классный час ко дню юного героя- антифашиста
классный час (7, 8 класс) на тему

Двойнишникова Надежда Олеговна

классный час построен на разных формах работы: с иллюстрациями, мультфильмом, музыкой, текстом. в конце проводится рефлексия-голосование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 февраля – День юного героя-антифашиста

Тема классного часа: Кто такой Муся Пинкензон?

По материалам книги В. Великанова «Дети-герои». «Интернационал».


Подготовка: расставить парты (5 шт), расставить к ним стулья (по 4-5 шт.). Разбить класс на группы (5 групп) методом цветных фишек. Подготовить листы с номерами на парту (для организации работы).

Цель: демонстрация примеров духовно-нравственного подвига, формирование идейно-нравственных ценностей, развитие коммуникативной компетенции.

Задачи: - поддержка становления активной жизненной позиции школьников;

- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; - создание условий для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Ход занятия:

  1. Вступление 3 м.
  2. Мультфильм 5 м.
  3. Работа в группах 5 м.
  4. Беседа 10 м.
  5. Выводы 5 м.
  6. Итог 2 м.

  1. Вступление. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Олеговна, а как зовут вас, я узнаю в ходе нашего классного часа. Слайд 1. Посмотрите, пожалуйста, на слайды: кто это? (возможные ответы Супергерои и т.д.). А почему они герои? (они спасают мир, имеют суперспособности и т.п.). А это кто? (Джеймс Бонд, тоже герой телеэукранов, многие стараются ему подражать) . А это ? (Богатый, успешный – тоже герой глянцевых журналов и светской хроники, герой реклам) А это кто? Давайте познакомлю – Муся Пинкензон, ему 12 лет. А кто такой Муся Пинкезон? Ответ на этот вопрос и станет темой нашего классного часа. Слайд 2. 

  1. Мультфильм. Давайте посмотрим мультфильм, посвященный подвигу Муси Пинкензона. Как бы вы ответили на вопрос: «Кто такой Муся Пинкензон?» (ответы детей). Перед вами было художественное или документальное произведение? (в чем отличие? )

  1. Работа в группах. Я предлагаю вам познакомиться с его короткой жизнью самостоятельно и самим сделать вывод, в чём состоит подвиг Муси. (даём группам информацию-пазлы – восстановить, изучить, подготовиться рассказать другим)

  1. Беседа. Что вы можете сказать об этом периоде жизни Муси? Какие качества были в нём заложены в этот период? Что вы можете сказать о родителях Муси? Какие качества они передали сыну? (ответы детей)

  1. Выводы. Как вы думаете, случайно, Мусик выбрал именно эту песню? Почему она привела врагов в бешенство? Сейчас вы услышите мелодию «Интернационала». Вслушайтесь в музыку, слова и попытайтесь найти ответ на эти вопросы. Слайд 3. А ведь в то время это был гимн Советского Союза. В каких случаях играет гимн? Что хотел сказать своей музыкой Мусик? (ответы детей) 

Он не закрыл грудью амбразуру дзота. Не бросился со связкой гранат под гусеницы вражеского танка. У него в руках была скрипка, и она поразила врага в самое сердце мелодией «Интернационала». Именно поэтому его имя стало символом бесстрашия для маленьких граждан нашей страны.

Нет, наверное, однозначного определения того, что такое подвиг. В понимании тех, чье сознание сформировано блокбастерами, подвиг – это когда герой убивает с одного выстрела десяток врагов и побеждает целую диктаторскую армию. Для кого-то подвигом сегодня кажутся сколоченные миллиардные состояния или победы в телешоу…

Кто-то, воспитанный на советских книгах о войне, вспомнит Мересьева, Покрышкина, Кожедуба, Матросова…

Вспомнятся, конечно, покорители Эвереста, герои космоса, полярники…

Но есть подвиги иного рода. Подвиги, совершенные людьми абсолютно мирными, не державшими в руках оружия, и ни убившими ни одного захватчика.

Такие подвиги сегодня воспринимаются с недоверием, ибо стойкость и сила духа – не те качества, что присущи большинству наших современников.

