Дебаты как форма организации воспитательной работы в современных условиях
статья по теме

Сивергина Елена Николаевна

     Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. Активная подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ ограничивает нас во времени, отводимом на устные ответы, ребята теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Социологи и психологи отмечают, что сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.

Активное использование техник и методик образовательной программы “Дебаты” в обучении способствует решению обозначенной задачи.

 Ценность программы «Дебаты» в том, что она, являясь оригинальной педагогической технологией, может стать средством реализации целей и задач, стоящих перед системой общего, среднего и, частично, высшего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл debaty_metodologicheskaya_statya.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дебаты

как форма организации воспитательной работы в современных условиях

     Происходящие радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности.

Современную социокультурную ситуацию можно охарактеризовать как завершение перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведет к смене приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и в сфере культуры и образования. Базовым ресурсом становится информация, что неизбежно приводит к нарастанию ценностного отношения как к самой информации, так и к умениям ее добывать, обрабатывать и использовать.

   Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. Активная подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ ограничивает нас во времени, отводимом на устные ответы, ребята теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Социологи и психологи отмечают, что сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.

Активное использование техник и методик образовательной программы “Дебаты” в обучении способствует решению обозначенной задачи.

       В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы “Дебаты”, по результатам которой был составлен научный отчет. “ Программа дебаты в условиях России является инновационным проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. “Дебаты” представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации – тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики”.

      Обратимся для начала к  истории  дебатов.

Дебаты берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России.

      Новый всплеск внимания к дебатам вызвали первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном во время президентских выборов 1960 года в США. В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в вузах и школах, а зачастую и в повседневной жизни. В данном случае под дебатами понимаются прения — обсуждение вопроса при наличии разных точек зрения, взглядов на него. Такие дебаты, как правило, носят неформальный характер и ведутся без правил. Устранить этот недостаток призваны дебаты, имеющие определенные правила, регламент.

      В этом смысле дебаты представляют собой формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп). Такое определение дебатам дает М.В. Кларин, рассматривая дебаты как один из видов обсуждения, представляющий собой свернутую форму дискуссии.

В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии. Создана Международная образовательная ассоциация «Дебаты». И для многих людей слово «дебаты» стало неразрывно связано с интересной и познавательной интеллектуальной игрой, которая получила особенно широкое распространение с начала 90-х годов.

      Ценность программы «Дебаты» в том, что она, являясь оригинальной педагогической технологией, может стать средством реализации целей и задач, стоящих перед системой общего, среднего и, частично, высшего профессионального образования.

      Итак, дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики.

В условиях гимназии искусств,  работая на гуманитарном отделении, мы часто в своей работе используем дебаты как форму организации воспитательной работы.

Дебаты формируют:

  • умение формировать и отстаивать свою позицию;
  • ораторское мастерство и умение вести диалог;
  • командный дух и лидерские качества.

       Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  • развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
  • развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  • формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  • формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  • формирование навыков слушания и ведения записей.

     Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

     Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

 Хотелось бы конкретнее становиться на этапах игры.  Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

I . Подготовка к игре

            Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

  • провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
  • быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
  • иметь четкую формулировку;
  • стимулировать исследовательскую работу;
  • иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией по теме:

  • активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
  • поиск информации с использованием различных источников;
  • систематизация полученного материала;
  • составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

  • формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
  • построение стратегии отрицающей стороны;
  • умение правильно формулировать вопросы;
  • овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
  • овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

         Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

II. Игра

Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.

        Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.

Таблица  Регламент «Дебатов»

Выступление У1         3 минуты

Вопросы ОЗ к У1       3 минуты

Выступление 01          3 минуты

Вопросы УЗ к 01           3 минуты

Выступление У2            4 минуты

Вопросы 01 к У 2              3 минуты

Выступление 02            4  минуты

Вопросы У1 к 02              3 минуты

Выступление УЗ               3 минуты

Выступление 03               3 минуты

Роли спикеров

Спикер У1:

  • представление команды;
  • формулировка темы, актуальность;
  • определение ключевых понятий, входящих в тему;
  • выдвижение критерия (ценность или цель команды);
  • представление кейса утверждающей стороны;
  • заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер 01:

  • представление команды;
  • формулировка тезиса отрицания;
  • принятие определений ключевых понятий;
  • атака или принятие критерия оппонентов;
  • опровержение позиции утверждения;
  • представление кейса отрицающей стороны

Спикер У2

  • восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью примеров, доказательств;
  • приводит новые доказательства;
  • подробно развивает утверждающую позицию;
  • опровергает утверждающий кейс
  • заканчивает четкой формулировкой  общей линии утверждающей команды

Спикер О2

  • восстанавливает отрицающую позицию используя  примеры, доказательства;
  • приводит новые доказательства;
  • подробно развивает отрицающую  позицию;
  • продолжает опровергать  утверждающий кейс
  • заканчивает четкой формулировкой  общей линии отрицающей команды

Спикер У3

  • ещё раз акцентирует узловые моменты дебатов;
  • выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;
  • сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
  • не приводит новых аргументов;
  • завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других)

Спикер О3

  • ещё раз акцентирует узловые моменты дебатов;
  • выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;
  • сосредотачивается на сравнении отрицающих  аргументов с утверждающими  и объясняет, почему аргументы отрицания  более убедительны;
  • не приводит новых аргументов;
  • завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других)

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

III. Анализ игры

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

Кодекс чести дебатера включает следующие правила:

•  Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.

•  Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.

•  Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

•  Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

  Этика дебатера:

•  при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

•  дебатеры должны спорить в дружественной манере;

•  язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;

•  дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

•  дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика тренера:

•  тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;

•  тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

•  тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;

•  тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;

•  отношения между тренерами и дебатерами должны   основываться на взаимном доверии

Рефлексия

Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».

возможности методики дебатов с использованием их как элемента урока???

Литература

•  Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. — М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.

•  Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.

•  Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.

•  Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. — М.: Народное образование, 1999.

•  Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

•  Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.

•  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.

•  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

•  Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

•  Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Инновационные формы организации воспитательной работе

"Инновация"- для каждой школы, это свое,что-то новое.. В своем докладе отразила, каккие "инновационные" формы  мы применяем в своей работе. Для кого-то этот доклад покажется неинтересным, а кто-т...

Статья "Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".

Задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интел...

Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"

Выступление на МО классных руководителей "Современный классный час, как форма организации воспитательной работы"...

Организация методической работы в современных условиях ограничительного характера

Организация методической работы в современных условиях ограничительного характера.Современные сложные условия требуют новых подходов к организации работы школыРоль методической работы школы возрастает...

«Возможности и потребности классных руководителей в обновлении форм и методов организации воспитательной работы в классном коллективе на современном этапе».

Выступление на конкурсе педагогических достижений-2021 Санкт-Петербург, номинация "Воспитать человека", подноминация "Мастер".В федеральном государственном образовательном ста...

Статья "Формы организации воспитательной работы в дополнительном образовании"

Текущий год принёс новый опыт в развитие коммуникативных навыков учащихся. Массовые мероприятия были запрещены, и внеучебная жизнь отделения дополнительного образования детей протекала в онлайн-формат...

«Активные формы организации воспитательной работы в классном коллективе по формированию неприятия алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ»

  «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, токсикома...