Особенности работы классного руководителя с одаренными детьми
методическая разработка на тему

Калиниченко Наталья Эдуардовна

Кого считать одаренным ребенком? Ведь многие родители уверены в исключительности своего ребенка. Признаки одаренности проявляются рано и являются залогом будущих успехов.

Классному руководителю нужно увидеть разные типы одаренности и строить свою работу с учетом каждого из них, оказывать помощь в развитии, укреплении и реализации способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_odaryonnymi_detmi.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы классного руководителя с одарёнными детьми.

Калиниченко Наталья Эдуардовна,

МБОУ лицей г. Лобня Московской обл.

Проблема одаренности в  настоящее  время  становится  все  более актуальной.  Это,  прежде  всего,  связано   с   потребностью   общества   в неординарной творческой личности.  Неопределенность  современной  окружающей среды требует не только  высокую  активность  человека,  но  и  его  умения, способности нестандартного поведения и мышления.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых  детей составляет одну их главных проблем  совершенствования  системы  образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,  в  особом внимании и руководстве. Однако в силу  личностных  особенностей  такие  дети наиболее чувствительны и восприимчивы к оценке их деятельности, поведения и  мышления. Поэтому моя задача, как классного руководителя помочь таким детям не только проявить свои способности, но и адаптироваться в окружающем мире.

Кого же считать одарённым ребёнком? Тем более многие родители уверены в исключительности своего ребёнка. Все дети талантливы. У каждого есть свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет расти и развиваться.

Признаки одарённости проявляются достаточно рано и являются залогом будущих успехов. Такие дети очень любопытны и не терпят ограничений своей исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, поиску новой информации: если интересно, как устроена игрушка, значит, надо её разобрать. Они буквально забрасывают взрослых вопросами, и не всегда просто на них ответить. Кстати, именно способность задавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают, – важнейшая характеристика одарённости.

Способность к прогнозированию проявляется в умении представить возможные последствия действий. Уже в раннем возрасте такие дети прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы.

Одарённым детям часто свойственна оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от принятых стандартов. Гибкость мышления проявляется в способности находить альтернативные способы решения проблем, быстро менять направление поиска решения. Обычно одарённые дети обладают хорошей памятью, "впитывают, как губка" огромный поток информации. Обнаруживают необычную для своего возраста способность надолго концентрировать внимание, полностью погружаясь в задачу, и упорство в достижении цели в интересующих их видах деятельности.

Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им достаточно чётко излагать свои мысли. Для обозначения понятий и воображаемых событий могут придумывать свои слова. Они с удовольствием занимаются сложными задачами и сопротивляются предоставлению готового ответа, стремятся сделать то, что им пока не по силам.

Но одарённость может быть как преимуществом, так и источником проблем. Демонстрируя высокий уровень развития мышления и речи, одарённые дети создают иллюзию взрослости. По инерции окружающие начинают предъявлять к ним повышенные требования. Для таких детей вполне естественным является разный темп развития интеллектуальной и эмоциональной сферы. Одарённый ребёнок может решать сложные задачи, "как большой", а эмоционально реагировать в соответствии со своим возрастом, "как маленький", может бегло читать и при этом с трудом владеть простейшими ручными навыками.

В школе такие дети далеко не всегда демонстрируют высокую академическую успеваемость, если содержание обучения не совпадает с их интересами. Часто они сопротивляются зубрёжке, строгой дисциплине и конформизму, что необходимо учитывать в воспитании и обучении одарённых детей. Игнорирование их особенностей может привести к развитию отрицательного восприятия себя, вызвать трудности в общении со сверстниками.

Многие одарённые дети обладают повышенной чувствительностью, часто им недостаёт эмоционального баланса. Высокая активность воображения может порождать преувеличенные страхи.

Такая положительная черта, как стремление довести дело до конца, нередко превращается в перфекционизм – стремление довести дело до полного совершенства. И если возложенные на них ожидания не оправдываются из-за того, что что-то не получилось, то это становится источником личностных проблем.

Важно выдерживать баланс в отношении к тем способностям, которые проявляет ребёнок. Слишком высокая концентрация на теме способностей, высоких достижений при игнорировании других сторон личности ребёнка часто превращается в "гонку за достижениями": ребёнок может решить, что его любят и ценят только за это. Игнорирование же способностей нередко приводит к столкновению ребёнка с собственными проблемами один на один. Одарённые дети нуждаются в поддержке взрослых! В связи с этим надо помочь одарённому ребёнку в преодолении его проблем.

Сотрудничество классного руководителя и семьи, полноценный диалог ученика и педагога, ребёнка и родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, а, следовательно, и творческое мышление.

Классному руководителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности. Понимание типологии одаренности – это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

1. Наиболее часто встречается интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет. Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

В этом контексте моя задача, как классного руководителя, – разобраться в причинах проблем, устранить негативное отношение, обеспечить возможности для диалога ребёнка с теми учителями, с усвоением предметов которых испытываются трудности, создать условия, в которых он сможет раскрыть свои способности.

