Проект "Толерантный мир в руках ребенка"
проект на тему

Бурганова Евдокия Емельяновна

Обратим внимание на слова Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться на Земле жить как люди». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воспитываем милосердие207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Руководителю муниципального органа управления образования

Об организации внеурочной

деятельности в общеобразовательных

учреждениях, реализующих ФГОС

начального и основного общего образования

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования внеурочная деятельность в общеобразовательном учреждении организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, а содержание занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Основные виды и формы внеурочной деятельности показаны в приложении 1 к письму.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Общеобразовательное учреждение, опираясь на методические материалы федерального и регионального уровня, ежегодно разрабатывает или корректирует свою организационную модель внеурочной деятельности. Наиболее распространенными являются такие модели внеурочной деятельности, как «школа полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель, а также модель, осуществляемая классным руководителем. Эти модели предполагают проведение еженедельных внеурочных занятий и возможность организовывать занятия крупными блоками. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в формате «интенсивов», разработанные специалистами Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования приведены в приложении 2 к настоящему письму.

При разработке модели организации внеурочной деятельности  рекомендуем соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.
  2. Принцип преемственности, заключающийся в  выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я - исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику  исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.
  3. Принцип  разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности, предполагающий реализацию на каждой ступени всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандартах. В плане внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции и др.
  4. Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения.  Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях  внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.
  5. Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в план внеурочной деятельности ОУ курсов, отражающих специфику Краснодарского края (многонациональный и многоконфессиональный характер населения, сельскохозяйственный потенциал края, «казачья» составляющая образования на Кубани, развитие курортной и туристической сфер,  физической культуры и спорта, пограничное расположение региона,  комфортные климатические условия).
  6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.
  7. Принцип  оптимального использования учебного  и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности.  Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе курса внеурочной деятельности.
  8. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

Модель организации внеурочной деятельности позволяет целостно представить возможности образовательного учреждения, определить необходимость привлечения специалистов системы дополнительного образования. Она помогает распределить часы внеурочной деятельности, определить, какие программы внеурочной деятельности необходимо разработать в образовательном учреждении на ступенях начального и основного общего образования.

Модель внеурочной деятельности должна учитывать ближайшую перспективу перехода всей начальной школы на  ФГОС  начального общего образования.  Введение внеурочной деятельности в 1-4 классах позволит проектировать её реализацию в группах, объединяющих не только учащихся одной параллели, но и всей начальной школы. Эта возможность особенно актуальна для малокомплектных школ, которые могут комплектовать группы для внеурочных занятий из учащихся 1-4 классов.

На основе разработанной модели образовательное учреждение конкретизирует виды внеурочной деятельности, фиксирует какие направления и формы внеурочной деятельности будут реализованы, формирует план внеурочной деятельности.

В соответствии с пунктом 16 ФГОС НОО и пунктом 13 ФГОС ООО основные образовательные программы начального и основного общего образования реализуются образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В измененную структуру основной образовательной программы начального общего образования включен план внеурочной деятельности. ФГОС ООО провозглашает, что в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматривается внеурочная деятельность.

Считаем необходимым в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОСы как начального, так и основного общего образования формировать планы внеурочной деятельности, являющиеся, вместе с учебным планом, основным организационным механизмом реализации основной образовательной программы школы. План внеурочной деятельности включается в организационный раздел основной образовательной программы. 

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, а также возможности образовательного учреждения.

Примерный план внеурочной деятельности:

—  фиксирует   объём   внеурочной   деятельности   обучающихся   по классам;

— определяет перечень направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и формы организации;

—  распределяет курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.

В плане внеурочной деятельности по всем направлениям и во всех формах внеурочной деятельности, в том числе в формате интенсивов, количество часов на класс составляет:

1 класс

– 330 часов в год,

2 - 4 классы

– 340 часов в год,

5 - 9 классы

– 340 – 350 часов в год,

в зависимости от продолжительности учебного года в ОУ

Общеобразовательное учреждение обеспечивает реализацию на каждой ступени общего образования всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандартах. При составлении плана внеурочной деятельности для классов начальной и основной школы рекомендуем включать не менее трех направлений на одну параллель классов.