Я не знаю, успел ли в своей жизни простой еврейский мальчик из Бессарабии услышать своё полное имя – Абрам Владимирович. Вместо этого большого и солидного имени звали его просто Мусей. Муся Пинкензон, мальчишка из семьи потомственных врачей. Кто его знает, какая стезя ждала Мусю – может, стал бы он врачом, как отец, или прославился, как скрипач. Однако война решила иначе. У Муси Пинкензона не было ничего, чтобы дать бой своим убийцам. Ничего, кроме скрипки.

  1. Итог.  Один журналист сказал про него так: «Муся Пинкензон был не герой, взрывающий поезда, а просто мальчик, расстрелянный за то, что сыграл немцам «Интернационал».  Вы согласны?

Пусть каждый из вас, кто считает Мусю Пинкензона героем, возьмёт в руки рисунок-скрипку, и наклеит её на наш ватман. Спасибо за работу! Надеюсь, мелодия бесстрашной скрипки двенадцатилетнего пионера-героя музыканта из молдавского города Бельцы — Мусика Пинкензона запомнится вам и поможет.

До войны.


Как-то на прогулке с отцом 4-хлетний Мусик в одном из окон дома услышал скрипку. Невидимый скрипач играл пьесу Паганини.
Мусик остановился и застыл. Музыка словно зачаровала его.
Владимир Борисович посмотрел на сына и увидел, как губы его повторяли услышанную мелодию.
Потом, дома, Мусик разыскал во дворе две палочки и стал «наигрывать» на палочках запомнившуюся мелодию, напевая ее. За этим занятием и застала его мать.

Вечером, когда Владимир Борисович пришел из больницы, она все ему рассказала.

Он подозвал к себе Мусика.
— Купить тебе скрипку, сынок? Будешь играть?
— Буду, буду! — радостно запрыгал Мусик.

И вот первый урок…
Учитель музыки, маэстро Эккельринг, увидел в своем маленьком ученике очень одаренного ребенка и уделял ему много внимания…
Пяти лет Мусик впервые выступил в концерте, и в газете города Бельцы отметили игру пятилетнего вундеркинда…

Моцарт… Сколько сил было затрачено, пока он вместе с маэстро разучил его Второй концерт. Как он мечтал сыграть эту интереснейшую вещь на олимпиаде в Кишиневе. Всю ночь перед выступлением Мусик провел без сна, у открытого окна гостиницы, где остановилась делегация бельцких школьников. Рядом, на столике, отдыхала скрипка, уставшая, как и ее хозяин после трудных, но радостных часов репетиций.

Но сыграть моцартовский концерт Мусику не удалось. 22 июня 1941 года не состоялось торжественное открытие первой республиканской олимпиады художественной самодеятельности школьников Молдавии. В то утро пришла война.

Война.

Всё чаще и чаще гудели фашистские самолёты над Бельцами. Где-то рядом шли ожесточённые бои. Из города надо было уезжать. Отец получил направление в военный госпиталь врачом.

Они торопливо шагали по улицам города, Мусик еле-еле поспевал за отцом.

На вокзале они с трудом втиснулись в переполненную теплушку, на которой мелом было выведено: «До Усть-Лабинской».
Поезд ушел поздно ночью…

 Вторую неделю они в пути. Сколько еще ехать — неизвестно, а поезд все идет и идет… идет медленно, с перебоями, останавливаясь по нескольку раз в день. А навстречу им проносятся военные эшелоны, из теплушек глядят красноармейцы, на платформах замаскированные танки, орудия…

На одной из станций во время длительной стоянки Мусик подошел к двери теплушки, чтобы подышать свежим воздухом — в теплушке было душно.
Мальчик сделал несколько шагов, и ноги его подкосились.
— Мама, дай скрипку… Я поиграю…

 Мусик взял скрипку, дотронулся смычком до струн. Смычок прошелся по струнам, и скрипка ответила легким неуверенным звуком. Пересилив слабость, Мусик снова поднял руку со смычком и коснулся струн. Скрипка запела.

Ее звуки привлекли внимание пассажиров в теплушке и на перроне станции.
Люди останавливались, смотрели на маленького музыканта и слушали. Они словно забыли, что позади была трудная дорога и что впереди еще неизвестно, сколько ехать, и неизвестно, что ожидает на новом месте.

