Патриотическое воспитание учащихся
материал (7 класс) на тему

Доклад на тему "Патриотическое воспитание учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_patrioticheskoe_vospitanie_novikova_n.v.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное образовательное учреждение

основная образовательная школа-интернат для учащихся

с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска

ДОКЛАД

«Нравственно - патриотическое воспитание учащихся   с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»

Выполнила учитель МБОУ ООШИ № 22 г. Томска

Новикова Наталья Владимировна

г. Томск-2016

       Вопросы нравственно – патриотического развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственно-патриотического воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственно-патриотического воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не классный руководитель, педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно в связи с этим школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны основываться    на разумном и нравственном в человеке, помочь каждому учащемуся  определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому помогает  нравственно- патриотическое воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

    В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание ( включая и патриотическое) при умственной отсталости. Учащиеся ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве  учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном,  целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

    Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

-воспитание ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу.

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к российским  традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о городах России;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Данные задачи являются решающими  во всех видах детской деятельности:

 на занятиях, в играх, в труде, в быту- так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношении со взрослыми и сверстниками.

     Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

     Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье , к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.                                

    Быть гражданином, патриотом-это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, доброжелательного отношение к культуре других народов , к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

     Безусловно,  гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка  в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

    Я строю свою работу в соответствии  с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы;

  -«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста );

  -непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  -дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  -рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

       -деятельный подход

       -развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

     Тематические планирование способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждом классе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность,  следовательно и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочить к конкретным событиям и праздника, например, знакомство с правами и обязанностями- в декабре (перед Днём Конституции), Богатыри земли Русской – в феврале ( перед Днём защитника Отечества), обеспечивая тем самым  связь с общественными событиями. Следует подчеркнуть, что для наших детей характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей вниманию и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой , музыкой,  изодеятельностью.

          Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор  соответсвующего материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем славен родной край. Внимание детей также  привлекалось к объектам, которые являются социально значимыми: кинотеатр, почта, аптека, библиотека. Проводятся беседы об их назначении, подчеркивается, что всё это создано для удобства людей.   В 2015-2016 учебном годы наш класс неоднократно посещал библиотеку «Сибирская», где  проводились презентации, викторины по данной тематике.

    Мы часто беседуем на тему «Долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Ненависть к врагу», о понятиях «Добро и Зло». Важно подвести учащихся  к пониманию, что мы победили потому что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Эта работа отразилась в проведении праздничного мероприятия, посвященного Дню Победы в 2015-2016 учебном году. В том же учебном году учащиеся 7 А класса МБОУ ООШИ № 22 г. Томска принимали участие в школьном конкурсе чтецов, посвященному дню Победы, и заняли призовые места.    

     Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

 Для  выявления  нравственного  опыта  и воспитанности учащихся проводится мониторинг  и анкетирование на начало и конец учебного года: использовались следующие критерии: степень соответствия  нравственной  норме знаний, отношений и способов поведения  учащихся;  обобщенность  знаний;  их глубина и широта; степень устойчивости, знание правил внутреннего распорядка МБОУ ООШИ № 22 г. Томска.

  Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержания  моральных  норм,  знание  способов  поведения, знание  переживаний,  возникающих  у  человека  в  случае   соблюдения   или несоблюдения моральной нормы.

    О нравственном отношении узнаю по оценочным суждениям школьников  о поступках другого человека, о  своих  поступках,  а  также  по  особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Опрос. Задавались вопросы..

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

     При проведении опроса перед детьми был поставлен моральный выбор школьники с низким уровнем нравственного опыта 15% терялись в ответах, остальные 85% объяснили значение слов, как они и понимают.

      Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.

    Очевидно, что нравственная воспитанность детей соответствуют возрастным особенностям детей среднего школьного возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как доброжелательность и ответственность. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние сверстников и т.д. Таким образом   возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений моих учеников  о нравственных категориях.

   Поэтому я в своей работе использую следующие формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.). Так, в рамках городской программы воспитания и дополнительного образования «Здоровье и развитие молодежи »  учащиеся принимают участие в городской конкурсной программе «Азбука здоровья», целями которой является предупреждение девиантного поведения детей. Также учащиеся выступили на общешкольном  родительском собрании с октябре 2016 года, подготовив инсценировку «О вредных привычках и о  здоровом образе жизни».

 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.).  Учащиеся принимают активное участие в городских  спортивных соревнованиях и олимпиадах, где неоднократно занимают призовые места.  Кроме этого, в  2015-2016 учебном году 7 А класс, находясь в летнем оздоровительном лагере, принимал участие в городской  конкурсной программе «Мы- команда» и занял 3 место. Учащиеся принимали участие в международном блиц-турнире «Мир, в котором я живу» и заняли призовые места.

 3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). Учащиеся постоянно принимают участие во всех школьных  и  городских конкурсах выставок плакатов и рисунков («Золотая осень», «Я берегу электроэнергию», «Пасхальный сувенир». «Новогодний подарок», «Я и моя семья»).

       В МБОУ ООШИ № 22 г. Томска создана детская общественная организация «Маленькая страна», в деятельность которой входит участие в городской программе «Мы- актив», в рамках которой планируется в 2016-2017 учебном году реализация своего социального проекта.

          Считаю   необходимым и далее проводить  целенаправленную  работу, направленную на ликвидацию разрыва между  нравственными представлениями учеников и особенностями их поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"

в файле  находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...

Патриотическое воспитание учащихся в классах оборонно-спортивного профиля

Выступление в секции классных руководителей на 4-ой зональной конференции Восточного регионального объединения методических служб "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО "Образование" - р...

Программа патриотического воспитания учащихся.

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в школе - формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания , верности Отечеству , готовности к выполнению констит...

Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.

Статья по краеведению, написана на основе опыта работы.  В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...

Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....