“Обеспечение психологической комфортности на уроках обществознания через использование средств ИКТ и мультимедиа”
методическая разработка (8 класс) на тему

Филиппова Любовь Анатольевна


Информационно-коммуникационные технологии являются проводниками развития и распространения информационных технологии, формирующих основу информационного пространства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobr.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о работе по теме самообразования  “Обеспечение психологической комфортности на уроках обществознания через использование средств ИКТ и мультимедиа”

Филиппова Л.А.

Становление и развитие информационного общества предопределяют нарастание процесса информатизации. Сама информатизация нередко выступает в роли основного пути модернизации системы образования и общества в целом. Являясь базисом современного общества, информация требует умелого обращения, как при её поиске, хранении и распространении, так при её восприятии. 

Информационно-коммуникационные технологии являются проводниками развития и распространения информационных технологии, формирующих основу информационного пространства. 
Задача современного образования – обеспечить такие условия образовательного процесса, которые будут максимально способствовать становлению и дальнейшему развитию личности ребёнка, отвечающей требованиям, которые ставит информационное общество. Коммуникация, лежащая в основе образования, зависит от средств поиска, хранения, обработки и передачи информации. С появлением новых технологий, проникающих во все сферы деятельности человека, коммуникативные процессы в образовании ставятся в прямую зависимость от развития технологий, а, следовательно, и техники. 

Специфика критериев предмета и методов гуманитарных дисциплин обусловливает разницу в применении ИКТ на уроках истории и обществознания. Естественные науки предполагают точное формульное определение закономерностей, описывающих рассматриваемые природные явления, а также формульную запись новых гипотез и теорий. Предмет и методы гуманитарных дисциплин не предполагают формульного выражения той или иной закономерности. «Формулы» закономерностей гуманитарных наук претерпевают постоянные изменения, а могут и вообще структурно отличаться друг от друга, в зависимости от применяемого метода. Отношение к ценностям, антропоцентризм, идеологическая нейтральность и нагруженность, субъект-объектные отношения, устойчивость и подвижность объекта, методология – все эти факторы предопределяют вышеупомянутую разницу в применении компьютерных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин. 

Применяемые в образовании ИКТ не могут не сказываться на психологическом состоянии, мировоззрении и поведении учащихся. Мировосприятие человека зависит не только от его способностей, но и, конечно, от тех средств, которые он использует в познавательной деятельности. Компьютер – средство, расширяющее возможности человека при изучении окружающей действительности, что и делает его на первый взгляд столь незаменимым средством в образовательном процессе. 
Но, расширяя наши возможности, компьютер преподносит и целый ряд проблем. 
«Во-первых, те новообразования, которые возникают под влиянием ИКТ, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом же снижается роль эмоциональных средств общения». 
Важно заметить, на мой взгляд, что машина нарушает структуру традиционных субъект-объектных отношений, становясь медиатором, который может не только способствовать продуктивной работе, но и отвлекать как учителя, так и ученика непосредственно от темы разговора. В результате того, что компьютер является своего рода «тормозом» выброса эмоций, нивелируется куда более важная составляющая диалога – эмоциональный окрас. А эмоции учителя, как мне представляется, могут способствовать концентрации внимания или мотивации ученика куда в большей степени, нежели субъективно-пассивная визуализация. 

«Во-вторых, особенности традиционной деятельности становятся присущи и компьютеризованной. Особенно это заметно по современным образовательным ресурсам, где наблюдается присутствие автора, визуализация и воссоздание реальных образов изучаемых объектов, процессов – и это далеко неполный перечень приведенных примеров. Наблюдаются элементы “очеловечивания” программ и отчасти самих компьютеров. 
Подобные противоположно направленные воздействия и формируют сложную и противоречивую структуру различных видов деятельности (в том числе и учебно-познавательный), основанной на применении информационно-коммуникационных технологий». «Очеловечивание» программ уже приводит к появлению соавтора урока – голос за кадром фото- или видеоряда. Как бы мы того не хотели и не старались отрицать, но отчасти это – протезирование учителя с перспективой подмены или замены. Нельзя допустить того, чтобы ИКТ из средства мотивации и подстраховки переходило в средство «подмены-протезирования-замены». 

