Классный час «Есть люди вечные гореньем…» (к 120-летней годовщине со дня рождения Маршала Г.К.Жукова)
методическая разработка (9 класс) на тему

Ядров Денис Сергеевич

Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Маршала Советского Союза Г.К.Жукова;

            2) воспитывать интерес учащихся к великим историческим деятелям России;

            3) патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности  Г.К.Жукова.

Оформление урока: плакат с эпиграфом; выставка книг: а) произведений Г.К.Жукова; б) книги о Г.К.Жукове; альбом с фотографиями; копии некоторых из писем Г.К.Жукова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhukov.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Есть люди вечные гореньем…»

(к 120-летней годовщине со дня рождения Маршала Г.К.Жукова)

                     Есть люди вечные гореньем,

                       Их жизнь – эпохи нашей цвет

                                 У них есть только День Рожденья,

                А даты смерти у них нет.  

Учитель МБОУ СОШ №15

им.В.П.Михалько

с.Отрадо-Кубанского

Муравлева Е.Р.

Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Маршала Советского Союза Г.К.Жукова;

            2) воспитывать интерес учащихся к великим историческим деятелям России;

            3) патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности  Г.К.Жукова.

Оформление урока: плакат с эпиграфом; выставка книг: а) произведений Г.К.Жукова; б) книги о Г.К.Жукове; альбом с фотографиями; копии некоторых из писем Г.К.Жукова.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Вопрос о смысле жизни встает рано или поздно перед каждым человеком. Христиане утверждали: «Смысл жизни – в служении Богу»; отцы – правители прошлого видели смысл жизни в труде; мудрецы античности говорили: «Смысл жизни – в служении Родине».

  1. 1) Выразительное чтение эпиграфа (заранее подготовленное учеником).

    Есть люди вечные гореньем,

      Их жизнь – эпохи нашей цвет

              У них есть только День Рожденья,

А даты смерти у них нет.

2) Обсуждение эпиграфа.

- О каких людях мы говорим, что они бессмертны?

Сегодня на классном часе мы говорим о Георгии Константиновиче Жукова, великом полководце, посвятившем свою жизнь служению Родине.

  1. Знакомство учащихся с планом классного часа:
  1. Сын народа.
  2. Жуков – полководец.
  3. Дела семейные.
  4. Парад Победы.
  5. Вместо заключения.

          Работа по плану урока.

1. Ученица. В конце 19-го столетия в деревне Стрелковке Калужской губернии стоял осевший на угол дом в два окна с одной комнатой. От ветхости стены и крыша поросли мхом. В этом доме когда-то жила бездетная вдова Аннушка Жукова.

Ученик: Сердобольная женщина , она взяла из приюта двухлетнего мальчика, оставленного там трехмесячным младенцем с запиской: «Сына моего зовите Константином». Это был отец будущего Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Родившегося 19 ноября по старому, 2 декабря по новому стилю в 1896 году.

(Демонстрация фотографий).

Ученица. На склоне лет Г.К.Жуков задался вопросом – кто были его предки. Ответа так и не нашел. Он не мог проследить родословную по линии отца дальше его самого. Георгию Константиновичу было достаточно – отец родился в России. Судьба Родины и семьи были для Жукова неотделимы.

2.Учитель истории.

   Все генералы в России подчинялись Сталину, который требовал выполнения поставленных задач любой ценной, не считаясь с жертвами. Сам он генералов не бил,  но требовал, чтобы они вразумляли подчиненных кулаками, Жуков для этого использовал перчатки. Человеческое достоинство, так же как и жизнь, не стоили ничего. Г.К.Жуков одерживал верх, если мог неограниченно бросать в наступление резервы и пополнения до полного истощения противника. Маршал Еременко писал в дневнике: «Жуковское оперативное искусство – это превосходство в силах в 5-6 раз».  

   Американского генерала Дуайта Эйзенхауэра Жуков познакомил с советским методом преодоления минных полей: «Подходя к минному полю, наша пехота проводит атаку так, как будто этого поля нет. Потери, нанесенные противопехотными минами, мы считаем всего лишь равными тем, которые понесли бы от артиллерийского и пулеметного огня в случае, если бы немцы прикрыли данный район не минами, а значительным количеством войск».

   Сталин ценил Г.К.Жукова как полководца, особенно бестрепетно расходовал людей для достижения поставленных целей и заставлять подчиненных делать то же самое. Иные полководцы при Сталине просто не могли существовать.

Учитель литературы.

   В.П.Астафьев писал, что после прочтения книги воспоминаний Жукова, посвященной советскому солдату, он был очень удивлен: «воистину свет не видел более циничного и бесстыдного лицемерия, потому как никто и никогда так не сорил русскими солдатами, как он, Маршал Жуков! И если многих великих полководцев, теперь уже оправданных историей, можно и нужно поименовать человеческими браконьерами,  Маршал Жуков по достоинству займет среди них одно из первых мест….  Лишь на старости лет потянуло его «помолиться» за души погубленных им солдат…»  

3.Ученица. Суровый на службе человек, Г.К.всегда оставался любящим отцом. Немногие часы, проведенные в кругу семьи в Москве, грозный полководец мог долго беседовать о домашних пустяках или, водрузив на колени баян, с шутливо-серьезным и озорным видом потешать близких. Иногда он привозил фотографии с фронта, где были запечатлены зверства гитлеровцев. Писем Жуков писал мало, чаще говорил по телефону со своей семьей. Те немногие письма, которые сохранились, проливают свет на внутренний мир полководца. Приведем привет.

