Информационный час: "Ямал в годы Великой Отечественной Войны"
материал (10 класс) на тему

Окотэтто Вера Владимировна

Формирование представлений о героическом подвиге советского народа в борьбе с фашистской Германией (на примере ЯНАО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационный час

«Ямальцы на войне»

(Ямал в годы Великой Отечественной войны)

Цель – формирование представлений о героическом подвиге советского народа в борьбе с фашистской Германией (на примере ЯНАО).

План

  1. Организационный момент (5 минут), постановка цели, формирование мотивации.
  2. Основное содержание (20 минут), рассказ, показ презентации.
  3. Ответы воспитанников на вопросы по содержанию (10 минут).
  4. Творческое задание (25 минут).

Содержание

В 1930-е годы Салехард стал столицей округа, его промышленным и культурным центром. В 1941 г. Педагогическое училище выпускало четвертое поколение северного учительства. Жизнь шла своим чередом. И вдруг – весть о войне.

В ночь с 21 на 22 июня 1941 года в Салехардской школе №1 в самом разгаре был выпускной бал. Играл духовой оркестр, юноши и девушки готовились к вступлению во взрослую жизнь. Ведь впереди их ждет так много интересного! Но уже произошло то ужасное, что уничтожит все их надежды. Всем классом они подадут заявление о добровольном вступлении в ряды Красной Армии и отправке на фронт.

Война нарушила течение мирной жизни.

23 июня на общегородской митинг на площади около Дома Ненца собралось свыше 4 тысяч человек. С гневом и возмущением говорили выходящие на трибуну о разбойничьем нападении гитлеровцев на нашу страну. Каждый из выступающих и присутствующих был готов немедленно идти защищать Родину с оружием в руках.

В военкомат потоком шли письма, телеграммы, заявления от жителей города и округа, и в них только одна просьба – отправить на фронт. Вот, например, что писал работник Салехардского совхоза А.И. Плеханов: «Прошу дать мне возможность одним из первых отправиться на фронт. В 1919 г., находясь в рядах доблестной Красной Армии, громил колчаковцев. Сейчас мне 43 года, но я полон сил и с честью использую доверенное мне оружие. Очень прошу не отказать мне в просьбе».

Первые проводы мобилизованных состоялись вечером 13 июля. Был митинг на площади около Дома ненца, оркестр играл «Интернационал». Мобилизованные на пароходе тронулись в путь. Уже в конце ноября 1941 года в город пришла первая похоронка в дом Дмитрия Дмитриевича Булыгина. До войны работал учителем Салехардской начальной школы, в своей карьере дошел до должности инспектора школ при ОКРОНО. 16 июля 1941 года ушел добровольцем на фронт, погиб 22 ноября 1941 г. на Украине. Весть о похоронке быстро распространилась по всему городу. Жители потянулись на ул. Мирюгина, где жили Булыгины.

Сотни ненцев, ханты уходили на фронт с оружием в руках защищать свою родину. С верой в Победу над врагом уходили на фронт бойцы Заполярья. В борьбе с оккупантами наши воины показали себя замечательными стрелками и следопытами. Умение ориентироваться в любой обстановке сделали их отличными разведчиками, снайперами.

Газета «Нарьяна Нгэрм» от 3 апреля 1943 года рассказывала о нашем земляке Михаиле Тэсида. «Тэсида! Эта фамилия часто с большим уважением произносится бойцами и командирами нашей части. Кто он такой? Это ненец из далекой Гыды, воспитанник Омской комсомольской организации. Тэсида – бесстрашный пулеметчик. Недавно на нем сменили третью шинель, потому что она была изрешечена пулями немцев. Каска его тоже испещрена царапинами от пуль. Теперь он стал членом партии и командиром пулеметного взвода. В 400 метрах от них – немецкая сторона. На боевом счету у него количество убитых гитлеровцев перевалило за вторую сотню».

Многие жители Севера никогда не выезжавшие за пределы своего района прошли с боями Европу. Они защищали Ленинград, Москву, Сталинград, освобождали Украину и Белоруссию, Румынию и Венгрию, участвовали в битвах на Дунае, во взятии Праги и Берлина.