Внедрение сети Интернет в образовательный процесс «повышает активность обучающихся, способствует росту их самостоятельности и индивидуализации подхода к обучению, раскрепощает в общении, способствует преодолению стереотипов авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика». Все это стимулирует развитие личности обучающегося, самостоятельности его суждений, инициативности, мобильности, умения отстаивать свою точку зрения. Но есть и обратный эффект, который лишает образование реальной социализации, протезируя её социализацией виртуальной. «Психологические последствия этого явления – социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, замкнутость в общении, замена реальных друзей виртуальными, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов, озлобленность)». Даже самый авторитарный стиль преподавания не приводит к изоляции ученика. Интернет-зависимость и атмосфера виртуальной реальности дают ученику ощущение свободы, независимости и безнаказанности. Налицо смена приоритетов народного образования или просто расширение возможностей системы? Что лучше: авторитаризм традиционной школы, ведущий к реальной адаптации и социализации или свобода и независимость и путь к изоляции и замкнутости? 
Интернет, социальные сети, форумы – яркий пример безконтрольного распространения информации и крайне редко – знания. Знание требует контроля, информация – только канала распространения. Сложно представить себе образование без контроля на любом этапе этого процесса. Интернет-технологии есть прямая противоположность «авторитарному стилю взаимодействия педагога и ученика». 
Стимулирует ли метод «копировать-вставить» аналитическое мышление у учащихся? Эта проблема схожа с извечным вопросом о возможности использования калькулятора на уроках математики. С одной стороны процессор позволяет заменить устный счёт и перейти к анализу данных. Но, теряя навык устного счёта, мы получаем резкий спад мыслительной деятельности. 
«Наибольшая опасность здесь кроется в том, что современные ИКТ часто обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы направить усилия обучающихся на самостоятельную выработку новых знаний, представляющих собой результат познавательного процесса». 

В своей работе, я применяю большое количество различных средств ИКТ и мультимедиа, это в значительной степени упрощает и усовершенствует работу, а также помогает лучшему восприятию учащимися поданного мною материала урока. Учебные кабинеты, в которых я провожу занятия, оснащены интерактивными досками разного уровня оснащенности. Я частично использую данные доски: для демонстрации презентаций к уроку, текстовых файлов, которые не нужно размножать для каждого ученика и раздавать на уроке, для показа видео роликов и файлов, учебных фильмов, тестов и контрольных работ. Также я даю возможность учащимся работать вместе или индивидуально на этих досках, обучаю тем самым компьютерной грамотности на своих уроках, т.к. большинство детей никогда или частично пользовались или работали за компьютером, таким образом я  стараюсь чтобы они не чувствовали себя “неумехами”, в данной сфере и не испытывали дискомфорт среди других ребят, которые владеют компьютером.

Использование ИКТ очень облегчает и делает максимально интересным современный урок, я самостоятельно готовлю, подыскиваю или использую готовый и добытый из сети Интернет материал, фото и видео файлы на своих  уроках. Я сама предпочитаю иметь достаточное доказательство различным фактам из жизни российского общества и мира в целом, этому и обучаю своих учеников. Не имея свободного доступа к сети интернет в большинстве классов в нашей школе, я заранее подыскиваю дополнительный материал для уроков и стараюсь предоставлять полную информацию своим учащимся по темам уроков.

За 4 года использования ИКТ на своих уроках, я сделала вывод, о том, что это не только легкое и интересное преподавание  обществознания, но и легкость восприятия  и доступность материала для учащихся, они реально могут видеть и представлять что происходит на мировой и российской арене, работать с источниками и законами он-лайн (работая на доске), учащиеся стали более открыты  в своих высказываниях, научились делать выводы и отделять факты из общего потока информации, они слышат не только одно мнение, мнение учителя, но и различные мнения других участниках событий, и смогут сформировать на основе всего этого свое личное мнение.

  1. Изучила литературу:
  1. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
  2. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
  3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
  4. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
  5. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
  6. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. – № 4. – с. 8-10
  7. Губайдуллин И.А. “Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения”. – www.it-n.ru
  8. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.
  1. Составила презентации:

- “Семья” 6 класс

- “Социальная структура общества” 6 класс

- “Происхождение и развитие человека” 6 класс

- “Досуг и отдых” 7 класс

- “Здоровый образ жизни” 7 класс

- “История возникновения денег” 8 класс

- “Предпринимательство и бизнес” 8 класс

- “Государство” 9 класс

- “Глобализация” 10 класс

- “Духовная культура ”10-11 класс

- “Конституция” 9-10-11 класс

  1. Тесты и проверочные работы

- промежуточные тесты

- тесты и контрольные работы по итогам четверти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии»

Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной...

Принцип психологической комфортности на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью.

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход к обучению.-Его реализация предполагает соблюдение системы дидактических принципов. Один из принципов – это принцип  психологической ком...

Обеспечение психологической комфортности в условиях перехода по "ступеням" обучения

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. При п...

Повышение качества образования через использование средств мультимедиа

Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динам...

Статья "Психологическая комфортность на уроке"

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка в течении 11 лет этой средой является школа, это 70...

Методика проведения уроков информатики с использованием средств мультимедиа

Актуальность темы данной работы обусловлена ​​следующим. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Сейчас это уже не схемы, таблицы...