Стили и ошибки семейного воспитания.
материал по теме

Калиниченко Наталья Эдуардовна

В работе раскрываются основные стили воспитания: авторитарный, либеральный и демократический, разбираются ошибки семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_i_oshibki_semeynogo_vospitaniya.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ЛИЦЕЙ

СТИЛИ И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Калиниченко Наталья Эдуардовна

г. Лобня, Московская область


2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

4

  1. Авторитарный стиль воспитания

4

  1. Либеральный стиль воспитания

5

  1. Демократический стиль воспитания

6

Глава 2. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

8

2.1. Гиперопёка

8

2.2. «Наполеоновские планы»

8

2.3. Потребность в эмоциональном контакте

9

2.4. Мало времени на ребёнка

9

2.5. Денежная ошибка

9

2.6. Формирование определенных качеств

10

2.7. Подверженность настроению

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11

ЛИТЕРАТУРА

12

3

ВВЕДЕНИЕ

Практически с момента рождения ребёнка и до становления личности именно семья является основой воспитания. Именно в семье закладываются определённые качества, ценности, нравственные ориентиры, основы культуры, происходит формирование характера человека.

Тот багаж, который в раннем детстве ребёнок приобретает в семье, он пронесёт через всю жизнь. К моменту прихода в школу он уже частично сформировался как личность. Родители, бабушки, дедушки, тёти, дяди, сёстры и братья – это главный коллектив, который играет в становлении ребёнка наиважнейшую роль, ведь это то место, где безгранично любят и принимают со всеми недостатками.

Положительное влияние семьи возможно лишь при наличии в ней гармоничных и добрых отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке.

В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо укрепить положительное влияние на воспитание ребёнка и, если имеются, устранить отрицательные стороны такого влияния. В связи с этим необходимо разобраться с ошибками семейного воспитания.

Цель моей работы изучить стили (авторитарный, либеральный, демократический) и основные ошибки семейного воспитания, а также разобраться в их последствиях, влияющих на ребёнка. Ведь, зная ошибки, можно постараться их свести к минимуму или устранить их.

4

Глава 1. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Большую роль для становления личности ребёнка имеют не только принятые в семье нравственные ценности, но стиль семейного воспитания. Не каждый раз родители задумываются о том, как правильно воспитывать ребёнка и какие последствия воспитания: как они влияют на развитие ребенка. Ведь многие ошибки можно предвидеть и предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского воспитания.

Что же понимается под стилем воспитания? Это наиболее часто встречающиеся способы отношений родителей к ребенку, при которых используются средства и методы педагогического воздействия для поощрения и наказания ребёнка, выражаемые в словесных обращениях и взаимодействиях.

Психологи выделили три основных стиля воспитания:

  • авторитарный
  • либеральный
  • демократический.

  1. Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль можно назвать наиболее древним и привычным. Он подразумевает беспрекословное подчинение младших старшим. Родители чётко знают, каким должен быть их ребёнок и достигают своей цели любыми способами. Они настойчивы, решительны, неуступчивы и категоричны в своих требованиях. При этом подавляют любую инициативу со стороны ребёнка, постоянно контролируют его слова, действия и поступки. За малейшее непослушание наказывают ребёнка, в том числе и физически, могут накричать, принудить, запретить. Они хотят видеть своего ребёнка исполнительным и послушным.

5

Хотя такие родители и стремятся дать своему ребёнку всё самое лучшее (одежду, питание, досуг, круг друзей, образование, обеспеченную жизнь), только они не дают самого главного – любви, заботы, понимания и ласки.

Последствия такого воспитания:

  1. Дети вырастают немного нервными, робкими и неуверенными в себе, самостоятельно неспособными решать свои проблемы, они с трудом приспосабливаются к жизни в социуме.
  2. Наоборот – в подростковом возрасте активные и сильные представители начинают бунтовать против жёсткого контроля, становятся конфликтными и нетерпимыми, а порой агрессивными и жестокими, относятся к окружающим людям подозрительно и враждебно.
  3. Иногда возможен третий вариант – в присутствии родителей такие дети могут казаться послушными и исполнительными, внешне спокойными, но как только контроль и угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

  1. Либеральный стиль воспитания

Такие родители предоставляют ребёнку полную свободу, у них отсутствуют правила поведения, всяческие запреты и, к сожалению, реальная помощь и советы. При этом практически нет контроля, всё пущено на самотёк, не поставлены цели воспитания и развития. Они полагают, что приобретая собственный опыт, ребёнок становится самостоятельным и ответственным.