Некоторые бойцы Ямальского округа воевали на фронте с оленьими упряжками. Незаменимые на некоторых участках фронта ездовые качества северных оленей особенно проявились в Великой Отечественной войне. Перевозка снаряжения и продовольствия на Кольском полуострове велась в основном оленьим транспортом. Оленеводы помогали вывозить раненых, разыскивать летчиков и самолеты при вынужденных посадках, доставляли на фронт боеприпасы.

В округе была проведена огромная работа по мобилизации в армию военнообязанных и отправке их на фронт. Окружной военный комиссар т. Коршунов подписал 25 ноября 1941 г. письмо, адресованное председателю государственного комитета обороны т. Сталину с просьбой разрешить сформировать в г. Салехарде отряд добровольце из бойцов и командиров для скорейшей отправки их на фронт. Для выполнения этой задачи предлагалось отправить отряд на лыжах кратчайшим путем к ближайшей железно-дорожной станции Лек – Воркута (170 км.)

17 сентября 1941 г. было опубликовано Постановление Совнаркома СССР о всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР. «Каждый гражданин Союза ССР, способный носить оружие, должен обучаться военному делу, чтобы быть подготовленным с оружием в руках защищать свою землю, свою Родину», — говорилось в постановлении.

Сибирь также превратилась в гигантскую школу по подготовке резервов для Красной Армии. Мобилизованные, прибывшие в регулярные части, уже не были новичками, т.к. проходили обучение в тыловых батальонах всевобуча. Вот пример одного заявления с просьбой о зачислении в эту дружину.

«Заявление директора Салехардской научно-исследовательской ветеринарной станции А.Г. Ревнивых в Салехардский горисполком о зачислении в дружину тылового ополчения. Я хорошо понимаю, что в борьбе с фашизмом дело наше правое, что победа над фашизмом славным советским народом будет одержана при непосредственном участии в этом деле всех граждан Союза, что это непосредственное участие должно быть как на фронте, так и в тылу. Находясь в научно-исследовательской работе, я в любую минуту готов сменить микроскоп на винтовку и принять участие в уничтожении кровожадных выродков рода человеческого – фашистов. Прошу городской совет народных депутатов трудящихся зачислить меня в дружину тылового ополчения. Ревнывых. 11 июля 1941 г.»

Под символом знамени батальона всеобуча в здании Салехардской патриотической организации ОСОАВИАХИМа жители округа готовились к защите Родины от немецко-фашистских захватчиков, изучая военное дело, приобретая необходимые боевые навыки. Первый батальон всевобуча отбыл на фронт в июне 1942 года, а уже в сентябре вступил в боевые действия на Северо-Кавказском фронте вполне подготовленным. Салехардцы показали себя в действующей боевой обстановке достойными воинами Салехардского батальона всевобуча в составе 6-й гвардейской бригады.

Из отчётного доклада Ямало-Ненецкого ОК ВКП(б) от 6 февраля 1945 года.

«ОСОВИАХИМ за годы войны принял более пяти тысяч членов и совместно с военным комиссариатом обучил военному делу в системе всеобуча по 110-часовой программе более семи тысяч человек. Подготовлено: «Ворошиловских стрелков» около четырёх тысяч человек, обучено населения к ПВХО около 15 тысяч человек. Подготовлено для Красной Армии автоматчиков – 53, пулемётчиков – 405, миномётчиков – 185, истребителей танков и бронебойщиков – 43, шофёров – 19, связистов – 75.

Организациями Красного Креста в годы войны принято новых членов – 1460 человек и подготовлено для Красной армии 110 медсестёр, 107 санинструкторов, 180 сандружинниц и 5650 человек значкистов ГСО».

Бойцы, призванные в армию из нашего округа сражались мужественно. Так более ста воспитанников и преподавателей Салехардского педучилища защищали с оружием в руках независимость нашей Родины, большинство из них награждены орденами и медалями. 27 человек погибли смертью храбрых, среди них выпускник училища 1942 года Анатолий Михайлович Зверев, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

С сентября месяца 1941 г. стал участником Великой Отечественной Деомид Кузьмич Артеев. Он проводил большую воспитательную работу среди личного состава своего подразделения, был агитатором батальона, имел три ранения, награжден медалью «За победу над Германией». После войны работал на партийной работе в Салехарде. Умер в 1971 году.

