Воспитательная программа класса "Ступени культуры"
классный час на тему

Сегодняшняя ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи школы. Полноценное образование все чаще рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. Образование «должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия». Актуальным является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые он себе выбрал из числа ему предложенных. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением этой потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Опираясь на наблюдения учителей начальной школы, диагностические методики общего характера за предыдущие   годы, а также, учитывая пожелания родителей и социальный заказ современного общества, нами были сформированы общие положения программы воспитывающей деятельности, которая была составлена на основе Комплексной  программы воспитательной работы школы с  классом. Первоначально программа была рассчитана на три года и включала в себя три блока, которые были направлены на развитие у школьников общих представлений о «культуре речи», «культуре общения» и «культуре умственного труда», потом она была продолжена еще на два года  с добавлением в нее новых тем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.docx68.34 КБ

Предварительный просмотр:

       Воспитательная программа « Ступени  культуры»

                                                         Введение

Сегодняшняя ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи школы. Полноценное образование все чаще рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. Образование «должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия». Актуальным является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые он себе выбрал из числа ему предложенных.

Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением этой потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть, компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. В формате данной программы мы понимаем компетентность как владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с образованием, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним. Аналогичную трактовку этих понятий можно найти в работах многих российских ученых, например А.Н. Дахина, А.В.Хуторского и других.

Любой педагог согласится с тем, что переход на вторую ступень обучения – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые школьниками, похожи.

При данном переходе возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований норм и социальных отношений, но большинство учащихся, как показали результаты диагностики, подвержены дезадаптации, то есть ребенок становится невнимательным, менее ответственным, тревожным, хуже учится по сравнению с начальной школой. Так как осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим высоким уровнем тревожности ребенок неадекватен в восприятии отношений с неизвестными учителями, зачастую новыми одноклассниками, появляется чувство неуверенности.

В большинстве случаев сами школьники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

- очень много разных учителей (их надо запомнить, к требованиям – привыкнуть);

- непривычное расписание (новый режим);

- много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

- новые дети в классе (или я сам в новом классе);

- новый классный руководитель;

- в средней школе – мы самые маленькие, а в начальной были самые большие;

- проблемы со старшеклассниками.

Очень важна для школьников ситуация с новым классным руководителем. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм так же осуществляются в первую очередь классным руководителем.

Проблемы привыкания,  приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в начале обучения, как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной, в первую очередь, с психологическим своеобразием возраста.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и, в первую очередь, - от родительской семьи. Внешне это отчуждение выражается зачастую в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В этой дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии на возможные последствия своего и чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. В силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постоянная замена ведущей учебной деятельности, (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности с положительными эмоциями, успех или неуспех оказывают ведущую роль в поддержании мотивации школьника.

Опираясь на наблюдения учителей начальной школы, диагностические методики общего характера за предыдущие   годы, а также, учитывая пожелания родителей и социальный заказ современного общества, нами были сформированы общие положения программы воспитывающей деятельности, которая была составлена на основе Комплексной  программы воспитательной работы школы с 5 «Б» классом.

Первоначально программа была рассчитана на три года и включала в себя три блока, которые были направлены на развитие у школьников общих представлений о «культуре речи», «культуре общения» и «культуре умственного труда». Реализация программы позволила школьникам пройти быструю адаптацию к новым образовательным условиям.

В 12-13 лет подростки вступают в так называемый «переходный возраст», имеющий свои физиологические и психологические особенности. Которые вызывают новые проблемы. В связи с этим программа была доработана еще на два года и включила в себя такие направления, как «культура внешнего вида» и «культура поведения вне дома». Программа направлена на повышение  качественной успеваемости учеников класса,  воспитание гражданской позиции, т.е. учащимся предложены общепринятые социальные и культурные нормы, усвоение которых позволит  им сформировать определенные социальные компетенции, которые позволят им самореализоваться в обществе.

О каких-то серьезных результатах говорить еще рано, так как процесс воспитания очень сложный механизм и диагностические методики во многих аспектах субъективны. Последующий жизненный путь ребят покажет положительные результаты деятельности данной программы. Одно можно сказать с уверенностью: работа по данной программе и сложившаяся система воспитательной работы помогут воспитанникам в решении главного вопроса – становление полноценной личности школьника, готового к серьезным и обдуманным действиям в открытом обществе, к применению полученных навыков и умений в новых, нестандартных ситуациях.

                                    О ключевых компетенциях

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Общие тенденции мирового развития:

· ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу,

· значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

· возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

· динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

· возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Ключевые компетентности – это результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия.

