Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"
учебно-методический материал

Егунова Виктория Владимировна

Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО классных руководителей.

Современный классный час, как форма организации воспитательной работы.

    Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей.

    Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума.    

     Классный час – одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. Он способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

  • Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)
  • Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
  • Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)

Классный час выполняет следующие функции:

        просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

        ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

        Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию.

        направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

        формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Существует множество форм проведения классных часов.

• Беседа (эстетическая, нравственная)

• Диспут

• Встречи с интересными людьми

• Викторины по различным областям знаний

• Дискуссии

• КВНы

• Интерактивные игры

• Игры-путешествия

• Тренинги

• Читательские конференции

• И др.

 

Современный классный час обязательно должен быть личностно-ориентированным.

 Технология подготовки личностно-ориентированного классного часа.

Первый шаг:

   составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год

   Методы:

  • метод социологического опроса
  • методика «недописанный тезис»
  • методика «проблема века»

Второй шаг:

       уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению

Третий шаг:

выбор целей, содержания и форм проведения:

традиционные: лекция, рассказ, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над...

активные: диспут, дискуссия, ток-шоу, игра ..

интерактивные: деловая, ролевая игра, проект…

Четвертый шаг:

    индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа, совместное создание сценарного плана классного часа.

Пятый шаг:

  • анализ и оценка результатов по критериям:
  • личностная значимость для обучающихся
  • благоприятный психологический климат
  • возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников
  • обогащение жизненного опыта обучающихся, духовно-нравственная ценность.

В своей работе с классом я широко использую активные и интерактивные формы классных часов такие нетрадиционные формы классных часов как:

  • Деловая и ролевая игра- данная форма проведения классного часа даёт очень многое как ребёнку: возможность попробовать себя в той или иной социальной роли, но и для меня, как классного руководителя, обыгрывание ситуаций даёт возможность увидеть систему ценностей семьи, что очень важно.

«Я и мой профессиональный выбор», «Моя семья» и т д,

  • Ток шоу- данная форма проведения классного часа, является очень сложной с точки зрения организации, но очень эффективной. Конечный результат такой формы проведения всегда непредсказуем, но детям очень интересно высказывать собственное мнение. «Карманные деньги», «Отцы и дети», Наркотики за и против
  • игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час», Сто к одному, своя игра и т. п.
  • Проекты- это одна из любимых форм проведения классного часа причём проект может быть как краткосрочным: в рамках одного классного часа, так и долгосрочным, который дети реализуют в течении двух- трёх недель.
  • Классный час - игра "Откровение".  Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса "только хорошие новости" - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.
  • Биклассный час 1-й проводится в сентябре,  2-й - в мае (подведение итогов).

Содержание 1-го классного часа. Классный руководитель предлагает ученикам принести тетрадь, в которую заносятся полученные в ходе реализации индивидуальной программы самообразования и самовоспитания, результаты. Каждая пара страниц этой тетради слева отведена для целей и плана самообразования, справа - самовоспитания

  • Тренинг психологический и обучающий.

В большинстве школ отсутствует школьная психологическая служба, уроки-тренинги помогают детям адаптироваться в классе, понять себя и других, понять важность толерантного общения между людьми. Это всегда очень интересные занятия, позволяющие ребёнку открыться, раскрыться, получить шанс быть понятым и признанным.

  • Праздник.

Праздники и сюрпризы любят все, и взрослые, и дети. А праздник, подготовленный самим ребёнком, приносит ему массу удовольствия, к тому же, это отличный способ почувствовать себя организатором. Мои дети всегда организуют праздники сами, стремятся к этому. Я, как классный руководитель, лишь направляю и даю ценные советы.

  • Экскурсия

Классный час-экскурсия это один из самых эффективных способов развития ребёнка. Посещая музеи, выставки, учебные заведения, предприятия дети получают представление о своей малой Родине. Очень часто организуем интерактивные экскурсии в красивейшие музеи нашей страны: Эрмитаж, Питергоф, и т п

  • Диспут

Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в его ходе формируется диалектическое мышление школьников. Но диспут позволяет решать и многие другие педагогические задачи.

Во-первых, ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях.

Во-вторых, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.

В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.

В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.

В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:

выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;

проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;

выбранная проблема должна допускать различные способы решения;

проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.

  • Устный журнал
  • Агитбригада или альтернативная реклама

Данная форма классных часов позволяет привить детям потребность к здоровому образу жизни. Она достаточно сложна с точки зрения организации, требует долгой подготовки, но окупает себя с полна и проходит ярко и эффективно.

      Воспитание ребёнка, очень продолжительный и трудоёмкий процесс. Конечно, основы воспитания закладывается в семье родителями, но умение взаимодействовать в социуме, способность самореализоваться, всё же закладывается в школе грамотными и профессиональными педагогами. Создать внутри учебного заведения маленькую «семью», великое искусство классного руководителя, а классный час, это одно из средств создания единого социума-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Инновационные формы организации воспитательной работе

"Инновация"- для каждой школы, это свое,что-то новое.. В своем докладе отразила, каккие "инновационные" формы  мы применяем в своей работе. Для кого-то этот доклад покажется неинтересным, а кто-т...

Дебаты как форма организации воспитательной работы в современных условиях

   Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм...

Статья "Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".

Задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интел...

Семинар-практикум по теме «Классный час как одна из форм организации воспитательного процесса»

Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационн...

Статья "Формы организации воспитательной работы в дополнительном образовании"

Текущий год принёс новый опыт в развитие коммуникативных навыков учащихся. Массовые мероприятия были запрещены, и внеучебная жизнь отделения дополнительного образования детей протекала в онлайн-формат...

Статья Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра¬боты

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра­ботыКлассный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра­боты со студентами, это не урок, а время, когда восп...

«Активные формы организации воспитательной работы в классном коллективе по формированию неприятия алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»

  «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, токсикома...