уверенность в себе зависит от многих факторов. К ним, безусловно, можно отнести умение человека вести себя в обществе, т.е. знание этикета.

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему не бывает никогда скучно.

Использование современных педагогических технологий:

  • Технология воспитания в условиях коллективной творческой деятельности.
  • Технология педагогика сотрудничества

Цель: привитие воспитанницам потребности культурного поведения.

Задачи:

1) дать понятие об этикете;

2) раскрыть историю понятия этикет;

3) отработать навыки культурного поведения.

Форма проведения: викторина

Подготовительная работа:

1) подготовить сценарий мероприятия, мультимедийную  презентацию;

2) выбрать и подготовить  эксперта, помогающего в проведении мероприятия;

3) работа с членами жюри - подобрать, познакомить с критериями оценки;

4) подбор музыкального сопровождения к игре;

5) продумывается награждение.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, конспект урока.

Оформление: на интерактивную доску вывести название классного часа.

План:

1. Вступительное слово.

2. Основная часть – викторина.

3. Подведение итогов игры. Рефлексия.

4. Заключительное слово.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово.

        Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя понятие “этикет”, как развивалось оно со временем, о правилах поведения в современном обществе.

         Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

        Эксперт: Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого поведения и общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в “Одиссее” Гомера, в памятниках древнерусской литературы, например, в “Поучении” Владимира Мономаха, написанном еще в Х веке.

Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного посещайте... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»

        В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – “этикеток” – и произошло слово “этикет”. Этикет – это свод правил поведения в обществе.

        При Петре I трижды издавали книгу для молодых людей “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. В ней, помимо, азбуки и арифметики, излагались и правила поведения в общественных местах.

Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать. Над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”.

        Этикет сегодняшнего дня далек от этикета Людовика XIV или Петра I. Но часть правил пришла к нам из истории. Прошедшие века стали фильтром, который отсеял незначительные и бесполезные правила и оставил нам только наиболее рациональные из них.

        Ведущий: Сейчас я приглашаю вас на не совсем обычное соревнование – турнир вежливости. Он посвящен правилам этикета в современном обществе.

Представление жюри.

Представление команд.

Правила турнира: всего   будет 5 туров, посвященных различным темам этикета. В каждом туре 5 вопросов с вариантами ответа. Зачитывается вопрос и предлагаются варианты ответа — за выделенное время свой ответ нужно написать на жетончике и сдать жюри.

  1. Основная часть - игра

1 тур  - Речевой этикет

        Эксперт: одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет. Поговорка “Ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость” хоть и не нова, но, как и прежде, очень актуальна.

                Помните в сказке “О мертвой царевне и о семи богатырях”, когда царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. Мы еще не знакомы с человеком, но стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и возраст.

                Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, и интонация.

                Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться.

                Ученый установили, что словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас скромнее – около 4 тысяч слов.

1. Может ли Вы вступить в беседу людей, старших по возрасту?

1. Может, если проявите собственную инициативу.

2. Можете, если в беседу вас вовлекут старшие.

3. Не можете.

2. Как лучше реагировать на комплименты?

1. Скромно поблагодарить.

2. Не благодарить, комплименты благодарность не предполагают.

3. Усомниться в комплименте и вежливо сказать свое мнение собеседнику.

3. В каких случаях собеседнику можно сделать замечание?

1. Это недопустимо.

2. Допустимо в среде сверстников.

3. Допустимо всегда, когда собеседник говорит явную ерунду.

4. Чем лучше блеснуть в обществе: знаниями, успехами, драгоценностями, деньгами?

1. Конечно, драгоценностями.

2. Знаниями и успехами в чем бы то ни было.

3. От подобной попытки лучше вовсе отказаться.

5. Вы входите в т                        5.  Вы зашли в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым вошедший или те, кто находится в помещении?                                                                                        

         1. Кто находится в помещении  2. Тот, кто зашел

2 тур - Танцевальный этикет

        Эксперт: с давних времен люди любили танцевать. Не исчезла эта любовь и в наше время. Особенно танцы популярны среди молодежи. Поэтому, учить танцевать надо с раннего возраста, начиная с народных танцев. Люди, умеющие танцевать, никогда не будут чувствовать себя скованно в компаниях, на вечерах, где принято немного потанцевать под хорошую музыку.

Чтобы красиво танцевать, не обязательно учить все модные движения. Достаточно чувствовать музыку и усвоить основные движения. Еще более важно умение держать себя в танце. В танце, который исполняется с легкой непринужденностью, простые движении выглядят более элегантно, чем замысловатые выкрутасы.

1. Можно ли танцевать девушке с девушкой, а юноше с юношей? 

1. Нет

2. Можно, если тебе не хватает пары

2. Должна ли девушка объяснять партнеру свой отказ потанцевать с ним?

1. Обязательно – чтобы не огорчить его

2. Не должна

3. Может ли девушка после отказа танцевать этот же танец с другим? 

1. Да, надо танцевать с тем, кто нравится

2. Нет, этого не следует делать

  1. 4. Как вести с партнером, если он плохо танцует или вообще не умеет танцевать? 
  2. 1. Высказав претензию, перестать танцевать
  3. 2. Ни в коем случае не отказывать, а поучить его

5. Можно ли прерывать танец на середине?

1. Можно всегда 2.Прервать не имеют права ни молодой человек, ни девушка

2. Нет, такого права

3 тур — Правила поведения за столом

Существует следующая                     Эксперт: существует  легенда – за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: "Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне". Королева ответила: "Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов". И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.