Список ключевых компетентностей определяется исходя из тех способов деятельности, которые являются востребованными в обществе.

Вот два фактора, которые лежат в основе формирования списка ключевых компетентностей:

· Способы деятельности, которые принципиально важны для общества

· Способы деятельности, которые являются дефицитом для многих членов этого общества

Ключевые компетентности в стандарте общего образования второго поколения.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Вид ключевой компетентности (компетенции)

Аспекты (содержание)

Ключевые компетентности, определяющие личностное развитие

· готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

· формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;

· развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;

· развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

· формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, и умения противодействовать им в пределах своих возможностей.

Ключевые компетентности, определяющие социальное развитие

· формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;

· освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Ключевые компетентности, определяющие познавательное развитие

· развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;

· овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения;

Ключевые компетентности, определяющие коммуникативное развитие

· формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности,

· умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,

· участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,

· строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

                            Пояснительная записка

Программа опирается на приобретенные навыки и умения школьников в период обучения в начальной школе, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности и способности и строится с учетом пожеланий родителей и социального заказа общества.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий, направленных на вооружение учащихся необходимыми теоретическими и практическими знаниями об основных компонентах культуры через социально ориентированную деятельность. Программа рассчитана на пять лет, работа проводится с учениками 5-9-х классов общеобразовательной школы. Предлагаемая программа определяет общую направленность и предполагаемый объем социальных компетенций, которыми воспитанник может овладеть. Все рекомендации по осуществлению данной программы не могут рассматриваться как обязательные, так как рассчитаны на методическое творчество            классного руководителя, возможность создавать свои варианты. Главным условием успешного и эффективного результата предлагаемого курса является привлечение семьи ребенка к участию в занятиях, привлечение специалистов, компетентных в проблемах, рассматриваемых в контексте занятий, создание благоприятных окружающих условий во время занятий.

Задачи программы:

- воспитание детей грамотными, культурными в разговоре, общении, во время умственного и физического труда, отдыха;

- привитие понимания и осознания культуры внешнего вида, поведения вне дома;

- формирование и развитие культуры чувств (уважение, дружба, товарищество, любовь и т.д.);

- дать понятие «культуры быта» и некоторые практические навыки вопросов быта, воспитывать желание быть красивым внутренне.

Хотелось бы отметить, что занятия по реализации данной программы  – это не урок в обычном нашем представлении. Опыт работы позволяет нам говорить о разнообразных формах занятий: система классных часов и часов общения, «гостиная», «посиделки», «круглый стол», «пресс-конференция», и другие интерактивные формы работы.

Для занятий  избрана блочная структура, так как считаю

 ее наиболее компактной, гибкой и вариативной, где выделены информационные, дискуссионные блоки; практические цели и задачи реализуются в практических блоках. Следует выделить и специфические  блоки: творческие и самопознание.

Цель  программы чаще всего будет формулироваться так: побуждение к чему-либо. В технологию входят привычные для нас методы: словесные (лекция, беседа, рассказ), наглядные и практические   (упражнения, выполняемые по образцу, тренинги, практикумы). Специфика контрольных упражнений в том, что они представляют собой творческие задания.

Принципы программы:

  1. Гражданский подход - воспитание учащихся на духовных ценностях и традициях, формирование российского менталитета.
  2. Личностно-ориентированный подход - использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм воспитывающей деятельности, признание ученика саморазвивающимся субъектом воспитания, что делает его участником этого процесса.
  3. Деятельностный подход - добровольность и осознанность самоопределения в условиях широкого выбора занятий по интересам, где каждый учащийся находит себе дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
  4. Комплексный подход к организации работы с детьми - воспитывающая деятельность является частью личностно-ориентированного образования и логичным продолжением учебного процесса.
  5. Культурологический подход - интеграция учащихся в системы мировой и национальной культур, путем погружения в социокультурную среду города, формирование навыков культурной самоорганизации и самореализации.
  6. Средовой подход: с одной стороны - создание такого образа жизни школьников, который определяет ценностные ориентации, с другой - адаптация к современным условиям жизни - взаимосвязь с внешней средой.

Организация работы по программе: программа рассчитана на систематическую работу. Темы и содержание занятий могут быть любыми, они определяются общими целями учебно-воспитательного процесса в школе.

Блочная система программы очень гибкая, что позволяет начинать ее реализацию с любого указанного класса. Программа не определяет, сколько часов следует отводить на занятия различного типа, так как все зависит от классного коллектива. Каким будет набранный пятый класс, как изменится его состав с течением времени (кто придет и кто уйдет), возрастные изменения, смена приоритетов – эти и многие другие факторы существенно влияют на выбор целей занятий и уровня сложности заданий.