Родители доверяют ребёнку, присутствуют лёгкие и тёплые отношения, прощаются все шалости. Ребёнок имеет возможность раскрыть себя, проявить свою индивидуальность и творческие способности.

6

Последствиями такого воспитания являются вседозволенность, инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Ребёнок не понимает слов «нельзя» и «надо», не выполняет требования взрослых. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам. Он не способен противостоять жизненным проблемам, конфликтует с теми, кто не потакает ему, может попасть в плохую компанию, имеет психологические проблемы, склонен к депрессии. У него не сформировано чувство собственного достоинства, нет адекватной самооценки. Он замкнут и с недоверием относится к окружающим.

  1. Демократический стиль воспитания

Родители разными способами поощряют инициативу и самостоятельность со стороны ребёнка, при этом учитывая его интересы и потребности. На семейных советах дети участвуют в обсуждении проблем, к их мнению обязательно прислушиваются и принимаются совместные решения.

Родители доброжелательны и заинтересованы к своему ребёнку. Но в то же время они тверды и последовательны, требуют соблюдения дисциплины. Они действуют силой своего авторитета и убеждают ребёнка учитывать и его, и свои интересы, права и обязанности. Но контроль с их стороны не является тотальным.

Постепенно ребёнок учится самостоятельному принятию решений и действиям, не задевающим интересы и желания других людей. Взаимопонимание достигается путем убеждений и обсуждений, а также компромисса. Родители и дети сотрудничают и общаются на равных, но при этом решающее слово остаётся за родителем.

7

Последствия такого воспитания благоприятны для ребёнка. Он растёт любознательным, с активной жизненной позицией и чувством собственного достоинства. Ребёнок способен быть самостоятельным и ответственным за себя и своих близких. Он практически не подвержен негативному влиянию со стороны сверстников. В коллективе хорошо ладит с людьми, идти на уступки, продуктивно строит взаимоотношения с людьми и часто бывает лидером. Ребёнок становится инициативным, рассудительным, уверенным в себе, в будущем является поддержкой и опорой для всей семьи.

По мнению психологов, демократический стиль является наиболее эффективным стилем воспитания.

Но чаще всего в семьях присутствует комбинированный стиль, в котором присутствуют элементы всех трёх стилей воспитания.

8

Глава 2. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В этой главе я рассмотрю наиболее распространённые ошибки воспитания, которые встречаются в семьях.

2.1. Гиперопёка

Многие родители заботятся о ребёнке и опекают его, но здесь важно не переступить ту черту, что постоянно тревожась о судьбе ребёнка, они лишают его самостоятельных поступков, неосознанно тормозят формирование у ребёнка навыков и умений. Они привыкают решать все проблемы, излишне беспокоятся о его питании и здоровье, вводят различные ограничения.

В результате такого воздействия ребёнок растёт несамостоятельным, инфантильным, капризным, неуверенным в себе. Потом он или привыкает, что всё решают за него, или в подростковом возрасте будет вырываться от контроля и опёки, научится хитрить и скрывать. Именно гиперопёка виновата в том, что из детей потом вырастают «маменькины сынки».

2.2 «Наполеоновские планы»

В своём ребёнке родители видят, прежде всего, объект для не реализовавшихся их надежд. Они рассуждают примерно так: «Я не хочу, чтобы мой ребёнок упустил свой шанс», «Я хочу, чтобы мой ребёнок занимался музыкой (фигурным катанием, балетом, плаванием и др.), чтобы добился лучших результатов, занимал первые места в соревнованиях».

 Казалось бы, что в этом плохого? Но родители чрезмерно увлекаются своими планами и мечтами, абсолютно не задумываясь о том, хочет ли этого ребёнок, интересно ему, а к чему он стремится. Ведь жить нужно не строго по расписанию, но и оставляю время для личных желаний и дел.

9

2.3. Потребность в эмоциональном контакте

Эта проблема оказывается актуальной для одиноких мам, бабушек, посвятившим своё время и силы воспитанию ребёнка. Безусловно, эмоциональный контакт очень важен для любого человека. Но ребёнок становится единственным объектом этой потребности, смыслом всей жизни. При этом все личные желания матери подавляются, она полностью посвящает свою жизнь ребёнку, забывая о своих интересах и делах. Со временем она бессознательно борется за ребёнка, как объекта своей потребности, и препятствует выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семьи.

