«Елабуга и наши земляки в годы Великой Отечественной войны» ( Маршал Советского Союза Л. А. Говоров )
классный час (5 класс) на тему

Классный час, посвященный  70-летию ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час.28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

«Елабуга и наши земляки в годы Великой Отечественной войны»

( Маршал Советского Союза Л. А. Говоров )

                                                                   

                                         Составитель:

                                                         Шафикова  Гузалия Рахимшовна-

классный руководитель 8 К класса

МБОУ « Средняя                                                                                                              общеобразовательная школа

                                                                                №3 им. Героя РФ

А.Н. Епанешникова»

                                                                   

Елабуга 2014-2015 гг.

Классный час посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

«Елабуга и наши земляки в годы Великой Отечественной войны»

 (Маршал Советского Союза Л. А. Говоров  )

Цели и задачи:

        - познакомить учащихся с основными событиями Великой             Отечественной войны;

       - формирование у учащихся знаний о Великой Отечественной войне   1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах;

      - способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, к истории своей малой родины, бережное отношение к ветеранам.

Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной Войне, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

1 ведущий:

Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб
Запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!

Учитель:

Июнь 21 числа 1941 года. В школах шли выпускные вечера… Мальчишки и девчонки строили планы на будущее. Кто-то мечтал поступить в институт, кто-то хотел сразу идти работать.  Но все надежды и мечты оборвались на другое утро 22 июня 1941 года, когда в жизнь нашей страны ворвалось зловещее слово – война.  

2 ведущий:

  Поклонимся великим тем годам.

 Тем самым командирам и бойцам.

 И маршалам страны и рядовым,

 Поклонимся и мертвым и живым.

 Всем тем, которых забывать нельзя,

 Поклонимся, поклонимся, друзья!

 Всем миром, всем народом, всей землей,

 Поклонимся за тот великий бой…

Учитель: Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель. На первом этапе Великой Отечественной войны Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше вглубь страны. Около 2-х миллионов советских солдат попало в плен и погибло. Причинами поражений стало неготовность армии к войне, серьёзные просчеты высшего руководства, внезапность нападения. Но и в эти тяжелые месяцы советские воины героически сражались с врагом.

1 ведущий. Тебе не раз враги грозили,

Тебя сметали – не смели,

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не смогли.

         Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли.

Мы все с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

          2-ой ведущий.

Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявил: « Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ».

       Учитель: Война охватила огромные территории. Для нас большое значение приобретают битва за Москву, Ленинград, Курская и Сталинградская битвы. Сегодня, ребята, мы вспомним военные события в битве за Ленинград и подвиги наших маршалов, которые приближали победу нашего народа.

1 ведущий: Битва за Ленинград продолжалась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года и стала самой длительной в ходе Великой Отечественной войны. Для руководства Германии захват Ленинграда имел важное военно-политическое значение. Ленинград являлся одним из крупнейших политических, стратегических и экономических центров Советского Союза. Потеря города означала изоляцию северных районов СССР, лишение Балтийского флота возможностей базирования в Балтийском море.

2 ведущий:

Ленинград – вторая столица России, славный, красивый город был окружен, но он не сдался. 900 дней длилась блокада Ленинграда. Тысячи погибших голодной смертью - детей, женщин, стариков…  «Умерли все: бабушка, мама, дед, брат и сестра… осталась одна я, Таня Савичева». Страшно представить, что люди в своем родном городе голодали, замерзали, погибали от бомбежек. Дорога жизни, которая была проложена по Ладожскому озера  доставляла в умирающий Ленинград хлеб. Но его было так мало. И это было возможно только зимой, когда озеро замерзало.  Поэтесса Анна Андреевна Ахматова находилась в блокадном Ленинграде, видела ужас голодной смерти. Но по воле случая она была эвакуирована в Ташкент. Вот так поэтесса писала об ужасах блокадного Ленинграда:

1 ведущий :  Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли – «Хлеба!»                                                                                                        

До седьмого доходят неба.

Но безжалостна эта твердь.

И глядит изо всех окон смерть.

Учитель: Из всех Маршалов Советского Союза о Говорове – о нашем земляке - мы знаем менее всего. Мемуаров он не оставил. Есть, правда, две небольшие книги о нем, есть газетные публикации, воспоминания, которые доносят до нас образ человека, ставшего при жизни легендой.

С его именем связана героическая оборона и великая победа Ленинграда.

(Показываются слайды о Л.А.Говорове, рассказ учителя о маршале)

2 чтец: Вот какие слова о Говорове говорил великий Маршал Советского Союза Баграмян И.Х.: «Если бы у этого выдающегося военачальника Красной Армии не было никаких других славных боевых дел, кроме героической обороны Ленинграда, то и тогда его имя навеки сохранили бы благодарные потомки».

1 чтец:

 "Враги кричали: "Нет конца

У ленинградского кольца!"

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец."

Учитель: В годы Великой Отечественной войны генерал Л. А. Говоров возглавлял 5-ю  армию, которая обороняла подступы к Москве. По приказу И. В. Сталина весной 1942 года он отправился в осажденный Ленинград, в котором возглавил фронт. Действовал под псевдонимами Леонидов, Леонов, Гаврилов. 18.01.1943 года осуществил прорыв блокады Ленинграда – операция носила название «Искра», выполнив встречную атаку под Шлиссельбургом. Спустя год Говоров сумел нанести ещё один удар, который уничтожил немецкий «Северный вал», тем самым сняв полную блокаду с Ленинграда.

(слайд 8)

1 ведущий: 

«В атаках слава рождена,

Переменилось битвы счастье –

Дорогою Бородина

Шагают Говорова части...»