Леонид Филимонович Киселев в 1938 году закончил Салехардское педучилище. Работал учителем и директором школы в Гыде. После окончания военного училища сразу в бой. В дальнейшем стал командиром взвода, затем командиром минометной батареи. Погиб 18 марта 1943 года вместе со связным, выполняя боевую задачу.

Храбро сражался с врагом наш земляк Михаил Иванович Рускаламов (родился в Лабытнангах). В 1937 году он приехал в Салехард, закончил отлично двухгодичную политпросветшколу. С 1939 года в рядах Красной Армии. На фронт попал в сентябре 1941 года. Участник боев за Ленинград, воевал под Смоленском. В 1943 г. был награжден орденом Красного знамени. В 1944 г. получил звание старшего сержанта и был награжден орденом Славы 3-ей степени. Погиб.

Айза Хабибулин, призванный в армию в 1941 году, воевал под Москвой. Погиб на Волховском фронте в 1942 г.

Федор Константинович Того родился в семье ненца в поселке Халась-Пугор Приуральского района в 1925 году. Свою трудовую деятельность начал в 15 лет рыбаком, охотником, затем мотористом на Пуйковском рыбзаводе. Ушел на фронт в 1943 году и до 1948 не расставался с военной формой. Здесь же на фронте вступил в ряды Коммунистической партии и до конца своей жизни служил ее делу. Награжден боевыми наградами Советского Союза.

Есть в Салехарде памятник Тихону Даниловичу Сенькину, имеется и улица, носящая его имя. Всем, кто интересуется историей нашего края, известна биография этого деятеля революционных времён. Он погиб в 1921 году во время так называемого кулацко-эсеровского мятежа. Марфа Ефимовна Сенькина, жена Тихона Даниловича, осталась одна с четырьмя детьми. Как писала В. Старцева в газете «Красный Север» 21 января 1967 года, старший сын Владимир закончил торговую школу и стал заготовителем. Яков свой трудовой путь рабочим экспедиции, Петр работал в госбанке, Тихон в совхозе. В Салехарде жила и сестра Марфы Ефимовны – Варвара Ефимовна Чупрова, муж которой, Иван Яковлевич был председателем рабочего союза. У Варвары Ефимовны рос сын Вадим. Обе женщины много сил отдавали общественной деятельности, участвовали в ликвидации неграмотности на Севере.

Июнь 1941 года нарушил трудовой уклад жизни семьи Сенькиных. Идет на фронт Владимир. В первые же дни войны пришел в военкомат Яков и попросил направить его в действующую армию. Тихон еще в 1939 году ушел в Красную Армию, учился в полковой школе. Полученные знания пригодились для борьбы с фашистами.

В июле Марфа Ефимовна провожает на фронт последнего сына – Петра. «Иду на помощь братьям», — пишет он 13 июля в газету «Красный Север». «Будь, дорогой сын, достойным своего отца», — напутствует его Марфа Ефимовна. В августе ушел на фронт добровольцем Вадим Чупров.

Память о своих геройски погибших отцах и материнские напутствия определили фронтовой путь четырех братьев Сенькиных и Вадима Чупрова. В тяжелые для Родины дни они крепко держали в руках и были беспощадны к врагу, который покушался на то святое, за что отдали жизнь их отцы. А на далекий Север летели письма к матери, полные сыновней заботы и уверенности в победе.

В 1942 году под Ленинградом смертью храбрых пал танкист Владимир Тихонович Сенькин, старший сын Марфы Ефимовны. Горечь утраты, тревога за остальных детей не оставляла ее все эти годы.

На Ленинградском фронте, где погиб Владимир, сражался Яков Тихонович Сенькин. Он отомстил за брата. За мужество и отвагу был награжден орденом Славы. Праздник Победы Яков встречал уже с тремя боевыми наградами. До конца войны воевал и рядовой Петр Тихонович Сенькин. Он тоже был награжден орденом Славы.

