выявление уровня развития самоуправления в классном коллективе
статья (10 класс) на тему

Дьяконова Татьяна Александровна

выявление уровня развития самоуправления в классном коллективе (статья+тест)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_urovnya_razvitiya_samoupravleniya.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность самоуправления  в 10 классе.

(Классный руководитель Дьяконова Татьяна Александровна. Шептуховская средняя общеобразовательная школа)

 

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают  традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Воспитание - категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое тоже дается воспитанием. Дело в том, что "невоспитания" вообще нет.

Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Работа с детьми, само педагогическое мастерство для учителя есть нравственно-ответственное дело. Воспитание есть искусство, благодаря ему развиваются все природные способности человека.

Воспитание  человека  всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных  лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей)  делает процесс воспитания ещё более трудным.

В современном обществе приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность. К тому же быстротечность и суровость нашей обыденной жизни сводит взаимоотношения, деятельность взрослых к минимуму, когда как детям нужен максимум. Жизнь многие воспринимают как что-то серое, скучное, неопределенное, страшное, хотя вокруг много всего интересного и яркого.  Поэтому перед классным руководителем как педагогом ставится еще одна глобальная цель – учить адаптироваться в жизни. Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело, которое должен делать педагог. Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить, что  правильно, а что нет. Педагог учит, как можно развивать свои способности, быть успешным.

При работе с подростками необходимо учитывать их возрастные особенности, а так же индивидуальные особенности развивающейся личности. Задача взрослых знать, в какие группы и на каких основаниях входит подросток, что является основой объединения подростков в группу, целенаправленно управлять формированием этих групп, помогать каждому подростку занять в них достойное место. Необходимо создавать такие условия, в которых дети находили бы возможность реализовать свой потенциал и удовлетворять свои потребности и интересы, развиваясь и взрослея, чтобы в дальнейшем занять достойное место в обществе. Необходимо показать подрастающему поколению многогранность и яркость жизни.

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного всестороннего знающего свое место в обществе человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; обеспечение необходимых условий для реализации личностных качеств учащегося, раскрытия его самобытности; уважение и утверждение личности ребенка, а также направление его на служение добру и справедливости; и самое главное: вера в возможности ребенка – это целевые ориентиры, на которые должен опираться любой педагог в своей деятельности, особенно классный руководитель.

В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся  ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать  всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить реализацию своих возможностей. Понимание сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей жизни. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая  развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения значимых целей.

В 2015-2016 учебном году в 10 классе  4 учащихся (одна девочка, три мальчика).  После экзаменов в 9 классе эти дети осознанно выбрали продолжение обучения в школе. Их отличает усердие в учебе и желание многого добиться.

Набойченко Евгения – многолетний признанный лидер класса. Пилипенко Александр – больше настроен на свои проблемы, но всегда активен, когда понимает, что это нужно классу. Головачев Владислав и Широких Максим – не постоянно проявляют собственную инициативу, но ответственность  свою осознают.

Принципы  жизнедеятельности классного коллектива:

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

Принципы деятельности классного самоуправления:

  • добровольность;
  • демократизм;
  • гуманизм;
  • социальная направленность;
  • творчество;
  • самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо классному   руководителю:

  • предоставлять учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
  • воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей;
  • работать в тесном контакте с семьями обучающихся.

В своей работе классного руководителя я  использую для развития самостоятельности  учащихся  различные формы работы:

  • беседы;
  • игры, викторины, конкурсы;
  • тестирование, анкетирование;
  • КТД.

            Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся, и  важное значение имеет распределение поручений. Набойченко Евгения – староста класса, Широких Максим – ответственный за спортивные дела, Пилипенко Александр – старший дежурный, Головачев Владислав – ответственный за внеклассные мероприятия.

           Сотрудничество классного руководителя и учеников является важным условием  развития ученического самоуправления и зависит от цели, поставленной коллективом класса.  Каждое дело должно быть проанализировано  для более глубокого осмысления его значения, а также для укрепления  сотрудничества внутри класса и сотрудничества с учителями.  Кроме этого необходимо выявлять различные аспекты самоуправления:  организованность классного коллектива, ответственность за результаты совместной работы, участие класса в управлении делами школы, взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни, осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы. Самое главное – классный руководитель должен видеть успех каждого ученика и поощрять его. Итоговое поощрение – это  майский  праздник  «За честь школы», где ученики моего класса получают поздравления от учителей и администрации школы.

Выявление уровня развития самоуправления.

  1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
  2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
  3. Самостоятельно организую своих одноклассников.
  4. Участвую в подведении итогов работы класса.
  5. Класс способен к дружным самостоятельным действиям.
  6. У нас в классе обязанности четко распределены.
  7. Считаю, что  учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
  8. Своевременно и точно выполняю решения принятые классом.
  9. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.
  10.  Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
  11.  Мы хорошо представляем себе задачи, стоящие перед школой.
  12.  Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.
  13.  Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.
  14.  Удовлетворен отношением моих одноклассников к учащимся других классов.
  15.  Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений.
  16.  Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
  17.  Осознаю свою ответственность за результат работы школы.

     

     4 балла  – ДА

3  балла – скорее ДА, чем НЕТ

2 балла  – трудно сказать

1 балл  – скорее НЕТ, чем ДА

  1. баллов – НЕТ

Блоки вопросов:

1-4  вопросы      _____

5-6   вопросы     _____

7-10  вопросы    _____

11-13 вопросы   _____

14   вопросы      _____  

15-17 вопросы   _____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися

Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися...

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА на тему «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями,...

Развитие ученического самоуправления в классном коллективе.

Презентация по теме " Развитие ученического самоуправления в классном коллективе."...

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Данная методика, разработанная профессором М.И. Рожковым, позволяет определить уровень развития самоуправления в ученическом коллективе....

Мониторинг уровня развития самоуправленияв ученическом коллективе за 2016-2017уч год

Мониторинг уровня развития самоуправленияв ученическом коллективе за 2016-2017уч год...

Методика выявления уровня развития самоуправления.

Методика выявления уровня развития самоуправления...