Классный руководитель сам определяет, как лучше реализовывать программу в своем классе.

Не стоит полагаться на то, что, осваивая основные блоки программы, школьники самостоятельно усвоят основные понятия социальных компетенций, их нужно формировать целенаправленно и методично.

              При создании программы каждый компонент социальных компетенций рассматривается нами как один из аспектов понятия культуры для облегчения понимания детьми целей и задач программы.

Понятие культура мы рассматриваем как позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

5 класс

Тема: Культура речи

В стремительный век высоких технологий и скоростей у учащихся средней школы интерес к чтению заметно ослабевает. Но, как известно, без выработки навыков правильного смыслового чтения обучение грамотному письму затруднительно. В то же время, человеку, умеющему грамотно и красиво выражать свои мысли, легче добиваться успеха в любых сферах деятельности. Жизнь предъявляет к нам все новые требования — это и умение вести переговоры, убеждать оппонентов, и работа с персоналом, и многое другое.

Культура речи — это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Цель: воспитание культуры устной и письменной речи в повседневной жизни.

Задачи:

- познакомить школьников с основными аспектами культуры устной и письменной речи, с историей возникновения общепринятых человеческих правил;

- в каждом деле развивать мышление, красивую литературную речь, добиваться умения пользоваться ею в повседневной жизни;

- в процессе внеклассной работы, в ходе подготовки конкретных дел формировать у каждого ребенка потребность считаться с общепринятыми человеческими правилами, литературной речью.

Прогнозируемый результат:

- имеют представление об общепринятых человеческих нормах и правилах;

- знают основные правила культуры устной и письменной речи;

- умеют пользоваться литературной устной и письменной речью на уроке и в повседневной жизни;

- умеют применять полученные навыки по письменной и устной речи для создания литературного произведения.

Диагностический инструментарий:

- диагностическая методика – анкетирование «Школьная мотивация» /Н.Г.Лусканова

- уровень обученности классного коллектива

- уровень воспитанности классного коллектива / Н.П.Капустин

- диагностика развития общения и речи /С.Ю.Мещерякова, Л.Н.Галигузова, Е.О.Сирнова

- тестовая методика экспресс-диагностики устной речи /Т.А.Фотековой

- диагностика письменной речи /А.Н.Корнев

- изучение словесной ассоциативной способности /С.Медник

Рекомендуемая литература для классного руководителя и родителей:

- Власова Г.П. Стили речи. – Краснодар, 2003

- Давыдов В.В. Виды общения в обучении., М.: 1997

- Ушинский К.Д. Родное слово /под ред. В.К.Журавлева, М.: 1999

- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993

Рекомендуемая литература для учеников:

- Библер В.С. Загадки слова.

- Библер В.С. Письменная речь

- Азбука культуры речи

6 класс

Тема: Культура общения

Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты.

Любой акт культурного общения предполагает наличие по меньшей мере двух партнеров, имеющих разный коммуникативный статус. Партнеры общения могут различаться по возрасту, полу, общественному положению, национальности, конфессиональной принадлежности, степени знакомства и родства. В зависимости от них меняется стиль, тактика и стратегия общения. К примеру, младший обязан выслушивать старшего и не прерывать его речь, мужчина в коммуникативном процессе не имеет право говорить даме такие фразы, которые могут ее смутить, скажем, пошлости или двусмысленности. Культура общения допускает, чтобы подчиненный выказывал в разговоре с начальником некоторые элементы лести, а мужчина в общении с женщиной проявлял элементы заигрывания. В таком случае под этикетом надо понимать «совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению». Этикет можно сравнить с системой культурного сдерживания, поскольку он призван обеспечить вежливое общение неравных партнеров.

Цель: формирование и развитие культуры общения как суммы равнозначных этических компонентов

Задачи:

- познакомить школьников с основными аспектами культуры общения, видами общения;

-   научить пользоваться полученными сведениями в различных жизненных ситуациях;

- посредством развития культуры общения закреплять полученные навыки по культуре речи;

- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение к собеседнику;

- каждым итоговым моментом, занятием, беседой, рассказом воспитывать в учениках трудолюбие, ответственность, дисциплину, трансформируя все это в культуру общения.