Тихона Сенькина война застала в Риге, где он служил после окончания полковой школы. Отступление, героическая оборона Москвы и через четыре года – снова Рига, которую теперь с боями Тихон и его боевые товарищи освобождали от врагов. В Тукуме, местечке под Ригой, в 2 часа ночи они узнали о капитуляции гитлеровской Германии. Но за один час до получения этой радостной вести Тихон Тихонович Сенькин был ранен. Госпиталь, выздоровление, и 1 января 1946 года он вернулся в Салехард. На груди его сияли медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Так закончились фронтовые пути братьев Владимира, Якова, Петра и Тихона Сенькиных. Их двоюродный брат Вадим Иванович Чупров с первых дней войны сражался на Калининградском фронте. Он погиб в августе 1944 года в деревне Глухаревка Калининской области, там и похоронен возле школы.

Тысячи женщин хотели принять личное участие в борьбе Красной Армии с фашистами. Они усиленно овладевали медицинскими знаниями, чтобы спасать жизнь раненых бойцов. Были открыты курсы медсестер при окружном отделе здравоохранения. Из Ямало-Ненецкого округа ушли на фронт Великой Отечественной войны почти 500 женщин. Многие из них отдали свою жизнь за Родину.

Галина Губина после окончания медицинских курсов ушла на фронт. Была санинструктором. Погибла в 1943 г.

Татьяна Дьячкова – медсестра Салехардского народного ополчения. В 1942 году закончила курсы медсестер и добровольцем ушла на фронт. Коммунистка Татьяна Дьячкова усердно работала на поле боя, под вражеским огнем оказывала помощь раненым. Дорогами войны дошла до Берлина. За проявленную отвагу была награждена несколькими правительственными наградами.

Марина Петровна Хатанзеева была призвана на фронт из пос. Яр-Сале Ямальского района весной 1942 года и направлена на Сталинградский фронт. Затем на 2-й Белорусский фронт в должности радиотелеграфиста. Прослужила в армии до октября 1945 года. После демобилизации приехала в свое родное Заполярье. Последнее время живет в Салехарде.

Анна Васильевна Филиппова после окончания медицинских курсов ушла на фронт медсестрой. Погибла в 1943 году.

В 1943 году ушла на фронт 16-летней девушкой и Агафья Степановна Хатанзеева.

Елизавета Ивановна Хабарова была призвана в Красную Армию в 1943 году из пос. Ныда. Прослужила до июня 1945 года телефонистом-связистом. Была участницей боев за Курск, Воронеж, Киев. После демобилизации вернулась в родной поселок.

Анна Антоновна Мартемьянова в мае 1943 года пришла в военкомат с просьбой отправить на фронт (в то время Анна училась в педагогическом училище). Была направлена в Омское интендантское училище на курсы поваров. После окончания училища направлена на фронт и зачислена в 86-й гвардейский полк. Победу застала в Берлине.

Лозунг «Все для фронта, все для победы!» во время войны стал девизом для всех, кто оставался в тылу. Ему подчинялось все: работа, учеба, сама жизнь. Оставшиеся в тылу проявляли исключительную заботу о фронтовиках. Беспрерывным потоком шли из округа подарки бойцам. Всего за время войны коллективами отправлено бойцам 3340 посылок, кроме того, сдано в фонд обороны более ста тысяч шкур, мехов, валенок, полушубков, шапок, шерстяных носков, меховых одежд, одеял и других вещей. В фонд обороны жители округа внесли деньгами и облигациями 29 млн. рублей.

Известно, что для ненцев самое дорогое – олень, и только в крайнем случае он расстается с ним. Во время войны ненцы передали в фонд обороны много собственных оленей (около 600 оленей).

Помощь населения округа фронту проявлялась не только в заботе о своих воинах. «Все для фронта, все для победы!» – было девизом всех жителей, женщин, стариков, детей. Все они с предельным напряжением сил работали в тылу.