                        Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам может попасться куда менее деликатный сосед по столу.

1. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

1.поднять и продолжать есть.

2. попросить другой прибор.

3. извиниться и попросить подать другой прибор

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и …

1. заправляете за воротник.

2. кладете на колени

3. кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

1. гневно отказаться.

2.отказаться, назвав причину отказа.

3. взять немного, поблагодарив

4. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

1. самые большие.

2. самые маленькие.

3. те, что лежат ближе к вам

5. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

1. в правой руке – вилка, в левой – нож.

2. в правой руке – нож, в левой – вилка

3. по очереди.

4 тур — Правила этикета в одежде

        Эксперт: культуру человека в первую очередь подчеркивает его одежда. Со вкусом подобранная одежда и опрятный вид делают человека уверенным, собранным, энергичным и, в конце концов, более привлекательным для окружающих. Однако та внешняя, поверхностная опрятность платья или парадного костюма, которую мы с удовольствием отмечаем, глядясь в зеркало, - еще далеко не самое главное. Наше тело и все, что на нем надето, всегда должно быть безукоризненно чистым, самая блистательная элегантность парадного костюма рассыплется в прах в тот самый миг, когда из кармана появится грязный носовой платок. Волосы всегда должны быть чистыми и блестеть. Важно не только, чтобы все было чистым, но и подшитым, застегнутым, выутюженным. Обувь всегда следует чистить.

        Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке, и одежда одно из главнейших условий того, насколько хорошее сложиться у человека мнение о вас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф клуба.

1. Всегда ли пальто носят застегнутым?

1. Всегда, таково правило.

2. Необязательно – это зависит от погоды.

3. Совсем необязательно.

2. Чем отличается повседневная одежда девушки от праздничной?

1. Скромностью фасона и умеренностью цвета.

2. Повседневная одежда – брюки.

3. Повседневная одежда темных тонов.

3. Какие украшения предпочтительнее для девушки?

1. Крупные, эффектные.

2. Скромные, неброские.

3.Скромные в сочетании с эффектными, неброскими.

4.Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?

1. Не более 3 цветов

2. Не более 2 цветов

3. Не более 4 цветов

5. Каковы особенности молодежной одежды для дискотеки?

1. Экстравагантность и яркость.

2.Скромность и элегантность.

3.Спортивный покрой, не стесняющий движений.

5 тур — Правила поведения в общественных местах

        Эксперт:  А сейчас я прочитаю Вам стихи наоборот Григория Остера  - русского писателя, сценариста, драматурга, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, создателя жанра «Вредных советов».

Посещайте почаще

Театральный буфет

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова, на тарелках

Шоколадки лежат

И из трубочки можно

Пить молочный коктейль.

Не просите билеты

На балкон и в партер.

А просите билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем

В животе бутерброд.

1. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? 

1. Да. Так быстрее начнется представление.

2. Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний

2. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?

1. Да

2. Нет. Это можно сделать во время антракта или после спектакля.

3. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту?

1. Спиной к сидящим

2. Лицом

4. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?

1. Необходимо сесть на ближайшее свободное место

2. Обязательно занять своё место

5. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?

1. Съесть его, не привлекая внимания

2. Выбросить в урну.

  1. Подведение итогов игры. Рефлексия.
  2. Заключительное слово.

 Подводя итоги нашего классного часа, хотелось б, чтобы каждый из вас знал правила этикета и постоянно сам боролся со своими пороками.

        Спасибо за участие!

Список литературы

  1. Гольдин В. Е. Речь и этикет. Книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1983.-109с.
  2. Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие для вузов / Автор-составитель И. Н. Кузнецов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 431с.
  3. Дереклеева Н. И. Классные часы по теме "Нравственность": 5 класс.- М.: "5 за знания", 2006.- 196с. ("Классному руководителю").
  4. Классные часы: 5 класс / Авт.-сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО, 2010.- 271 с. (Учебный год)
  5. Максимова И. П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы/И.П.Максимова.- Изд.3-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 347с.: (Библиотека учителя)
  6. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.-159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие "Хорошие манеры в картинках и примерах"

Данное мероприятие поможет вспомнить правила хорошего поведения и  вежливые слова в игровой форме....

Игра по теме: Правила хороших манер

Данная игра является аналогом телевизионной версии игры «Своя игра». Вопросы составлены для обобщения знаний по предмету технологии (раздел «Кулинария»; тема «Сервировка стола»).Игра может быть ...

"О воспитанности и хороших манерах "

Данное внеклассное проводиться для детей среднего и старшего звена.Цель мероприятия: воспитывать у обучающихся правила хорошего тона, подвести их к правильному восприятию понятия «воспитанный чел...

Урок английского языка «Хорошие манеры» в 6 классе по программе М.З. Биболетова 5-6 класс «Enjoy English».

Содержит конспект урока, приложения и презентацию к уроку "Хорошие манеры"...

Программа элективного курса "Хорошие манеры"

Цель изучения курса "Хорошие манеры" в школе - создание условий для формирования и развития у учащихся правил этикета, что является своеобразным кодексом хороших манер. Богатому и красивому внутреннем...

Турнир вежливости "Хорошие манеры"

   В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо больше, чем их ровесники несколько лет назад. Они успешно решают логические задачи, бегло читают, но значительно ...

Дистанционный урок русского родного языка. Урок хороших манер. Манера речи-этика и этикет.

Отдыхаем и учимся! Предложен к просмотру веселый видеоурок хороших манер....