Прогнозируемый результат:

- школьники знают основные аспекты культуры общения, виды общения;

- используют основные навыки культуры общения в различных жизненных ситуациях;

- при соблюдении культуры общения используют культуру устной и письменной речи;

Диагностический инструментарий:

- диагностическая методика – анкетирование «Школьная мотивация» /Н.Г.Лусканова

- уровень обученности классного коллектива

- уровень воспитанности классного коллектива / Н.П.Капустин

- диагностика развития общения и речи /С.Ю.Мещерякова, Л.Н.Галигузова, Е.О.Сирнова

- методика «детско-родительские отношения в подростковом возрасте» /А.Я.Варги, В.В.Столна

- методика диагностики межличностных отношений /Т.Лири

Рекомендуемая литература для классного руководителя и родителей:

- Давыдов В.В. Виды общения в обучении., М.: 1997

- Ушинский К.Д. Родное слово /под ред. В.К.Журавлева, М.: 1999

- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993

- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987

- Янушевский В.Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре педагога: практико-ориентированная монография / В.Н. Янушевский. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007

Рекомендуемая литература для учеников:

- Библер В.С. Загадки слова.

- Библер В.С. Письменная речь

- Азбука культуры речи

7 класс

Тема: Культура умственного труда

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Таким образом, в понятие «культура умственного труда»

Входят четыре взаимосвязанных компонента:

- личностный;

- интеллектуальный;

- организационно-технический;

- гигиенический.

Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.

Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки.

Культура умственного труда школьников предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме.

Личностное отношение (отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

При воспитании культуры умственного труда особое место отводится формирования положительного отношения ученика к учению.

Цель: формирование и развитие культуры умственного труда как части культуры трудовой деятельности

Задачи:

- познакомить школьников с основными аспектами умственного труда;

- воспитывать в учащихся чувство времени, на примерах художественной литературы показать превосходство точного человека;

- приучить своих воспитанников к порядку в личных вещах, пунктуальности;

- привить навыки умственного и физического труда и отдыха;

- научить правильно и рационально распределять время на умственный и физический труд;

- добиваться сознательного исполнения правил культуры умственного труда.

Прогнозируемый результат:

- знают основные аспекты и правила умственного и физического труда;

- имеют навык наведения порядка в личных делах, пунктуальности;

- имеют навык умственного и физического труда и отдыха;

- имеют представление о правильном и рациональном распределении времени на умственный и физический труд;

- стремятся к сознательному исполнению правил культуры умственного труда.

Диагностический инструментарий:

- диагностическая методика – анкетирование «Школьная мотивация» /Н.Г.Лусканова

- уровень обученности классного коллектива

- уровень воспитанности классного коллектива / Н.П.Капустин

- диагностика развития общения и речи /С.Ю.Мещерякова, Л.Н.Галигузова, Е.О.Сирнова

- Диагностика умственного развития /К.М.Гуревич

- уровень сформированности компонентов умственного труда / С.С.Зайцева

Рекомендуемая литература для классного руководителя и родителей:

- Комаровский Е.О. Справочник здравомыслящих родителей Издательство: Клиником, 2009 г.

- Неволин И.Ф. Культура умственного труда

- Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда. М.: 2004

Рекомендуемая литература для учеников:

- Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие познавательных способностей.

- Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления.

8 класс

Тема: Культура внешнего вида

Внешний вид — то, как люди видят и воспринимают внешность другого человека. Это важная часть невербального общения.

Оценка восприятия внешнего вида зависит от характеристик:

  • опрятность и чистота
  • свобода и естественность поведения
  • грамотность речи
  • манеры
  • реакция на похвалу и критику
  • харизма

Цель: воспитание культуры внешнего вида как части культуры общения

Задачи:

- познакомить школьников с основными аспектами культуры внешнего вида;

- научить детей чувствовать прекрасное в природе, в человеке, в вещах;

- привить чувство ответственности за свои поступки, за слабого человека;

- воспитывать уважение к старости, к болезни, к слабым людям.

Прогнозируемый результат:

- знают и понимают основные аспекты культуры внешнего вида;

- чувствуют прекрасное в природе, в человеке, в вещах;

- осознанно придерживаются делового стиля в одежде;

- посредством определенного имиджа проявляют уважение к старости, к болезням, к слабым людям.