В 1942 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке». Перед округом была поставлена задача – резко увеличить добычу рыбы, а здоровая часть рыбаков ушла в армию, материально-техническое снабжение сократилось, условия работы предприятий рыбной промышленности изменилась к худшему. Трудящиеся округа преодолели огромные трудности, но задание ЦК партии и правительства выполнили.

В 1943 году было выловлено 225 тысяч центнеров; добыча рыбы за годы войны (1941-45 гг.) составила 810 тыс. центнеров (на 70% больше чем за пятилетие с 1936-40 гг.). Трудовые коллективы работали самоотверженно, об этом свидетельствуют решения окрисполкома о поощрении передовиков. Например, рыбоартель им. Ворошилова Шурышкарского района за досрочное выполнение плана рыбодобычи 1942 года (на 10 августа – 848 ц.) была занесена на Окружную доску почета.

Старые рыбаки г. Салехарда обратились ко всем старикам округа с просьбой выйти на добычу рыбы, строить орудия лова, обучать молодежь, быть инструкторами на добыче рыбы. «Наши дети и внуки сражаются на фронте и грудью защищают нашу спокойную и обеспеченную старость… не время сидеть дома нам, старикам».

Стойкость, мужество и исключительную энергию проявили женщины. Многие из них заняли мужей на производстве. На консервном комбинате, в ДОКе, в Горпромкомбинате работали почти исключительно женщины. Сотни женщин, закончив рабочий день на производстве, шли на причалы, на их долю приходилось выгружать муку, сахар, картофель и другие тяжеловесы, а сотни ребятишек носили легкие грузы. Механизмов на причалах не было. Женщины ненки и ханты организовывали пошивочные мастерские, где бесплатно шили одежду и обувь для фронта. Вэнго Мария Александровна из Тазовского района была инициатором создания женских рыболовецких бригад. Ее примеру последовали женщины других районов. Война заставила их отказаться от запрета прикасаться к предметам мужских занятий.

К судьбе Родины в эти тяжелые дни и годы небезразлично относились и подростки. Они рыбачили, заготавливали сено, работали на полях. Например, при подготовке к путине 1943 года комсомольцы и школьники выручили рыбаков, они изготавливали десятки тысяч метров хребтины из мочала, таловой коры и осоки. Салехардцы — 57 тысяч метров, лабытнагские школьники – 5 тысяч метров. Учащиеся Пельвожской школы – 1500 метров. Все школы ловили рыбу и сдавали её на приёмные пункты. Ребята постарше работали в неводных бригадах, многие промышляли сетями, а ученики начальных классов удочками.

По инициативе комсомольских организаций Аксарковской и Салехардской школ развернулось движение ученических производственных бригад. Учащиеся Салехардской СШ №1 Ю. Прибыльский, Г. Мингалёв, С. Грандин работали на промысле по 12-14 часов в день, перевыполняя нормы вылова рыбы в 1,5-2 раза. Средства, заработанные на промысле и воскресниках в сумме 202 тысячи рублей, салехардские школьники передали на строительство авиа эскадрильи «Ямальский комсомолец». Коллектив школы был занесён на окружную Доску Почёта.

На путине 1943 года трудилось 75 комсомольско-молодёжных бригад. Бюро Ямало-Ненецкого окружкома ВЛКСМ постановило присвоить звание фронтовой и вручить переходящее Красное Знамя лучшей комсомольско-молодёжной бригаде Салехардского зооветтехникума (Бригадир – преподаватель Н.Н. Сарф), выловившей и сдавшей в Фонд Главного Командования 37 центнеров рыбы. Среди лучших рыбаков – комсомольцев были Григорий Парысев, Николай Марьик, Николай Ламдо, Георгий Костин, Анна Сумарокова, Енри Окотэтто, Ени Того.

Все военные годы округ перевыполнял планы производства консервов, всего за военное время было выпущено более 19 456 тысяч условных банок, что в 2 раза больше продукции предвоенных лет. На салехардском комбинате выполняли нормы на 200 и более процентов. Среди них работницы консервного цеха А.Е. Чикирдина, Н. Колесникова, К.А. Бизина и др.

