Классный час "О толерантности"
классный час на тему

Епишина Ольга Ивановна

материал  полезен   классным  руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_o_tolerantnosti.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа

 «Поговорим о толерантности» в гр.14-15.

Цель:

ознакомление с понятиями «толерантность» и «интолерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Вступление классного руководителя

Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования личности и ключевым понятием в обучении станет способность использовать на практике любые полученные знания. Порассуждаем об этом. В человеке должны быть базовые установки или критерии воспитанности. Такие критерии осмысливались давно. Взяв мудрость древних и соединив её  с современностью, можно говорить о необходимости формирования у студентов следующих критериев воспитанности: самообладание, коммуникабельность, культура чувств и мышления, толерантность. Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо.

Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия её попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо. Если толерантность утрачивает эту основу, то превращается в холопство перед другим. Значит, толерантность предполагает и отсутствие собственной устремлённости  к введению других людей в зависимость от себя.

В современном обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления  особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Сегодня мы наблюдаем активный рост асоциального поведения молодежи, увеличение численности антиобщественных молодежных организаций радикального толка, повышение уровня подростковой преступности. Из уст старшего поколения все чаще звучит укор  и обвинение нового поколения в жестокости,  интолерантности. А знают ли вообще наши дети, что такое толерантность?

На вопрос, что такое толерантность, в группе в основном сказали, что слышали, но конкретно никто не смог объяснить, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. А слышали 20% от общего числа студентов.

Начала беседу  с вопроса: «Что такое толерантность?» Отвечают кто что знает, а кто-то оказывается совсем несведущим в этом вопросе.

Целью нашего занятия является знакомство  с понятием «толерантность», «интолерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.  

В последнее время говорить о толерантности стало модным.  Понятие « толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово-«терпимость».

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных способностей.

В межличностном общении толерантность – терпение, принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию толерантности способствует неподдельный интерес к человеку, его самобытности, постижение его эмоционального состояния, рост жизненного опыта.

 Далее задание группе:

  1. Дать определение толерантности.
  2. Дать определение интолерантности.
  3. Дать определение толерантному человеку.
  4. Дать определение интолерантному человеку.

На доске появляются записи:

Толерантность - это:
- Терпимость

- Уважение права быть « иным».
- Непричинение вреда «другому».
- Признание многообразия сообществ.
- Взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех.

Интолерантность- это:
- Нетерпимость

-Унижение человеческого достоинства.
– Агрессивность.
- Нарушение прав человека и т.д.

Чтение стихотворения «Отсутствие толерантности» (студенты читают).

Автор: Самойленко Елена.

У каждого свой нрав и к прочим нетерпенье.

На плаху иль на пьедестал

Разбрасывают всех без ложного стесненья.

И хоть бы кто от этого устал!

Сличают всё с имеющимся знаньем точно.

Особо в сложностях не усомнясь,

Выносят приговор «порочным»

И тут же судят не таясь.

Но как вдруг жалобны они бывают,

Когда ошибка налицо

К тем, кто от них уже страдает,

Страдает, может быть, давно.

Раскаявшийся раз, урока не запомнит.

И к следующей судьбе он весь непримирим.

Сомнение его, увы, не тронет

И славы горькой шлейф потянется за ним.

Вопрос для обсуждения:

Можно ли дать одно определение понятиям « толерантность»,  «интолерантность»?

         

 Упражнение «Моя ассоциация».

Предлагаю студентам закрепить понятие « толерантность» и «интолерантность» при помощи ассоциативного ряда. Называю слово, а они должны найти связь между этим словом и понятиями, которые рассматривали ранее.

На этапе рефлексии дети говорят, что постараются учиться быть толерантными в отношениях с друзьями, с педагогами и родителями.

Задаю вопросы:

  1. Как вы себя чувствуете в группе?
  2.  Комфортно ли вам?
  3. Вы можете сказать, что вы одна команда? Почему? ( Нам вместе интересно).
  4. А каких людей называют интересными? (Люди, которым присуща доброта, удача, красота, радость…)

                          Продолжаю занятие разговором о легенде.

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней. Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место… Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…

 Твоя правда,  ответил волшебник,  они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.

Останавливается чтение и задаётся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Они дают свои варианты.

Качества, которые выбирают дети

                          Кол-во человек

УДАЧА

                                      5

ДОБРОТА

                                       7

РАДОСТЬ

                                       8

Студенты по выбору качеств определились в группы. Им предложено обсудить свой выбор и привести доводы в пользу выбранного качества.

  1. После обсуждения педагог дочитывает конец легенды:

- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

  1. Почему же Любовь выбрала Доброту?
  2. А вы всех ли выслушали? Были ли вы толерантны по отношению к соседу по парте? Как чувствовали себя? ( В ходе обсуждения затронуты вопросы внимания друг к другу, тактичности, проявления доброты и терпимости по отношению друг к другу. Не у всех получается, но мы к этому будем стремиться).
  1. Умение слушать педагога.
  2. Соблюдать порядок в кабинетах, где проходят занятия. Уважая тем самым  труд своих товарищей.
  3. В столовой уступать места , помогать донести посуду.
  4. Не забывать говорить слова приветствия каждому находящемуся в лицее, исходя из приветливости и воспитанности.
  5. Юноши ведут себя по отношению к девушкам как истинные джентльмены.
  6. Не допускать нецензурной лексики.
  7. Педагогам  проявлять терпимость по отношению к студентам в большей степени.
  1. Полное понимание и терпение друг к другу.
  2. Взаимное уважение.
  3. Соблюдать «золотое правило нравственности».
  4. Дружеская любовь.
  5. Воспитывать в себе интеллигентность.
  1. Быть всегда внимательным.
  2. Терпимо и аргументированно вести спор.
  3. Быть гуманным и милосердным.
  4. Не оскорблять собеседника.

Вывод

При обсуждении студенты проявили себя очень активно.

Были затронуты многие проблемы отношений: педагог-студент, студент-студент и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...