Диагностический инструментарий:

- уровень обученности классного коллектива

- уровень воспитанности классного коллектива /Н.П.Капустин

- уровень сформированности компонентов умственного труда / С.С.Зайцева

- диагностика личности по внешности

Рекомендуемая литература для классного руководителя и родителей:

- Новосельцева Е.Ю. Формирование культуры внешнего вида. М.: 1997

- Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М.: 2003

- Васнева Е.Е. Этикет как феномен культуры. М.: 1999

Рекомендуемая литература для учеников:

- Киященко Н.И. Эстетика жизни. М.: 2004

- История костюма. М.: Арт-родник, 2007

9 класс

Тема: Культура поведения вне дома

В фундаменте культуры поведения покоятся четыре краеугольных камня: доброе  отношение  человека  к  человеку,  здравый  смысл,  красота,  народные  обычаи. Именно поэтому воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой.  Учитывая  особенности  школы,   ее  контингента,   социальный  статус  семей,  в  которых  проживают  дети,  тема  культуры  очень  актуальна  в  общеобразовательной школе на современном этапе ее развития.   Чтобы  добиться  положительных  результатов  работы  в  данном  направлении,  нужно  последовательное  и  систематическое  разъяснение  общепринятых  норм  и  правил  поведения,  нужна  тренировка  в  привитии  прочных  и  устойчивых  привычек  культурного  поведения.

Культурный человек.

Первое условие воспитанности– знание общепринятых норм и правил поведения.

Второе условие воспитанности – тренироваться, упражняться в правильном поведении.

Третье условие воспитанности – прочные и устойчивые привычки поведения.  

Цель: создание психолого-педагогических условий для воспитания этики культурного общения как части общечеловеческой культуры

Задачи:

- познакомить учащихся с основным минимумом знаний по культуре поведения вне дома;

- формировать и развивать в каждом ученике воспитанность и бережливость;

- закреплять навыки культурного поведения в процессе учебы, отдыха, трудовых и творческих дел школьников;

- дать представление о культуре поведения как последующего профессионального определения.

Прогнозируемый результат:

- знают и понимают основные правила культуры поведения вне дома;

- имеют представление о минимальных навыках воспитанности и бережливости;

- умеют трансформировать навыки культурного поведения вне дома в процесс обучения, отдыха, свои трудовые творческие дела;

- имеют представление о культуре поведения вне дома как фактора последующего профессионального определения школьника.

Диагностический инструментарий:

- уровень обученности классного коллектива

- уровень воспитанности классного коллектива / Н.П.Капустин

- диагностика «Личностного роста школьника» /П.В.Степанов

Рекомендуемая литература для классного руководителя и родителей:

- Островская Л.Ф. Азы воспитанности

- Теплюк С. Об опрятности и аккуратности

- Залунина Л.М. С подростком каждый день: полезные советы для родителей. М.: 2004

Рекомендуемая литература для учеников:

- Азбука поведения

                      Формы и средства работы

Первый этап

«Культура речи»

5 класс

День знакомства:

  1. Расскажи о себе сам. Чему ты научился в начальной школе.
  2. «Портреты» педагогов.
  3.  Разговор с родителями об их обязанностях в воспитании детей и об учебе школьников. Права и обязанности школьника. Рассказ родителей о привычках детей, их характерах.

«Здравствуйте!»:

  1. Проведение игры «Кто знает сказку о волшебных словах?».
  2. Отгадывание кроссвордов со словами «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте».
  3. Знакомство со стихотворением В. Солоухина.
  4. Оформление стихотворения на стенде.

Операция «Благодарность»:

  1. Знакомство с историей школы.
  2. Запись воспоминаний о школе учителей-ветеранов, литературное оформление.
  3. Выпуск плаката об учителях класса.
  4. День воспоминаний «Учительница первая моя».
  5. «Веселая переменка» для учителей школы.

Экскурсия в городскую типографию:

  1. Экскурсия.
  2. Знакомство с книгопечатанием на Руси.

Конкурс лучшего знатока русского языка:

  1. Конкурс пословиц об ученье, труде.
  2. Разгадывание головоломок.
  3. «Подслушанные диалоги».
  4. Узнай, откуда эти строки…
  5. Оформление высказываний о языке в классной копилке.
  6. Выставка лучших тетрадей учащихся.
  7. Конкурс стенгазет в классе.

Ярмарка поделок:

  1. Изготовить поделку собственными руками (салфетки, поделки из бумаги, дерева, шитье и т.п.).
  2. Оформление выставки.
  3. Подведение итогов и награждение.

Приглашение к чаю: «День именинника»:

  1. Научить правильно оформлять приглашение, поздравление.
  2. Познакомить с манерами поведения за столом.
  3. Провести конкурс на лучшее поздравление, приглашение к танцу, к праздничному столу.
  4. Приготовление родителями домашних сладостей.
  5. Что означают ваши имена.

Игра «Школьный зоосад»:

  1. Поход в зимний сад, в лес, на озеро с целью знакомства с флорой и фауной.
  2. Изготовление кормушек для зимующих птиц.
  3. Подбор материала о животных нашего края, оформление стенда.
  4. Проведение конкурса загадок о птицах и животных.
  5. Создание и проведение собственных игр.

