Классный час на тему "Великая провинциалка" (Фаина Раневская)
методическая разработка на тему

Симон Татьяна Николаевна

Главная цель классного часа – познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Фаины Раневской; приобщение обучающихся к познанию и пониманию творчества Ф.Раневской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu_velikaya_provintsialka.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему "Великая провинциалка" (Фаина Раневская)

Цели классного часа:

  • Формирование знаний о творчестве Фаины Раневской
  • Приобщение обучающихся к познанию и пониманию творчества Ф. Раневской
  • Развитие интеллектуальных качеств личности, эстетических чувств.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, фрагменты из фильмов, реквизиты для сценки, фонограммы.

Ход классного часа

Классный руководитель: Добрый день! “Она всегда была ни на кого не похожа, всегда неповторима и необычна” - так говорили о Фаине Раневской.

И сегодня на нашем классном часе мы с вами познакомимся с творчеством Фаины Раневской и посмотрим, на сколько, эти слова правдивы (слайд 1).

Ведущий 1. (слайд 2) Фаина Раневская родилась  в еврейской семье. Родители: Гирш Фельдман, мать Милька Заговайлова. Помимо Фаины в семье уже было два старших сына и дочь Белла. К моменту рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода “Святой Николай”, тот самый на котором Лев Толстой в 1902 году возвращался в Крым.

Презентация.

(Слайд 3). Живя без всяких материальных проблем в семье, где у нее были еще братья и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой? Возможно, причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.

Обучалась в таганрогской Мариинской женской гимназии. В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Увлеклась театром с 14 лет, после посещения городского театра в ее душе остались неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле “Вишневый сад” А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра.

Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала – она в ней таилась. После увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно.

Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло. Девушка училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание.

Ведущий 2. В 1915 году уехала в Москву, поступать в театральное училище, но на экзамене она заикалась от волнения, и её не приняли.

В самую трудную минуту бездомную провинциалку приютила Екатерина Васильевна Гельцер (слайд 4). Знаменитая балерина вышла из Большого театра, где у колон ее поджидали поклонники, и спросила: “Кто тут самый замерший?”. Самой замершей оказалась Раневская...

Екатерина Гельцер ввела ее в круг своих друзей: брала на спектакле во МХАТ, возила слушать цыган. 
Именно в эти годы она познакомилась (слайд 5) с 
Мариной ЦветаевойОсипом МандельштамомВладимиром Маяковским, произошла её первая встреча с Василием Ивановичем Качаловым, настоящая фамилия Шверубович ведущий актёр труппы Станиславского, один из первых Народных артистов СССР (1936). Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой (слайд 6).

Фаина Фельдман рассказывала, почему она взяла псевдоним Раневская (слайд 7, видеоролик).

Ведущий 3. Не окончив частную театральную школу, играла во многих театрах, первым был театр в Малахове, где начинающей актрисе дали крошечную роль без слов. Меняя театры и труппы, она переезжала из города в город: Архангельск, Смоленск, Баку и Ростов – на – Дону. Именно здесь Фаина Раневская встречается с известной провинциальной актрисой Павлой Вульф (слайд 8).

Павла вспоминала: “Что после спектакля к ней ворвалась нескладная рыжая девица со словами признательности и восхищения. Нежданная гостя тут же стала проситься в актрисы, и что бы только девушка отстала, предложила выучить любую роль на выбор и явиться через неделю”.

Фаина Фельдман, выбрав роль итальянской актрисы, нашла единственного в городе итальянца - булочника и репетировала с ним. И когда она показала наработанное Павле Вульф, та поняла, что пред ней настоящее дарование.

Фаина Раневская всю жизнь была благодарна Павле Вульф и признавалась, что именно она научила ее трудиться, работать, работать и работать. Никаких ночных посиделок с актерской братией. Она водила меня смотреть в музее то, что создавала для меня смысл бытия. Она научила быть человечной.

В 1917 году семья Фаины Раневской на собственном пароходе уплыла в Турцию, оставив в России заупрямившуюся Фаину. Спустя многие годы, уже став известной актрисой, она получила письмо из Румынии - от материи, отца и старшего брата: они узнали о её популярности из газет. А встретились они лишь только в 1957 году, Фаина Раневская сама поехала в Румынию повидаться с мамой, с которой она рассталась 40 лет назад ...

