Программа индивидуального развития ребёнка
методическая разработка на тему

Светлана Геннадьевна Михайлова
 

Программа направлена на  самораскрытие ребёнка как личности. Ее разделы охватывают практически все сферы человеческой жизни. Каждое направление позволяет решить воспитательные задачи и достичь желаемого результата

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_individualnogo_razvitiya_rebyonka.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт Программы

Наименование программы

          Программа индивидуального развития  ребёнка

Автор

    Михайлова Светлана Геннадьевна, классный руководитель   МБОУ «СОШ №39» г. Чебоксары

Основание для разработки программы

  Реализация приоритетного национального проекта «Образование» от 5 сентября 2005 года: внедрение инновационной деятельности в воспитательный процесс с использованием личностно-ориентированного подхода к ребёнку

Цель программы

     Создание условий для формирования личности, способной к самореализации, самовыражению и успешной адаптации в социуме и в образовательной среде

Задачи программы

   Расширение круга интересов подростка.

   Развитие творческих и интеллектуальных способностей подростка.

   Создание  условий  для поддержания стабильного здоровья.

   Оказание психолого-педагогической помощи в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределении.

   Осуществление сотрудничества и взаимодействия между учеником, педагогом и родителями.

   Выявление уровня развития подростка степени её социальной адаптации и свойства личности.

Основные мероприятия

  •           Проведение классных и школьных мероприятий с ее участием.
  •           Обеспечение участия  подростка в мероприятиях различных уровней.
  •           Привлечение к научно- исследовательской работе, олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм,
  •           Привлечение к организации общественных дел в классе.
  •           Психологическое сопровождение класса и ученика.

Участники программы

     Классный руководитель, учащиеся класса, администрация школы, учителя- предметники, психологи, медицинский персонал, социальные педагоги  и  родители, педагоги дополнительного образования.

Ожидаемые результаты

 Достижение высокого образовательного уровня.

Формирование гармонично развитой личности: интеллектуальной, креативной, толерантной, здоровой. Создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учащейся.

Оптимизация самооценки ученика, расширение позитивных социальных контактов.

Формирование активной жизненной позиции подростка.

Организация  презентации достижений учащейся за четыре года.

Принципы реализации Программы

  • Комплексность.
  • Природосообразность.
  • Дифференциация.
  • Индивидуальность.
  • Опора на интересы и потребности ученика.
  • Демократичность воспитательного воздействия.
  • Системность (по В. А. Петровскому).
  • Успешность (по Л. В. Выготскому).
  • Конфиденциальность.

      Законодательно-нормативное обеспечение программы

  1. Закон РФ « Об образовании».
  2. Закон ЧР « Об образовании».
  3. Конвенция о правах ребёнка.
  4. Конституция РФ,
  5. Закон « О правах ребёнка», « О защите прав детей
  6. Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
  7. Школьные программы: «Развитие воспитания», «Здоровый образ жизни», «Подросток и закон», «Школа и родители», «Досуг».

                            Условия реализации Программы:

 - создание мотивационного поля и благоприятных условий, возможностей для полноценной работы над реализацией Программы;

 - осознание необходимости  решения проблемы;

 - координация действий всех участников Программы;

- личностно-ориентированный подход;

 - организация деятельности учащейся.

Комплекс методов психолого-педагогической диагностики:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • интервьюирование;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • тренинги;
  • деловые игры;
  • изучение продуктов ученического творчества.

Методы и формы педагогического воздействия

  • Убеждение 
  • Пример 
  • Разъяснение 
  • Пожелание 
  • Создание ситуаций 
  • Совместное изучение результатов деятельности 
  • Внушение 
  • Тренинг
  • Беседа
  • Просьба
  • Совет 
  • Одобрение 
  • Наблюдение 
  • Ведение учета, записей, дневника 
  • Соревнование 
  • Поощрение
  • Создание ситуаций успеха

Важнейшие заповеди нравственного воспитания

«Золотое правило» нравственности: Не делай другому того, чего себе не желаешь.

  • Доброта
  • Эмпатия 
  • Честность 
  • Вежливость
  • Справедливость
  • Уважение
  • Дружба 
  • Трудолюбие
  • Патриотизм

Дополнительное образование

  • Кружок «Декоративное вязание».
  • Клуб английского языка «Восходящие звёзды»

Сотрудничество с родителями

  • Беседы 
  • Консультации 
  • День открытых дверей 
  • Родительские собрания 
  • Создание сайта класса
  • Классные и школьные мероприятия
  • Родительское патрулирование

                                  Этапы и направления Программы

«Тропинка к своему «Я»»

Деятельность по реализации

программы индивидуального развития ребенка

1. Учебно-познавательная деятельность

Цель: развитие познавательной активности.