У нас в гостях папы!

  1. Оформление открытки-поздравления папам.
  2. Беседы о профессиях жителей нашего города.
  3. Организовать защиту профессии своего папы.
  4. «Веселые старты» - миниатюры для детей и пап.
  5. Анкетирование для пап и детей на тему «Наша семья».

Встреча «от всей души»:

  1. Собрать материал о своих мамах и бабушках (автобиография, интересы, судьба, мечты, радостные минуты жизни).
  2. Оформить фотовыставку «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!».
  3. Провести конкурс мам с защитой любимого маминого блюда.
  4. Сюрприз для мам (концерт, игра, подарки).

День памяти:

  1. Экскурсия в школьный музей на тему «Участники войны – наши земляки».
  2. Встреча с участниками войны.
  3. Возложение цветов к монументу на торжественном митинге, посвященном Дню победы.

День открытых дверей (для родителей):

  1. Общественный смотр знаний по предметам.
  2. Информация родителей об успехах в учебе и трудовых делах от самих учащихся.
  3. Анкетирование.
  4. Подведение итогов, оформление альбома «Тропинка школьная».
  5. Планы на лето и новый учебный год.
  6. Пожелания родителей и детей классу, школе.

Второй этап

«Культура общения»

6 класс

Ты вышел на улицу:

  1. Изучение статистики дорожно-транспортных происшествий, проанализировав ее, сделать выводы.
  2. Тестирование по теме «Как вести себя на улице».
  3. Инсценировка изученных правил поведения.

Разговор по душам (о мужском достоинстве):

  1. Анкетирование по теме.
  2. Знакомство со статьей А. Дорохова «Мужчины стояли спокойно…».
  3. Сочинение «Улыбка матери» (о взаимоотношениях детей и матерей).

Учитель в моей жизни:

  1. Анкетирование по теме.
  2. Запись воспоминаний учителей об их взаимоотношениях с учащимися.
  3. Обмен любезностями (письменные пожелания детей учителям, учителей детям).
  4. Концерт для учителей.

Деловая игра «Это не мелочи!»:

  1. Знакомство с ситуациями разного толка.
  2. Инсценировка данных ситуаций.
  3. Наблюдение в школьной жизни подобных «мелочей» и проведение на основе их школьного ученического собрания.
  4. Оформление плаката «Этого делать нельзя!».

Выставка книг, тетрадей, дневников:

  1. Оформление плакатов с пословицами об ученье.
  2. Конкурс загадок, в которых есть цифры.
  3. Оформление выставки.
  4. Подведение итогов и награждение.

Устный журнал «Можно и нельзя» (правовое воспитание):

  1. Откуда закон взялся.
  2. Один для всех.
  3. Не ты, так кто же?
  4. Закон о школе.

Встреча с песней:

  1. Час военной песни.
  2. Час бардовской песни.
  3. Час эстрадной песни.
  4. Инсценировка одной из песен.
  5. Викторина «Знаешь ли ты песни?».

Экскурсия в библиотеку:

  1. Знакомство с хранением книг.
  2. Обзор литературы по экологии.
  3. Выполнение рисунков на тему «Природа глазами детей».

«Без матерей таких немыслима Россия»:

  1. Оформить альбом «Наши мамы», фотовыставку «Лица наших матерей», плакат «Берегите своих матерей».
  2. Выставка рисунков детей на тему «Пусть всегда будет мама».
  3. Награждение матерей «Благодарственными письмами».
  4. Вечер стихов, посвященный маме.

С первым апреля!

  1. Юморина.
  2. Конкурс шуток и розыгрышей.
  3. Конкурс веселых подарков.

Школьная рыбалка:

  1. Ловля рыбы удочками (история).
  2. «Морская сеть» (русский язык).
  3. Веселый спиннинг (ИЗО).
  4. За рыбой с решетом (математика).
  5. Ловля по-волчьи: «Ловись рыбка…» (география).

Праздник русской березки:

  1. Песни о березе, инсценировка.
  2. История дерева.
  3. Стихи о березе.
  4. Береза-целительница.

Заключительная встреча:

  1. Лекция о культуре общения в семье.
  2. Анкетирование на данную тему.
  3. Работа школы и семьи по вопросу культуры общения. Обсуждение  программы.

Третий этап

«Культура умственного труда»

7 класс

Минута час бережет:

  1. Чтение статьи «Чувство времени» (А. Дорохов).
  2. Оформление презентации с пословицами типа «Делу время – потехе час».
  3. Оформление стенда «Культура умственного труда».