Люди слушали музыку, и она уводила их из теплушки, с перрона станции куда-то в иной мир, в их светлую и радостную жизнь, о которой они теперь только могли вспоминать.
Все кругом говорило о войне, о большом несчастье, которое обрушилось на их родину, а музыка пела о том, что счастье будет, будет…
Мусик играл, и звуки лились легко и свободно. Вот последний взмах смычка, и звуки повисли в воздухе, словно застыли. Застыли и слушатели.

Мусик закончил играть. Никто не расходился. Все молчали. Каждый думал о своем: о том, что где-то далеко идут бои и чей-то отец или сын борется с гитлеровскими захватчиками, отдает свою жизнь, чтоб вновь вернуть свободу своей родине. — Мальчик, мальчик! — послышался голос.

Мусик обернулся — солдат из соседнего воинского эшелона махал ему рукой и звал к себе. — Пусть малец сыграет нам…

 Мусик спрыгнул на перрон и подошел вместе с солдатом к воинскому эшелону.

Около одного из вагонов стояли полукругом красноармейцы и ждали.
— Сыграй, мальчик! На фронт едем!..
И Мусик заиграл. Скрипка то пела о девушке Сулико, то о широком полюшке-поле, то о веселом ветре.

Внезапно отрывистый гудок паровоза заглушил мелодию скрипки.
— По вагонам! — раздалась команда.
— Живи, малец! Играй! — бросил на ходу солдат и сунул мальчику буханку хлеба и кусок сахара.

Мусик глядел вслед уходящему эшелону. Вот последний вагон скрылся за кирпичным зданием станции, увозя солдат на войну.
«Возвращайтесь скорее, — подумал Мусик, — и обязательно с победой!»

Эвакуация

На двадцатый день поезд с эвакуированными остановился на станции Усть-Лабинская.

Феня Моисеевна на новом месте стала разбирать свое хозяйство и устраиваться, а Владимир Борисович Пинкензон сразу же тем же вечером пошел в госпиталь. И стал работать в станичной больнице хирургом. Все говорили, что он хороший человек, прямо оказать, безотказный. В ночь-полночь приходи — примет. Все его знали в станице. Кому язву желудка вылечил, кому аппендицит. А сколько мальчишек через его руки прошло! Не счесть! Один на бутылочное стекло напоролся, другого ногу сломать угораздило, третий рогаткой добаловался. А скольких раненых на ноги поставил и не счесть.

Был сентябрь месяц, и Мусик пошёл учиться в пятом классе местной школы.
Когда Мусик вошел в свой класс, ребята весело закричали:
— Галина Васильевна, это Мусик Пинкензон! Он из Молдавии приехал. У него папа работает в госпитале, где мы выступали.
— Тише, ребята! Мы сейчас познакомимся,— она ласково посмотрела на нового ученика. — Проходи, Мусик, садись. Не стесняйся. Проходи. Ребята у нас дружные, не обидят.

Вечером ребята принарядились и, собравшись в школе все вместе, отправились в госпиталь к раненым.
В сопровождении медсестры они вошли в палату.
Раненые собирались на концерт охотно. Они размещались на койках друг у друга, приносили, кто мог, табуретки.
Когда все расселись, вышла ведущая концерта и объявила первый номер:
— Дорогие товарищи раненые, защитники нашей Родины! Начинаем концерт пионеров нашей школы. Выступает Муся Пинкензон. Он приехал со своими родителями из Молдавии. Его папа работает врачом-хирургом в этом госпитале.
Вышел Муся и стал играть и петь. Песня сменялась песней, а раненые просили еще и еще.

Вместе с ребятами Муся переходил из одной палаты в другую, и концерт продолжался до позднего вечера. Усталые и довольные, ребята расходились по домам.

Так началась новая жизнь. В школе Мусик проводил целые дни, а под вечер он шел в госпиталь, где допоздна играл раненым Чайковского, Паганини, «Катюшу» и «Сулико»…

Владимир Борисович все дни пропадал в госпитале. Он никак не мог выбраться домой, чтобы повидаться с семьей.