2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть «академическим».  При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Часто одарённые дети предъявляют повышенные требования к себе, не умеют переживать малейшие промахи, воспринимают себя как неудачников. К этому же могут приводить преувеличенные ожидания и амбиции взрослых, ожидания и требования лучшего: "Это неплохо, но ты мог бы лучше".  Из-за этого растёт чувство неуверенности в своих силах.

Таких детей надо стимулировать и поощрять не только за достижение результата, но и за участие, попытку и всячески поддерживать их, что будет способствовать повышению самооценки.

3. Еще один тип одаренности – художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.

Классный руководитель должен увидеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

4. Следующий тип – креативный. Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы. Практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы – именно так называемая некомфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира.

У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Помочь таким детям адаптироваться к школьной жизни для классного руководителя задача не из лёгких. Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты. Правда, и педагог, чтобы оценить оригинальность, не шаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.

5. Еще один тип одаренности, который классному руководителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, – это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности  наблюдается яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями как хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей.

Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе. Классный руководитель должен тщательно продумывать такие поручения и творческие дела, которые позволят ученику раскрыть себя и свои способности и представят его перед окружающими с лучшей стороны.

6. Шестой тип – психомоторная или спортивная одаренность. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.

 Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, классный руководитель сможет создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, будут превосходно учиться.

Методы и формы работы классного руководителя с  одаренными  учащимися,  прежде  всего,  должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми  учащимися  школ и в то же время отличаться определенным своеобразием. Могут использоваться  тематические  и  проблемные  классные часы, «мозговые штурмы»  во  всех  вариантах,  ролевые  тренинги,  развитие исследовательских  умений  и  художественной  активности  в  форме   научно-практической работы или творческих зачетов и т.п.

Личность  учителя  является  ведущим  фактором  любого  обучения.   Не является  исключением  и  ситуация  с  учителем  для  одаренных  детей.   Классный руководитель, работающий с такими  детьми, в глазах   учеников    и   родителей превращается в образец  образцов.

Поведение классного руководителя в процессе построения своей  деятельности  должно   отвечать   следующим характеристикам: осуществление гибкого индивидуального подхода, создание тёплой, эмоционально безопасной атмосферы в классе, уважение личности, способствование  формированию положительной  самооценки  ученика,  поощрение творчества и работы воображения.

Успешный классный руководитель для одарённых детей, прежде всего, прекрасный учитель-предметник,  глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен  обладать  такими  качествами,  которые существенны в общении со школьником. Наконец, учителю необходимы особые  качества,  связанные  с  определённым типом одарённости учеников: интеллектуальной,   творческой,    социальной,    психомоторной, художественной.

Неизбежно возникает вопрос:  «Существует ли  такой педагог –  ''образец образцов'' в природе и можно ли такие  качества,  умения  развить?».  К счастью ответ на вопрос по отношению к большой части  качеств  и  умений:  «Да, можно развить», – и здесь есть весьма обнадёживающие результаты.

Педагогу  можно  помочь  развить  указанные  личностные  и  профессионально-личностные качества, по меньшей мере, тремя путями: с помощью  тренингов  –  в достижении  понимания  самих  себя  и  других;  предоставлением   знаний   о процессах  обучения,  развития  и особенностях  разных  видов  одарённости; тренировкой умений, необходимых  для  того,  чтобы  обучать  эффективно  и создавать индивидуальные программы.

Классный руководитель для одарённых детей должен обладать исключительной силой, должен быть личностью, продуктивно  реагирующий на вызов, умеющий принимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми  более способными и знающими, чем он сам.

В заключение необходимо напомнить, что работа  классного руководителя  с  одаренными детьми – это сложный и никогда не  прекращающийся  процесс.  Он  требует от педагога личностного роста, хороших,  постоянно  обновляемых знаний в области одаренности,  а  также  тесного сотрудничества  с   психологами,   другими   учителями,   администрацией и обязательно с родителями одаренных. Этот процесс не возможен без постоянного роста педагогического мастерства, гибкости мышления,  умения  отказаться  от  того,  что  еще  сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Шесть правил работы классного руководителя с одаренными учащимися

Выступление на августовской конференции педагогов Осинского муниципального района...

Особенности работы классного руководителя с неблагополучными семьями.

В данной методической разработке даны рекомендации  по работе классного руководителя с неблагополучными семьями...

Статья "Особенности работы классного руководителя в условиях вечерне-сменного общеобразовательного учреждения"

Статья "Особенности работы классного руководителя в условиях вечерне-сменного общеобразовательного учреждения"...

Работа классного руководителя с «трудными» детьми

Работа  классного руководителя с «трудными» детьми...