  • Задачи: 1) выявление индивидуальных способностей;
  • 2) развитие умений и навыков в учебной деятельности;  
  • 3) развитие самостоятельного мышления;
  • 4) выработка потребности в постоянном пополнении своих знаний;
  • 5) формирование стремления к сочетанию личных и общественных интересов.

Направление деятельности

    Формы и методы работы

Ответственные

Сроки

Углубленное изучение отдельных предметов (русского языка и литературы, обществознания, английского языка и чувашского языка)

Элективные курсы, кружки по данным предметам, факультативы, консультации, информирование родителей об учебной деятельности ученицы, беседы с учителями-предметниками

 Кл. руководитель, учителя-предметники, родители

Участие в олимпиадах

Дополнительные занятия с учителями-предметниками по индивидуальным программам,  консультации

 Кл. руководитель, учителя-предметники

Участие во Всероссийских и республиканских конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «Чувашская ласточка» и  дистанционных олимпиадах

Дополнительные занятия с учителями-предметниками по индивидуальным программам, консультации

Кл. руководитель, учителя-предметники, родители

Научно-исследовательская работа

Создание и защита проектов, исследовательских работ и рефератов, участие в конкурсах.

Предметное обучение, олимпиады, конкурсы

Уроки творчества и  презентация работ

Кл. руководитель, учителя-предметники, родители

Участие в предметных неделях

Участие в предметных конкурсах, конференциях.

Кл. руководитель, учителя-предметники

                             2. Развитие творчества и самостоятельности

      Цель: создание условий для проявления учащейся инициативы, самостоятельности, ответственности, развитие интереса к внеклассной деятельности.

     Задачи: 1) изучение индивидуальных интересов и потребностей учащейся во внеурочной деятельности;

2) создание условий для равного проявления своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

3) просвещение и консультации в выборе кружков, секций и т. д.;

4) стимулирование инициативы и активности учащихся.

Направление деятельности

Формы и методы работы

Ответственные

Сроки

Организация коллективной деятельности, развитие креативности

Участие в самоуправлении класса, в КТД, общешкольных праздниках, классных вечерах, концертах, постановках.

Подготовка и проведение тематических классных часов, творческих вечеров.

Кл. руководитель, актив класса,

зам. директора по ВР, родители

Самопознание и самовоспитание

Анкетирование.

 Тесты по самопознанию.

Ознакомление подростка с основными методами и приемами самопознания.

Тренинги.

Посещение музеев, выставок, театров, кинотеатров, кружков.

Беседы.

Кл. руководитель, психолог, родители

Развитие творчества и самотворчества

Участие в организации деловых тренингов, походах, объединениях по интересам, КТД.

 Демонстрация достижений

Кл. руководитель, актив класса, родители

3. Воспитание толерантной личности, направленной на саморазвитие  и самосовершенствование

       Цель: воспитание толерантной личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к саморазвитию, самовыражению.

       Задачи: 1) создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации в обществе;

2) формирование у учащейся представления о различных нормах поведения;

3) научить решать возникающие проблемы мирным путём, воспитывать понимание сущности ответственности и исполнительности, точности, активности. 

Направление деятельности

Формы и методы работы

Ответственные

Сроки

Расширение представлений о различных формах социального устройства жизни, формирование положительного отношения к обществу

Индивидуальные беседы с учителями истории и обществознания.

Диспуты с участием класса.

Тренинг этнической толерантности.

Встречи с ветеранами вооруженных сил, выпускниками школы, государственными служащими.

Просмотр информационных телепередач, чтение газет.

Кл. руководитель, учителя истории и обществознания, родители

Формирование вечных общечеловеческих ценностей (добро, истина, красота)

Беседы.

Тренинг общения и взаимодействия.

Анкетирование.

Тесты.

Диспуты.

 Этические и эстетические темы в классе.

Кл. руководитель,  руководитель музея, библиотекарь школы, психолог

Формирование идеала человека, жизненной позиции (образ человека, образ жизни)

Беседы.

Диспуты.

Классные часы.