2.4. Мало времени на ребёнка

Эта ошибка является актуальной для современных родителей. Они много времени проводят на работе, решают свои личные дела и проблемы. Такие папы, как правило, видят своего ребёнка лишь спящим, а в выходные дни снова торопятся на работу. Это коснулось и мам. Придя домой, надо ещё успеть и ужин приготовить, и постирать, убрать, а на ребёнка не остаётся времени. Родители лишь успевают поинтересоваться успехами в учёбе. Но они забывают о том, что если родили ребёнка, то надо найти для него время. Хотя бы полчаса в день, чтобы поговорить по душам, посидеть у кровати, обнять ребёнка. Ведь ребёнок должен чувствовать, что, несмотря на занятость, его выслушают, он чувствует тепло, помощь и поддержку.

2.5. Денежная ошибка

Эта ошибка созвучна с предыдущей. Родители, у которых не хватает времени, пытаются это компенсировать с помощью дорогой одежды и подарков. Но ведь любовь нельзя курить за деньги. Ласка, совместные игры, совместный поход в кино, на каток в музей для ребёнка намного важнее, чем любой подарок.

10

Бывает и так, что родители придумывают для ребёнка поощрения в виде подарков за хорошие оценки, вымытую посуду, сделанные дела. Здесь важно не перегнуть палку, чтобы ребёнок не привык, что за всё он будет получать определённую плату. Надо воспитать у него правильное отношение к материальным ценностям и деньгам. Это так же важно, как научить его вести себя в обществе.

2.6. Формирование определенных качеств

Родители подчиняют процесс воспитания тому, чтобы ребёнок был наделён определёнными качествами, которые представляют для них особую ценность. Но эти ценности родителей могут вступать в противоречие с возрастными или индивидуальными особенностями ребёнка.

Такие родители, считают, например, что ребёнок должен расти спортивным, сильным и выносливым, отдают его в различные спортивные секции, не учитывая желания ребёнка. А ему, помимо того, что это не интересно (к примеру, он интересуется компьютером или шахматами), ещё и физически сложно. Ребёнок начинает часто болеть, испытывает неудовлетворение, что у него не получается, становится раздражительным и нервным. А тут ещё родители, которые говорят, что он слабый, поэтому его не берут на соревнования, он хуже других. У таких детей очень страдает самооценка из-за неоправданных родительских ожиданий.

2.7. Подверженность настроению

Бывает так, что настроение родителей слишком подвержено колебаниям из-за своих личных проблем. Ребёнок не может понять причину раздражения или недовольства родителей и думает, что в этом виноват он. Ребёнок может попытаться угодить в этой ситуации или поднять настроение, но если этого сделать не удаётся, то он расстраивается и переживает. В таком случае лучше всего поговорить с ребёнком и всё объяснить ему.

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В родительском труде, как и во всяком другом, возможны неудачи и ошибки, которые порой сменяются и победами. Воспитание – это сложный процесс, который индивидуален и неповторим. К тому же и родители не похожи друг на друга, как и их дети.

Но главное в процессе воспитания – не потерять эмоционального контакта и духовного единения родителей с ребёнком. Его нельзя пускать на самотёк. Прежде всего, родителям надо начинать этот процесс с самовоспитания, анализа своих поступков, желаний, деятельности. Воспитывая ребёнка, родители воспитывают и самих себя.

Важно умелое использование системы поощрений и наказаний. Умение строить диалог, эмоциональный контакт, демонстрация ласки и любви, уважение интересов, заслуженная похвала – всё это является обязательными составляющими воспитательного процесса.

Важным условием успешного воспитания является авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на любви, понимании и уважении к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам, поступкам.

Таким образом, необходимо подвести к максимуму положительное влияние семьи на ребёнка и свести к минимуму отрицательное воздействие, не допускать ошибок семейного воспитания.

12

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер,2006.-176с.
  2. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. –  М.: Просвещение, 1990.
  4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение для ребёнка. М.: Педагогика, 1991.
  5. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А. – М.: Педагогика, 1988.
  6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
  7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ошибки семейного воспитания

Материалы для беседы педагога с родителями...

Ошибки семейного воспитания

Материал может быть использован на родительском собрании...

Родительский лекторий. Досадные ошибки семейного воспитания

В презентации рассматриваются  проблемы воспитания в подростковом возрасте; раскрываются типичные ошибки допускаемые родителями в общении со своими детьми. Материал  формирует понимание...

Презентация "Ошибки семейного воспитания"

презентация к докладу "Заповеди семейного воспитания"...

Ошибки семейного воспитания.

Материал для родительского собрания по теме "Ошибки семейного воспитания". 8 класс....