В соответствии с пунктом 19.10 ФГОС НОО образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Поэтому направляем примерную форму плана внеурочной деятельности образовательного учреждения (приложение 3).

Кроме плана внеурочной деятельности, проектируемого на все образовательное учреждение, целесообразно использовать:

– индивидуальную карту занятости обучающегося во внеурочной деятельности, ведение которой осуществляет классный руководитель;

– общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности, ведение которой также осуществляет классный руководитель.

Данные инструменты не только обеспечивают создание плана внеурочной деятельности образовательного учреждения, но и создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.

Каждый учащийся начальной или основной школы посещает в течение одного учебного года не менее трех курсов разных направлений внеурочной деятельности, при этом курс спортивно-оздоровительного направления является обязательным каждый год.

Примерные формы индивидуальной карты занятости обучающегося и общей карты занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности приведены в приложении 4. В отличие от плана внеурочной деятельности, все другие инструменты для проектирования и анализа внеурочной деятельности являются необязательными.

В соответствии с планом внеурочной деятельности в образовательном учреждении составляется расписание внеурочной деятельности. Классный руководитель может составить расписание внеурочной деятельности для конкретного ученика. Примеры расписания внеурочной деятельности на одну четверть и на одного учащегося приведены в приложении 5. 

Занятия интенсивными блоками в расписании планируются независимо от дней недели на весь учебный год, включая каникулярное время и выходные. Рекомендуем для данной формы составлять отдельное расписание внеурочной деятельности в соответствии с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в формате «интенсивов».

Для выявления и оценки результативности внеурочной деятельности могут использоваться разные методики.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Направление

Содержательная характеристика направления

Примерные формы реализации направления

Спортивно-оздоровительное

овладение умениями организовать собственную здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры, регулярные занятия спортом и т.д.).

В форме еженедельных занятий

Деятельность спортивных кружков, секций.

Кружок «Поговорим о правильном питании».

Кружок «Все цвета, кроме черного».

Секция ОФП

В форме интенсивов

Школьные спартакиады, эстафеты.

Игровые и тренинговые программы.

Туристические слёты,  туристические походы по родному краю.

Походы выходного дня.

 Профилактика вредных привычек, зависимости от ПАВ - дискуссии, тренинги, ролевые игры, обсуждения видеосюжетов и др.

Беседы, просмотры учебных фильмов, классные часы  о здоровье, здоровом образе жизни.

Пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни — беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения.

Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня.

Беседы с педагогами, психологами, мед.работниками, родителями о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Духовно-нравственное

приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, его традициям, общечеловеческим ценностям

В форме еженедельных занятий

Курс «Этика: азбука добра».

Классные часы, беседы, просмотр кинофильмов с целью знакомства с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина.

Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречи с ветеранами и военнослужащими.

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье - беседы о семье, о родителях и прародителях.

В форме интенсивов

 Экскурсии,  путешествия по историческим и памятным местам края, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучение учебных дисциплин.

Экскурсии, встречи и беседы с представителями общественных организаций.

Участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.

Игры военно-патриотического содержания, конкурсы и спортивные соревнования, сюжетно-ролевых игры на местности.

Встречи и беседы с выпускниками своей школы. Организация и проведение национально-культурных и семейных праздников.

Выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов.

Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций

Общекультурное

формирование основ эстетической культуры,  воспитание ценностного отношения к прекрасному

В форме еженедельных занятий

Деятельность школьного краеведческого музея

Беседы:  «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др.,

Обсуждение книг, художественных фильмов, телевизионных передач, компьютерных игр на предмет их этического и эстетического содержания.

Различные виды творческой деятельности и художественное творчество в системе учреждений дополнительного образования.

Оформление класса и школы, озеленении пришкольного участка.

В форме интенсивов

Посещение музеев, театров.

 Организация выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

Экскурсионно-краеведческая деятельность, реализация культурно-досуговых программ, посещение объектов художественной культуры с последующим представлением творческих работ.