В докладной записке директора комбината т. Семенова Наркому рыбной промышленности о хозяйственности рыбоконсервного комбината за 1941-1944 гг. говорилось: «…Выработка консервов в 1943 г. по сравнению с прошлыми годами была значительно увеличена, в результате чего годовой план был выполнен на три месяца раньше, за 9 месяцев выработано 4501 туб высококачественных консервов… Горя желанием помощи фронту коллектив рабочих, ИТР и служащих, к 4-му ноября выпустил сверх плана еще 464 туб консервов».

Рыбаки округа нуждались в малом рыболовном флоте. Салехардская судоремонтная база успешно выполняла эту задачу. Это отражено в решении окрисполкома «О строительстве мелкого промыслового флота для колхозов и рыбозаводов» и в приказах Судорембазы, в которых неоднократно отмечался самоотверженный труд коллектива, и в частности труд женщин, по выполнению основной задачи – дать рыбной промышленности как можно больше малых промысловых судов.

Пушной промысел также являлся важной отраслью хозяйства округа. Решением Ямало-Ненецкого окрисполкома было отмечено 450 человек, перевыполнивших план по пушнозаготовкам в 1 кв. 1945г.

За труд в годы войны 225 человек были награждены знаком «Охотник – ударник», и свыше 350 охотников – знаком «Отличник охотпромысла»

Обстановка военного времени требовала развития местной промышленности. Например, Салехардский горпромкомбинат организовал кожевенный завод, кустарным способом вырабатывал гвозди, ковал топоры, выпускал пуговицы и даже канцелярские скрепки из отходов белой жести.

Местная промышленность выполняла специальные заказы военного ведомства, например, артель «За освоение Севера» изготавливала ватные костюмы.

В связи с сокращением завоза продовольствия и нормированием снабжения перед колхозами и совхозами была поставлена задача – увеличить производство овощей на месте.

Они справились с этой задачей: посевные площади с 218 га в 1941 году доведены до 354 в 1945 году. Производство картофеля соответственно с 80,2 до 264,5 га. Колхозы и совхозы в 1940 году произвели 204 тонны овощей, а в 1943 году – 672 тонны.

За военные годы в округе возросло поголовье крупного рогатого скота на одну тысячу голов. Успехи округа по производству сельскохозяйственных продуктов были отмечены присуждением в 1943 году знамени ВЦСПС и Наркомата Совхозов и премии 45 тысяч рублей Салехардскому овощемолочному совхозу.

Важной отраслью народного хозяйства Севера в годы войны была лесная промышленность. 80% заготавливаемой древесины шло на нужды фронта и оборонной промышленности. Осенью 1941 г. по указанию правительства началось строительство лесоперевалочной базы Лабытнанги. Лес отсюда отправлялся на шахты Воркуты. Лесная промышленность оказала большую помощь рыбной промышленности (Салехардский горпромкомбинат поставлял грузила для сетей и неводов).

Дополнительной рабочей силой были тысячи спецпереселенцев. Весной и летом 1942 года наш округ принял жителей Поволжья, Прибалтики, Украины, Молдавии. Они осваивали новые рыбоугодья, трудились на рыбозаводах Ямалгосрыбтреста и в других организациях.

Изменение методов лова, увеличение площадей дали ощутимый результат: в 1941-43 гг. добыча рыбы увеличивается. Но это увеличение шло за счет истощения рыбных запасов. Хозяйственные организации в нарушение правил рыболовства применяли зауженные сети, вылавливали молодняк, не применяли меры по воспроизводству рыбы. После 1943 г. произошел резкий спад вылова рыбы. Наибольший ущерб был нанесен запасам ценных сиговых рыб.

В военное время перед школами стали новые задачи – они должны были взять на себя часть обязанностей, которые раньше выполняла семья. У большинства детей отцы были на фронте, матери заняты на работе. К тому же учителям приходилось заботиться не только об успеваемости и поведении учеников, но об одежде и обуви многих из них. Например, Салехардская средняя школа в 1942-1943 году тридцати двум учащимся отпускала бесплатное завтраки, 200 ученикам бесплатно выдали пальто.