Кл. руководитель, зам. директора по ВР, учитель истории, родители

Отношение к Родине, к родителям

Классные часы.

Классные вечера и другие мероприятия с участием родителей.

Приглашение родителей на выступления подростка в КВНах, конференциях, диспутах.

Творческие работы.

Экскурсии.

Выступления с докладами.

Кл. руководитель, учитель русского языка и литературы, учитель истории родители

Формирование человеческих норм общения и поведения

Тренинги.

Анализ ситуаций, происходящих с подростками.

Беседы.

Диспуты.

Участие в благотворительных акциях.

Кл. руководитель, психолог, родители

Формирование индивидуального этикета

Психологические и этические тесты в помощь осознания своего поведения в обществе.

Ситуационные упражнения.

Беседы.

Диспуты.

Мастер - классы.

Кл. руководитель,  психолог, родители

Формирование позитивной самооценки

Тестирование.

Анкетирование.

Беседы.

Диагностические занятия.

Конкурсы.

Уроки творчества.

Участие в классных и школьных мероприятиях.

 Посещение кружков.

 Встреча с интересными людьми.

Участие в классном самоуправлении.

Тренинг ассертивного поведения.

Кл. руководитель,

психолог, социальный педагог

Ориентирование на саморазвитие и самосовершенствование

Личностная диагностика.

Тесты.

Кл. руководитель,

психолог

Формирование интереса к осознанному выбору профессии

Карта интересов.

Тренинг выбора профессии.

Кл. руководитель,

психолог

4. Здоровый образ жизни

      Цель: формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей

       Задачи: 1) диагностика и учет заболеваний учащейся;

2) развитие навыков самообслуживания;

3) формирование положительного отношения к занятиям спортом с минимальной нагрузкой;

4) формирование негативного отношения к вредным привычкам;

5) развитие навыков полноценного отдыха и стимулирование позитивного поведения;

6) сотрудничество с внешкольными организациями, помогающими вести просветительскую работу;

7) сотрудничество с родителями и учителями-предметниками.

Направление деятельности

Формы и методы работы

Ответственные

Сроки

Приобщение к здоровому образу жизни

Участие в спортивных соревнованиях между классами в качестве болельщика.

Туристические походы и поездки.

Утренняя зарядка.

Спортивные игры и праздники.

Походы и экскурсии.

Классные часы.

Спортивные конкурсы.

Встречи с врачами-специалистами.

Беседы, дискуссии о пользе спорта.

Родительские собрания.

Индивидуальные консультации для ребёнка и родителей.

Участие в акциях.

 Кл. руководитель,

учитель физкультуры, родители

Формирование полового самосознания и здорового образа жизни

Встречи с врачами- специалистами, школьным психологом.

Анкетирование индивидуальное и в группе.

Кл. руководитель, школьная медицинская сестра, психолог, родители

Воспитание грамотного отношения к медико-профилактическим мерам как средству сохранения здоровья

Встречи с медицинскими работниками, обследования специалистами по коррекции незначительных отклонений

Кл. руководитель, школьная мед. сестра, родители

Формирование

навыков безопасного поведения

Беседы на уроках ОБЖ. Встречи с работниками МЧС и МВД.

Диспуты.

Классные часы.

Мастер - классы: «Это должен знать каждый».

Индивидуальная консультация.

«Дни здоровья» в школе и классе.

Кл. руководитель, учитель ОБЖ, родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по трудовому обучению (швейное дело) 4-9 класс для детей с т.у.о. обучающихся по программе "Особый ребёнок"

Достоинством программы является ее целостность, построение системы работы с учетом специфики указанного контингента обучающихся, четкое целеполагание (с социализацией ребенка с тяжелыми нарушениями ин...

Программа развития ребёнка

Программа индивидуального развития ребёнка ...

Программа "Здоровый ребёнок"

Разработка целостной со­циально-педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях  улучшения состояния и качества здоровья всех участ­ников образовательного про...

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

Проверочный тест по теме "Жилище" для учащихся коррекционной школы, обучающихся по программе "Особый ребёнок", 6 год обучения

Данный материал предназначен для проверки знаний  учащихся после изучения темы "Жилище". Задания подобраны с учётом особенностей данной категории детей....

Программа: «КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН» Домашнее визитирование как форма реабилитации ребёнка-инвалида в семье

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЧИРКЕЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ САИДА АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ"Программа:«КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН»...