Краеведческая, поисковая, экологическая работа в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.

Общеинтел-

лектуальное

формирование потребности к познанию, обеспечение общего интеллектуального развития, формирование умений и навыков проектной деятельности обучающихся

В форме еженедельных занятий

Технические и предметные кружки.

 Интеллектуальный клуб «Почемучка».

 Предметные факультативы.

Предметные научные общества.                                                                                                                      

В форме интенсивов

Общественный смотр знаний.

Общешкольные конференции.

Интеллектуальные марафоны.

Недели науки, техники и производства.

Конкурсы научно-фантастических проектов.

Вечера неразгаданных тайн.

Олимпиады по учебным предметам.

Экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, знакомство с профессиями.

Выполнение информационных проектов — дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.

Сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий - праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.

Социальное

освоение социальных ролей, опыта социального взаимодействия в открытом социуме, приобщение к демократическим формам жизнедеятельности

В форме еженедельных занятий

Курс «Экономика: первые шаги»;

Курс «Компьютерная графика»

Участие в классном, школьном самоуправлении

Социальные пробы, участие в различных  организованных социальных акциях

Тренинги формирования социальных навыков

В форме интенсивов

Выполнение социальных проектов;

Участие в общественно полезном труде;

Дела благотворительности, милосердия, оказании помощи нуждающимся, забота о животных, живых существах, природе

Общественно полезная деятельность на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

Таблица-сетка часов внеурочной деятельности

муниципального автономного общеобразовательного учреждения  гимназии № 8 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район для 1-х классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

на 2011-2012 учебный год

                                                       Приложение № 1

Направления внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность

I

II

III

IV

Спортивно-оздоровительное

Кружок «Ритмика»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Кружок «Путь к доброму  здоровью

1

1

1

1

Социальное

Мастерская « Ролевые игры социального характера»

1

1

1

1

Кружок «Познай себя»

1

1

1

1

Мастерская «Азбука общения»

1

1

1

1

Клуб «Краевед»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Общеинтел-лектуальное

Научное объединение «Секреты и диковинки окружающего мира»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Кружок «Математика в играх и задачах»

1

1

1

Кружок «Наглядная геометрия»

1

Кружок «Веселая математика

1

Кружок «Информатика для малышей»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Кружок  «Секреты орфографии»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Интеллектуальный клуб «Эрудит»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Духовно-нравственное

Клуб «Прекрасное рядом» Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галереи

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Кружок ОПК « В мире прекрасного»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Кружок «Вокал»

Общекультурное

Мастерская «Моделирование и конструирование»- проектная деятельность

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ИЗО-студия «Я смотрю на мир глазами художника

1

1

1

1

Студия «Театр после уроков» класса, школы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10


Примерная структура плана внеурочной деятельности

общеобразовательного учреждения

ПЛАН  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

для ____ классов, реализующих ФГОС __________ общего образования,

                                                  (начального, основного)

 ________________________________________________________________

(общеобразовательное учреждение)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Перечислить федеральные и региональные нормативные документы, используемые при разработке плана внеурочной деятельности.
  2. Указать форму (формы) организации внеурочной деятельности в разрезе общеобразовательного учреждения, параллели классов или отдельного класса.
  3. Указать формат реализации курсов внеурочной деятельности (ежедневные занятия, интенсивы).
  4. Указать программно-методическое обеспечение и его соответствие требованиям ФГОС.
  5. Указать курсы внеурочной деятельности, входящие в состав программ организационного раздела основной образовательной программы: в программу развития универсальных учебных действий;

        программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся или программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования;

        программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

Кадровое и методическое обеспечение   _____________________________

                                                                               (соответствует или не соответствует требованиям плана внеурочной деятельности)

Директор ОУ  _______________                ________________________

                                                      (подпись)                                                              Ф.И.О. 

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

                                                                                               от «     » ______ 2015  года протокол № __

                                                                                        И.о.директора _____________ Р.Р.Лутфуллин

                                                                                                           .