Были организованы тимуровские команды, они пилили дрова семьям воинов, для малышей носили молоко с молочной кухни.

При недостатке кадров учителя имели большую преподавательскую нагрузку, они же с учениками заготавливали топливо, ремонтировали школы, помогали семьям воинов, а, кроме того, участвовали в рыбодобыче, на многих общественных субботниках, проводили массово-политическую работу среди населения.

Война не остановила работу по повышению культурного уровня населения. Количество культурно-просветительных учреждений увеличилось. В военные годы в Салехарде был создан театр, основу труппы которого составили артисты Николаевского театра. Он носил название «Драматический театр Крайнего Севера» и существовал более трёх лет. Постановки шли почти ежедневно.

Культурно-просветительные учреждения округа проводили большую работу, они информировали население о положении на фронте, убеждали в неизбежности поражения фашизма, организовывали трудящихся на помощь фронту, развёртывали социалистическое соревнование.

Существовали большие трудности в организации учебного процесса, не хватало учебников, сложнейшей проблемой оказались тетради, их школы получали совсем мало. Многие учителя покрывали газеты мелом и делали из них тетради. А заведующий Салехардской начальной школы Александр Александрович Пономарёв заменил тетради оконным стеклом. На точиле он снимал полировку со стекла, делал его матовым, и на нём можно было легко стирать написанное карандашом, как когда-то писали на грифельных досках. Это было важное изобретение, и окружной отдел народного образования обязал Пономарёва подробно описать технологию превращения стекла в заменителя тетрадей из бумаги. Такая статья была опубликована. Широкого применения это изобретение не нашло, не было стекла.

Писать учились не в тетрадях, а на книгах между строк. Из воспоминаний: «…Когда из продажи исчезли чернила, писали соком голубики, в который добавляли несколько крупинок сахара! И здесь возникали проблемы. Если сахара наложить мало, металлическое перо не удерживает «чернила», чуть переборщим – чернила не сохнут и при применении промокашки размазываются по «тетради». Слёз и обид из-за этих «чернил» было много. В школе иногда давали крошечную («школьную») булочку и стакан чая. Для некоторых ребят это было большим подспорьем, так как на уроках иногда случались голодные обмороки. В магазине, где отоваривались талоны, ежедневно часами приходилось выстаивать за хлебом. Продавец очень тщательно отрезал малюсенький талон, не менее тщательно наклеивал его на лист бумаги и затем с особой скрупулезностью отвешивал хлеб, меняя «довески». Тот из нас, кому выпадало стоять в магазине за хлебом, имел право по дороге этот довесок съесть. Поэтому чаще всего посылали младшего…»

Фронтовые солдатские письма… Написанные, порой, второпях, карандашом, свернутые треугольником, потертые на сгибах. Им уже более 60 лет. Время безжалостно уничтожило большинство этих живых свидетельств времени. Вот одно из сохранившихся писем:

Добрый день, моя дорогая мамочка и Нюра. Пишу письмо в вагоне, потому так плохо. Я получил ваших 2 письма 1 и 5 января, за которые сердечно благодарю. Получил перевод 50 руб. жив, здоров, того и вам желаю. Сейчас едем на запад, на фронт, защищать свою Родину. Письмо спущу в Омске или близко от Омска. Едем в теплушках, тесно. Письма мне не пишите, так как не знаю, где остановимся. Мама, не плачь, не расстраивайся, живы будем, не умрем, так встретимся. Нюра, маму не обижай. Живите, не скучайте, обо мне изредка вспоминайте. О, я знаю, мама уже плачет. Зря! Я должен защитить Родину от немецких фашистов. Ну, будьте здоровы. Еще бы подписал, да очень не удобно. Напишу с места. Привет всем знакомым. Ваш Семен Давыдов. 13 января 1942 . Целую вас всех.

Это единственное письмо, которое получили родные от Семена Давыдова. Он, также как многие салехардцы, не вернулся домой с полей сражений.