Ведущий 4. (Слайд 9) С 1931 года Раневская становится актрисой московского Камерного театра. Дебютирует в Москве Раневская ролью в спектакле “Патетическая соната”. Причем дебютирует удачно, но спустя некоторое время спектакль снимают с репертуара...

Поскольку других ролей у нее не было, Раневская в 1935 уходит в Центральный театр Красной Армии. Здесь ей довелось сыграть мать в пьесе “Чужой ребенок”, сваху в пьесе Островского “Последняя жертва”, Оксану в пьесе Корнейчука “Гибель эскадры” и главную роль в пьесе Горького “Васса Железнова”.

(Слайд 10)Дебют в кино состоялся в 1934 году, в фильме “Пышка” по знаменитой мопассановской новелле. Фильм снимался в немом варианте (видеофрагмент).

В 1939 году Раневскую пригласили в Малый театр. Раневская соглашается, но тут возникают неожиданные препятствия. Из театра Красной Армии ее отпускать не хотели, и актриса ушла со скандалом. В то же время старейшины Малого оказались категорически против ее прихода в труппу. В итоге Раневская осталась без работы...

Именно поэтому когда режиссер Игорь Савченко предложил ей сняться в роли попадьи в фильме “Дума про казака Голоту” она согласилась, и кино захватило ее (слайд 11) видеофрагмент).

В 1939 году Фаина Раневская снимается сразу в трех кинокартинах. В фильме “Человек в футляре”, в картине “Ошибка инженера Кочина”, но настоящую известность актрисе принесла комедия Татьяны Лукашевич “Подкидыш” (слайд 12, видеофрагмент).

Много, много лет спустя, когда Леонид Ильич Брежнев вручал Фаине Георгиевне Раневской орден Ленина, то и он не смог удержаться - скорчил рожу и пропищал: “Муля, не нервируй меня!”. Фаина Георгиевна презрительно пожала плечами и сказала: “Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!” Брежнев страшно смутился и тихо ответил: “Извините, просто я вас очень люблю”. На чем инцидент и исчерпался.

1940 год – фильм “Мечта” (слайд 13).

После начала войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где пробыла до 1943 года. В 1943 году Раневская вернулась в Москву, и была принята в Театр драмы (ныне - театр имени Вл. Маяковского). Она снялась в нескольких рядовых фильмах, после чего была приглашена на роль Мамаши в фильме “Свадьба” (слайд 14, видеоролик).

Комедия “Свадьба” на долгие годы стала одним из любимейших зрителями фильмов. Сколько фраз из фильма стали крылатыми: “В Греции все есть”, “Хочут свою образованность показать”.

1947 году на экраны вышла комедия “Весна” (слайд 15), с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Фаине Раневской в сценарии отводился лишь один эпизод: ее героиня Маргарита Львовна.

Александров предложил актрисе самой сделать себе роль. Раневская придумала множество веселых фраз и диалогов. Предлагаем вашему вниманию фрагмент из данного фильма.

В итоге играющие роли второго плана Фаина Раневская и Ростислав Плятт запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.

В этом же году Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке “Золушка” (слайд 16). Одна из самых замечательных сцен в фильме с участием Раневской это, безусловно, охота за знаками внимания короля и принца на балу (видеофрагмент).

Мачеха - одна из лучших комедийных ролей Раневской. Удивительно, но она – сугубо отрицательный персонаж сказки – вызывает у зрителей настоящий восторг!

Ведущий 5. В 1947 году Фаина Раневская снялась в роли военврача в картине  “Рядовой Александр Матросов” (слайд 17).

1949   год – “Встреча на Эльбе”   и “ У них есть Родина

Почти 10 лет Фаина Раневская не снималась

1958 год фильм “Девушка с гитарой” (слайд 18)

1960   год “Осторожно, бабушка!” и "Драма" (короткометражный)

1963   Фаина Ранесвкая играет в телеспектакле “Так и будет

1964 — “Лёгкая жизнь”   (слайд 19) , 1965 — “Первый посетитель

1966 —“ Сегодня — новый аттракцион

1978 — “Дальше — тишина...”(слайд 20), 1980 — “Комедия давно минувших дней

Кроме кинофильмов Фаина Раневская снималась в юмористическом журнале “Фитиль” № 25. Сюжет “Карты не врут” — гадалка № 33. Сюжет “Не поеду” /слайд 21, ролик/

А также озвучивала 2 мультфильма

1943 — Сказка о царе Салтане  (отрывок) 1970 Карлсон вернулся  (слайд 22, видеоотрывки)

В 1949 году Раневская уходит из Театра Драмы и поступает на работу в Театр им. Моссовета. Здесь она играла очень мало.