Клуб любителей точного времени:

  1. Беседа «40 минут урока – это много или мало!».
  2. Сбор материала по теме «Что можно сделать за минутку».
  3. Рейд по проверке шестого чувства (в классе и по школе).

Час досуга:

  1. Игры на время: научить школьников вырабатывать в себе шестое чувство – чувство времени:

А) письмо любимой мамочке;

Б) игра «В шляпе не танцуют»;

В) под счастливой звездой;

Г) шуточное заявление об уходе с урока;

Д) приглашение с коробкой конфет.

      2. Оформление презентации «Деловые бумаги».

Классное собрание «Твой читательский формуляр»:

  1. Экскурсия в библиотеку.
  2. Советы для тех, кто не любит читать.
  3. Анализ читательских формуляров.
  4. Защита любимого произведения.

Экскурсия в музей:

  1. Тема: «Наш край в далеком прошлом».
  2. Великие люди города и их время.
  3. Режим дня и жизнь с его помощью.

Честь по уму:

  1. Игра «Поле чудес» на тему «Что такое хорошо и что такое плохо…».
  2. Конкурс на составление лучшего режима умственного и физического труда, отдыха учащихся 7-го класса.
  3. Оформить стенд на тему «Учись учиться и отдыхать».
  4. Конкурс эрудитов.

Операция «Новый год!»:

  1. Оформление поздравлени
  2. Подарок в новогоднюю ночь.

Создание альманаха нравственных ценностей ученика:

  1. Сбор материала по теме.
  2. Литературная обработка и запись.
  3. Работа над классным альбомом до выпуска из школы.

Диспут «Как стать точным?»:

  1. Кто нас будит по утрам?
  2. Каждой вещи свое место!
  3. Готовься в дорогу с вечера.
  4. Дорожи словом.
  5. Будь точным всегда.
  6. Что это значит «Дать руками, а взять ногами».

Праздник матерей:

  1. Беседа «Ты и твоя мама».
  2. Анкетирование об отношении с матерями.
  3. Концерт для мам.
  4. Конкурс «Маленькая хозяюшка».

Праздник смеха:

  1. Любимые песни и частушки.
  2. Конкурс переделок.

Однодневный поход:

  1. Беседа о чувстве долга, времени, ответственности.
  2. Наблюдение за природой, составление гербария, сбор природного материала.
  3. Игры на природе.
  4.  Оформление альбома о походе.
  5.  Конкурс-выставка «Природа и фантазия».

Диспут «Закон и совесть» по кинофильму «Берегись автомобиля»:

  1. Просмотр фильма.
  2. Диспут. Вопросы для диспута:

А) как можно расценивать действия героя фильма с точки зрения морали и права?

Б) можно ли бороться с расхитителями государственной собственности, нарушая закон?

В) какое решение приняли бы вы на месте судьи, рассматривая дело героя фильма?

        3. Подобрать материал (газетный, журнальный на тему «Закон и совесть»).

        4. Приготовить 1-2 выступления по теме.

Четвертый этап

«Культура внешнего вида»

8 класс

Родительское собрание на тему «Воспитание в семье культуры внешнего вида»:

  1. Изучение статьи А. Дорохова «Ты хочешь быть красивым?».
  2.  Знакомство родителей с разделом Устава школы на данную тему.
  3.  Обмен мнениями.

Тематический вечер «Золотая осень»:

  1. Составление сценария для данного вечера: стихи, картины, цветы, урожай.
  2.  Кто вредит природе?
  3.  Оформление кабинета.
  4.  Конкурсная программа.

Веселые старты:

  1. Создать команды и продумать форму одежды для игры.
  2.  Провести беседу на тему «Единственная красота – это здоровье».
  3.  Викторина о рациональном питании.
  4.  Соревнования.

Встреча с медицинскими работниками:

  1. Беседа о гигиене тела и вреде курения (отдельно для мальчиков и девочек).
  2.  Почему вредно загорать?

Конкурс «Все девчонки хороши и мальчишки тоже»:

  1. Парад женских и мужских костюмов.
  2.  Разумное использование косметики.
  3.  Умение вести себя в мужском и женском обществе.
  4.  Аккуратность во всем.
  5.  Красота осанки, походка.
  6.  Лучшая прическа.

Устный журнал для родителей «Ее величество женщина»:

  1. Дочка, сын и я! (о взаимоотношениях между родителями и детьми).
  2.  Свободное время старшеклассниц.

Можно ли мальчику дружить с девочкой?

  1. Равны ли мальчики и девочки?
  2.  Почему к девочкам надо проявлять больше внимания?
  3.  В чем проявляется настоящая дружба?
  4.  Ваше отношение к внешности своей и друга.