В годы войны в Салехарде тоже жили не сладко. Хлеб, мыло, соль, табак давали по карточкам. Жительница Салехарда – Людмила Михайловна Шалупа вспоминает:

«…Помню, мама купила булку замороженного хлеба, мы его положили на тряпочку и пилили пилой по кусочкам, а крошки собрали и съели. Может кто-то и жил хорошо, в достатке, но я этого не знаю. Мне казалось, что все жили в трудности. Хотя и была война, но молодость брала своё, мы, молодые девушки, бежали к речке Шайтанке, она тогда была широкая. И нас с к/комбината на неводнике – это большая лодка, перевозили в город. Мы бежали в Дом Ненца, это недалеко от церкви. Мы любили там бывать, иногда показывали концерты, маленькие сценки. И такие довольные возвращались домой обратно на неводнике. Мама иногда шила или кому-нибудь перешивала, у нас была швейная машина «Зингер». Она и сейчас есть. Нам приносили за это то немного картошки, то кусочек хлеба. А 9-го мая, когда утром Левитан объявил Победу, мы ликовали, обнимались, кто в чём, бежали в клуб. А клуб был старый, деревянный с проваленным полом. Там был митинг. Боже, как все плакали. Это никогда не забудется. ЭТО НЕ ВОСПОМИНАНИЯ. ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА…»

Годы войны это трудное, суровое время. Тяжело было на фронте, но и в тылу было нелегко. Но ведь выстояли, всё смогли преодолеть – и голод, и холод, и, порой, непосильный труд. Правительство оценило труд работников тыла, наградив более 3 тысяч ямальцев медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Низкий поклон всем труженикам тыла! Это их труд помог воинам Красной Армии одолеть врага. В самые страшные годы войны они сумели сохранить силу духа и веру в Победу. Вечная память боевому и трудовому подвигу советского народа! Вечная Слава всем воинам и труженикам Ямальского тыла!

http://www.mvk-yamal.ru/zemlya-yamal/istoriya-yamalskoy-zemli/yamal-v-godyi-vov/

Вопросы

  1. Назовите дату, когда началась Великая Отечественная Война? (22 июня 1941г)
  2. Какого числа провожали первых мобилизованных в ЯНАО на фронт? (13 июля 1945г)
  3. Назовите имя первого погибшего на фронте ямальца. (Дмитрий Дмитриевич Булыгин)
  4. Как звали пулеметчика, о котором писали в газете «Нарьяна Нгэрм» от 3 апреля 1943 года, что на его боевом счету более 200 убитых немцев? (Михаил Тэсида из Гыды)
  5.  Как использовались оленьи упряжки во время войны? (Перевозка снаряжения и продовольствия на Кольском полуострове велась в основном оленьим транспортом. Оленеводы помогали вывозить раненых, разыскивать летчиков и самолеты при вынужденных посадках, доставляли на фронт боеприпасы.)
  6. Сколько женщин ушли на фронт из ЯНАО? (500 женщин)
  7. Как звали женщину, инициатора создания женских рыболовецких бригад? (М.А. Вэнго)
  8. Как назывался театр, созданный в Салехарде в военные годы? (Драматический театр Крайнего Севера)
  9. Когда закончилась Великая Отечественная Война? (9 мая 1945г.)

Творческое задание

Воспитанникам предлагается создать проект война глазами детей, в рамках которого они могут: написать сочинение (эссе), нарисовать рисунок, создать коллаж, написать стихотворение, оформить стенгазету. Результаты творчества детей оформляются в виде мини выставки в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект" Наши родные- защитники Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г."

Наша работа о наших родных, которые защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г....

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Великие ученые и их открытия в годы Великой Отечественной войны

Этот урок по программе Немецкий язык. 11кл. Бим И.Л, Рыжова Л.И., Садомова Л.В и др,    находится в теме «Der wissenschaftlich - technische Fortschritt. Was hat er uns gebracht?&r...

Информационно-методический материал по военно-патриотической тематике для проведения классных часов: 1. «Древний Рыльск в истории страны и в годы Великой Отечественной войны» 2. «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»

О войне еще не всё сказано... Для студентов, молодежи история войны, подвиги предков всегда будут интеренсны и  необходимой для обсуждения темой. Особый интерес к великим событиям, проходившим на...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...