1955 году она покинула театр. Она перешла в театр Пушкина - бывший Камерный театр. Одной из причин было то, что именно в Камерном она когда-то начинала свою карьеру. Здесь она проработала до 1963 года, но затем ушла в театр им. Моссовета

В 1983 году Раневская навсегда оставила сцену – буднично, без проводов и речей.

Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический “спектакль”; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской превратились в крылатые выражения. Предлагаем вам, познакомится с некоторыми высказываниями (слайд 24).

Классный руководитель: Мы видим, что эти высказывания и сегодня актуальны.

Ведущий 6: Стилистическое чутье позволяло Раневской выступать в жанре пародии (слайд 25).

Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пёс Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила.
Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы часто её обманывали, обирая старую женщину.

Однако в начале 60-х был у Фаины Раневской период, когда она не чувствовала себя одинокой. Она получила письмо от своей сестры Беллы (Изабелла Георгиевна Аплеен), которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию. Сестра была тоже одинока и просила помочь вернуться в СССР (слайд 26). Помогла министр культуры Е. Фурцева. Несколько лет сестры прожили вместе. Вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней – уже безнадежной – ночи. Больница, операция – все было бессмысленно. В 1964 году Белла умерла...

У Фаины Раневской не было детей, театральная молва не зафиксировала ни одного ее романа. Разве что с маршалом Федором Ивановичем Толбуиным, ушедшим в 1949 году.

Ее долго уговаривали отметить восьмидесятилетний юбилей. “Нет, - решительно отказалась Фаина Георгиевна. – Вы мне сейчас наговорите речей. А что же будете говорить на моих похоронах?”

На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.

Ведущий 7: Редакционным советом английской энциклопедии “Кто есть кто” в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

Образ актрисы выведен в биографических сериалах “Звезда эпохи” (исполнитель Татьяна Васильева) и “Анна Герман” (Елена Бондарева-Репина).

Раневскую помнят и любят до сих пор:

В Тюмени открыта “Чайная у Раневской” — с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов (слайд 27).

2008, май — Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской “Великая провинция”.

2008, 16 мая — Рядом с домом, в котором родилась Фаина Георгиевна, открыт первый в России памятник Раневской  (слайд 28).

2009 — Неподалёку от дома отца Раневской, открылась кофейня “Фрекен Бок” со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством фотографий Раневской (слайд 29).

Именем Фаины Раневской названа одна из улиц  в городе, в котором она родилась.

В доме, в котором родилась Фаина Раневская, городские власти планируют открыть музей.

Классный руководитель: мы с Вами познакомились с жизнью и творчеством Фаины Раневской.

Согласны ли вы с высказыванием “Она всегда была ни на кого не похожа, всегда неповторима и необычна”

Фаина Раневская в фильмах и спектаклях песни исполняла сама, но больше всего ей нравилась песня из кинофильма “Слон и веревочка”, у вас на столах слова песни и я вам предлагаю её спеть (слайд 30, видеоролик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Прошлое России в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад". Раневская. Гаев. Фирс. Шарлотта. Презентация

Предлагается иллюстративный, текстовой, информативный материал. Много проблемных вопросов, настраивающих на вдумчивое осмысление чеховских образов....

Фаина Раневская

Статья о легендарной российской  актрисе кино и театра Фаине Раневской может быть использована на уроках в 7-9 классах при прохождении тем " Великие люди", " Театр и кино", &q...

интегрированный урок (литература + финансовая грамотность) в 10 классе по теме «Вишневый cash back, или насколько продешевила Раневская?» (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

представленная разработка имеет целью обучение способам рационального поведения в условиях ситуации финансовых рисков на примере анализа действий героев пьесы А.С. Чехова «Вишневый сад». В...