Классный час в форме этической беседы "свобода -это..."
классный час (10, 11 класс) на тему

Аверьянова Юлия Сергеевна

Представлен классный час в форме этической беседы о свободе, как о категории выбора и меры ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klassnyy_chas_svoboda.zip2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект этической беседы в 11 «А» классе.

Классный руководитель – Аверьянова Ю.С.,

МОУ «СОШ №2»

Тема:  «Свобода – выбор?!»
Форма проведения: этическая беседа.
Цель:

 - формирование духовно-нравственного воспитания учащихся путем  разъяснение норм морали с целью формирования нравственных убеждений.
Ресурсы: мультимедиапроектор, презентации, видеоролик.


План беседы.
I. Организационный момент
II. Беседа
III. Подведение итогов
Орг.момент.

Учащимся представляется презентация №1

- О чем нам предстоит разговор? По каким признакам вы определили?

Беседа.

Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы.

 -А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. (Учащиеся отвечают)

Существует множество определений к слову свобода. (Определения выводятся на презентации №2)

- Что лично для вас значит – быть свободным?

Учащиеся дают ответы.

- Какими качествами должен обладать свободный человек?

СВОБОДА, ВЫБОР, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

- Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

Учащимся предлагаются ситуации для обсуждения. (Ситуации на карточках, которые зачитывают ученики)

1 ситуация.

 Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку, и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 ситуация

Компания молодых парней 17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую, попавшуюся на их пути, машину. Через час друзья уже были в полиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу.

-  Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы? (Без ответственности) Нельзя путать понятия свобода и вседозволенность.


- Как вы считаете, мы живем в свободном обществе? Можно ли быть свободным от общества? 

Обмен мнениями.


Очень точно об этом сказала Люси Малори: «Общество говорит человеку: “Думай, как думаем мы; ешь и пей, как мы едим и пьем; одевайся, как мы одеваемся, – или будь проклят”. Если же кто не подчинится ему, то оно превратит жизнь его в ад своими насмешками, сплетнями, ругательствами и бойкотом. Но мужайся!» 
Человечество с давних пор борется за свободу, мечтает жить в свободном обществе, не понимая до конца: а каким должно быть это свободное общество? Сравните понятия
(Презентация №3): 

  «Свобода выбора» и «Свобода от ответственности». 

  «Свобода от насилия» и «Свобода от наказания». 

 «Свобода печати» и «Отсутствие цензуры». 

  «Свобода мысли» и «Безответственность за мысли». 

- Чем отличаются эти понятия, какую из этих свобод вы бы предпочли? 

Обмен мнениями.


- Чего же мы добились той безграничной «свободой», которую получили в ХХ столетии?
 
(Учащиеся отвечают)

Цена этой свободы: (Презентация №4)

  снижение продолжительности жизни населения; 

  угрожающе низкий уровень здоровья людей, в том числе детей и подростков; 

  рост числа психических заболеваний и попыток самоубийств; 

  расцвет алкоголизма и пьянства; 

  увеличение венерических заболеваний, СПИДа; 

  разрушение института семьи; 

  нравственная деградация общества: порнография, проституция, гомосексуализм, половая распущенность; 

  рост преступности, жестокости, насилия; 

  беспощадные войны, рост терроризма. 

- Свобода!.. Свобода – это всегда риск. Она позволяет выбирать, но выбор может быть ошибочным. Давайте учиться принимать обдуманные, зрелые решения самостоятельно. 
- Свобода нужна, несомненно. Вопрос в другом – что мы понимаем под свободой? Не принимаем ли мы за свободу рабство в красивой обертке? Здесь можно вспомнить один старый анекдот. 

Инсценировка (Слова заранее не раздаются)
1 участник. Пришло время одному человеку умереть. Приходит к нему Сатана и говорит: «Ты куда хотел бы отправиться: в рай или ад?» 
2 участник. «Да я как-то не думал над этим. Не мешало бы посмотреть, как там – в раю и в аду». 

1 участник. «Хорошо, – говорит Сатана и показывает человеку рай: тихо, спокойно, музыка красивая льется». 
2 участник. «Скучно! А теперь ад покажи». 
1 участник. И тут видит человек… ресторан – музыка веселая, еда изысканная, вино рекой, женщины красивые. 
2 участник. «Вот это другое дело! Это мне нравится! Отправляй меня в ад!» 
1 участник. Подводит Сатана человека к двери с надписью «АД», открывает ее и вталкивает бедолагу в огненное пекло. 
2 участник. «Подождите, но мне ведь другое показывали!!!» 
1 участник. «А то была реклама…» – усмехается Сатана. 

-Что мы должны научиться делать всегда?  ВЫБОР.

    Наркомания, алкоголизм, нравственная распущенность – вот то, что порабощает человека, стремящегося к безграничной свободе, свечка, на которой бесследно сгорает множество бездумных мотыльков. 

Как не оказаться в их числе? Как разобраться, где истинная свобода, а где ловушка? Какие подводные камни скрываются под сомнительными временными радостями?

-  Научиться делать самостоятельный разумный выбор!

Подведение итогов.  (Видеоролик – притча)

Учащиеся должны прийти к понятию о правильном выборе.

Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в виде этического диалога по Шемшуриной на тему "Можно ли делать добро недобрыми делами?"

Этические диалоги проводятся для ребят подросткового и старшего возраста.Он делится на этапы:1)      Вывод школьников на проблему.2)      Построение л...

Классный час на морально-этическую тему "Что такое человеческие ценности"

Данную разработку можно использовать на классном часе для учащихся 5-6 классов для формирования человеческих ценностей, гармоничного развития  общечеловеческих задатков детского организма....

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...

Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"

Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"...

Классный час в форме тренинга «Формирование сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе»

laquo;Формирование сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе»...