Учитель:

 Обстановка в Ленинграде была чрезвычайно сложной. Полуразрушенный город находился в кольце блокады, испытывая острую нужду в продовольствии, ежедневно страдал от артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. "На мне ответственность за Ленинград, и я не отдам его врагу", – писал он жене в июле 1942 г.  670 из 900 блокадных дней он руководил героической обороной Ленинграда, выстроил долговременную и устойчивую систему обороны, непреодолимую для врага, подготовил и провёл ряд наступательных операций. Говоров стремился не просто удержать Ленинград, а вести оборону активно, предпринимая разведывательные, частные наступательные действия, нанося мощные огневые удары по группировкам противника. Как вспоминал впоследствии Говоров, идея удара из осаждённого города рождала могучий наступательный порыв, давала в руки советских войск мощный фактор – оперативную внезапность.

2 ведущий: Свыше двух лет, в условиях осажденного города, артиллеристы фронта вели контрбатарейную борьбу и уничтожили сотни артиллерийских батарей немецко-фашистских войск. Ущерб, причиненный Ленинграду, уменьшился, причем не только за счет снижения интенсивности артобстрелов, но и потому, что противник большую часть снарядов вынужден был расходовать на борьбу с советской артиллерией. Были спасены многие тысячи человеческих жизней, огромные материальные и культурные ценности, в том числе выдающиеся памятники истории и архитектуры.

Учитель:

Немецкая армия под предводительством фельдмаршала фон Кюхлера понесла невосполнимые потери. В начале лета 1944 года войска Ленинградского фронта осуществили Выборгскую операцию, тем самым прорвав «линию Маннергейма» и взяв под свой контроль город Выборг. Говорову присвоено звание Маршала Советского Союза 18 июня 1944 года, а осенью 1944 года Говоров сумел освободить Эстонию, тем самым сломив оборону противника «Пантера».

1 ведущий:

Большой личный вклад Л.А. Говорова в победу был отмечен высокой наградой — орденом Суворова I степени. 17 ноября 1943 года Говорову было присвоено звание Генерал армии, что означало признание его полководческих способностей.

Учитель:

Войска Ленинградского фронта разоружили и пленили почти 12200-тысячную группировку противника. Были взяты в плен штабы 16-й и 18-й армий, которые в течение более двух лет штурмовали город Ленина, разрушали его огнем штурмовых орудий. Фронт разоружил 7 армейских корпусов, 22 дивизии, две боевые группы, мотобригаду, захватил до 2 тысяч орудий, свыше 400 танков и самоходных орудий, 11200 автомашин и много другой техники и вооружения. За умелое командование войсками в битве за Ленинград, успешное проведение ряда наступательных операций, личное мужество и героизм Говорову Л.А. 27 января 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. (слайды 9,10,11)

2 ведущий: Мы гордимся человеком высокой общей эрудиции, талантливым организатором обучения и воспитания войск, большим мастером военного дела – Маршалом Советского Союза Говоровым Л.А. Вечная память ему!

(слайды 12,13,14,15,16)

1 ведущий: Сегодня мы вспоминали ту жестокую войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принес на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал все, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать – да просто жить.

2ведущий:

 Наша победа не случайна.

 Столь светлый миг приблизить мог

 Лишь героизм наших солдат,

 Их ратный подвиг и патриотизм.

 А труд работниц и рабочих!

 Единство тыла и фронтов!

 Работа да изнеможенья

 Российских сел и городов.

1ведущий:

 Давно закончилась война,

 Давно с войны пришли солдаты.

 И на груди их ордена

 Горят, как памятные даты, —

 За Брест, Москву, за Сталинград

 И за блокаду Ленинграда,

 За Керчь, Одессу и Белград,

 За все осколки от снарядов.

 А по ночам вам до сих пор

 Бои под Бугом где-то снятся,

 И "мессеры" строчат в упор,

 И из ложбинки не подняться.

 Зовет в атаку лейтенант,

 Но тут же падает, сраженный…

Учитель:

Сегодня мы выражаем глубокую благодарность всем участникам Великой Отечественной войны, оставшимся в живых и склоняем головы, перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины.

          Вам всем, кто вынес ту войну —

 В тылу иль на полях сражений,

 Принес победную весну, —

 Поклон и память поколений.

Список использованной литературы:

  1. С.В. Шевченко, В.Г. Денисова «Классные часы», издательство «Учитель», Волгоград, 2005 г.
  2. П.И. Потёмкин «Историко-художественная хрестоматия по великой отечественной войне», Москва  «Просвещение», 1987 г.
  3. http://myvl.ru/blog/local_history/5360.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши семьи в годы Великой Отечественной войны"

Папка-передвижка. В папке пять иллюстрированных листов. Содержит информацию о родственниках- участниках  событий  Великой Отечественной войны....

Урок русского языка в 8 Б классе. «Сочинение-описание памятника погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны.»

Урок-конспект по теме «Сочинение-описание памятника погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны.» с использованием регионального компонента....

Конспект занятия по теме: «Подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны»

Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края,  через знакомство со страницами истории и выдающимися людьми Краснодарского края формиров...

Наши прадедушки в годы Великой отечественной войны. Исследовательская работа.

Даную работу мы с детьми готовили к 70 летию Победы, выступили на школьном научном обществе учащихся. Но когда я  увидела акцию"Вахта памати" я посчитала, что нашей работой необходимо поделиться,...

Судьбы земляков в годы Великой Отечественной войны

Методическая разработка выполнена на основе краеведческого материала, посвящена 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне...

Герои Великой Отечественной войны-Герои Советского Союза.

В презентации представлена информация о Золотой Звезде  Героя СССР,  количестве награжденных ею в годы войны,в том числе женщин;  дается ряд героев СССР - Г.К. Жуков, Зоя Космодемьянска...