Ученик.  «Здравствуй мой милый Шурик! Шлю тебе свой привет и крепко целую. Шлю привет Эрочке и Эллочке, поцелуй их за меня.

    Письмо твое я получил, за которое шлю тебе дополнительно пару горячих поцелуев. Получил посылку с бельем. До упаду я смеялся на ночную рубаху. В этой рубахе я похож на Матрену или Акулину….  Желаю всем вам всего хорошего».

4.Учитель истории.

   В середине мая 1945 года Сталин вызвал Жукова в Москву. На заседании Государственного Комитета Обороны Верховный Главнокомандующий предложил: «Не следует ли нам в ознаменование победы над Германией провести в Москве Парад  Победы и пригласить наиболее отличившихся героев-солдат, сержантов, старшин, офицеров и генералов?». Предложение было тотчас принято. Кроме того, решили также привезти из Берлина Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, и трофейные немецкие знамена. В десятых числах июня все участники,  одетые в парадную форму, приступили к репетициям.19 июня Сталин, встречаясь с Жуковым на своей даче, поинтересовался, не разучился ли тот держаться в седле, и предупредил: «Вам придется принимать Парад Победы. Командовать парадом будет Рокоссовский». Жуков удивился: «Спасибо за такую честь, но не лучше ли парад принимать вам? Вы Верховный Главнокомандующий, по праву и обязанности парад следует принимать вам». – Я уже стар принимать парады. Принимайте вы, вы помоложе».

   Впоследствии загадку сталинской скромности разгадали благодаря его сыну Василию. Который сообщил Жукову под большим секретом: «Отец сам готовился принимать Парад Победы…. Третьего дня во время езды от неумелого употребления шпор конь понес отца по манежу. Отец, ухватившись за гриву, пытался удержаться в седле, но не сумел и упал. При падении ушиб себе плечо и голову, а когда встал – плюнул и сказал: «Пусть принимает Парад Жуков, он старый кавалерист».

   24 июня 1945 года, несмотря на пасмурную, дождливую погоду, парад состоялся. И Георгий Жуков, и Константин Рокоссовский, и другие участники оказались на высоте. Позднее Жуков вспомнил: «Ни с чем не сравнимым был момент, когда двести бойцов… под барабанный бой бросили к подножию Мавзолея В.И.Ленина двести знамен немецко - фашисткой армии.

5.Заключение.

   Г.К.Жуков – фигура в русской истории исключительная. Жизнь то поднимала его, то низвергала. Его боялись такие люди, как Сталин и Хрущев, ненавидел Брежнев. Обладая громадной властью, они унижали его, но лишить его боевой славы, всемирной известности не могли.

   Имя и дела Г.К.Жукова известны в нашей стране и за ее пределами. Наследие полководца – его победы, о которых он рассказывал в своих мемуарах.

    В ноябре 1973 года умерла жена Жукова Г.К. После ее похорон, Жуков очень изменился, стал задумчив. Он пережил свою жену только на полгода. 18 июня 1974 года Великий полководец скончался.

На смерть Жукова.

          Вижу колонны замерших внуков,

          Гроб на лафете, лошади круп.

          Ветер сюда не доносит мне звуков

          Русских военных плачущих труб.

          Вижу в регалии убранный труп:

          В смерть уезжает пламенный Жуков.

          Воин, пред коим многие пали

          Стены, хоть меч был вражьим тупей

          Блеском маневра о Ганнибале

          Напоминавшим средь  волжских степей.

          Кончивший дни свои глухо, в опале,

          Как Велизарий или Помпей.

          Сколько он пролил крови солдатской

          В землю чужую! Что ж, горевал?

          Вспомнил ли их, умирающий в штатской

          Белой кровати? Полный провал.

          Что он ответит, встретившись в адской

          Области с ними? «Я воевал».

 

          К правому делу Жуков десницы

          Больше уже не приложит в бою.

          Спи! У истории русской страницы

          Хватит для тех, кто в пехотном строю

          Смело входили в чужие столицы,

          Но возвращались в страхе в свою.

(И.Бродский)

IV. Подведение итогов классного часа (обобщающая беседа).

  1. С каким историческим деятелем России вы познакомились?
  2. Что нового и интересного вы узнали о Г.К.Жуковы?
  3. Кого из русских полководцев вы еще знаете, кроме Жукова?

 

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Пушкинский бал. По страницам романа "Евгений Онегин"

Донести до сознания учащихся коррекционной школы величие творчества А. С. Пушкина, красоту и богатство русского языка при изучении внепрограммных произведений.   Воспитывать и развивать нра...

Единый Всекубанский классный час, посвящённый 75-летней годовщине образования Краснодарского края "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа,   посвящённого 75-летней годовщине образования Краснодарского края  "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»...

Единый Всекубанский классный час, посвящённого 75-летней годовщине образования Краснодарского края "КРАЮ- 75: ПОМНИМ, ГОРДИМСЯ, НАСЛЕДУЕМ!»

Любимый уголок земли, о котором написал поэт, называют малой родиной. Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цвету...

Классный час на тему: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ПОДВИГУ ЛЕНИНГРАДА: 70-летней годовщине снятия Ленинградской блокады посвящается»

Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:1. Познакомить студентов с понятием блокада;2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтич...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...

Свидетельство по окончанию курса первоначальной военной подготовки при областном военно-историческом лагере "Патриот Зауралья" им. четырежды Героя Советского Союза маршала Г. К. Жукова

Свидетельство по окончанию курса первоначальной военной подготовки при областном военно-историческом лагере "Патриот Зауралья" им. четырежды Героя Советского Союза маршала Г. К. Жукова...