Урок доброты и красоты (для девочек):

  1. Мини-сочинение для классного альбома «Жизнь дана на добрые дела!».
  2.  Изучение требований к одежде.
  3.  Беседа «Как стать красивой?».

Труд – основа жизни:

  1. Встреча представителей разных профессий.

Диспут «В чем красота девушки и юноши?»:

  1. Что значит быть современным?
  2.  Красивые или умные?
  3.  Что такое благородство?
  4.  Кто первый говорит о любви?
  5.  Мода и вы.
  6.  Твой идеал юноши (девушки).
  7.  Ролевая игра «Вы идете на свидание».

Радиопередача о бережливости:

  1. Сбор материала.
  2.  Беседа на тему «Бережливость – это уважение к труду, своему и чужому».
  3.  Вещизм. Как к этому относиться?

Урок мужества и благородства (для мальчиков):

  1. Как стать сильным и ловким.
  2.  Тестирование «Каким я буду солдатом?».
  3.  Обсуждение статей периодической печати на данную тему.

Вахта памяти:

  1. Трудовой десант (рабочая форма).
  2.  Встреча с ветеранами войны. Чем красив человек на войне?
  3.  Посадка цветов у обелиска воинской славы.

Конференция старшеклассников «Милосердие – это милость сердца»:

  1. Милосердие – сила!
  2.  Милосердие старо как мир.
  3.  Ваше отношение к родителям.
  4.  Отдавать – высшее счастье человека.
  5.  Уважительно относитесь к старости.

Пятый этап

«Культура поведения вне дома»

9 класс

Осенняя неделя сада:

  1. Приведение в порядок пришкольного участка.
  2.  Беседа о том, как вести себя во время работы в саду.

«Ты пришел в гости…»:

  1. Чтение статьи А. Дорохова «Если ты сам пришел в гости?».
  2.  Ролевая игра «Садитесь, пожалуйста!».

Выход на природу:

  1. Изучение правил поведения в походе.
  2.  Соблюдение правил поведения туристов в лесу.
  3.  Распределение обязанностей между походниками.
  4.  Организация соревнований.

Родительское собрание «Влияние семьи на профориентацию подростков»:

  1. Ваши семейные профессии.
  2.  Как помочь ребенку определиться в «океане» профессий.
  3.  Содружество школы и семьи в вопросах профориентации.
  4.  Подготовка школьников к городской жизни.

«Твой день рождения»:

  1. Как выбрать подарок?
  2.  Какой подарок дороже?
  3.  Празднование дня рождения с соблюдением всех правил.

Поездка в театр:

  1. Чтение статьи А. Дорохова «После третьего звонка».
  2.  Проведение ролевой игры «Артисты приехали».
  3.  Беседа «Какую одежду вам выбрать?».
  4.  Изучение правил «Как вести себя в общественных местах?».
  5.  Анкетирование.

Экскурсия в музей:

  1. Изучение правил поведения в музее.
  2.  Ролевая игра «Экскурсовод».

Фестиваль детского творчества:

  1. Организация выставки.
  2.  Подведение итогов.

Вечер встреча «Поговорим о профессиях»:

  1. Встреча с представителями разных профессий (круглый стол).

Викторина «Как вести себя в общественных делах»:

  1. Как вести себя в театре, кино. В музее, на выставке?
  2.  Когда надо приходить в театр?
  3.  Можно ли есть во время спектакля? И т.п.

Аукцион творчества:

  1. Составление сценария на лучшую игру «Мы идем в гости!».
  2.  «Проигрывание всех сценариев.
  3.  Подведение итогов.

Эстрадная программа в честь Дня Победы «Разрешите доложить»:

  1. Конкурс на лучшее чтение стихов о подвигах, мужестве, славе, мире.
  2.  Концертная программа для ветеранов.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Модель повышения воспитательного потенциала школьной культуры

Материал можно использовать на общешкольных родительских собраниях...

Программа воспитательной работы "Человек культуры" - для классных руководителей

Любой классный руководитель сейчас пользуется своей программой воспитательной работы. В предложенной мною работе есть актуальная на сегодняшний день позиция  -  изменение смысловых ориентиро...

Авторская педагогическая разработка (адаптированная воспитательная программа) "Искусство общения и культура поведения".

Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Рассчитана на трехлетний срок обучени...

программа воспитательной работы "От культуры и спорта к здоровому образу жизни!"

Программа «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ "Об основных ...

Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...

Воспитательная программа по теме: "Воспитание культуры общения"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     В   настоящее  время в России идет  становление новой системы образования. Важная роль в ней отводится становлению нравственного облик...