Однажды он пришел поздно и попросил Мусика срочно пойти с ним в госпиталь.
— Понимаешь, сынок, ты мне должен помочь! Сегодня привезли к нам тяжелораненого летчика. Он все время кричит от диких болей. Поиграй ему.
Когда Мусик вошел с отцом в палату, летчик стонал. Стоявшая рядом с ним медсестра старалась его успокоить, но летчик не слышал ее уговоров.
Мусик тронул смычком струны, и раненый летчик обернулся в сторону звуков, удивленно посмотрел на появившегося в палате скрипача и затих.

Мелодия сменялась мелодией. Мусик играл, а раненый лежал и слушал.
Когда мальчик кончил играть, летчик подозвал его к себе и сказал:
— Спасибо, сынок. Я потерплю. Я буду жить! Я обязательно буду жить, и буду бить фашистов…

При фашистах

Фронт приблизился к станице Усть-Лабинской.
Осень 1942 года была для советской армии тяжёлым временем. Немцы стремительно развивали наступление, и госпиталь, где трудился военврач Пинкензон, готовили к эвакуации.
Однако прорыв немцев был столь стремителен, что многие жители не успели никуда выехать.
Пришли фашисты. Сразу приказов на заборах понаклеивали: большевикам, дескать, комиссарам и командирам явиться на сборные пункты, евреям — на регистрацию. Много еще всякого понаписывали: больше трех человек не собираться, после десяти часов на улицах не появляться. И что ни приказ — все словом «расстрел» кончается.
Ну и, конечно, началось. Что ни день, только и видишь: то одного, то другого в гестапо волокут. По станице пальба идет. Уцепится баба за своего гуся, не дает мародеру, а тот чесанул иа автомата и пошел. Да что там! Один мальчонка змея из их листовки склеил, так и мальчонку, и мамашу на месте убили.

Среди оставшихся в станице семей была и семья Пинкензонов, Владимир Пинкензон оставался со своими пациентами.

Когда солдаты вошли в палату, Владимир Борисович делал операцию раненому советскому солддату.
Офицер, говоря по-русски, бросил:
— Прекратите операцию, доктор. Все равно мы расстреляем вашего пациента. У нас много своих раненых, и они нуждаются в вашей помощи.
— Я не могу приостановить операцию,— ответил хирург,— и прошу вас выйти из палаты…
— И все-таки я советую вам хорошенько подумать. Это может сохранить вам жизнь.
— Нет!..

Офицер дал знак солдатам, они подскочили к Владимиру Борисовичу и оторвали его от операционного стола.
— Даю вам на обдумку сутки.— Офицер достал пистолет и выстрелил в раненого, лежащего на операционном столе.

Владимир Борисович вздрогнул и двинулся к офицеру.
Фашист навел пистолет на хирурга, но остановился…
— Вас я еще успею пристрелить, — бросил он Пинкензону и, кивнув солдатам следовать за ним, вышел из палаты.

Владимир Борисович постоял немного и пошел, не снимая халата, домой.

За Владимиром Борисовичем пришли на другой день. Офицер повторил свой вопрос.
— Мне нечего обдумывать, — ответил Владимир Борисович и пошел к выходу.

Его отвели к зданию бани, где немцы держали всех арестованных.
Говорили, что водили доктора в штаб и требовали, чтоб он их немецких солдат. Грозили ему расстрелом, но Владимир Борисович был непоколебим и отказался. «Не буду,— говорит,— у вас доктора есть.А у меня своих больных полно».

Тогда его стали выгонять вместе со всеми арестованными на работы — рыть окопы. Когда он возвращался с работ, офицер снова вызывал Пинкензона и снова предлагал работать в госпитале, но Пинкензон уже ничего не отвечал, лишь только отрицательно кивал головой на предложение гитлеровца.

Вскоре арестовали Феню Моисеевну, Мусика.

Когда их ввели в комнату, где помещались арестованные, Владимир Борисович мог только сказать: «Я не мог, Феня, согласиться работать на них как врач!»

Подвиг

Для того чтобы запугать население станицы, фашисты решили учинить расправу над арестованными. В числе приговоренных к смерти была и семья Пинкензонов.
Согнали жителей. На берегу реки помост стоит, железные ограды перед глубоким рвом. Вокруг фашисты расхаживают, зубы скалят.

Арестованных вывели на берег Кубани.

— Господин офицер…— Владимир Борисович шагнул вперед к офицеру. — Пощадите сына, он… — пуля оборвала его просьбу.
Мать бросилась к отцу, но автоматная очередь настигла и ее.