таблица - сетка часов

плана внеурочной деятельности для 5 -х классов,

реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования                        

                                                2015 – 2016  учебный  год

Направление внеурочной деятельности

Наименование курса внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

V

А

Б

спортивно-оздоровительное

«Оранжевый мяч»

2

2

духовно-нравственное

ОДНКНР

1

1

социальное

«Азбука общения»

1

1

общеинтел-

лектуальное

«Техническое моделирование»

2

2

общекультурное

Вокал

1

1

Хореография

1

1

Изобразительное искусство

1

1

Всего (по классам):

8

9

Классный час, классные мероприятия, общешкольные мероприятия, экскурсии, тематические беседы и т.д.

Дополнительное образование учреждений культуры, ДЮСШ и др.

1

1

Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности обучающегося ___ класса ________ учебный год

____________________________________

(Фамилия Имя Отчество)

Направление внеурочной деятельности

Наименование курса внеурочной деятельности

Количество

часов в неделю

Общий объем

часов по направлению в год

спортивно-оздоровительное

духовно-нравственное

социальное

общеинтеллектуальное

общекультурное

Итого:

Общая карта занятости во внеурочной деятельности

обучающихся 5 Б класса  2015-2016 учебный год

№ п/п

ФИО

учащегося

Направление внеурочной деятельности

(количество часов в год)

Общий объем

часов

в год

спортивно-оздоровительное

духовно-нравственное

социальное

общеинтел-лектуальное

общекультурное

1

Архипов Андрей Валерьевич

2

Ахметзянова Адиля Рустямовна

3

Богомягков Роман Олегович

4

Галиуллина Азалия Вадимовна

5

Кадыров Альмир Талгатович

6

Кузнецов Даниил Радионович

7

Кузнецов Сергей Михайлович

8

Куталов Кирилл Ильич

9

Лазеев Михаил Юрьевич

10

Матросов Артем Владимирович

11

Менченков Никита Сергеевич

12

Мирошниченко Сергей Дмитриевич

13

Пархоменко Матвей Сергеевич

14

Сагиров  Данис Ильнурович

15

Шарипова Лейля Давлатхуджаевна

16

Шишкина Алёна Андреевна

17

Шишкина Арина Андреевна

Расписание внеурочной деятельности

На 3  четверть  2015-2016  учебный год

Классы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суб-

бота

Каникулярное время

5 А

Кружок

«Техническое моделирование»

15.00-16.30

ОДНКНР

13.45-14.25

ОДНКНР

13.45-14.25

Кружок «Техническое моделирование»

15.00 -16.30.

Кружок «Техническое моделирование»

Кружок

«Техническое моделирование»

15.00-16.30

Кружок

«Техническое моделирование»

15.00-16.30

Кружок «Техническое моделирование»

15.00 -16.30.

Кружок «Техническое моделирование»

Расписание внеурочной деятельности

____________________________________

(Фамилия Имя Отчество)

на ___ четверть ________ учебный год

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Каникулы

Кружок

«Подвижные игры народов мира»

10.30.

Кружок

«Подвижные игры народов мира»

10.30.

Кружок

«Я-исследователь» 1ноября

10.00.- 11.20.

Мастерская  «Юный художник»

14.00-14.35

Кружок «Я-исследователь»

14.00 – 14.35.

Кружок «Истоки»

14.00-14.35

3 ноября экскурсия в музей

12.00-14.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность по развитию мелкой моторики руки ребенка.

Одна  из первоочередных задач воспитания ребенка в детскомсаду – развитие полноценной речи.  В последние годы в связи с различными причинами увеличивается процент детей, имеющих различные ре...

Изобразительная деятельность дошкольников как одно из средств подготовки руки ребенка к письму

Значительное число шести и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыков письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций,...

Мир в руках ребенка

Открытый урок-игра по английскому языку .Разработка содержит материал для учащихся ,жюри,презентацию....

Проект "Толерантный мир в руках ребенка"

Обратим внимание на слова Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться на Земле жить как люди»....

Статья «Подготовка руки ребенка к письму».

Статья «Подготовка руки ребенка к письму»....

"Подготовка руки ребенка к письму"

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и м...