В этот момент на офицера, который стоял на помосте двинулась маленькая фигурка Муси. В руках он держал скрипку.

Срывающимся от волнения голосом, мальчик проговорил по-немецки:
— Разрешите… мне… перед смертью… сыграть мою любимую… песню…

Офицер навел на мальчика дуло пистолета.
Но, Муся повторил свою просьбу.

 Офицер с любопытством поглядел на мальчика и махнул солдатам, чтобы они опустили автоматы.
— Играй!.. Играй! Понравится — будешь жить!

Муся положил футляр на помост, не торопясь открыл его, и достал свою маленькую скрипку. Он бережно прижал ее к подбородку, смычок взвился и заскользил по струнам. Муся взял первую ноту, а у самого губы дрожат. Сначала неуверенно, но вот мелодия вырвалась и поплыла над Кубанью.

По началу никто не догадался, что он играет. А как несколько раз по струнам прошел, поняли: «Интернационал».

Фашиста аж передернуло.
— «Свинья! Щенок!» — завопил он и бросился к мальчику.
Муся, не отрывая взгляда от людей, всё играл. Всё увереннее и громче звучало: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов»…
Фашистский офицер оцепенел от ярости.
— Перестань! — орал он, потрясая перед скрипачом пистолетом.

Но Муся не обращал на него внимания, он торопился. Надо еще успеть, еще немного…
Оберст выхватил пистолет и выстрелил в мальчика. Тот покачнулся, но продолжал стоять. Оберст выстрелил еще раз.

Муся опустился на колени, все еще держа в руках скрипку и пытаясь доиграть оборванную мелодию песни.
Раздалась автоматная очередь. Смычок выскользнул из его рук и Муся упал, скрипка скатилась с помоста.
Увидев гибель мальчика, стоявшие перед фашистскими палачами, арестованные люди подхватили эту песню. Сначала чуть слышно, потом все громче зазвучал «Интернационал» и мелодия продолжала звучать над рекой. Разъяренные гитлеровцы бросились на арестованных людей. Поднялась стрельба… Но приговорённые к смерти продолжали петь, пока последний из них не упал, пробитый пулей.

Но тут песню подхватили станичники. Немцы в бешенстве принялись разгонять местных жителей, ставших свидетелями их поражения.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

08.02.16 Тема классного часа : День юного героя – антифашиста Кто такой Муся Пинкензон ?

Слайд 3

Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущённый И смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим, Кто был ничем - тот станет всем! Припев: Это есть наш последний И решительный бой. С Интернационалом Воспрянет род людской!

Слайд 4

08.02.16 Тема классного часа : День юного героя – антифашиста Кто такой Муся Пинкензон ?



Предварительный просмотр:

C:\Users\Луиза Александровна\Pictures\Gerald-G-Violin-2.png

C:\Users\Луиза Александровна\Pictures\Gerald-G-Violin-2.png

C:\Users\Луиза Александровна\Pictures\Gerald-G-Violin-2.png

C:\Users\Луиза Александровна\Pictures\Gerald-G-Violin-2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час посвященный Дню памяти юного героя антифашиста

Классный час посвящен героям антифашистам....

Классный час посвященный Дню памяти юного героя антифашиста

Классный час посвящен героям антифашистам....

Открытый классный час День юного героя антифашиста 8 февраля

сценарий открытого мероприятия День бного героя антифашиста-8 февраля...

Коллективный классный час, посвященный Дню юного героя - антифашиста

В ходе этого мероприятия учащиеся знакомятся с историей возникновения этого дня, узнают о пионерах - героях, отдавших свою жизнь в борьбе против фашизма....

Классный час «День юного героя антифашиста»

Мероприятие посвящено детям, которые сражались на войне вместе с взрослыми....

Классный час посвящён дню памяти юного героя-антифашиста.

Мальчишкам и девчонкам всех стран мира, тем, кто боролся и умирал за свободу и счастье людей, посвящается день 8 февраля. Их много погибло в борьбе. Имена у них разные, но старшие дали им общее имя...

Сценарий классного часа "Юные герои -антифашисты"

Показать мужество детей в годы Великой Отечественой войны....